Советы старообрядцу о необходимости и вернейших способах рассмотрения истины104
I
Достопочтенный старообрядец! Ты убеждение свое относительно правоты своего верования основываешь на том, что веруешь по старопечатным книгам. Истина сих книг, рассуждаешь ты, несомнительна: потому и верование, на них основанное, безошибочно и упование спасения по сему верованию безопасно.
Что ты упование и веру по старопечатным книгам полагаешь безопасными и достаточными для спасения души твоей, против этого я не могу и не желаю сказать ничего, потому что и сам вполне убежден, что свидетельствуемая по старопечатным книгам вера есть истинная вера, и свидетельствуемая ими церковь есть истинная церковь. Но недостаточно того, чтобы знать, что старопечатными книгами свидетельствуемая вера есть истинная вера; необходимо нужно еще и по старым книгам веровать безошибочно, – необходимо нужно знать, согласно ли со старопечатными книгами мы веруем и к той ли именно принадлежим церкви, которая старопечатными книгами свидетельствуется как истинная Христова. Скажите: все ли именуемые старообрядцы, полагающие на старопечатных книгах упование спасения своего, правильно их понимают? – Вопрос этот требует тщательного рассмотрения. Все старообрядцы различных согласий105 читают и служат по одним и тем же старопечатным книгам, изданным при первых пяти Московских патриархах, и чтобы веровать согласно учению сих книг, в том полагают все надежду спасения. Поэтому неоспоримо, что они должны бы одинаково веровать, одинаково учить и мудрствовать, составлять из себя одно нераздельное общество, крепко соединенное единством веры и учения. Но в старообрядцах, как известно всем, обретается противное. На коликое множество согласий или толков они разделились и еще разделяются, трудно и исчислить. В некоторых селениях бывает до пяти и до шести различных старообрядческих согласий; даже в одном доме живущие, лица одной семьи, делятся на два и на три согласия, совокупно не едят одни с другими и не молятся друг с другом, а едят из разных чашек и молятся по разным углам. И при этом каждое согласие все другие (хотя также по старопечатным книгам верующие и молящиеся) укоряет и осуждает, как неправо верующие , и не признает их имущими надежду получить наследие будущей вечной жизни, почему принадлежащие к одному согласию и отлучаются от общения с принадлежащими к другим согласиям, как с еретиками106, не приемлют таинства их, т.е. приходящих от другого согласия перекрещивают и миром перемазывают, или уже по снисхождению принимают под третий чин, с проклятием ересей. Это всеми видимое явление, что старообрядцы, признающие себя одинаково верующими по одним и тем же старопечатным книгам, разделяются на множество враждебных один другому толков, считая одни других еретиками, не допуская общения друг с другом в молении и в пище, лишая друг друга надежды спасения, – это и служит доказательством, что хотя все старообрядцы одинаково утверждаются на старопечатных книгах, но неправильно сии книги понимают, ибо иначе разногласий и разделений между ними не было бы. В этом признаются и сами старообрядцы. Если старообрядцев какого-либо согласия спросить: почему все другие старообрядческие согласия, отличные от вас, вы не признаете правыми и имущими надежду на наследие будущей вечной жизни? Ведь они так же, как и вы, веруют по старопечатным книгам? Почему же вы признаете, что они не могут спастись, почему от них отделяетесь и не имеете с ними молитвенного общения? На такой вопрос, каждое старообрядческое согласие о других согласиях со утверждением отвечает: хотя они и старопечатные книги читают и по ним молятся, но несправедливо их понимают и, криво толкуя, несправедливо веруют; поэтому и не могут спастись; поэтому и от общения с ними мы отлучаемся. Такой, обычный всех старообрядческих согласий о прочих старообрядческих согласиях приговор, что они старопечатные книги несправедливо понимают и криво их толкуя веруют неправо, а потому и спастись не могут, служит неоспоримым и непререкаемым доказательством, что и по мнению самих старообрядцев из всех их многочисленных согласий только одно, к которому принадлежит сам выражающий такое мнение, может быть признано правильно понимающим старопечатные книги, а все прочие многочисленные старообрядческие согласия в разумении старопечатных книг погрешают и веруют неправо, и чрез то лишаются наследия будущей жизни. И это неправое разумение старопечатных книг, по убеждению самих старообрядцев, имеет столь великую важность, что лишает неправо разумеющих наследия будущего блаженства, вечного спасения, так что право или неправо разуметь старые книги значит или спасти душу, или погубить. Итак, по мнению самих старообрядцев, из всех старообрядческих согласий только одно которое-либо безошибочно понимает старопечатные книги. Но какое же именно? – неизвестно. Полагаться в сем случае на решение самих старообрядцев невозможно, потому что старообрядцы каждого согласия именно про себя говорят, что только они одни (т.е. одно их согласие) правильно разумеют старопечатные книги, и право по ним веруют. Да и кто из старообрядцев, желающих спастись по старопечатным книгам, может быть несомненно уверен, что он и его согласие безошибочнее всех прочих старообрядцев рассмотрели истину? Чем он докажет справедливость такой уверенности своей в единственно безошибочном разумении старопечатных книг? Разве только надеянием на свое собственное рассуждение. Но уповать на непогрешимость своего рассуждения писание не велит и признает сие бедственным: «всяк надеяйся на ся падет». Притом же, как начетчик одного согласия самонадеянно полагается на свое собственное разумение, что якобы он безошибочно верует по старопечатным книгам: так же точно и в других согласиях, которые он укоряет в погрешительном разумении старых книг, есть хорошие начетчики, с таким же правом думающие о себе, что напротив они только вполне правильно разумеют старопечатные книги. Ты хочешь спастись; но и он также не враг души своей и не хочет погибели себе. Отсюда ясно открывается, что никто из старообрядческих начетчиков, какого бы то ни было согласия, не может полагаться на свою начитанность и знание, якобы он вполне правильно разумеет старопечатные книги и вообще писание. Непогрешимость в толковании писания принадлежит только святой соборной и апостольской церкви, яже есть, по словеси Апостола, столп и утверждение истины (1Тим. зач.284; Катих. Малый л.25). По сему свидетельству священного Писания, полагаться в разумении писания на рассуждение церкви безошибочно, или что тоже, в вере надлежит утверждаться на учении церкви. Но старообрядцы не имеют ни верховной власти церковной, утверждённой от Христа, которой поручено проповедывать слово Божие, ни ее совокупного совета (на соборах)107, а полагают они упование только на рассуждение частных лиц, своих начетчиков, из которых каждый свое суждение оправдывает, а мнения всех других отвергает и осуждает. Итак, остается неизвестным, которое из старообрядческих согласий правильно разумеет старопечатные книги и право по ним верует.
Некоторые, даже и многие из старообрядцев полагаются в вере и уповании на своих предков, говоря: как наши предки веровали и жили, так и мы веруем и живем: предки наши не были неразумные люди.
Подумай, достопочтенный старообрядец, – как ты имеешь предков, так и другие старообрядцы всех согласий (кроме некоторых разве, новоявленных) имеют тоже своих предков, и так же, как ты, говорят о них: мы следуем предкам! предки наши были разумные люди, знали писание. Но твои предки и их предки в понимании старопечатных книг и в самой вере также не были согласны между собою: и они, как вы ныне, друг друга укоряли и осуждали, друг другом гнушались. Кто же из ваших предков справедливо и кто ошибочно понимал старопечатные книги? – это опять остается неизвестным. Ибо вселенские соборы учение и веру ваших предков не рассматривали, правоту именно твоих предков своим непогрешимым судом не утвердили; основано ваших предков понятие также на их личных, частных убеждениях, на которых основываться, как на столпе и утверждении истины, несогласно с писанием и ненадежно. Итак, и на предков нельзя ссылаться в разрешении вопроса: которое из всех старообрядческих согласий вполне справедливо понимает старопечатные книги и право по ним верует ?
Таким образом, никто из старообрядцев, к какому бы ни принадлежал согласию, не может с уверенностью и утверждением говорить, что только он, или одно его согласие из всех старообрядческих согласий правильно разумеет старопечатные книги и право по ним верует. А кто не имеет твердого, достоверного основания в вере, такового спасение сомнительно. Пребывать же самонадеянно и беспечально в таком сомнительном положении относительно столь великого дела, как душевное спасение, свойственно только легкомысленному уму и в бесстрашии Божии пребывающему сердцу.
Посему советую тебе, достопочтенный старообрядец, не самонадеянно в своем принятом мнении пребывать и самообольстительно успокаивать себя одним только именем старообрядца, верующего по старым книгам, но для спасения души своей прилежно и со тщанием искать истину, тщательно испытать, действительно ли по старопечатным книгам ты веруешь. И при сем тщательном испытании не надейся на свой разум, но усердно проси Бога, дабы вразумил тебя, –молись ему: Скажи мне, Господи, пут в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс.142). А чтобы ты услышан был, старайся творить добрые дела и, по силе твоей, давай милостыню убогим, как делал Корнилий, воспомоществуя молитве милостыней, почему и услышал сие слово: молитва твоя и милостыни взыдоша на память пред Богом (Деян. зач.24). А молясь и творя милостыню, не возносись ими и не осуждай других, дабы не погубить, как погубил Фарисей, свои добродетели, но смиряйся, как мытарь. И так творя, не изнемогай, если и долго не будешь услышан, если и надолго оставлен будешь пребывать в недоумении. Уповай на Господа, продолжай свою молитву к Нему, и Он не оставит тебя, но во время потребное наставит тебя на путь истины: ибо близ Господь всем призывающим Ею во истине (Пс.144:18).
II
Каждый православный христианин должен веровать во Христа не по своему собственному о нем мнению, как бы сам захотел думать и утверждать, но якоже научают святое Евангелие, пророческие и апостольские писания, ибо и сам Христос, утверждая Апостолов в вере, приводил им, начен от Моисея и от всех пророк писания, яже о Нем (Лук. зач.113). Посему, чтобы каждый веровал во Христа согласно Евангельскому, пророческому и апостольскому о Нем учению, святыми Апостолами и вселенскими соборами изложен Символ веры, который обязуется исповедовать каждый, приступающий ко святому крещению. Сей самый Символ веры и старообрядцы всех согласий произносят при крещении и, ежедневно повторяя, исповедуют. В сем-то Символе веры, ежедневно исповедуемом, каждый обязуется веровать «во святую, соборную и апостольскую церковь» (член 9-й). Что же разумеют старообрядцы всех согласий, при крещении и повседневно читая Символ веры, под «святою, соборною и апостольскою церковью»? Очевидно, каждый из них разумеет под святою, соборною и апостольскою церковью свое согласие, или общество, от которого он приемлет крещение и с которым состоит в общении. Иначе сии слова исповедания: верую «во едину святую, соборную и апостольскую церковь», не имели бы в его устах никакого значения, и произношение их было бы излишним или не своевременным.
Что каждое старообрядческое согласие или общество действительно признает себя соборною и апостольскою церковью, это удостоверяется самым положением каждого старообрядческого согласия и его отношениями ко всем другим: ибо каждое старообрядческое согласие от всех других отделяется, не имеет с ними общения в молитве и не иначе принимает в свое общение, как только по известному чиноприятию; каждое старообрядческое согласие только у себя исповедует несомненно возможным получение спасения, а у всех других отнимает надежду спасения, называя принадлежащих ко всем другим согласиям раскольниками и еретиками. Ясно таким образом, что каждое старообрядческое согласие себя именно, и только себя, признает в Символе исповедуемою «святою, соборною и апостольскою церковью». Но которое же из всех старообрядческих согласий составляет действительно и несомненно «святую, соборную, апостольскую церковь»? – остается неизвестным. Ибо все они, как мы выше сказали, признают себя одинаково верующими по старопечатным книгам, одинаково молятся по сим книгам и крестное знамение одинаково полагают на себя двумя персты, и каждое уверяет о себе, что старопечатные книги разумеет безошибочно, и каждое тщится от других согласий людей привлекать к себе, уверяя, что только в нем можно несомненно спастись, а это и значит, что каждое согласие только себя признает «святою, соборною и апостольскою церковью», вне которой невозможно получить спасение. Вследствие того разделения старообрядческих согласий и таких взаимных друг на друга укорений, не только остается неизвестным, которое из них можно было бы назвать церковью Божиею, но и подается еще право усомниться относительно всех старообрядческих согласий, не ошибаются ли все они, называя себя истинною церковью, и все они понимают ли надлежащим образом учение старопечатных книг, когда находятся между собою в таком печальном разъединении. При таком сомнительном положении разных старообрядческих согласий, добросовестному, тщащемуся спасти душу свою и неувлеченному фанатизмом старообрядцу возможно ли оставаться самоуверенным и беспечальным ? Не надлежит ли прилагать все тщание о разыскании истинной, святой, соборной и апостольской церкви, в которую он обязан веровать, которую сам ежедневно исповедует и в которой необходимо должен пребывать, дабы получить спасение души? Ибо вне ее спастись невозможно, как свидетельствует Катихизис Великий (вопросоответ во главе 25): «Кроме церкви Божия нигдеже несть спасение. Яко же бо при потопе, вси елицы с Ноем в ковчезе не бяху, истопоша, тако и в день судный, вси иже ныне в церкви святей не будут, тии во езеро оное огненое ввержени будут. Церковь же свою сам Христос спасает, якоже нам святый апостол Павел возвещает, глаголя: Христос есть глава церкве, и он есть спаситель тела своего. Се убо иже не пребывают в сей соборней церкви, тех Христос не спасает и Духа Святаго сицевии не имут, о них же есть написано тако, яко сами отделяются от единости веры, и суть телесни, Духа неимуще. Бог же сам пребываяй во церкви своей спасает ю».
И так необходимо тебе, достопочтенный старообрядец, прежде всего, на основании слова Божия, святоотеческих писаний и уважаемых тобою старопечатных книг, разыскать, где обретается исповедуемая в Символе святая, соборная и апостольская церковь. А чтобы мог ты безошибочно и беспристрастно произвести сие разыскание, я тебе советую, и советую чистосердечно, от братолюбия понуждаем и как многое от искуса навыкший: рассматривая какое-либо согласие или общество старообрядческое, удержись скоро признавать его истинною церковью Божиею по какому-либо твоему собственному соображению и влечению, или по какому-либо существующему в нем и тебе понравившемуся обычаю. Ибо это было бы только собственное твое мнение, а не от святого Писания указание. Также и каким-либо обстоятельствам, располагающим тебя в пользу того или другого согласия, не подчиняйся: ибо ничто, никакие обстоятельства и выгоды житейские не могут и не должны быть дороже и нужнее спасения души. Рассуждай беспристрастно и спокойно лишь на основании св. Писания, и приступая к рассмотрению того, которое общество надлежит признать истинною святою, соборною и апостольскою церковью, положи себе за правило, прежде всего разыскать в священном Писании, какова должна быть истинная святая, соборная и апостольская, Христом созданная церковь, какое она должна иметь исповедание веры, с каковыми силами создана от Христа, или, что одно и то же, на совершение каких таинств дана ей власть от Христа, дабы чрез оные созидать наше спасение, и какие чины установлены в ней Христом Спасителем и его Апостолами, то есть кому поручено в ней строение таинств, и кому поручены Христовы люди, чтобы назирать их, дóндеже приидут в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, и каковы о ней положены во святом Писании обетования, – именно обетования неодоленности и вечности. При этом обращай внимание не на какие-либо частности, не суди о вселенской церкви по какому-либо местному случайному обстоятельству, уложению или обычаю: ибо местное обстоятельство может касаться только частности, а не вселенской церкви. И если ты возьмешь о ней только частные понятия, то есть о ее частях, а не о всецелом ее составе, то ты еще не уяснил себе, что есть вселенская соборная и апостольская церковь, не можешь о ней здраво рассуждать, и где она обретается не можешь себе уяснить. Ибо кого я не знаю в лицо, как могу найти и указать его в собрании народа? Итак, на основании святого Писания должен ты составить понятие, какова должна быть истинная, святая, соборная, апостольская церковь, не в частных своих проявлениях, подлежащих времени и изменению, а в самом существе своем, в своей целости, не подлежащей изменению. А дабы не погрешить тебе в своем понятии о церкви, проси помощи Божией, чтобы дал тебе Господь правильное разумение писания, а на свое быстроумие не надейся.
И когда с помощью Божией всецело рассмотришь от святого Писания, какова должна быть святая, соборная, апостольская церковь, тогда оное понятие свое, или, лучше, образ святой соборной церкви, узренный тобою во св. Писании, приложи прежде всего к тому старообрядческому согласию, или обществу, к которому сам принадлежишь: ибо прежде всего должно тебе узнать, к истинной ли церкви Христовой сам ты принадлежишь. И когда ты к своему согласию приложишь найденный в Писании образ святой церкви, тогда тебе удобно будет видеть и несомнительно увериться, действительно ли согласие сие составляет церковь Божию, или только называется ею, а силы и действия соборной апостольской церкви не имеет. И если ты не найдешь в своем согласии сообразия понятию об истинной церкви Христовой, тогда тем, от святого Писания полученном, правилом или образцом проверь и прочие старообрядческие согласия, все по единому: тогда тебе уже удобно будет это сделать, т.е. составить правильное понятие о каждом старообрядческом согласии и определить, составляет ли какое-либо из них истинную святую соборную апостольскую церковь, или все они только именуются церковью, а не суть.
Когда же ты ни в одном старообрядческом согласий не найдешь существенных принадлежностей святой соборной и апостольской церкви, ее вечности и неодолимости: тогда, после всех старообрядческих согласий, составленное тобою от святого Писания понятие, какова должна быть святая соборная и апостольская церковь, приложи и к церкви Греко-российской. Я знаю, что тебе, достопочтенный старообрядец, по твоему против Греко-российской церкви предубеждению, покажется тяжелым и неприятным это сделать, но сделать это необходимо нужно. И во-первых потому, что если ты обо всех старообрядческих согласиях рассуждал, справедливо ли они веруют по старопечатным книгам, если о всех старообрядческих согласиях рассматривал беспристрастно, справедливо ли они называют себя истинною церковью, а о церкви Греко-российской того не сделаешь, то этим самым ты покажешь, что отвращаешься от нее не по рассуждению и исследованию от Писания, а только по предубеждению. Притом же, если испытание о ней от святого Писания покажет тебе, что она несправедливо усвояет себе имя святой соборной апостольской церкви, то рассмотрение сие не только не привлечет тебя к ней, но еще даст тебе, напротив, большее основание от нее отвращаться. Во-вторых, необходимо нужно тебе, полученное из святого Писания понятие, какова должна быть святая соборная и апостольская церковь, приложить и к церкви Греко-российской потому еще, что Греко-российская церковь не осуждена не только вселенским, но и поместным собором, а судили ее лишь те старообрядческие согласия, или общества, которые и сами между собой несогласны, сами одно другое осуждают. А когда приговор их и друг над другом сомнителен: то не менее, и даже еще более, должен быть сомнителен их приговор над Греко-российскою церковью. Ибо в святых правилах положено, что и одного епископа, чтобы суд был несомнительный, должны судить двенадцать епископов, а пресвитера – семь епископов, диакона – четыре (Карф. соб. пр.12). Только таковой суд над епископом не требует пересмотра и остается твердым. А Греко-российскую церковь, т.е. пять патриархов и всея вселенные епископов и весь священный сан, осудили немногие священники, которым не дано судить и одного епископа или пресвитера, а кольми паче всея вселенные епископов; и еще осудили ее, как я выше сказал, старообрядческие общества, которые и сами состоят под взаимным друг от друга осуждением. Посему-то суд над Греко-российскою церковью не есть законный, и требует еще беспристрастного рассмотрения. Потому и тебе, сделанное тобою от святого Писания исследование, какова должна быть святая соборная апостольская церковь, приложить к Греко-российской церкви не есть преступление каких-либо соборных правил, но паче их исполнение.
И когда ты, беспристрастный старообрядец, ко всем обществам, не исключая и церкви Греко-российской, приложишь свое от святого Писания полученное понятие, какова должна быть святая соборная и апостольская церковь, когда поможет тебе Бог сим способом безошибочно определить, какое из сих обществ должно быть признано церковью Христовою: тогда возрадуется сердце твое, и еще прежде получения будущего живота, еще в сем мире, утешится дух твой, как утешились древле иудеи, возвратившись от чувственного плена во Иерусалим к храму святыни, о них же пророк глаголет: «Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени: тогда исполнишася радости уста наша и язык наш веселия... Возвеличил есть Господ сотворити с нами: быхом веселящеся. Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом» (Пс.125).
III
Достопочтенный старообрядец! Я с довольною ясностью показал тебе, что для уверенности в спасении души весьма недостаточно того, чтобы только называться старообрядцем и думать, что ты утверждаешься на старопечатных книгах; я доказал тебе, что потребно великое рассмотрение о том, правильно ли и безошибочно ли разумеешь ты старопечатные книги, а наипаче святое Писание, и прежде всего потребно со всею тщательностью рассмотреть в священном и святоотеческих Писаниях, что есть, исповедуемая в Символе, святая соборная и апостольская церковь, вне которой никто спастись не может; получив же таким образом правильное о церкви понятие, необходимо приложить оное ко всем существующим старообрядческим согласиям или обществам, а затем и к церкви Греко-российской, дабы определить, какое из сих обществ вполне соответствует истинному понятию о истинной церкви Христовой, святой, соборной и апостольской. Было также замечено мною, что при рассмотрении Писания и извлечении из оного правильных понятий о церкви не должно останавливать внимание на одних только частностях, на отдельных выражениях, на частных принадлежностях, но следует стараться выразуметь смысл Писания в целом его составе и церковь разуметь во всей совокупности существенных свойств ее. Об этом считаю нужным сказать несколько подробнее.
Читая слово Божие, святоотеческие писания, старопечатные книги, никак не должно вырывать одно слово или выражение из целого смысла того, что читаешь. Останавливая все внимание только на отдельно взятых словах и выражениях, никак нельзя понять истинный смысл Писания, напротив весьма легко превратить смысл его на свое разумение, толковать его, кому как желательно и угодно: отсюда и бывают многие споры, составляются разные понятия и учения, и на них основываются разные согласия и секты. Необходимо нужно в каждом рассматриваемом месте Писания разуметь целый смысл его, также о каждом предмете веры, на основании св. Писания, составлять целое, общее понятие и, рассудив так о каждом предмете веры, из тех рассмотрений нужно также составить общее целое, что в отношении к вопросу о церкви и будет составлять целое, полное о ней представление, или учение, которое необходимо тебе усвоить, чтобы право судить о существующих обществах, именующих себя церковью. Объясню это примером. Тебе нужно иметь часы; но для этого недостаточно иметь одно колесо или другую какую-нибудь частицу часов: часы составляются из совокупности колес и других частей, известным образом расположенных и соединенных в одно целое. Как бы ни было правильно и хорошо сделано какое-нибудь колесо, но само по себе оно еще не составляет часов; и если при множестве так хорошо и верно устроенных колес и других частей механизма, не будет доставать одного, хотя бы маленького колеса, не может быть движения всех других и не будет еще настоящих часов. Так и при составлении правильного понятия о предметах веры не на то нужно смотреть, чтобы какая-либо относящаяся к нему частица была совершенна сама по себе и этим довольствоваться, но о том должно заботиться, чтобы при ней было достаточно и других столь же совершенно составленных частиц, дабы из них могло составляться целое понятие.
Ты не подумай, достопочтенный старообрядец, что я говорю это по человеческому рассуждению, а не от святого Писания, и потому сказанное мною не приложимо к рассуждению о церкви. Вот и апостол Павел, рассуждая о церкви, уподобляет ее телу человеческому, сложенному из частей. Он говорит: якоже бо тело едино есть и уды имать многи... Ибо тело несть един уд, но мнози. Вы есте тело Христово и уди от части (Кор. зач.152,153). И паки в послании к Ефесянам: той (Христос) дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова: дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. зач.224). Если церковь, по Апостолу, состоит, как тело человеческое, из многих членов, если Христос, для созидания ее, даровал различные чины: то составить понятие об одном члене, об одном чине еще не значит, очевидно, составить понятие о церкви в целом ее составе. А когда ты получишь правильное разумение о всех членах церкви, о всех чинах ее, о всех дарованных ей силах, т.е. таинствах, о всех относительно ее обетованиях: тогда будет целостное, полное представление, или понятие о церкви во всем ее составе, во всем ее существе. Прошу знать об этом, что говоря о церкви, я разумею не храмы деревянные, или каменные, не об них приглашаю тебя рассматривать Писание; нет, – под именем церкви я разумею общество людей православно-верующих во Христа, созданное Им, самим начальником и совершителем нашей веры, управляемое чрез пастырей, которым оно поручено от самого же Христа, которыми и храм рукотворенный освящается, по данной им благодати на совершение таинств.
И так необходимо тебе, достопочтенный старообрядец, приступить к рассмотрению о церкви Христовой в целом ее составе, то есть уразуметь полноту всех дарований Св. Духа, данных ей для устроения спасения верных. Об этой, присущей церкви, полноте дарований и сил пишет св. апостол Петр во втором своем послании: вся нам божественные силы Его (Христа), яже к животу и благочестию, подана (зач.64). Видишь ли: вся силы, яже к животу и благочестию, поданы церкви. А что церковь оных сил никогда не может лишиться и никто отнять их у нее не может, в этом удостоверяет Сам всесильный ее основатель: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. зач.67). Благодатные силы даны церкви, по слову Апостола, для того, дабы руководимые ею получили живот вечный; а если бы церковь могла лишиться данных ей от Бога благодатных сил: она была бы бессильна, не могла бы чад своих препровождать к вечному животу и не сбывались бы на ней слова Христовы: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей.
Сию церковь, которой поданы все божественные силы, яже к животу и благочестию, тебе и нужно обрести, достопочтенный старообрядец, для получения живота вечного, и в ней пребывать неотлучно. А которые общества всех сил божественных, яже к животу и благочестию, не имеют в себе, должны быть оставлены: ибо не имея сами сил, потребных для вечного живота, и тебе преподать оные не могут. Все таковые общества болят неверием: ибо или не веруют они, что Господь создал церковь Свою со всеми силами, яже к животу и благочестию, или не веруют во всемогущество Божие, – не веруют, что Бог, создав церковь Свою со всеми силами, яже к животу и благочестию, силен таковою сохранить ее всегда, – не верят неложному обещанию Божию: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей.
IV
Достопочтенный старообрядец! Прошу тебя выслушать и еще нечто в дополнение к сказанному о том, как тебе искать при руководстве слова Божия, святую, соборную и апостольскую церковь. Желаю именно подать тебе малый образец того, как исследовать Писание, дабы получить правильное понятие о церкви.
Нужно узнать прежде всего, на чем и как основал Господь свою церковь.
Основание церкви есть правое исповедание веры во Христа, как сам Он засвидетельствовал своими неложными устами. Когда Господь вопросил Апостолов, кого мя глаголют человецы быти? и получив ответ, вопросил потом самих Апостолов: вы же кого Мя глаголете быти? тогда за всех, как бы устами всех Апостолов, отвечал Петр: Ты еси Христос сын Бога живаго, И отвещав Иисус рече ему: блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. зач.67). Из сего Господня ответа учимся следующему. Первое: яко истинная вера должна утверждаться на божественном откровении, а не на человеческом предании. Сам Господь сказал, что не плоть и кровь открыли Петру исповедание веры, но Отец, иже на небесех. Посему вера, которая утверждается на человеческом мнении или предании, а не на Евангельском и Апостольском учении, не есть вера правая. Второе: яко церковь Христова должна иметь своим основанием православное исповедание веры во Христа и оно есть камень, положенный Христом в основание церкви: на сем, рече, камени, т.е. на исповедании твоем, созижду церковь Мою. Из слов Христа Спасителя видно и то, что исповедание веры, само по себе, не есть церковь, но камень положенный во основание церковное: исповедание веры во Христа, Сына Божия, Петром уже было высказано, а церковь Нового завета не была еще создана, еще Господь только обещевается создать ее: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Отсюда видно, что в каком обществе нет правого Евангельского исповедания веры или оное повреждено, там основание церкви нетвердо, немощно, имеет в себе зародыш распадения, и посему не может держать или носить здание церкви. И когда ты, почтенный старообрядец, станешь рассматривать исповедание веры, то не ошибись, не почти за едино с Богооткровенными догматами веры и обрядовые обычаи. Ибо догматы веры преданы нам от Бога Отца чрез откровение единородного Сына Его, благодатью Духа Святаго, и никогда не могут быть изменяемы, ничто к ним не может быть прибавлено или от них убавлено; обряды же зависят от распоряжения церковного, и многажды были прибавляемы и убавляемы по распоряжению церкви. Ежели ты почтешь и обряды за едино с догматами веры, этим ты прибавишь к догматам веры новые догматы, иже не суть догматы, и за то будешь подлежать запрещению Апостольскому: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. зач.198).
Итак, Господь основал Свою церковь на правом исповедании веры. Рассмотри теперь, как и какою устроил Он церковь на сем основании. Священное Писание свидетельствует, что церковь есть общество верующих во Христа, не самовольно собравшееся и само себе положившее правила и уставы, но общество Богом созданное, как видно из тех же слов Христа Спасителя апостолу Петру. Созижду церковь мою, сказал Он, – я сам созижду, а не кто-либо из людей,– и врата адова не одолеют ей. Церковь есть общество верующих во Христа, Им самим созданное, и от Него получившее все божественные силы, яже ко спасению, и потребных к тому служителей, как свидетельствует Апостол: И той (Бог) дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова: дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. зач.224). Видишь ли, достопочтенный старообрядец, – Бог дал есть в церкви Апостолов, а преемники Апостолов (по толкованию на 14-е правило, иже в Новой Кессарии собора) суть епископы, епископский же сан и вся прочая дарования в себе имать. И то указывает Апостол, для чего сие служение потребно церкви Христовой: для созидания тела Христова. Он сказует и время, доколе это дарование потребно в церкви: дондеже достигнем в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. А поскольку потребность служения, необходимого человеку для достижения соединения веры и познания Сына Божия, для достижения возраста исполнения Христова будет простираться до кончины мира, до самого второго пришествия Христова: то, значит, дотоле, по слову Апостола, пребудет и преемство Апостольского служения чрез епископов и ими поставляемых пресвитеров и диаконов,–значит, до кончины мира чрез них будут совершаться, по слову Апостола, вся яже ко спасению поданные нам божественные силы, то есть божественные семь таинств, которые св. церковь должна иметь все без исключения, как о том написано в Великом Катихизисе (во главе 72): «веждь убо без всякаго сумнения, яко в церкви Божией не две точию (суть) тайны, но все совершенно седмь»; и еще: «ихже (седмь таинств) святая соборная и апостольская восточная церковь всегда употребляет, имиже особне освящаемся, и управляемся и всынение божественное приемлем». Там же: «Вопрос: кто может сия тайны строити? Ответ: никто же разве святителей хиротонисанных, имже дана есть власть от Бога рукоположением наследников Апостольских: раздели бо Бог в церкви саны и строители, якоже св. апостол Павел глаголет: и той дал есть овы убо Апостолы ", и прочее (зач.224).
Я показал тебе, достопочтенный старообрядец, только несколько свидетельств от божественного Писания и древнепечатных книг, что святая церковь с полнотой священства и с семью таинствами должна пребывать неизменно до второго Христова пришествия; а чтобы видеть более свидетельств о том, старайся читать старопечатные книги, и многие обрящеши о том доказательства. Собрав же оные и ясно узрев из них, какова должна быть в существе своем и в полном своем составе, святая соборная и апостольская церковь, без неяже спастися невозможно, приложи полученное тобою понятие о церкви, как я выше тебе советовал, ко всем старообрядческим обществам и посмотри, обрящешь ли в них хотя подобие святой соборной и апостольской церкви, а потом приложи сие понятие к церкви Греко-российской и беспристрастно рассмотри, имеет ли она существенные свойства и принадлежности истинной церкви Христовой, «единой, святой, соборной и апостольской».
V
Повторю вкратце, о чем я беседовал с тобою, достопочтенный старообрядец:
Я показал тебе, что недостаточно того, чтобы только иметь старопечатные книги, по ним молиться, и думать, что веруешь по старопечатным книгам и потому спасешься несомненно, а необходимо нужно рассмотреть, правильно ли разумеешь старопечатные книги и право ли по ним веруешь.
Я показал, что разделение старообрядцев на многие и различные секты, взаимное укорение одних другими, до обвинения в еретичестве и отрицания надежды спасения, ясно и несомнительно удостоверяет, что старообрядцы, все одинаково утверждающиеся на старопечатных книгах, в действительности не имеют правильного разумения сих книг: ибо не могли бы они и разделяться между собою, тем паче враждовать и считать друг друга еретиками, если бы все одинаково правильно разумели книги, на которых утверждаются.
Я показал, что в разумении старопечатных книг и вообще Божественного и святоотеческого писаний, начетчикам старообрядческим доверять невозможно: потому что в них такое же существует разделение и они один другого поносят за несправедливое понимание старых книг. Также и на предков полагаться в сем невозможно, ибо и в них такое же существовало разделение. А посему и должен каждый беспристрастно рассмотреть истину чрез внимательное чтение слова Божия.
Затем я показал тебе, что необходимо в особенности иметь правильное, на основании священного и святоотеческих писаний составленное, понятие о исповедуемой в Символе святой, соборной и апостольской церкви, и при этом никак не следует останавливать внимание только на каких-либо частностях, напр. на обрядах: ибо св. церковь познается не от тщательного только исполнения обрядов (иногда и еретики исполняют обряды тщательно и лучше нежели православные, как о том писано в Книге о вере, во главе 23, на листе 216); а необходимо от св. Писания и от учения св. отец рассмотреть, какова должна быть церковь в своих существенных свойствах, в целом своем составе. При сем рассмотрении ты найдешь, что церковь должна иметь правое учение веры, положенное самим Христом в ее основание, и с правым исповеданием веры, или с догматами, никак ты не должен смешивать обряды церковные, дабы тем не приложить новых догматов к принятым и утвержденным церковью догматам веры; найдешь потом, что церковь должна иметь полноту богоучрежденного священноначалия или иерархии, идущей преемственно от самого Христа чрез Апостолов, и всегдашнее, не прекращаемое совершение всех богоучрежденных семи таинств.
Получив таким образом правильное понятие о святой соборной и апостольской церкви, и обретши таковую церковь, пребывай в ней несомненно, и спасешься, чего желаю тебе вседушевно, побуждаем любовью к тебе, яже о Христе Иисусе Господе нашем.
* * *
В Братском Слове за 1884 г. (т.II, стр. 423–445) была напечатана «Беседа о. архимандрита Павла с православным священником о том, что нужно для успешного действования в обращении глаголемых старообрядцев к православной церкви». Здесь указаны, с полным знанием дела, все важнейшие способы, которыми православный священник может постепенно разрушить предубеждение старообрядца против православного духовенства и самой церкви православной, привлечь его к сближению с собою, к беседам о предметах разномыслия и наконец к соединению с церковью. Но этот успех в святом деле привлечения старообрядцев к соединению с церковью условливается не тем только, чтобы православный священник внимательно, усердно и верно исполнял свои обязанности в отношении к старообрядцу: необходимо с другой стороны, чтобы и сам старообрядец имел желание познать истину о св. церкви и правильно судил о том, как достигнуть сего познания. Тогда для православного священника будет наполовину облегчен доступ к уму и сердцу старообрядца. Посему-то о. архимандрит Павел признал нужным в дополнение своей «Беседы с православным священником» написать предлагаемые теперь вниманию читателей «Советы старообрядцу о необходимости и вернейших способах рассмотрения истины».
Благодаря заботливости высшего начальства, прилагающего попечение о благе св. церкви, «Беседа с православным священником» получила большую распространенность среди православного духовенства чрез перепечатание во всех почти «Епархиальных Ведомостях» (Братство св. Петра митрополита издало «Беседу» также отдельною книжкою): отрадно думать и надеяться, что архипастыри и пастыри православной церкви обратят на нее должное внимание, что священники приходов, зараженных расколом, действительно примут ее в руководство и, с Божией помощью, будут успешно трудиться в деле возвращения старообрядцев к православной церкви. Надобно пожелать, чтобы теперь и старообрядцы обратили должное внимание на предлагаемые им «советы». Советы предлагаются от любви к ним по Бозе и от искреннего желания им пользы душевной: да будут же они и приняты с любовью и с искренним расположением искать и обрести истину о церкви Христовой!
Впрочем, ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог... Божие есмы стяжание, Божие здание (2Кор.3:7,9): благодать Божия наипаче да поможет и ищущим, и проповедующим истину! Ред. Бр. Сл.
Вместо выражения: «различных вер» или «сект» мы будем употреблять выражение: «различных согласий», потому что это название знакомо всем старообрядцам и всеми приемлется без огорчения, как название не носящее укорения.
Старообрядцы нередко в словопрениях между собою, упрекая один другаго, говорят: ты еретик; а другой отвечает: нет, не я, а ты еретик.
Старообрядцы Австрийского согласия хотя имеют ныне епископов, но епископство их утверждено также на мнении частных лиц, а не определением церкви, – ведет свое начало от людей, а не от Христа.