Источник

23. До чего доходят именуемые старообрядцы

В первых моих сочинениях я писал уже о секте нетовцев. Но сделанное ими в недавнее время изменение в их учении и правилах понуждает меня сказать и об этом их новом убеждении. А для того, чтобы читателю удобнее было понять, отчего и как совершилось у них такое изменение, нужно хотя вкратце повторить и прежде сказанное.

Среди различных сект старообрядческих есть и секта нетовцев, или, как они себя именуют, секта «по Спасову согласию». В их обществе наставники не совершают ни одного таинства. Крестить младенцев они посылают своих согласников в православную церковь; но в правильность и действительность этого крещения они не веруют и стараются в то самое время, как происходить крещение, дополнить его раздаянием милостыни между своими, особенно милостыни хлебом, прося помолиться, чтобы совершаемое крещение вменилось в действительное крещение. Исповедь у нетовцев не совершается, а только читают молитву, именуемую «скитание покаяние», в которой содержится воспоминание всяких грехов. А так как нетовцы, вместе с поморцами и другими беспоповцами, почитают православную Церковь горше всех древних еретиков и сами сомневаются о совершающемся в православной Церкви, приемлемом ими, крещении: то поморцы и прочие перекрещенники сильно нападают на них доводами от Изложения патриарха Филарета, в коем повелевается перекрещивать всякого еретика, – говорят, что нетовцы крещены еретиками, и потому крещение это, как еретическое, не должно принимать, но крещенных им должно снова перекрещивать. Не зная, что сказать на это, нетовцы отвечают только: «Хотя и еретик крестил, да в три погружения! – И мы надеемся на Спасову милость, – какой есть недостаток в крещении, Спас восполнит; а крещение, совершенное с троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святого Духа, повторять мы боимся». За это слово: «мы надеемся на Спасову милость» нетовцы себя и зовут «по Спасовой милости», «Спасово согласие». Таким образом нетовцы из опасения повторить троекратное погружение, совершаемое с приглашением имени Святой Троицы, избегают греха второкрещения. Нетовцами же их зовут потому, что у них нет ни одного ими самими совершаемого таинства. И желающих вступить в брак нетовские наставники посылают венчаться в церковь православную, – говорят: «Без венчания не живи, не годится! – Лучше повенчаться! Хошь и еретик, да поп!» Но кроме этого обращения за таинствами крещения и брака, нетовцы с православной Церковью никакого общения не имеют и гнушаются ею, как еретической. С православными не молятся вместе, не едят и не пьют, зовут их «мирскими», и своих, которые с православными хотя и не молятся, но вместе едят и пьют, называют «полумирскими». Особенно православных священников гнушаются, как еретиков, и всего более заботятся, чтобы при смерти не оскверниться каким-нибудь с ними общением, – чтобы покойника не отпевал священник православный, о том все их тщание. Но так как при крещении и браках они записаны в церковный метрики, то и числятся по метрикам православными, будучи сущие раскольники.

Службы: вечерню, утреню, часы, нетовцы по уставу не исправляют, но молятся по Псалтырю и читают каноны. В оправдание того, что не исправляют службы по уставу с пением, нетовцы говорят: «Ныне время антихристово, только надо плакать! Какое ныне пение!» Но есть из них небольшое число, которое службу совершает по уставу: эти называются «Нетовщина поющая», а непоющих зовут «Глухая нетовщина».

От нетовщины отделились еще так именуемые «нетовщина-отрицанцы». У нетовцев принято вообще переходящих в их согласие из православной Церкви принимать только с семипоклонным началом, – после начала говорят перешедшему: уже теперь ты наш! Отрицанцы же этот обычай чиноприятия приходящих к ним от православной Церкви изменили: вместо семипоклонного начала стали принимать с отрицанием и проклятием мнимых ересей православной Церкви, то есть читают чин принятия приходящих от яковитян, напечатанный в старопечатных Потребниках, причем вместо «яковитские ереси» говорят «никонианские ереси». Отрицанцы приняли все порядки перекрещенцев брачного толка, кроме перекрещивания православных. Своих младенцев они стали крестить сами, как и поморы крестят, также и браки стали сводить сами, по благословению родителей и наставников. Отрицанцы именуют свое чиноприятие православных: «По большому началу»; а содержащих прежний обычай приятия православных с семипоклонным началом именуют: «По малому началу».

За то, что нетовцы для крещения детей обращаются к Церкви православной, поморцы перекрещенники, зазирая их, упрекали: «Сами вы говорите, что никонияне горше всех древних еретиков, потому что в их Церкви царствует антихрист, а детей своих к ним носите крестить!» В укор им даже прозвали их: «Неты, антихристовы меты»! Потом и сами нетовцы, полагая, что мнимые ереси православной Церкви превзошли все древние ереси своим нечестием и что в ней действительно антихрист царствует, начали замышлять, как бы с православною Церковью прервать всякое общение. Допустить, как допускают поморцы и другие перекрещенники, чтобы младенцев крестили простолюдины, нетовцы не дерзнули, а решились оставлять младенцев совсем некрещеными. Эта мысль, что можно спастись без видимого крещения, и прежде примечалась у нетовцев, именно в их учении, что если еретическое крещение и негодно, то по Спасовой милости можно и без крашения спастись; теперь же они решили так: «Чем-де осквернять младенцев еретическим крещением, лучше им быть некрещеным! – Надо надеяться на Спасову милость!» Решение неудивительное после того, как все беспоповцы, нимало ни ужасаясь Господня прещения: аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе, решили, что и без причастия Святых Таин можно спастись, когда признали также, что можно и без разрешения священнического получить грехов разрешение. Если, по их мнению, можно без причащения и исповеди пред священником спастись: то уже нетовцам нетрудно было придти к мысли, что и без крещения спастись можно. Когда не страшны слова Христа Спасителя: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе, и Его слова апостолам и их преемникам: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся: то уже не страшны и сии слова Христовы: иже веру имет и крестится, спасен будет! И вот нетовцы действительно решили оставлять детей без крещения, а браки, так же, как и поморцы, стали сводить сами, по благословению только родителей.

Итак, ревнители старых обрядов, нетовцы, полагая обряды за догматы веры, прервав соединявшую их чрез крещение последнюю связь с православною Церковью, остались вовсе некрещеными! Некрещеные младенцы их уже достигли в возраст и поженились; дети их, рожденные от некрещеных родителей, также остаются некрещеными! Таким образом, явилась в расколе соборная Церковь, которой чада не только не причащаются Тела и Крови Господних, не только не получают оставления грехов в таинстве исповеди, но и вовсе не крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот до чего доводит именуемых старообрядцев почитание обрядов за догматы веры: не только отделяет их от Церкви, но и лишает даже таинства святого крещения! Такое уклонение старообрядцев к большему и большему нечестию примечается не в одной нетовщине. И между поморцами некоторые только именуются старообрядцами, в сущности же стали принимать протестантские мнения, – например, таинство хиротонии не признают уже таинством, а стали толковать, что можно и без сего таинства, то есть и лицу не хиротонисанному, но только избранному обществом, совершать все священнодействия, даже и литургию. И не только что стали заражаться такими мнениями, но и являются уже такие продерзатели, как инок Иаков, которые касаются и самого дела: неосвященные совершают жертвоприношение, то есть служат литургию, а другие приступают к приятию от них столь незаконно и дерзко совершаемых таинств! Мало того, – продерзатели сии даже не боятся хулить собравшихся на Соборы святых отцов, что аки бы они по честолюбию воспретили просто- людинам священнодействие.

Так вот уже до чего доходят именуемые старообрядцы! А что будет далее? Куда еще зайдут они, если не обратятся ко Святой Церкви? Могут зайти, пожалуй, далее протестантов, потому что и они, как протестанты, каждый самовольно, по своему, понимают Священное Писание. Старообрядцы скажут, что они не могут заблудиться так, потому что имеют своим руководством старопечатные книги. Напрасно они говорят так. Если бы действительно имели они руководством древлепечатные книги, то не разбились бы и на столь многочисленные толки, а все были бы в одном согласии. Книги древлепечатные все учат одному; а они разбиваются на разные толки. Это доказывает неоспоримо, что они не старым книгам следуют, но каждый своему разумению. И это свое разумение довело их до того, что одни не поклоняются святым иконам, другие говорят, что уже и второе пришествие Христово было, а потому и посты и прочие подвиги не нужны, поморцы дозволяюсь уже мирянам священнические действия, нетовцы признали крещение излишним... Разве всему этому учат старые книги? Нет, напрасно ссылаются на них старообрядцы, – не старым книгам они следуют, а своему смышлению, и нужно им подумать, до чего это их самосмышление может довести старообрядчество...


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва : Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle