Слово на обновление храма Дмитриевского собора

Слово на обновление храма дмитриевского собора, построенного в XII-м столетии великим князем Всеволодом III (Дмитрием Юрьевичем, братом святого Андрея Боголюбского), и по Именному Высочайшему Повелению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА восстановленного в первобытный вид

Произнесено Парфением, Архиепископом Владимирским и Суздальским, Августа 24 дня, 1847 года

Благословен Бог отец наших, Иже даде сице в сердце Царево, да прославит дом Господень. (1Ездр.8:27)

Этою хвалебно-благодарственной песнью первостоятель в Богомудрый законоучитель иудейской церкви Ездра, от лица иудеев, изведенных им из Вавилонского плена, возвеличил и благословил Господа, вложившего в сердце персидского царя Артаксеркса святую мысль – восстановить, и от щедрот своих благолепно украсить дом Господень, никогда препрославленный и дивный храм Иерусалима. И мы, сыновья Сиона, возрадуемся о Царе своем; и мы в чувстве духовного веселия, в благоговейной признательности, возвеличим Господа, и вознесем имя Его вкупе: благословен Бою отец наших, Иже даде сице в сердце Царево, да прославит, и восстановит в прежнюю лепоту это древнее святилище Божие! Паче же да возрадуется душа твоя, благоверный, Великий Княже Димитриe! Славный памятник твоей пламенной ревности к славе Царя славы, венец зодчества, вызывавший всю тварь – всякое дыхание хвалит Господа1, противостоявший более 6-ти веков2 всепожирающему пламени, свирепости стихий, губительному нашествию неистовых монголов, подобно преклонному летами старцу , уже испытывал тяжесть всесокрушающего времени: и вот обновлен, и вот восстановлен в первобытную лепоту! И кем? – Преемником, наследовавшим чрез ряды веков твое княжение, и не одно княжение; обновлен Самодержцем всея России, обладателем различных царств, различных племен, некогда твоей державе враждебных, ныне тлившихся в один состав величайшей Империи, – обновлен Благочестивейшим Самодержавнейшим, Великим ГОСУДАРЕМ, ИМПЕРАТОРОМ IНИКОЛАЕМ ПАВЛОВИЧЕМ. IИ вот твои сокровные, почивающие телесами с тобою3, и венчанные славою на небеси, в ликах своих4 призирая на храм твой вновь благоукрашенный, вновь освященный благодатью Всесвятого и всеосвящающего Духа, разделяют с нами священное радостное торжество. О, вознесем имя Господне вкупе: Благословен Бог отец наших, Иже даде сице в сердце Царево, да прославит дом Господень!

Во славу Бога отец наших, к нашему назиданию, поучимся Божественной истине, и исповедуем и сердцем и устами, что род правых благословится (Псал.3:2); что милость Господня от века и до века почивает на боящихся Его (Псал.102:17).

Верховный Мироздатель, устрояя вселенную но чертежу всеобъемлющей высочайшей Своей премудрости, начертал однажды навсегда законы; вся расположил мерою, числом и весом (Прем.11:21), все подчинил вседержавной, премудрой и всеблагой Своей воле; и по Его вседетельному мановению, солнца и светила неуклонно совершают пути свои, и нощь сменяет день, и день сменяет нощь, и времена года строго блюдут чреду свою: но не таково назначение человека. Созданный по образу Божию, он создан свободными, оставлен в руце произволения своего; но и для его воли воля Божия должна быть законом – не законом необходимости, законом нравственным, без стеснения его свободных действий. И таков закон нравственный, что от соблюдения, или нарушения воли Божией и святых заповедей, зависит или благо человеческое или зло. Живот и смерть дах пред лицем вашим, благословение « клятву, благо и зло. Аще послушаеши заповедей Господа Бога, и возлюбиши и будеши ходити во всех путех Его, поживеши и умножишися, и благословит тя Господь Бог на всей земли: аще не послушаеши, погибелью погибнете (Втор.30:15–20). Вся природа есть послушная раба верховного Владыки, и распростирается или на муку противу неправедных, или во благодеяние ради на Него надеющихся (Прем.16:24): благая благим, и грешным злая (Сир.39:31). Блаженствовал первенец человечества, и вся тварь благоугождала и покорствовала ему, доколе ходил в правоте сердца пред Господом; но лишь преступил заповедь, и вкусил от запрещенного плода, Господь оставил его, и земля проклята в делах его, и проклятие пало на все человечество. Умножились неправды во дни Ноевы, – и разверзлись хляби небесные, и тьмы тем погибли в волнах. Непорочен быль праотец Ной, и восемь душ спаслись в ковчеге его среди ужасов потопа. Отец верующих Авраам сохранил завет с Богом и Бог был с ним: и сотворил его в язык еелий, и возвеличил имя его (Быт.12:2), и из его племени извел царей (Быт.17:6). Воззрите на древние роды, и видите, кто верова Господеви и постыдеся (Сир.2:10)? История Израильского народа есть разительная история промысла Божия, или творящего дивное и преславное для благоугождающих Господу, или тяжко карающего нечестивых. Каких ужасов бедствий не видел богопротивный Фараон? А Богобоязненный Моисей немокренно переходит море, преходит безоружный среди тьмочисленных врагов; низводит с неба голодному Израилю хлеб Ангельский, источает из камня воду. А верный Богу вождь Израилев Иисус Навин останавливает солнце, чтобы продлить день для довершения победы. И каких кар не перенес Израиль, совратившись в след богов чуждых? Кто был возлюбленнее Господу избранного Давида, мужа по сердцу Божию? Господь был его крепостью, и прибежищем и покровом; но впал в преступление, и тесно было ему отвсюду зело (2Цар.24:14). Обращался к Господу с сердцем сокрушенным, и Господь обращался к нему Своею милостью. Кто был возвеличен славою паче Соломона, кто не ублажал его за премудрость, за благоденствие, и благоустройство царства его? Все цари земные искали видеть лице Соломона (3Цар.10:24). Но совратили во время старости жены чуждия сердце его в след богов иных (3Цар.11:4), и грозный глас Посаждающаго царей на престолех (Иов.12:18) возгремел к преступному: понеже не сохранил ecu заповедей Моих, раздирая раздеру царство из руки твоея, и дам е рабу твоему (3Цар.11:9). И как ничтожно могущество человеческое пред всемогуществом Божиим, когда не благоволит к сильным земли, на себя надеющимся! О царю, да не изыдет с тобою сила Израилева: несть бo Господь со Израилем, в 6егство обратит тя Господь пред враги (2Пар.25:7–8),– сказал человек Божий именем Господа царю Амасии, собравшему триста тысяч сильных; и сбылся глагол Божий. И как непостижимо – действенна защита Божия для благоугождающих ему, когда прибегают к Нему в день скорби и при угрожающей напасти. Сотвори Езекия правое пред Господем и бе Господь с ним (4Цар.18:7): и Езекия противостал царю Ассирийскому, и явился Ангел Господень, и убил от полчищ Ассирийских сто восемьдесят пять тысяч (4Цар.19:3S). Воззрите на древние роды, и видите, кто впроча Господеви, и постыдеся (Сир.2:10)? Всех сильнее есть благочестие (Прем.10:12). Очи Господни назирают всю землю, еже укрепити сущих сердцем совершенных к нему (2Пар.16:9). Милует и карает, карает и милует; взвешивает судьбу царств на весах правды и милости, полагая пред Собою или отступление и неправды наши, или обращение наше, и хождение пред ним в правоте: Воззрите на древние роды, и видите, кто верова Господеви и постыдеся?

Приложим сию непреложную и спасительную истину к истории нашего возлюбленного отечества. Кто мог думать, что род Владимира Мономаха, род внука его – Великого Князя Всеволода III, до последней отрасли – до благочестивого Царя Феодора Иоанновича, и с отрочества Богоизбранного Михаила Феодоровича – до благословенно ныне Царствующего Венценосца, кто мог думать, что род Мономаха, пройдя сквозь ряд веков бурных, сквозь огнь и кровь, поставит Россию на столь высокую степень могущества, величия и славы? Но так благоволил Божий промысел, верный в обетовании, что род правых, семя честное, благословится.

Какие блистательные и благотворные светила, одно за другим, являлись на тверди России? Начнем с великого Князя Димитрия, основателя храма, ныне обновленного. Каких заслуг не принес он на алтарь отечества? Воспитанный в Греции, мужественный в битвах – и в каждой победитель, душа союза Князей удельных, любовь Владимирцев – готовых за него сложить свои головы5, ревностный к святыне и Божией славе, заслужил в летописях имя великого, рожденного царствовать6; скончался оплакиваемый не только супругою и детьми, но всем народом. Какими тяжкими жертвами искупал отечество, в страшное нашествие Батыя, наследовавший великое княжение благословенный плод его, Святой и благоверный Великий Князь Георгий? Сыновья его пали в кровавой сече со свирепыми монголами; супруга Агафья с семейством и боярами, после подвигов бдения и молитв, напутствованная Св. тайнами, чтобы не быть позором и добычею наглого нечестия, обрекла себя на вольную смерть и сгорела во пламени, как жертва Богу благоприятная. Сам Георгий, после ужасной вести о гибели столицы и семейства, одушевленный терпением праведного Иова, среди убийственной битвы, запечатлел любовь свою к отечеству и вере смертью страстотерпца. Кто не благоговеет к имени внука Димитриева Св. Александра Невского, прославившегося необыкновенным разумом, непобедимым мужеством, величественною красотою, а паче крепким упованием на помощь Всесильного? Доблесть духа его, и под железным ярмом монголов, проявлялась во всей силе в многократных поражениях литовцев и ливонских рыцарей. Излив душу в храме Св. Софии7, исходит бестрепетно против многочисленных полчищ, обещает своей малочисленной дружине победу: нас не много, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде!8 и враждебные полчища рассеяны. Подданные любили его более, нежели отца родного, и по свидетельству летописцев, готовы был» лечь с ним в гроб. Славно имя великого, по он заслужил имя Святого! Род правых благословится. И сын Св. благоверного Князя Александра Невского, Даниил Александрович, первый возвеличивший достоинство владетелей Московских добротою, благоразумием, праведностью, сопричтен к лику Святых. И какое прочное основание для древней и новой столиц России: святые мощи Благоверного Князя Александра положены в основание, и как краеугольный камень града Петрова; а святые мощи сына его9, наследника его благочестия и святыни, служат твердынею царствующего града Москвы. И внук Невского Иоанн Данилович, начавший возрождение России благодетельною ревностью к единодержавию, заслужившей своими доблестями, щедротою, набожностью и правосудием имя собирателя земли Русской, Государяотца, не оправдал ли пророчество во Святых отца нашего Петра Митрополита, что будет славнее всех иных Князей, и род его возвеличится, и руки его взыдут на плеща врагов10? И какие дивные знамения покровительства и милости Божией к Богоизбранным Владыкам России! Ужас и бич народов, Мамай, с страшными полчищами вторгшийся в недра отечества, гордо взывает к сонму князей своих: казним рабов строптивых11! Но кроткий герой Донской, напутствованный благословением угодника Божия Сергия, укрепленный молитвою и упованием на помощь Всесильного, исповедуя и сердцем и устами: Бог нам прибежище и сила! бодрственно ударил первый на врагов, поразил до двухсот тысяч, и заставил нечестивого завоевателя исповедать, и воскликнуть: велик Бог Христианский!12. Не чудо ли всесильной защиты Божией совершилось над сыном героя Донского Великим Князем Василием Дмитриевичем? Тамерлан, провозглашенный владыкою 20-ти держав, повелитель Азии. пленивший могучего монарха Баязета, двинулся с четырьмястами тысяч победоносных монголов к пределам нашего отечества. Ему ли бояться битв? Но оп целые две недели был неподвижен, и в смятении бежал к Азову. Памятник благочестивого усердия, обитель, созданная Великим Князем13 в память векам, красноречивее похвальных слов возвещает потомству, что единственно милость небесная спасла Россию от ужаснейшего из всех завоевателей: кто верова Господеви и постыдеся? Скажем о последней отрасли рода Владимира Мономаха, или Всеволода III. Лютый Хан Казыгирей с многочисленными полчищами облег столицу России все было в ужасе. Один человек наслаждался спокойствием души непоколебимой: он молился, когда кипела битва под Москвою. Все трепетали, но он, с полною надеждою на Всесильную помощь, сказал робкому вельможе: будь спокоен, завтра не будет Хана14! И Хан бежал. Тайна его непоколебимого спокойствия: Бог бе с ним. Народ любил Царя Феодора Иоанновича, как Ангела земного, озаренного лучами святости и благодати: всех сильнее есть благочестие. Род правых благословится. Возразит лжеименный разум, что тогда бодрствовал на страже отечества, кому вся земля приказана была от Самодержца , муж совета и силы, твердо уверенный, что скипетр, выпав из руки последнего венценосца Мономаховой крови, будет вручен ему. Так! Но казалось бы, когда держава и скипетр вручены были Годунову, царство его должно цвести и благоденствовать и восходить от силы в силу, при неусыпной его деятельности, мудрой твердости, и глубокой политике: но никогда не была злосчастнее Россия. Ужасный голод опустошал отечество, внутри гибельные мятежи; бродяга лже-Димитрий ниспроверг престол его, искоренил род и восхитил державу и скипетр. Чем объяснить ужасный переворот, ниспровергший и род в державу Царя избранного, доблестного? – Не тем ли, что Господь не бе с ним, Господь не благоволил к нему? Не тем ли, что кровь порфирородного отрока Димитрия, вопиявшая на небо, низвела с неба не благословение, а клятву и мщение? Спросят: как же допустил вседержавный Промысл восторжествовать злодею? Но счастливый злодей был только орудием праведного гнева Божия. Не прошло года, исполнилась кара: и лже-Димитрий низвержен, и прах его рассеян. Разительный пример, ничтожности усилий человеческих представляет злосчастный Государь Василий Иванович Шуйский. Едва не с места казни избранием народа взойдя на трон, заслуженный низложением самозванца, был любим подданными за снисхождение, милосердие, правосудие: в этот муж совета, опыта в доблестей, постыдно пал в развалинах Государства. Народ почитал его царем неблагословенным, отверженным15. Так падают опоры человеческие, без воли и благословения Божия! Не вопияла ли и на него кровь праведного отрока» обвиненного в самоубийстве? IИ напротив, не очевидный ли пример благоволения и покровительства Божия, явленного над отроком Михаилом? Можно ли было думать, что тот отрок, которого и родители и кровные были в изгнании, лишены всего имущества, отрок уединенно, как сирота, проживавший то в своей отчине16, то в обители, среди крамол и неустройств будет взыскан, возведен на престол против своей волн; восстановит, устроит растерзанную мятежами и войною державу, и будет родоначальником славных Российских Венценосцев? Можно ли было думать? – Но цветет царственный дом Романовых, идет от силы в силу, от славы в славу – то мудростью Царя Алексея, то творческими доблестями Великого Петра; то глубоким умом и законодательством Екатерины, то свыше вдохновенным17, непоколебимым мужеством Благословенного Александра, отстоявшего свободу отечества, поправшего страшные полчища сильнейшего из сильных земли, низвергшего с престола раздаятеля венцев и скипетров. Льзя ли вообразить высший степень величия и славы, на который взошла Россия? Но не здесь грань ее величия. Она взошла, и восходит выше и выше; она блистает новыми лучами славы. Ея пределы мужеством победоносных сынов распространены далее и далее. Гордые и дерзновенные враги смирились, и укрываются под ее щитом. Отторженные насилием сыны православной церкви, в огромность числе – двух миллионов, возвращены в ее недра. И сколько воздвигнуто вековечных памятников во славу Св. церкви, свидетельствуют великолепные храмы, во славу просвещения; свидетельствуют многочисленные высшие святилища наук. Сколько сооружено убежищ на пользу немощных, к призрению сирых, к отраде злосчастных! Какое разительное доказательство, что правый род Романовых, храня в себе залог благодати Божией, как залог небесных благословений, покоится и хранится в крове Бога небесного! Какое доказательство, что милость Господня от века и до века па боящихся Его? И настоящее торжество не есть ли торжество святой ревности ко славе Божией, торжество благочестия доблественного, Боголюбивого Монарха нашего? Благословен Бог отец наших, Иже даде сице в сердце Царево, да прославит дом Господень! Благословен Бог отец наших, Иже даде сице и в сердце наследника Всероссийского Престола, всечестной отрасли Благословенного корня, радостнейшей надежды отечества, благоволившего с Супругою своею, благоверною государынею цесаревною и великого княгинею МАРИЕЮ АЛЕКСАНДРОВНОЮ, послужить престолу славы Божией приношением благочестивого своего усердия18.

Но Тебе, Господи, величество, и сила и слава; Тебе, Господи, царство и великолепие во всех; Ты над всеми начальствуеши Господи, начало всякого начала (1Пар.29:11–12): Тебе убо просим, спаси ЦАРЯ Тобою избранного, и превознесенного паче царей земных; ввек сохрани к Нему милость Свою, сохрани благословенье и благодать Свою, да и семени Его, и дому Его (3Цар.2:33), и престолу Его мир да будет до века (1Пар.22:19). Мы же, сыновья России, дадим сердца наши, и души наши, еже взыскати Господа Бого нашего, и ходити во всех путях Его, да будет Господь Бог наш с нами, якоже с отцы нашими (3Цар.8:57). Аминь.

* * *

1

Собор построен из белого камня. На трех наружных стенах – западной, северной и южной, высечены из камней разные лица и фигуры. Каждая стена представляет три отделения. На западной стене высечены 23 лица, в венцах сидящие; среди них Дух Святой. На стенах северной и южной, по 24 лица стоящие; над ними Господь Вседержитель. На восточной части северной стены – Божия Матерь с Предвечным Младенцем, окруженная 4 лицами в положении благоговейно преклоняющихся; на всех трех стенах травы и деревья. Высечены звери и птицы; большая часть из них обращены к лицу Вседержителя, и как бы выражают хвалу Творцу всяческих. На восточной стене нет изображений, а только арабески. Под главою на шее, между окнами в кругах, на 2 простенках по 4 лица; на других простенках изображения птиц. Кроме прописанных изображений есть разные иероглифы, разные фигуры, и лица.

2

Более 6-ти веков. Истор. Госуд. Росс. Том 3. прим. 138. Строение Дмитриевского Собора на дворе Великокняжеском производилось после построения Владимирского Рождественского монастыря (ныне Влад. Apxиep. дом), начатого кладкою Августа 22 дня, 1191 года. Когда из Солуня (1197 г. Янв. 10) принесена была во Владимир дека с гроба Св. великомуч. Димитрия, с написанным на ней его образом, церковь была уже завершена. Степ. книга, ч. 1-я, стр. 290.

3

Почивающее телесами. Во Владимир. Успенском Соборе, где погребено тело Великого Князя Димитрия и его род, почивают св. мощи Св. Великого Князя Андрея Боголюбского, родного брата его, Св. Благоверного Князя Глеба, племянника его, Св. Благовер. Князя Георгия Всеволодовича, сына его.

4

В ликах своих. Иконы Св. Князей, с крестным ходом, были внесены из Владимир. Успенского в Дмитриевский Собор.

5

Сложить свои головы. Рекоша еси (Владимирцы Суздальцам и Ростовцам, не соглашавшимся избрать на Владимирское великое княжение Князей Михаила и Всеволода): либо Михаила Князя налезем изберешь себе, и брата его Всеволода, либо главы свои за Св. Богородицу и за тые Князи сложим. Нестор.

6

Имя великого, рожденного царствовать. Так называют его разные летописцы. Истор. Госуд. Росс. Том 3, стр. 134, 135.

7

Во храме. Там же Том 4, стр. 25.

8

Бог не в силе, а в правде, Там же стр. 25.

9

Св. мощи Даниила Александровича. Там же Том 4, стр. 91.

10

На плеща врагов. Пролог.

11

Рабов строптивых. Истор. Госуд Росс. Том 5, стр. 62.

12

Велик Бог Христианский. Том 5, стр. 72.

13

Обитель созданная Великим Князем. Сретенский монастырь построен на Кучковом поле, где встречена Чудотворная икона Владимирской Божией Матери.

14

Не будет Хана. Там же стр. 152.

15

Неблагословенным, отверженным. Там же Том 7 стр. 95.

16

В своей отчине.. Владимир. Губ. Юрьев. уезда в селе Клине.

17

Свыше вдохновенным. Не вдохновение ли, в самой крайней опасности отечества, говорить в духе пророческом о совершенном низложении тьмочисленных, и победоносных врагов: Я не положу оружия, доколе ни одного неприятельского воина не останется в царстве моем? Рескрипт на имя Графа Салтыкова.

18

Благочестивого усердия. В возобновленный Дмитриевский Собор принесены в дар ИХ ИМПЕРАТОРСКИМИ ВЫСОЧЕСТВАМИ священные сосуды, с полным прибором, сребропозлащенные, устроенные в древнем виде.

Комментарии для сайта Cackle