Дионисиос Фарасиотис

Часть третья – Между двумя духовными традициями

Встреча со свами Йогамуканандой

В тот период моя жизнь находилась под влиянием многих факторов. Большое влияние оказывала молитва старца, которую я ощущал в разные моменты дня или ночи мирно протекающей в мою смущенную душу и дарующей мне оазис радости в моей глубокой боли, а также некоторую ясность и спокойствие в потоке мыслей. Я чувствовал утешение некоторой силы, которая укрепляла меня, и мало-помалу я приобретал надежду, которая удерживала меня от тупика и самоуничтожения.

С другой стороны, я так и не оставил свои старые плохие привычки, с годами превратившиеся в страсти, которые пустили глубокие и крепкие корни в моей душе. Они водили меня за нос.

Пустоту в моей жизни я пытался наполнить материальными вещами и философиями, но эта пустота увеличивалась, агония усиливалась... Мозг лихорадочно пытался найти ответы и решения. Книги, много книг... Много чтения, много размышлений. Философии, доктрины, музыка, техника... Но никакого результата, никакого решения, никакого выхода.

Старец показывал мне множество вещей. Великих и замечательных вещей. Главных и возвышающих. Он не описывал мне это словами, он дарил мне сам опыт. Он прикасался своей душой к моей, нас связывала его сладкая, пламенная любовь, и он дарил мне свои духовные очи, чтобы я смог увидеть его сердце, чтобы я вообще мог видеть.

Таким образом, понемногу начало рассеиваться плотное облако, которое меня окутывало. Мир открывался передо мной в таинственной глубине и богатстве. Жизнь начинала иметь смысл, а понимание о существовании этих вещей было другим родом удовольствия. Истинного удовольствия, которое не заканчивалось, которое становилось все более глубоким и интенсивным, которое покидая тебя, оставляло за собой радость, а не грусть. Это было духовное удовольствие.

С тех пор я и по сегодняшний день сохранил эту склонность к созерцанию тайны. Облака, птицы, солнце, деревья, скалы, животные, море, люди, целый мир открывался передо мной как необъятная тайна. Однако самой большой и интимной тайной был я сам. Эта тайна казалась мне такой великой и такой неизвестной... Что скрывал мир? Что скрывала душа? Я чувствовал, что именно эти вопросы являются главными, и мне хотелось узнать на них ответ.

Я чувствовал, что все находится под определенным контролем. Тайная, невидимая сила управляла всем. Мятежник и анархист в своих концепциях, каким я был тогда, мне хотелось избежать этого контроля, этой силы.

Я находился и под другими влияниями, помимо влияния старца. Моя рассеянная жизнь подвергала меня этим влияниям. Мой интерес к оккультизму, эзотерике, «белой» магии, йоге, искусству дзен, буддизму и прочему не уменьшился. У меня совсем не было ясной точки зрения на все это. Они мне казались важными, дающими надежду, способными, в свою очередь, раскрыть возможности настоящей жизни. Было много больших обещаний... Я в них верил.

Конечно, старец предупредил меня: «Смотри, чадо мое, в мире существуют две силы: Бог и дьявол. Все зависит от того, кто с кем связывается. Я с Богом, с Христом. Они с кем? Есть и у Сатаны некая сила.

Делает и он какие-то чудеса. Он был архангелом, и сохраняет свою архангельскую силу, именно потому, что Дары Божьи непреклонны.

Господь создал архангела Люцифера и украсил его всеми добродетелями и многими силами. Он, однако, извратился. Из-за гордости он злоупотребил свободой, которая была ему подарена Богом, и таким образом пал из своего онтологического состояния и со своего места на небе: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лука 10: 18). Он пал и превратился в дьявола. Пал и из света превратился во тьму. Он впервые выдумал ложь и лукавство. Поэтому и Христос называет его отцом лжи (Иоанн 8: 44). До падения Люцифера нигде во вселенной не существовало зла: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Быт. 1: 31).

Дьявол ненавидит людей, потому что их предназначением является общение с Богом в вечности. Теперь он с помощью любых средств добивается удаления человека от Бога. При помощи обмана, заблуждений, хитрости, мыслей, дел; он хочет удалить его от света и привести во тьму, а именно в свое владение. Существуют люди, которые поступили на службу к дьяволу. Через них Сатана совершает ложные знамения́».

Обо всех этих вещах я уже слышал, но не верил. Я не отвергал их, но и не принимал. Однако на этот раз я слышал их со стороны такого хорошего и кроткого человека, что мне было трудно подвергнуть их сомнению. Я был свидетелем стольких замечательных вещей, совершенных им, видел у него столько силы, столько знаний, столько святости, что не мог проигнорировать его мнение. Я колебался.

С другой стороны, существовало мнение, что все мы являемся одним целым. Все религии ведут к одному Богу. Все дороги ведут к той же цели. Конечно, каждый старается больше разрекламировать свой «магазин». Йоги утверждали, что наивысшим путем является йога, а во всех остальных находили недостатки. У масонов были какие-то возражения по поводу остальных, в итоге рекомендовали самих себя как самых мудрых и самых лучших. «Белые» маги утверждали, что они лучше подходят духовной структуре западного человека, а йога – для восточных людей. Единственное, в чем, казалось, их мнение схоже, так это в том, что Церковь является мертвым, глупым учреждением, жалким ископаемым, которое не обладало знаниями, силой, жизнью. В общем, однако, они адаптировали свои взгляды в зависимости от обсуждений и обстоятельств. Они внимательно следили, какая идеологическая рубашка сейчас в моде, и одевали её. Конечно, я не сразу заметил эти прозелитические трюки, хотя я должен был быть более бдительным. Но во всей этой валке я был лишен любой хитрости. Удивительно, но именно так все и было.

Гуляя однажды по лесу, чтобы успокоить свою боль и привести мысли в порядок, сделать вывод после всего того, что произошло, я прилег немного под сосной.

Тогда что-то резко меня окутало и накрыло всего. Я полностью потерял контакт с внешним миром. Я не видел, не слышал, не чувствовал ничего из того, что происходило в лесу. Не знаю, были ли мои глаза открыты или закрыты.

Я видел только один образ... красивую женщину с длинными черными волосами, одетую в длинную коричневую одежду. Вместо глаз у нее были две серебряные рыбки размером с очки. Она была впечатляюще красива. Через несколько мгновений она также внезапно исчезла.

Я продолжал лежать и думать. Я не забеспокоился. Понял, что это сообщение из ашрама.

В предыдущие дни, например, в то время как гулял по Тсимискому бульвару, я почувствовал как кто-то издалека пытался привить моей душе желание пойти в ашрам.

Я приписал это Шивамурти, женщине, которая основала в Греции йога ашрам. Однако я не поддался этой провокации, прекрасно понимая, что это желание мне было «имплантировано» извне, оно даже вызвало во мне ярость.

На этот раз, однако, это было чем-то очень интенсивным, так что я решил пойти. Из любопытства? Кто знает? Я просто решил пойти. Не слишком долго я об этом думал. Я решил, что как-нибудь справлюсь.

В один из последующих дней я пошел туда. Подъехал на машине к вилле из Панорамы, туда, где находился тогда ашрам. Был солнечный день. Газон был засохшим. На заднем дворе сидела Шивамурти с одной индийской свами (йогическая монахиня). Иностранная посетительница была красивой брюнеткой с короткими волосами. Другие жильцы ашрама гуляли вокруг них на определенном расстоянии. Они искали повод познакомиться и поговорить с этой индийской свами, которую считали духовно очень развитой.

Благодаря моим многим отношениям с людьми я всегда умел быть приятным и полным юмора. Так и на этот раз, я начал разговор шутя:

– Я искал тебя на небе, а нашел на земле.

Индианка склонила голову и по-английски спросила Шивамурти:

– Что он сказал?

Она ей объяснила. Я искал Шивамурти, когда пришел сюда.

К Шивамурти я не чувствовал ни каких-либо симпатий ни антипатий. С первого момента, когда я её увидел, я демистифицировал её. Тогда я был в этом же ашраме. Все ожидали с нетерпением, когда же она выйдет из комнаты. Мне казалось немного глупым их поведение. Большинство из них были молодыми. Тут она вышла из комнаты довольно эффектным образом. Словно королева, которая выходила для почитаения поданными, в то время как сама одаряла их подарками и своей благосклонностью.

Однако на самом деле она была той, которая больше нуждалась в их восхищении. Все это мне показалось плохо сыгранной ролью. Она бегло посмотрела на меня. Я не ответил на это ролью поклонника, как этого ожидала как её ассистентка, так и она сама. Я изобразил беглый взгляд и продолжил заниматься своими черновиками.

В другой раз мне оказали «честь», предложив отвести Шивамурти в аэропорт на моем автомобиле, имея таким образом «уникальную возможность получить помощь от ауры великой йогини». Я нашел предлог и отказался. Она играла роль хозяйки. Однако это было грязно, как и любая подобная игра. Я не хотел подбадривать её своим соучастием. Таким образом, и я был бы ответственным за это.

Я посещал ашрам с некоторой регулярностью, потому что меня интересовали некоторые их знания и мнения. К этому сводилась моя связь с ашрамом и его руководительницей.

Итак, я довольно просто присел рядом с этими двумя женщинами, так как не был вовлечен – как остальные – в какие-либо отношения типа главный-подчиненный, учитель- ученик. Мы начали разговор, однако, странным образом, общаясь не с Шивамурти, а с индианкой. Шивамурти ограничилась тем, что переводила тогда, когда я сталкивался с затруднениями в английском. Мы долго беседовали, что вызвало зависть и любопытство остальных.

Конечно, индианка посчитала значимым мое приветствие. Мы многое сказали друг другу. Я открыл ей несколько вещей, из тех, что со мной произошли, мои недоумения о том кто я, что происходит в мире, о видениях и о других необычных событиях, связанных со старцем Паисием.

– Настало время, чтобы ты нашел своего гуру, – ответила мне она. – Такого рода недоумения у меня были с возраста 5 лет.

– Откуда у ребенка могут быть подобные недоумения? – удивился я.

– Из моих прошлых жизней, – последовал ответ.

Здесь мы разошлись во мнениях. Я подумал о старце, о монахах... Они считали эту концепцию огромной ошибкой.

Не существует прошлых жизней. Согласно православному учению, человек имеет только начало, но не имеет конца. Он бессмертен, но имеет начало. С самого момента зачатия формируется новая личность, которая будет существовать вечно. После смерти разрушается только тело, а душа продолжает и далее свое существование, ожидая воскресение мертвых, когда все мы получим обратно свои тела. Эти тела будут похожи на тело воскресшего Иисуса. Они будут прославленными, вечными, нетленными, нетронутыми болезнями, голодом, жаждой, сном. Тела, которые подчиняют себе материю и её законы. Тела духовные. Как тело Христа, которое проходило сквозь запертые двери, которое взошло на небеса, которое получило жизнь через воскресение. Христос был первым воскресшим из мертвых, и за Ним последует все человечество, от первого человека, Адама, до последнего. Силой Божьей и нашим добрым намерением мы станем богами по благодати. Мы не можем достичь обожения высокомерными усилиями, которые основываются на человеческой силе. Обожение является даром любви Господа, Который не постыдился стать таким же, как и мы, для того, чтобы снова открыть ту дорогу, которую человек закрыл. Это дар Христа, Богочеловека, Который называет нас Своими братьями: кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12: 50).

И Люцифер пожелал обожения. Он попытался стать Богом через воровство, а стал... дьяволом. Также и Адам в раю тоже стремился к обожению. Но хотел достичь его без Бога, нарушая заповеди Господни, и уничтожил сам себя. Из бессмертного стал смертным, в своем падении потянув за собой саму человеческую природу. Таким образом, человеческая природа потеряла свою славу и силу и стала управляемой дьяволом, совета которого она послушалась. Обо всем этом я подумал в одно мгновение.

– Почему монахи утверждают, что вы с дьяволом? – спросил я.

– Они не знают, они находятся на низком уровне.

– Нет! Нет! – ответил я. – Они не находятся на низком уровне. Они очень много всего знают.

Я подумал о старце Паисии. Он взял за руку парализованного с детства человека и сделал так, что тот прошел вокруг кельи. Осенил крестным знамением одного больного раком груди (которому удалили три четверти легких, а врачи говорили, что он умрет через две недели) и исцелил его. Он раскрыл мне подробности из моей жизни, о которых я сам забыл. Он безошибочно предупредил меня о многих вещах, которые должны были произойти в будущем. Из рук кормил медведей. Вся природа его слушала. Он встречался и общался со святыми, с ангелами, с Пресвятой Богородицей. Он достигал далеких мест, не путешествуя, а в следующий момент снова находился у себя в келье. Но даже все эти вместе взятые вещи не заставили меня закричать «Нет!»... Это было что-то другое, более глубокое, более скрытое: старец был Богоносцем. Он носил Бога внутри себя. В своем сердце, в своей душе. Вокруг него истекала Божья благодать, которую каждый из нас ощущал по-разному. К нему применялись слова Христа: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14: 23). Господь сотворил себе «обитель» в сердце старца. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15: 5). Плоды старца истекали на тысячи людей, которые его посещали. После чего, каждый из них с благодарностью рассказывал о своем опыте.

Все эти вещи существовали внутри меня, однако они не были четко выражены в уме, и я не осознавал их как сейчас. Они заставили меня закричать «Нет!».

– Не существует ни Бога ни дьявола. Мы находимся за гранью добра и зла. Что есть зло? Что есть грех? – усердствовала она.

– Когда причиняешь боль, огорчаешь, ограничиваешь, убиваешь какого-нибудь человека или себя самого – это является грехом, – ответил я.

Наш разговор прекратился на этом разногласии. Мы поднялись и разошлись. Я заговорил со своими знакомыми. В какой-то момент я остался один, когда ко мне снова подошла индианка, которую звали Йогамукананда.

– Ты с кем? – спросила она меня прямо.

– Я нахожусь по ту сторону добра и зла, – иронически ответил я.

Она стала серьёзной.

– Если бы существовали только Бог и дьявол, ты за кем бы последовал? – спросила она, пристально глядя на меня.

– Монахи говорят, что вы с дьяволом! – сказал я.

– So, what? (Ну и что?) – ответила она.

Исходя из контекста, ответ является двусмысленным. Он может означать «И что, если так говорят монахи?», или «И что, если мы с дьяволом?». Однако то, как она это спросила, не было простым вопросом, но в то же время это было приглашением и провокацией. Признанием и в то же время призыванием к товариществу. С другой стороны, между нами существовало эротическое влечение (может приписать его Тантре?). «Ну да, мы с дьяволом, и нам хорошо! Это наше дело! Приходи и ты! Ну, что случилось? Чего ты боишься?»

Это было общее сообщение, которое я получил из невербальных источников. Из положения тела, взгляда, тембра голоса, душевных ощущений.

Не знаю, как именно, но она уже влияла на мою душу. Волна желания накатила на меня разрушительно и провоцировала, подталкивала меня сказать: «Я с дьяволом».

Я был шокирован, растерян из-за этой неожиданной атаки. Я отчаянно пытался сохранить равновесие своего разума под этой волной желания, которая почти поглотила меня. В то же время, я переживал уникальный опыт, который пытался понять, узнать, что же на самом деле происходит. Было и огромное изумление к проявлению этой её силы. «Значит, есть у нее какая-то сила!» – подумал я. – «Нужно быть с ней поосторожнее». Происходило много вещей одновременно, неожиданно. Она стояла передо мной и смотрела на меня максимально сконцентрировано. Она вся стала одним взглядом.

Мне удалось сдержать это иррациональное движение души, не уступить и не сказать того, что на самом деле было в моем уме.

– Я с Богом, – ответил я.

Я хотел продолжить, но её лицо мгновенно потемнело. Это был гнев? Угроза? Ненависть? Я не успел разобрать, потому что она резко изменилась и ушла, не сказав ни слова. С тех пор, я её больше не видел...

То, что я сказал бы дальше, если бы она не ушла так неожиданно, было бы «But I like rebels, all my life I was a rebel» («Но мне нравятся анархисты, всю свою жизнь я был таким»).

Считаю, что эта фраза, полностью описывает мое состояние того времени, и в ней находится объяснение тому, почему я продолжил интересоваться этими вещами и почему совершил поездку в Индию.

Позже я узнал и другие детали о Йогамукананде. С самого раннего возраста она была ученицей одного великого гуру. Она путешествовала по всему миру, блуждала из ашрама в ашрам, проводя конференции и курсы о йоге. Её считали очень развитой. Она была из ближайших учеников Сатьянанды. Она пользовалась такой же славой и в центральном ашраме этого движения, из Монгира (Индия), как я лично в этом убедился несколько месяцев спустя, когда я туда поехал. Она проводила конференции и разные курсы и в Греции.

 
 

Mind control (контроль разума) – «Не все то золото, что блестит...”

За годы до знакомства со старцем Паисием, я вступил в контакт с Mind Control через книгу с таким же названием, которую дала мне одна из моих двоюродных сестер. Хосе Сильва, бедный и умный мексиканец, открыл метод, благодаря которому можно было использовать скрытые силы ума. Применив на себе этот метод, он стал очень богатым основателем и руководителем всемирной организации, имеющей в качестве цели популяризацию этого метода во всем мире. Сегодня эта организация имеет свои филиалы и в Греции. Её члены платят взносы для проведения регулярных конференций, организовываются в ассоциации и стараются привлечь максимальное количество новых членов для участия в конференциях.

С научной точки зрения этот метод основан на излучении мозгом электромагнитных волн. То есть мозг излучает определенный тип волн, когда человек находится в трезвом состоянии, другой тип, когда глубоко спит, иной, когда некрепко спит, когда находится в состоянии между сном и бодрствованием. Этот последний тип электромагнитных волн был назван «альфа-волны», так как считается, что в этом состоянии между сном и бодрствованием мозг находится на «альфа-уровне».

Инициаторы этого метода утверждают, что в тот момент, когда мозг находится на альфа-уровне, тогда у него больше «сил», или, другими словами, он может лучше узнать свой потенциал. Таким образом, они разработали технику, считая с 10 до 1 в обратном порядке, при помощи которой сознательно человек может спуститься на альфа-уровень, когда пожелает, не имея необходимости во сне. Когда кто-то находится на этом уровне, он может использовать скрытые силы своего ума.

Все эти высказывания были упакованы в научную терминологию и представлены в виде «науки». В курсах для начинающих нет ни малейшего намека о йоге или о восточном мистицизме. Наоборот, незаконно эксплуатируется западное восприятие науки, психологии и т.д. и т.п. Только проникнув в организацию, человек может постепенно обнаружить таинственные взаимосвязи. Когда человек внушает им доверие, становится одним из них, «своим», тогда ему укажут на эти сообщающиеся сосуды.

Тогда они признают, что это «новое открытие» Хосе Сильвы есть ничто иное, как старый метод самогипноза, который использовали древние египтяне, а также используют нынешние индуисты, буддисты и весь спектр проповедников восточной мистики.

Отличается только витрина, метод обслуживания, ограждение, наделение всего этого подхода одеждой западного подхода к науке. Целью является привлечение тех, кто восхищается и доверяет науке.

Конечно, в то время не знал всех этих вещей. Именно поэтому, когда я узнал что будет организована вступительная конференция о «Методе Хосе Сильвы» в Обществе Македонских Исследований, я пошел туда, исполненный интереса. Я выслушал всю презентацию. Существовали, конечно, моменты, которые напоминали мне йогу, однако очень расплывчато, и это потому, что я владел некоторыми знаниями о йоге. Тот, кто не имел с этим ничего общего, не смог бы даже ничего заподозрить.

У меня появилось одно недоумение, из-за которого в конце презентации я и задал следующий вопрос учительнице, говорившей нам обо всем этом:

– Человеческий разум по своей природе и устроению имеет естественный способ работы. Таким образом, он находится на альфа-уровне только тогда, когда человек спит, то есть в течение ограниченного времени на протяжении 24 часов. Вы предлагаете нам вмешиваться в этот естественный, спонтанный процесс и внести в него определенные изменения, замены. Вы предлагаете нам прилагать усилия для того, чтобы как можно дольше находиться на альфа-уровне. Как мы можем знать, что это не опасно? Как мы можем быть уверены в том, что такое насилие над нашей природой не приведет к дисбалансу, телесным или душевным повреждениям? Как мы защитим себя от влияния, которое оно может оказать на нашу нервную систему, например? Это влияние может проявиться не сразу. Мозг имеет некоторые параметры сопротивления, но что может произойти при систематическом принуждении его нормальной работы в течение нескольких лет? Как мы можем знать, что он все это выдержит?

– Не бойся, мы знаем! – ответила она.

И это все! ... Значит, это предполагало, чтобы я полностью поверил в них и в их знания.

Я не получил научно-точного ответа. Любой исследователь, физик, врач преподнес бы какие-то экспериментальные данные, статистические результаты. Например, такое-то лекарство или такой-то метод были применены к группе людей на такое-то количество времени, а затем члены этой группы были исследованы, и было обнаружено то-то и то-то. Были выявлены такие-то положительные эффекты, соответственно, такие-то негативные последствия и т.д. и т.п.

Эти люди не просто не распространяли научные элементы, подтвержденные практикой, но даже не практиковали научного мышления. Все сводилось к нескольким успокаивающим «обещаниям»: «Не бойся, мы знаем что делаем, доверься нам».

Сколько доверия может оказать кто-то некомпетентному человеку? Например, ты можешь доверить ему мотоцикл, машину, дом или – ладно! – даже свой банковский счет. Но разве мудро доверить ему просто так свой мозг, умственную деятельность, свое душевное равновесие?

Тогда я не проходил этих семинаров, а только спустя два года. Подталкиваемый своим огромным эгоизмом, я хотел отличаться от людей, превосходить их любой ценой. Мне обещали, что помогут приобрести «скрытые» возможности, раскрыть весь потенциал своего разума, и таким образом, превзойти окружающих меня людей, что я смогу решать с легкостью свои ежедневные проблемы, смогу «помочь» остальным людям, то есть буду находиться на более высоком уровне по сравнению с ними.

Все эти страсти, эта душевная грязь не были осознанными, они были вдохновленно спрятаны за красивыми лозунгами типа «духовный прогресс», «поиск истины», «помощь человечеству», «повторное открытие мистического гнозиса» и т.д. Если к этому добавить еще и скуку и пустоту повседневной жизни без Христа, одиночество и желание встречи с людьми, особенно противоположного пола, тогда можно понять некоторые мотивы, которые подталкивают людей зачастую бессознательно принимать участия в такого рода движениях.

Итак, через два года после моего первого с ними контакта и через несколько месяцев после встречи с Йогамуканандой я находился в Маэстик – кафе на берегу моря, где обычно собирались студенты – когда меня заметил один мой знакомый и сказал, что собирается участвовать в первой лекции семинара по Mind Control. Я решил его сопровождать.

Семинар проходил в конференц-зале Electra Palace, одного из самых роскошных отелей из Салоник на площади Аристотеля. Он должен был продолжаться четыре-пять дней, участие в нем стоило половину ежемесячной студенческой стипендии. Я встретился с учителем и сказал ему, что не располагаю такой суммой. Он принял меня бесплатно.

В то время я читал книги Омраама Микаэля Айванхова, своего рода «белого» мага. Первый день семинара прошел спокойно, и все остались довольны. В конце я искал повод поговорить наедине с учителем.

Это был человек лет 40–45, стройный, с атлетическим телосложением. Его звали Паул Грива. По происхождению он был киприотом, греко-американцем второго поколения и жил в Нью-Йорке. Мы понравились друг другу. Он очень хорошо говорил по-гречески.

– Ты принадлежишь Всемирному Белому Братству? – спросил я.

– Я надеюсь на это, – ответил он.

Мы продолжили обсуждение. Когда он понял, что я прочел и имел понятие о многих вещах, связанных с йогой, то сказал мне что он тоже йог. Я немного удивился, потому что я никогда не представлял себе йога, одетого в костюм.

– Я практикую Крийя-йогу, а моим мастером был Парамахамса Йогананда. Здесь я работаю, чтобы заработать немного денег.

Его наставника я знал по одной из его книг. Я прочел ее, когда был студентом на первом курсе. Я тоже желал когда-нибудь с ним встретиться. Мы продолжили обсуждение, и я узнал, что Паул был продвинутым йогом. Я признался ему:

– Я чувствую, что все, что я делаю, изменяет меня; мои дела, слова, мысли, влияют на меня глубоко внутри, изменяют мою душу. Я не знаю, как должен жить. Не знаю к чему стремиться. Я очень тщательно работаю над собой каждый день, но без какого-либо плана, не имея какой-либо модели, в силу обстоятельств. Так не желательно продолжать, a как надо – я не знаю.

– В следующий раз, когда я приеду в Грецию весной через шесть месяцев, мы проведем один день вместе. На этот раз у меня нет времени.

– Весной я буду в Индии, – ответил я.

Я сам удивился своему ответу, и тому, как быстро развивались наши отношения. Я понял, что неизвестным мне образом Паул повлиял на меня.

Сегодня я могу сделать вывод, что он подверг меня легкому гипнозу.

В течение двух лет, которые прошли с момента первой конференции, которая проходила в Обществе Македонских Исследований, я познакомился со старцем Паисием, а значит, хранил внутри себя некий православный, христианский опыт.

На второй день семинара я находился в холле отеля, ожидая возобновления обсуждений. С этого дня должно было начаться истинное инициирование. «Разве я хорошо поступаю?"- спросил я себя, подумав обо всем, что сказал мне старец Паисий.

«Отче, если то, что я делаю это плохо, останови это! Не позволяй этому произойти!» – попросил я его мысленно.

Потом начали подходить знакомые, несколько девушек, и я совершенно забыл о своей молитве.

Начался семинар. Мы начали с того, что громко повторяли ОМ, «святой» звук, согласно индуистскому учению, для «очищения» атмосферы от нежелательных духовных влияний.

Семинар продолжался, однако ученики постарше начали чувствовать себя неудобно. Во время перерывов перешептывания и недовольство возрастали. Я не мог понять, что происходит. Мне нравился Паул, и мне не хотелось слышать каких-нибудь нехороших слов в его адрес.

Паул же, как выяснилось позже, в появлении этих сложностей начал подозревать меня. После перерыва он продолжил семинар, начав с нескольких анекдотов, чтобы снять напряжение. В то время как он рассказывал анекдоты, прогуливаясь среди толпы, Паул подвергал меня различным психосоматическим тестам. Например, он резко протягивал мне руку, чтобы посмотреть, как я на это отреагирую. Абсолютно спонтанно, не задумываясь, я ответил положительно; я крепко схватил его за руку. Он подвергал меня трем-четырем подобным тестам, и в конце он подверг меня одному тесту, о котором я читал в одной книге по психологии. Тогда я понял, что он во мне сомневается, что проверяет мое эмоциональное отношение к семинару и к его персоне.

Я удивился, так как действительно относился ко всему позитивно. Кроме того, я позитивно отреагировал на все тесты.

Было решено продолжить инициирование. Атмосфера стала дружественной и спокойной. Он был хорошим учителем. Процесс инструктирования постепенно прогрессировал, со все более сложными упражнениями. После тридцати минут упражнений ученики постарше снова начали волноваться. Они перешептывались между собой.

Это напряжение очень скоро вырвалось наружу. Два-три человека поднялись и начали открыто протестовать:

– Существует, или не существует духовная защита на этом семинаре? – спрашивали они провокационно.

Для нас, новичков, смысл этого вопроса было трудно понять. Что могло означать «духовная защита»? Защита от чего именно? Существует какая-то опасность, от которой мы должны защищаться? Кто нам угрожает, и кто нас защищает? На все эти вопросы ветераны отвечали в полслова. Однако, они подчеркивали тот факт, что на этот раз существовали вторжения на духовном уровне, и таким образом, ситуация становилась критической, в отличие от предыдущих сеансов.

Семинары были прерваны на один день. Паул объявил, что мы продолжим семинары с Марией, его старой ученицей, потому что он лично не может продолжать.

Тогда в моем уме промелькнула мысль: «Что я просил у старца Паисия? Разве я не просил его помешать инициированию, если это плохо? Может в это вмешался старец?» Я не был уверен. За всем этим могло быть много других причин.

Я решил продолжить, молясь в то же время Христу и прося старца о том, что если этот семинар плохая вещь, чтобы он показал мне это более ясным образом.

После однодневного перерыва Мария, которая должна была продолжать семинары вместо Паула, приехала в Афины. Это была молодая женщина около 30 лет, симпатичная, со светло-коричневыми волосами. Для остальных семинар продолжался без препятствий. Со мной, однако, продолжали происходить неожиданные события.

Например, во время некоторых упражнений, в то время как все находились с закрытыми глазами и были погружены на альфа-уровень, или точнее, находились в состоянии самогипноза, мы воображали в своем уме образы, которые нам предлагала Мария.

Она заранее подобрала эти образы и представляла их один за другим, без перерыва, точно как в кино.

Таким образом, в уме каждого из нас, находились постоянные последовательности контролируемых образов.

Вдруг, в то время как я спокойно выполнял инструкции, произошло нечто похожее на прерывание «фильма», на некое вмешательство извне.

Вместо того, чтобы видеть образы, которые диктовала Мария, я увидел демона. У него была уродливая и хитрая внешность, хвост и рога. Он был смешливым. Скорее он внушал мне дружелюбное отношение. Он не был ни угрожающим, ни ненавистным.

Я был удивлен произошедшему. Чем могло быть то существо? Что оно от меня хотело? Этот образ я видел несколько секунд, после чего продолжил упражнение. Никто ничего не заподозрил. Во время упражнений этот демон появлялся еще несколько раз, каждый раз в другом образе.

Я решил попросить объяснений у Марии. По окончании курса мы оба присели в одном конце салона, и я описал ей произошедшее.

– Как ты думаешь, о чем здесь может идти речь? – спросил я.

Она выслушала меня внимательно, без каких-либо недоумений или возражений. Согласилась, что именно так все и произошло, сказав мне, что подобные вещи случаются очень часто в духовном плане. Потом она начала говорить мне о своем учителе, который жил во Франции. Она сказала, что ей он очень помог, но она платит ему так много, что вынуждена работать 12 часов в сутки, не считая семинары по Mind Control. Что встречается со своим учителем четыре-пять раз в году и отдает ему почти все деньги, которые зарабатывает. Настолько дорого ей обходились отношения с ним...

Насколько я понял, её учитель следовал так называемому «пути хитрого человека», он был учеником Гурджиева.

Женщина казалась интеллигентной, она закончила факультет права, много путешествовала. Я не смог понять её отношений с французским учителем. Фактически она дарила ему все деньги, которые зарабатывала в течение года. Очень по-коммерчески смотрел на вещи этот учитель! Отец Паисий был совершенно ему противоположен. Он всегда стремился дарить, а не получать. Он раздавал все свои духовные дары своим духовным чадам. Даром получили, даром давайте, – сказал Христос Своим ученикам (Мф. 10: 8).

Мария считала йогу ниже того пути, которым следовала она. В йоге она даже находила ошибки. Однако в некоторых обстоятельствах она ею пользовалась. Что касается семинаров по Mind Control, они были адресованы начинающим, имея вводный характер. Если кто-то хотел прогрессировать, он должен был найти себе персонального учителя. Примерно такими были её понятия.

Я снова задал ей тот же вопрос:

– Почему мне явился демон?

Она с симпатией улыбнулась и сказала:

– Кажется, твои клетки имеют такую поляризацию, которая его притягивает.

Другими словами, она утверждала, что у меня некоторое «органическое родство» с дьяволом. В изумлении я открыл рот:

– Хорошо, – говорю я, – тогда почему он явился Христу?

Она была сбита с толку.

– Ты задаешь трудные вопросы, – сказала она и удалилась.

Я почувствовал, что она преследовала две вещи: первое – ввести меня в контакт со своим учителем; второе – внушить мне идею о том, что я имею некоторую связь с демонами, и заставить меня смотреть на это в положительном свете.

Семинары подходили к своему завершению, а я начал мучиться. Позиция Марии, появление демона – разве это не было признаками того, что моя молитва к отцу Паисию была услышана? Разве я не просил, что «если этот семинар плохая вещь, чтобы он мне показал это еще нагляднее»?

Через какое-то время я спросил старца, слышал ли он мою молитву и «подал мне руку». Он улыбнулся и утешил с большой любовью:

– Разве я смог бы оставить тебя без помощи? – ответил он.

Считалось, что после этих семинаров мы приобрели определенные навыки. Например, могли издалека поставить диагноз болезни, которой страдает человек. Предполагалось, что мы обладали силой для излечения болезней. Мы использовали в том числе и знаменитый хрустальный шар, похожий на тот, который использовала ведьма Маджика де Спелл в мультфильме Диснея «Микки Маус». Мы также научились предвидеть будущее при помощи кристалла... по крайней мере, так предполагалось...

Также подразумевалось, что мы можем «запрограммировать» свое будущее. То есть притягивать к себе желаемые события (например, найти хорошую работу, стать богатыми – так, как это сделал и Хосе Сильва, изобретатель этого метода) или же избегать неприятностей (какую-либо аварию, несчастье и т.п.).

Пока учителя находились рядом с нами, все наши попытки были успешными. Но эти вещи невозможно с точностью определить, так что всегда остается место для сомнений. Этому можно дать множество объяснений.

Итак, я решил испытать этот метод. Я подумал поставить себе целью маловероятные события. В итоге я «запрограммировал» следующие две вещи: получить в будущем военный билет, не проходя службу в армии, а чтобы все было еще более маловероятным, я «видел» себя с длинной бородой и большими волосами, одетым по-граждански и получающим военный билет в Генеральном Штабе Армии. Такой сценарий событий был невероятным в обычных условиях.

Спустя четыре-пять лет, я получил военный билет в Генеральном Штабе Армии; я был одет по-граждански, с длиной бородой и волосами, и «исполнил» большую часть службы где-то за границей, абсолютно легально.

Затем я назначил себе новый тест на короткое время. Год назад я познакомился с девушкой. Она была такой враждебной по отношению ко мне, что систематически избегала любой встречи со мной.

Все мои попытки вырвать от нее хоть одну встречу были тщетны. Она отказывала мне и ьыла непреклонна. Я не виделся с ней целый год. Я «запрограммировал» нечто невероятное. Я использовал «метод» и попросил, чтобы она пыталась сама меня найти без малейших усилий с моей стороны. Я «работал» над этими двумя «программами» примерно неделю.

Через десять дней эта девушка, которая раньше не выносила даже моего присутствия, искала теперь через знакомых случаи и предлоги, чтобы приблизиться ко мне. Я не проявил в этом ни малейшей заинтересованности, но даже старался напоказ держаться подальше от нее.

В конце концов, через нашу общую знакомую она пригласила меня к себе домой. Я на это не ответил. Вскоре она вновь повторила свое приглашение. И на этот раз я тоже не ответил. После этого она сама позвонила мне по телефону, попросив меня прийти к ней, потому что она – якобы! – должна мне что-то дать.

Я был очень удивлен! Что же это за вещи такие происходят? Это связанно с магией? Кто «подстраивает» для меня эти события? Неужели демоны? Неужели монахи правы, когда утверждают, что такие люди работают с дьяволом? Зачем они мне дали эти силы? Они меня любят? В это я не верю! Какую же цену надо будет за все это заплатить? Не думаю, что такие силы даются просто так. Кто кому служит?

В результате концентрирования с целью «исцеления» я обнаружил болезнь у своего отца. Спросил у него об этой болезни, он подтвердил все мои прогнозы. Подобные события стали настолько частыми, что мне было бы почти невозможно рассказать обо всех. Определенно то, что в конечном итоге я испугался и, в конце концов, я полностью отказался использовать далее этот метод.

Сегодня я сторонюсь любой связи с подобными «силами». Насколько более интенсивно кто-то использует эти «методы», эти «техники», настолько большим он становится должником и рабом того, кто прячется за всем этим. Он сам себя осуждает на неисчислимые страдания. Заканчивает тем, что становиться вечной жертвой Сатаны.

Пока человек жив, он имеет постоянную возможность освободиться от этой отвратительной тирании, если попросит помощи у Христа.

На тот момент, однако, у меня отсутствовали элементарные знания об этих вещах. В моем уме собиралось множество мифов, заблуждений, фантазий, я шагал по дороге жизни словно изможденный цыпленок.

 
 

«Притянутый за волосы» на Святую Гору

Итак, несмотря на опыт, который я получил на Святой Горе, несмотря на мою связь с отцом Паисием, как только я вернулся в мир, я очень быстро вернулся к старому образу жизни. Кроме йоги, теперь в моей жизни появились и техники по Mind Control.

В какой-то момент я начал осознавать, довольно расплывчато, что со мной не все так уж и хорошо. Жил в каком-то смущении. Я решил снова съездить на Святую Гору, встретиться со старцем Паисием.

Вечером перед отъездом я поставил будильник, чтобы успеть на утренний автобус. Проснулся поздно. Будильник сломался! Спустя несколько дней я решил поехать во вторник. В понедельник вечером ко мне приехал друг из Афин, и снова все планы отменились... Решил ехать в четверг. В среду вечером случилось так, что я был вынужден спать в другом месте... Все эти «совпадения» начали меня раздражать.

«Все, на этом ставим точку, – сказал я себе, – в воскресенье утром точно поеду. В субботу никуда выходить не буду, чтобы предотвратить любые осложнения». И что же? В тот самый субботний вечер ко мне домой пришла одна знакомая, которая настояла на прогулке, так как она чувствовала себя плохо и нуждалась в чьей-нибудь компании и утешении...

Как-то я находился у одного друга, который тоже начал регулярно посещать Святую Гору. Я рассказал ему о том, что со мной происходило и заключил: «Если старец не подаст мне руку помощи, не уверен, что попаду туда». Сразу же, в тот же момент, я почувствовал неописуемое умиротворение, нисходящее на меня, в то время как мой друг уже говорил мне:

– Можешь остаться этой ночью здесь! Утром, когда буду уходить на работу, я тебя разбужу.

– У меня с собой нет ни денег, ни вещей, – ответил я ему.

– Не беспокойся, я дам тебе все, и даже свой рюкзак, – сказал он.

Так и вышло. Спал я у него, а на следующее утро я уже находился в автобусе, который направлялся к Святой Горе.

Все это время, даже во время сна, то утешительное умиротворение не покидало меня. Это было так, словно в моей душе находился близкий товарищ. Только после того, как автобус тронулся, это ощущение начало растворяться. Я знал, что и на этот раз отец Паисий протянул руку помощи. Он «потянул меня за шиворот» и освободил меня из чащи этого мира.

Наконец, я добрался и нашел его. Он обнял меня очень внимательно и деликатно, предлагая мне остаться у одного его знакомого подвижника. «Пока ты немного успокоишься. Будешь навещать меня, когда захочешь. Заодно и живописи научишься», – добавил он. Итак, я согласился и пошел жить к этому подвижнику.

 
 

“Вратарница”

Мои шаги к христианству были неуверенными. Старец послал меня временно пожить к одному подвижнику. Этот подвижник жил сам в одном домике в лесу. Нужно было идти пешком целый час по тропинкам, которые часто были загромождены ветками, чтобы дойти до места, где можно было что-нибудь купить. Здесь был небольшой огород, за которым я ухаживал в каждый день после обеда. Было очень тихо! Почти ни одного человека. Раз в неделю сюда приходил «соседний» священник для Божественной Литургии. Иногда этот подвижник служил сам, так что мы могли провести до 15 дней, ни с кем не встречаясь.

В течение дня мы очень редко видели друг друга. Один час утром, когда я читал вслух из какой-нибудь святоотеческой книги, в то время как аскет занимался живописью, и еще часа два после обеда в огороде; сразу же после этого следовала трапеза и служба повечерия.

Я проводил свое время читая о православии. Тексты, написанные в глубине веков, имели до тысячи семисот лет; более новые тексты датированы триста-четыреста лет назад; а также тексты, написанные людьми, умершими несколько лет назад. Все о православии. Написанные подвижниками, людьми, испытанными в бесконечных трудах и духовных битвах, которые в конце своего непосредственного и богатого опыта приобрели духовные знания. И в силу этого чрезвычайно высокого познания они говорили о человеке, о том, что прячется в его душе и уме, о его тайне и величии, но и о его падении.

Они говорили о Боге, о том, как они Его познавали, как чувствовали, как видели, как жили вместе с Ним, как теряли Его, как находили снова – все ближе, все яснее, все увереннее.

Меня впечатлила общность взглядов и чувств людей, которых разделяли, например, даже полторы тысячи лет. Я был очень удивлен.

– Это православная традиция, – говорил мне подвижник, сам подлинный исихаст. Часто я просил его объяснить мне различные недоумения.

Он прояснял для меня многие вещи, так как был носителем живой традиции: он жил таким же образом и имел такой же опыт, как и подвижники прошлых веков, от Того же Христа. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8).

Я жил в молитве, в святоотеческом исследовании и духовной борьбе. Иногда я все смешивал и начинал практиковать различные йогические упражнения, медитации и все остальное. В моей душе существовала страстная склонность к магии, и спорадически она выражалась в этих практиках. Однако за всем этим скрывалась интенсивная внутренняя жизнь. Насколько спокойной и рутинной казалась наша внешняя жизнь, настолько необыкновенной была душевная, внутренняя. Внешне ничего не происходило, но в душе происходили бесчисленные события максимальной интенсивности. Столкновения, войны, сражения, тревоги, беспокойства, расстройства, как и божественные дары: опыт Божественной благодати, чувствование Бога в теле, просветление ума и глубокое понимание святоотеческих писаний, палящая жажда Божественного Слова, идеальное настроение для молитвы, самопознание, вдохновленное свыше, телесная и душевная сладость, стремление к Богу, сладкие слезы и уничижение в покаянии.

Я писал стихи о славе, воспевании и любви к Богу и старцу Паисию, который своей молитвой подарил мне возможность пережить все это.

С помощью святых мы часто переживали подобные ощущения, которые приносили нам спокойствие, радость, силу, мужество и готовность продолжать этот изнурительный, но столь плодотворный образ жизни. Душа углублялась, нисходя в пропасть. Затем восставала, достигая небес. Познавала вещи, которые не могут быть восприняты нашими чувствами, и жила в реальности, которую только она в состоянии достичь.

Среди многих мучительных событий, которые я пережил, находясь в этом духовном состоянии, больше всего моя память различает одно. Приближалось 28 августа, праздник Успения Пресвятой Богородицы. Вся Святая Гора – от одного конца до другого – находилась в праздновании. «Сад Богоматери» (как еще называют Афон) с невыразимой радостью воздавал честь и славу своей покровительнице, Пречистой Деве.

Во всех монастырях совершали бдения в честь Богоматери. Не было монаха, не было человека, который бы не принимал участия в этом празднике. Мы также приготовились спуститься в монастырь, к которому принадлежала наша келья, чтобы участвовать в бдении.

Еще начиная с 26 августа меня охватила страшная война из-за скудости моей духовной меры. Для более опытных отцов она показалась бы, наверное, шуточной. Для меня, однако, это было превыше моих сил. Внезапно мой ум наполнился мыслями. То есть, если например, в обычный день в моем уме прокручивались две-три мысли в минуту, вдруг накопилось сто-двести мыслей! Они следовали одна за другой, с неимоверной скоростью, оказывая невыносимое давление на мозг. Я пал жертвой очень серьезного состояния замешательства. Более того, все эти мысли были плохими, грязными, с ярко выраженной отрицательной подоплекой, и все они предлагали мне не спускаться на бдение. Я растерялся, не понимая, что со мной происходит. Ситуация могла быть уподоблена той, в которой некий хитрый, вредный и коварный болтун постоянно нашептывает тебе что-то на ухо, обсуждая с большим пафосом все, что находится вокруг тебя – людей и обстоятельства, не оставляя тебе ни малейшей передышки для того, чтобы ты смог ему воспротивиться и собрать вещи в логические рамки. Который непрерывно тебя бомбардирует, вызывая головные боли и душевное истощение.

А если бы этот клеветник был бы человеком из плоти и крови, тогда, без сомнения, вы бы удалились от него и через какое-то время успокоились. Но что можно сделать, когда нет возможности избавиться от этого плохого, страшного, болтливого рта? Когда это состояние преследует тебя даже в кровати, непрестанно, иногда непрерывно в течение трех или четырех дней? К этому добавлялся еще тот факт, что я впервые столкнулся с подобным состоянием. Это была психическая война. Умная война, как называют её православные монахи.

Я понимал, что нахожусь вне себя. Я пытался сопротивляться. Попытался прогнать весь поток этих мыслей. Никакого результата. Даже наоборот, они увеличивались в интенсивности. Можно было сказать, что я их только раздразнил. Я упорствовал в молитве. Но и здесь встретил еще более ожесточенное сопротивление, так что очень быстро и беспомощно сдался и весь изогнутый прекратил молитву.

Я был разоружен. Не мог сопротивляться! Я почти не верил, что то, что происходило со мной, может быть реальностью.

Старец понял все с одного взгляда.

– Пчелы собрались, – сказал он мне. – Посмотрим, покажешь ли ты в этом терпение?

И в самом деле, эти мысли были похожи на пчел, потому что они «жалили» и... было больно.

В ночь перед бдением я не смог уснуть, так как это зло все еще продолжалось, моя молитва была механической, без внутреннего участия.

Утро принесло мне страшную мигрень в связи с нехваткой сна, который сократил мои силы. Мне казалось, что мой мозг вот-вот распадется из-за быстрой последовательности и давления мыслей.

После обеда я спустился в монастырь, где нам выдали комнату, чтобы мы смогли отдохнуть несколько часов перед великой службой. Итак, я прилег, однако не смог успокоить свой ум.

На бдение я пришел уже изможденным; а по мере того как усталость увеличивалась, мое состояние все больше ухудшалось. Один соседний старчик, который часто приходил к нам в кельюю для служения Литургии, почтенный монах, опытный и преуспевший в духовной жизни – как мне сказал старец – подошел, улыбаясь, к клиросу, в который я рухнул. Мы любили друг друга, так что я обрадовался когда увидел его.

– Ну, как продвигается борьба? – спросил он.

– Тяжело, отче, – ответил я ему.

Я наклонился, чтобы поцеловать ему руку, но он потянул её обратно и дал мне утешающий подзатыльник. Этого было достаточно для того, чтобы все мое внутреннее состояние изменилось. Что произошло? Как прекратилась буря? Как развеялись облака? Откуда такое спокойствие? Что это были за радость и легкость? Куда подевались все те темные мысли в одно мгновение? Что это был за подзатыльник? Что за Божественная сила находилась в этой руке?

Радуясь, я поднял голову и исполненный счастья посмотрел на него.

– Пойдем, попоем немного, – сказал он мне, и я с радостью пошел за ним на клирос. Мы были рядом и воспевали Богоматерь. Я чувствовал себя настолько легко, настолько прекрасно, настолько хорошо рядом с ним... На короткое время он спрятал меня под свои духовные крылья. Между пениями он сказал мне:

– Не бойся, это дьявол тебя искушает. У него нет силы. Что он мне сегодня сделал! ... Утром я сидя молился по четкам. Он навеял мне такой сладкий сон... но я быстро пришел в себя, поняв, что он пытается меня обмануть, издеваясь надо мной. Я набросился на него, чтобы прогнать, и он убежал. В то время как он убегал, я спросил его, откуда он. «Из Иконио, из Иконио (турецкий город Конья)», – прокричал он и сделался невидимым. Итак, он был из Малой Азии.

Там было много идолопоклоннических храмов. Потом я встал и слышал как он орал в лесу: то, как зверь, то, как свинья, то, как иные виды диких зверей. Он делает это только для того, чтобы напугать нас, чтобы мы прекратили молитву. Но силы у него нет, он просто нас пугает лживым образом, издалека. Бог держит его связанным. Не оставляет его на свободе, иначе он бы нас убил, разорвал бы нас заживо. Не бойся, нас защищают Пресвятая Дева и все Святые.

Как я мог бояться? Я плавал в глубокой радости! Разве не доказал мне немного раньше этот старчик свою духовную силу? Разве он не избавил меня от этого проклятия? Разве он не прогнал дьявола далеко от меня? Я был рад тому, что Господь открыл мне еще одного настоящего монаха. Во время бдения между нами сели и другие люди, и таким образом я отдалился от этого старого монаха. Я провел бдение до конца без каких-либо затруднений.

После службы мы отдохнули, а утром, когда я проснулся, узнал что отец Савва – так его звали – отправился из монастыря в свою исихастскую келью. Мы должны были остаться на трапезу, а потом идти в Иверский монастырь на вечернюю службу, чтобы в соответствии с моим желанием поклониться там иконе Богородице, именуемой Вратарницей.

Как только я проснулся, борьба возобновилась, более дико, более агрессивно. Но теперь я знал, что со мной происходит, и в какой-то мере презирал дьявола, после того как его опозорил отец Савва.

На пути к Вратарнице борьба возрастала. Что за неожиданная буря это была? Дикие, кощунственные, злобные, командующие мысли, наваливающиеся с силой и быстротой одна за другой: «Вставай! Уходи! Сейчас же! Немедленно! Не иди к Вратарнице! Возвращайся назад!» Я не мог управлять своим умом. Единственное, чего я хотел, так это чтобы поток этих мыслей умерился, чтобы выдержал мой ум, который находился на грани распада. Я ужасно страдал. Был очень мрачным. Если бы не случай со старцем Саввой, я бы сдался и ушел бы далеко от Вратарницы, далеко от подвижника, у которого жил, подальше от Святой Горы. Но я выбрал путь терпения и продолжил свою дорогу, погруженный в эту бездну. Мне очень тяжело было думать связно, даже о каких-нибудь простых вещах, как, например: «Куда я положил свой фонарик?» или «Одену-ка я свитер». В моем уме была удушающая агломерация.

Когда я дошел до монастыря, большинство людей, прибывших сюда на праздник, уже ушли. Несколько оставшихся посетителей находились вместе с монахами в церкви, ожидая вечернюю службу. Я ходил по церкви, погруженный во мрак болезненного конфуза и боли. Остановился перед иконой Вратарницы. Это была большая икона, примерно 1,5 метра в высоту, покрытая золотом, украшенная многими драгоценными камнями и другими ценными дарами. Это была самая известная чудотворная икона на Святой Горе.

Я находился в нескольких метрах от нее. Я не слышал певчих, не воспринимал рядом находившихся со мной людей. Мой ум был пленен, не в состоянии отреагировать. Находясь в этом состоянии внутреннего смущения, мои глаза остановились на иконе.

«Матерь моя, помоги мне!» – пробормотал я с огромным усилием.

В доли секунды, точно так же, как кто-нибудь нажимает на переключатель и включает свет, внутри меня произошло изменение. Мой ум полностью очистился. Не просто прекратились все те ужасные мысли, но также пропали даже и обычные. Мой мозг перестал работать. Способность думать испарилась. Однако существовало нечто иное, другой тип возможности, новый способ восприятия, чувств, существования. Это был не ментальный способ познания. Моим умом возобладали спокойствие и глубокий мир, в истинной и совершенной исихии.

Над нашими головами я увидел светлое, белое, эфирное облако. Его видение преобразило весь мой ум. Этот свет был несказанно чистым, святым, полным силы и доброты, совсем противоположным моему духовному состоянию. Я видел всю свою моральную нечистоту. От меня исходил невыносимый запах. Я был совершенно противоположным тому, чем было это облако. Как оно могло приблизиться ко мне? Это мне казалось непонятным. Как оно могло с такой добротой терпеть мою мерзость? Любовь и нежность, которые оно ко мне проявляло, переполняли меня до экстаза. Я почти что желал, чтобы оно удалилось, потому как мне казалось совершенно неподходящим то, что мы находились вместе. Оно изливало на нас в изобилии невыразимые духовные дары. Красиво пахнущие духовные бальзамы опускались на грязь моей души, в которой кипела злоба. Один волосок отделял меня от духовной смерти, и вот, мне была дарована жизнь...

Видение этой замечательной вещи порождало в моей душе знание, понимание, исцеление, силу, покаяние, благодарность, любовь, уважение, радость, скорбь о грехах, надежду вечной жизни.

Я нахожу напрасным любое усилие описать даже расплывчато это невыразимое богатство жизни. Почти отчаявшись из-за своей беспомощности, на этом я остановлюсь.

Сколько продлилось это состояние, не знаю. Я словно попал в мир существования вечности, при этом тело мое находилось под влиянием времени. Помню, что когда после службы я вышел из церкви, то все еще переживал последствия этого необыкновенного изменения.

Я встретил подвижника, и мы начали подниматься к келье. Состояние, в котором я пребывал до того, как я пришел на службу, то страшное искушение, снова вернулось, так что я потерял согласованность мыслей и слов.

Я забыл, что со мной произошло в церкви. Я просто помнил, что случилось что-то очень важное, но что именно, не помнил.

– Отче, в церкви что-то случилось, но я не могу тебе сказать, что именно, потому что не помню.

Он посмотрел на меня озадаченно и приписал мои странные слова искушению, через которое я проходил – «пчелам», которые собрались, так что больше не обращал на это внимание.

Понемногу вещи вошли в свое естественное русло. Я вернулся к состоянию, которое мы называем «нормальным», но совершенно забыл о случае в церкви. Он понемногу вспомнился мне со временем, спустя несколько месяцев. Только по прошествии более одного года я смог отчетливо его вспомнить. Кажется, Господь по причинам, только Ему известным, допустил забвение, и позволил мне вспомнить все это только тогда, когда мне это действительно было нужно.

Спустя много лет я спросил одного пустынника, когда посетил его келью:

– Чем же было, отче, то облако?

Внимательно меня выслушав, он ответил: – Это была благодать Божьей Матери.

 

Духовный шлем

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме... (Иоанн 8; 12).

Опыт этой психической войны – умной войны – у меня был не раз, но не настолько интенсивный.

Второй раз мне пришлось пережить страшную войну, идентичную той, что была в случае с Вратарницей, тогда, когда я решил сделать окончательный выбор между йогой и православием. Я решил прилагать систематические усилия для того, чтобы изучить в сравнении как православные, так и йогические утвержденные тексты и точки зрения. Я набрал много книг и журналов с обеих сторон, купил себе толстую тетрадь и начал методическую запись и сравнение этих двух точек зрения. Я владел уже определенным опытом, который накопил с обеих сторон.

Существует ли Бог? Кто есть Истинный Бог? Какая религия является настоящей? Все ли религии, все ли'пути» ведут к Тому же Истинному Богу, или существует только одна религия, один путь, который ведет к истине, к Богу?

Это были вопросы, на которые я пытался ответить благодаря такому подходу. На протяжении всей человеческой жизни не существует более серьезных вопросов, чем эти. Качество жизни человека зависит от практического ответа на эти вопросы. Его позиция, его точка зрения на эти вопросы, глубоко повлияют на его личность и на события в его жизни. Достаточно заметить, насколько отличается жизнь православного от жизни атеиста, мусульманина или индуиста. Насколько по-разному они относятся к людям, к жизни, к окружающему миру.

Я не слишком успел продвинуться в этом деле, как снова получил психическую атаку. Тысячи диких, подавляющих, стремительных мыслей заполнили мой ум, точно так же, как в тот день, когда я шел поклониться Вратарнице. Итак, небольшой опыт у меня был, так что я решил «бороться», пытаясь своими силами преодолеть это искушение.

Однако очень быстро я убедился в своей духовной немощи. Я совсем изнемог, не в состоянии оказать ни малейшего сопротивления. Я отказался от каких-либо усилий. Вспомнил про отца Савву, старца Паисия, икону Богоматери Вратарница. Подвижник, у которого я жил, видимо не посчитал нужным либо просто не смог мне помочь.

После трех дней терпения, усталый, физически и душевно истощенный, пошатываясь, я дошел к кельи старца Паисия. Солнце уже зашло, и было почти темно. Старец был один во дворе, готовился к ночному бдению.

Увидев меня, он сразу же улыбнулся.

– Ну, как продвигается борьба? – спросил он улыбаясь.

Я обрадовался, увидев его, и несколько приободрился.

– Ах, отче, не могу больше этого выдержать! – ответил я, и из последних сил, которые оставались у меня от этой борьбы, мне удалось улыбнуться.

Он подошел улыбаясь.

– Давай приведем вещи в порядок, – сказал он и слегка ударил меня по голове.

Зло словно в тот же момент было отрезано ножом! Все плохие мысли мгновенно исчезли!

Но и это еще не все. Мой ум не сразу же вернулся в свое обычное состояние, он находился где-то далеко, где-то глубоко.

Я переживал огромную, спокойную, глубокую, полную мира радость. Иной Дух соединился с моим умом и с невыразимой добротой разделял со мной то, что Он имел от Своей природы.

Я боюсь произнести Его имя! Мне стыдно, мое сердце сжимается, когда я говорю об этом. Это была Божья благодать? Это был Утешитель? Поэтому Христос назвал Его «Утешителем»? Действительно, как сильно Он меня утешил! Я с большой радостью согласился бы еще раз пройти через то ужасное состояние, даже через худшее, если бы знал, что в конце я встречусь с Ним!

Мне было неловко говорить об этом явно. Я просто спросил:

– Отче, что со мной произошло раньше?

– Ну, это тебя искушал дьяволенок! Не бойся, это война! Когда тебе тяжело, позволь и мне пустить пулю, помочь тебе. Твори молитву. Сядь, я принесу тебе «духовный шлем», – сказал он улыбаясь.

Он поднялся, зашел в дом и принес мне коричневую шапку.

– Её здесь забыл кто-то, кто уже покинул Святую Гору.

Он три раза благословил шапку крестным знамением и с улыбкой одел мне её на голову:

– Дай-ка я посмотрю... Теперь ты стал красивым солдатом! Теперь к тебе не будут приближаться мысли. Они будут ударяться о шлем и отскакивать. Во время войны все офицеры кричали на нас, чтобы мы носили шлем. Только смотри не потеряй его!

Он по-отечески поцеловал меня в лоб. Он чрезвычайно меня любил, а моя радость не знала границ. Мой духовный отец был таким сильным и духовно богатым! Враг был перед ним ничем. Без малейшего усилия, простым подзатыльником, он заставил его бежать! Какие теперь были у меня основания бояться? Если бы ситуация снова ухудшилась, я пришел бы к отцу Паисию, и война сразу же прекратилась бы. В моей душе родились глубокое доверие и поразительное бесстрашное состояние.

Стемнело. Исполненный любви, я ушел. У задней калитки, старец, улыбаясь, сказал мне:

– Я всегда буду внимательным; всякий раз, когда они тебя будут мучить, я буду пускать по одной пуле.

На самом деле, он носил всю тяжесть моей духовной войны, так как я был лентяем и трусом.

Пока я носил духовный шлем, подаренный мне старцем, не было ни единой атаки со стороны мыслей. Мой ум обрел мир и покой. Однако несмотря на то, что я был предупрежден, в конечном счете я потерял шапку. Другую шапку старец мне не подарил, хотя я просил его об этом. Теперь он помогал мне иным способом.

Я еще много раз посещал старца. Он наделил меня и другими подобными подзатыльниками, которыми исполнил меня Божественной благодати. Я ждал их, желал их каждый раз с нетерпением. Таким образом, он часто раздавал духовные дары, часто даже при людях, которые наполняли его двор. Кто и сколькие из них понимали, что скрывалось за этими легкими ударами? Думаю многие. Некоторые получали больше, некоторые меньше благодати.

Я так и не смог ответить сам на вопросы о Боге, о мире, о человеке. На опыте я понял, что истину нелегко завоевать. Если Бог не помогает человеку духовно, тогда последнему невозможно к ней приблизиться. Ради этого и Христос сошел на землю, чтобы помочь людям различать важные вещи от неважных, истину ото лжи. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12: 46).

Это правда, что Христос любит и помогает человеку; не только Своим учением, которое Он сохранил в Церкви, которую основал, но и лично, каждому из нас отдельно, каждый раз, когда мы просим Его помощи в молитве.

Но у нас есть очень умный враг, который тайно воюет с нами, не раскрываясь, и таким образом, мы не осознаем его существования, чтобы принять меры предосторожности. Он пытается создать путаницу в умах людей, пытается отвлечь их ошибочными мнениями о жизни, мире, Боге. Прилагает все усилия, чтобы мы никогда не осознали реальных возможностей нашей человеческой природы, а именно доступ к вечной жизни и обожение по благодати Христовой.

В Своем учении Христос часто обращал наше внимание на этого врага. Он назвал его дьяволом, потому что тот искажает вещи, сатаной, потому что противится истине, человекоубийцей, потому что радовался гибели человека: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин 8; 44).

Итак, этот человекоубийца, отец лжи, борется с нами втайне – когда мы не знаем о его существовании – и явно – когда мы о нем узнаем. Его сила состоит в нашей лени и невнимательности. Он не имеет над нами реальной власти, а просто пытается использовать наши немощи. Христос разбил всю его силу Своей жертвой на кресте и Своим воскресением. Дьявол был побежден раз и навсегда, несмотря на все его постоянные усилия творить зло. Но тогда я не знал этих великих истин.

 
 

Объяснение

Мне не хотелось еще раз в своей жизни стать жертвой обмана. Несмотря на все чудесные события, которые я пережил рядом со старцем Паисием, я в нем сомневался. Я не верил тем объяснениям, которые он мне давал. Существовала возможность, что он видел вещи в сугубо личной манере, а действительность его превосходила. Я также не исключал возможности того, что он обладал только частью истины, и что остальные её частицы находятся в других системах мышления и в других религиях. Может, я слишком попал под влияние его сильной личности, вообще под влияние окружающей среды Святой Горы. Если бы я удалился, если бы посмотрел на все с определенного расстояния, может быть, тогда я посмотрел бы на эти вещи по-другому.

Итак, я решил предоставить равные возможности и индуистским йогам. Конечно, я был с ними знаком и до моей встречи со старцем Паисием, но я ни разу не был в Индии, в «эпицентре» их религии. Поэтому я решил поехать и пожить вместе с ними, смешаться с ними, открыть им свою душу, как я поступил и в случае с православными монахами.

Чтобы избежать любого влияния извне и сохранить неизменным одинаковое расстояние между этими религиями, я символически снял с шеи крестик, который своими руками сделал отец Паисий, и поехал в Индию, оживленный наилучшими и самыми искренними намерениями. На самом деле я думал, что йога мне больше подходит. Я считал, что и она является путем к Богу. Итак, я прожил в Индии несколько месяцев в разных ашрамах вместе со свами и гуру.

Таким образом, я набрался опыта с обеих сторон. Я смог сравнить их качество и происхождение. В моей душе произошло настоящее противоборство.

Являлось ли мое отношение огражденным от опасностей? Нет, даже совсем наоборот, я сильно рисковал. Я не смог победить своими силами. Мне помогли, а точнее меня спасли Божественные вмешательства, Которые помимо моих духовных проблем решили и многие мои повседневные практические трудности.

Если бы мне не помог Господь, я полностью уничтожил бы самого себя.

 
Комментарии для сайта Cackle