Беседа 35. Евангелие от Матфея, глава 10, 38–42. «О несении креста»
Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея. И сегодня мы рассмотрим текст 10-й главы с 38-го по 42-й стих. Здесь говорится о необходимости несения Христа, то есть преодолении всех испытаний, посылаемых нам от Бога. Далее говорится о том, как правильно реагировать на служение священников в Церкви.
Итак, мы читаем:
Мф.10:38. «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».
Блаженный Иероним так истолковал этот стих: «Крест должно носить на себе всегда, не думая, что может быть достаточно только пылкой веры; мы всегда должны обнаруживать [свою] любовь ко Христу».
«Крест» в широком понимании – это все те трудности, которые посылаются нам от Бога в этой жизни. Иногда родители говорят о тяжелых по характеру детях: это у меня такой крест. Или человек говорит о своем заболевании: Бог послал мне тяжелый крест.
Но иногда «крест» и следование за Христом означает нечувствие гонений и стремление со всяким прилежанием исполнить волю Бога (Его святые заповеди). Блаженный Феофилакт пишет: «Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на поносную смерть (ибо так древние думали о кресте), тот недостоин Меня. Поскольку же распинают многих, как разбойников и воров, то присовокупил: и в след Мене грядет, то есть, живет по Моим законам».
Итак, несение креста означает безропотное преодоление испытаний в гонениях и твердое намерение несмотря на все трудности исполнять Божий Закон. В этом смысле мученик в христианстве не только тот, кто безропотно переносит гонения и сами страдания, но и тот, кто несмотря на трудности – бессилие собственной души и тела стремится исполнить Закон Божий. То есть если ты несмотря ни на какие страдания принимаешь решение не принимать наркотики или не выпивать – это мученичество в глазах Бога. Хотя каждая клетка твоего тела стремится ко греху – ведь ты оказался в химической зависимости от зловредных веществ, но ты продолжаешь свою борьбы за верность Божьей заповеди, в глазах Бога, – ты поступаешь именно как исповедник (мученик). Или ты борешься с собственной блудной страстью – Бог воспринимает твои переживания, страдания и боль именно как исповедничество (мученичество). Причем, здесь твой гонитель – не император Нерон или Домициан, но сам дьявол. И твоя брань с «фараоном мысленным» более чем угодна и приятна Богу. В этом смысле следование за Христом всегда означает удаление от дьявола и греха и приближение к праведности и святости. Апостол Павел писал: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1Сол.4:3). Здесь мы видим, что для апостола Павла освящение не есть нечто сугубо отвлеченное, сакральное, но, скорее, практическое и деятельное. Смысл его слов более чем лаконичен: хочешь стяжать освящение – не блуди. Да! Тяжело и трудно, но ты постарайся!
В этом смысле христианин – это человек, который ведет постоянную борьбу с самим собою. В себе он обнаруживает источник поражения, капитуляции и духовной смерти; во Христе, мы обнаруживаем для себя надежду на духовную победу, истинный смысл бытия и новую жизнь в Боге и с Богом. Апостол Павел писал об этом внутреннем противоречии человеческой жизни: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим.7:18–25).
Именно поэтому, само чувство неудовлетворенности самим собою, желание что-то резко изменить в своей жизни, перечеркнув весь предшествующий опыт – это здоровая религиозная предпосылка в жизни верующего человека. Пока ты недоволен собою, даже раздражен собственным состоянием, – все это означает, что твоя душа по-прежнему жива для покаяния, для тех чудесных перемен в твоей жизни, которые могут произойти от Бога, в жизни твоей души. Наполнить серые будни мятущейся души духовным содержанием – вот конкретный практический смысл жизни христианина.
И мы читаем далее:
Мф.10:39. «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».
Блаженный Феофилакт так истолковал этот стих: «Кто слишком заботится о телесной жизни, тот думает, что обретает душу свою, между тем как на самом деле он губит ее, подвергая ее вечному наказанию. Напротив, кто погубляет душу свою и умирает, впрочем не как разбойник или самоубийца, но ради Христа, тот спасет ее».
Итак, цель этой земной жизни, ее главная цель, – не сохранение жизни физического тела. Это очевидно! Как бы мы ни старались, наше тело погибнет, умрет и разложится в земле. Наше тело спасется только в день его Воскресения из мертвых. Смысл этой жизни, прежде всего, заключается в том, чтобы спасти душу. Ибо если мы ее не спасем в этой жизни, то мы ее уже нигде и никогда не спасем. Мы с вами часто рассуждаем на эту тему и обращаем внимание на следующий парадокс человеческой жизни: мы более заботимся о том, что точно погибнет, и мало заботимся о том, что вечно будет пребывать с нами.
Человек просто обязан пересмотреть подобное неправильное отношение к душе и телу. И интересы души совершенно необходимо поставить выше интересов тела, чем собственно человек сущностно и отличается от животного.
Но современный нам мир пытается разбудить в нас именно животные инстинкты и свести наше бытие только к удовлетворению телесных нужд. Здесь христианин должен сказать свое решительное НЕТ! Как мы определились, мы и отличаемся от животных тем, что имеем вечную душу. Следовательно, нам необходимо развивать в себе то, что и составляет собственно наше человеческое, а не животное начало. То есть возвышаясь над интересами плоти, мы духовно совершенствуемся, а возвышая плоть над духом, уподобляемся животному миру, деградируем. В этом смысле, хотя религия предлагает Божии благословения всем составляющим человеческого бытия, в первую очередь религия решает вопрос о спасении, исцелении и совершенствовании человеческого духа.
Вспомните всех тех покойных мужчин и женщин, которые были вам лично известны. Разве теперь они нуждаются в человеческой пище и питье, в одежде и жилище? Как вы думаете, если бы им дали возможность прожить жизнь заново, разве они не попытались бы изменить и исправить ее? Но для них исправление невозможно! А мы пока живы, и это предоставляет нам уникальную возможность все поменять и изменить в своей жизни. И все эти перемены будут иметь вечное значение для каждого из нас. В этом великая уникальность земной жизни, ее неповторимость.
И мы читаем далее:
Мф.10:40. «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня».
Блаженный Иероним Стридонский так истолковал этот евангельский стих: «Удивительное распоряжение! Он посылает на проповедь, учить, что не надо бояться опасностей, и душевные движения подчиняет вере (religioni). Он отверг золото и изгнал медь из поясов. Но тогда откуда получать пропитание? Откуда взять необходимые средства к жизни? И вот Он строгость заповедей смягчает надеждой на обетования, говоря: кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня, так что пусть каждый из верующих знает, что в лице принятых апостолов он принял Христа».
Итак, этот библейский стих научает нас заботиться о священнослужителях. Верные должны обеспечивать священников всем необходимым. Особенно тех, которые служат на поприще проповедования Святого Евангелия. Сказано: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17).
Для священника ваша материальная помощь совершенно необходима, особенно если речь идет о проповеднике Слова Божия. Деньги делают его независимым и свободным от целого ряда проблем, и он перестает отвлекаться на несущественное и всецело, при поддержке мирян, отдается главному направлению в своем священническом служении – служению проповеди Евангелия. Апостол Павел так серьезно относился к служению проповеди Слова Божия, что не хотел отвлекаться от сего служения даже для совершения важных треб. Так, например, он однажды воскликнул: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:17–18). Мне кажется, живи апостол Павел в наше время, он бы имел достаточное количество конфликтов с представителями священноначалия, которые сводят духовную и религиозную жизнь только к внешней обрядовой стороне. Да и в свое время он имел много проблем от современных ему вождей христианства, о чем свидетельствуют его Послания. Если бы не поддержка его соработников, простых верующих, то его служение не имело бы такого успеха.
Братия и сестры! Поддерживайте своих пастырей, обеспечивайте и защищайте их интересы. Сказано: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас» (1Сол.5:12).
Из евангельского текста мы видим, что принимающий участие в нуждах священнослужителей Христа принимает как бы участие в нуждах Самого Христа. Как мы и прочитали: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». И, более того, принимая участие в жизни любого другого человека, мы принимаем участие, проявляем деятельную любовь по отношению к Самому Христу. Сказано: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:34–40).
Словосочетание «одному из сих братьев Моих меньших» свидетельствует о том, что, помогая любому, даже самому меньшему члену христианской Церкви, мы служим именно Самому Христу. Тем более, когда мы заботимся, выказываем заботу о служителях Его. Особенно о тех, как мы прочитали, «которые трудятся в слове и учении».
И мы читаем далее:
Мф.10:41. «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника».
Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Он призвал учеников к принятию учителей. Со стороны верующих мог быть скрыто выражен [такой] ответ: значит, мы должны принимать и лжепророков, и Иуду предателя, и им подавать пропитание? Этот ответ Господь и предупредил, говоря, что принимать нужно не личности, а достоинство, обозначаемое именем (nomina), и что принимающие не лишатся награды, хотя бы принятый был и недостоин». Блаженный Феофилакт Болгарский, согласно с Иеронимом Стридонским, так толкует: «Даже кто носит только вид пророка, а на самом деле не пророк, ты и сего прими, как пророка: и Бог воздаст тебе так же, как бы ты принял действительного пророка».
В наше время, когда чуть ли не в моду вошло среди православных христиан критиковать и даже отвергать священноначалие, очень важно понять реальный смысл данного евангельского стиха. Эта проблема касается и самих священнослужителей, которые позволяют себе и конкуренцию и даже вражду друг с другом.
Согласно с Иеронимом и Феофилактом, этот стих надо понимать следующим образом. Мы призваны смотреть на любого священника именно как на священника, а не как на отца Олега или отца Петра, отца Григория и т. д. Блаженный Иероним так и поясняет: «принимать нужно не личности, а достоинство, обозначаемое именем (nomina)». Имя «Павел» или «Аполлос» ничего не значит и ничего не меняет. Все совершается силою осеняющей благодати. Апостол Павел писал: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор.3:5–7).
Многие верующие возмущаются: почему мы не получаем через нашего священника необходимой духовной помощи? Ответ очевиден: перестаньте смотреть на священников: этот толстый, а этот худой, этот монах, а этот женатый, этот русский, а этот украинец, этот «старший», а этот «младший», этот в митре, а этот в скуфье, этот мне симпатичен, а этот – нет. Начните в священнике видеть священника, отбросив всю внешнюю мишуру, ничего не значащие отличительные особенности, относящиеся к плоти более, чем к духу, и тогда каждый священник, с которым вы будете общаться, станет для вас источником Божьего благословения. Апостол Павел отдавал должное даже неискренним пастырям. Он писал: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп.1:15–18).
Сам Сын Божий призывал верующих в Него слушаться ветхозаветных пастырей – книжников и фарисеев. Он говорил: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2–3).
И как часто я вам напоминаю: благодать Божия, по учению Православной Церкви, действует и чрез недостойных пастырей. Впрочем, все недостойны, ибо кто смог бы силою своего благочестия восхитить таковую святость, которая почиет на каждом священнике Церкви Христовой? И совершает священник Таинства не силою собственного благочестия или собственного вероубеждения, но только «властью Иисуса Христа». О спасительном даре благодати, проистекающей не от человеческих усилий, но только от воли Бога, сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8–9).
Правда, сегодня существуют странные богословские школы, которые учат, что благодать достигается только усилиями. Как будто благодать – как некие анаболики, которыми накачивается атлет-культурист. Для таких полу-пелагианских теоретиков понятие благодати сводится только к понятию энергии (динамис). И главное, что они выбрасывают из определения благодати, – так это милость, не понимая, что благодать, прежде всего и всегда, – это именно незаслуженная милость. Сказано: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:6). Блаженный Феофилакт так истолковал этот фрагмент из Послания к Римлянам: «Если бы мы благоугождали Богу делами, то благодать была бы уже неуместна; а если есть место для благодати, то нет уже дела и дело уже не есть дело. Ибо где благодать, там не требуется дела; а где дело, там нет благодати». Тем более такое дело, как дело священника, служение священника, должно быть по благодати, ибо никакими собственными напряжениями: воли, чувств и поступков человек не может стяжать столь великого достоинства, как достоинство быть священником Христовым. Посему каждый священник – таковой по благодати, а не по заслугам. Как Златоуст и учил: «Бог не всех рукополагает, но через всех действует».
И мы читаем далее:
Мф.10:42. «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».
Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Но кто-нибудь (alius) может привести себе такое оправдание: ″Я встречаю препятствия в бедности своей, недостаток меня удерживает от того, чтобы быть гостеприимным″. Однако и такое оправдание Господь устранил весьма легко исполнимой заповедью, чтобы мы от всей души подавали чашу холодной воды».
Здесь Иероним говорит о том, что любая милостыня – есть милостыня, даже та, которая дается от крайней скудости и нищеты. Впрочем, может быть, только таковая и есть только милостыня. Ибо тот, кто дает от великого достатка, похоже, не дает ничего. Скорее всего, он своей «благотворительностью» покупает себе расположение людей для одному ему известных целей. Похоже, что подлинно духовно богатым может быть только бедный человек.
Впрочем, не всегда бедность приносит человеку благословение, равно как и богатый не всегда может восприниматься погибшим. Нищий спасается смирением, а богатый – обнищанием.
В Книге Притч.есть такая мольба: «суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: ″кто Господь?″ и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч.30:8–9). Здесь мы видим, что есть крайности и в жизни богатого, равно как и в жизни бедного человека.
Блаженный Феофилакт пишет: «Впрочем, чашу студеной воды подает и тот, кто вразумляет человека, пылающего огнем гнева и похотей, и соделывает его учеником Христовым: и сей, конечно, не потеряет награды своей». Действительно! Накормить желудок и напитать душу – разные дела. Конечно, иногда путь к душе человека лежит через его желудок. Сказано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: ″идите с миром, грейтесь и питайтесь″, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:15–16). Но при этом нельзя, проявив заботу о плоти, не позаботится и о душе.
Именно духовные интересы должны лежать в основе любой духовной практики, тогда и освятятся все душевные и телесные начала в жизни человека. Но никак не наоборот! Ибо любая забота о плоти приводит к тлению и не спасает от него, а забота о душе имеет непреходящую ценность в жизни человека. Сказано: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:8).
В наше время одиночества и разобщенности человек не чувствует себя понятым даже среди домашних своих, среди товарищей по работе и друзей по учебе. Стремительно развивающийся, информационно перенасыщенный мир ошеломляет человека своею глобализационной оглушительной трескотней. Человек перестает быть кем-то и становится чем-то в ряду статистических данных сторонников нового мирового порядка. Человек воспринимается как цифра, обезличенным, лишенным какого-либо духовного содержания, нулем. Душа – как нуль, а цифры кода, личного кода, говорят о чем угодно, только не о душе. Разобщение между поколениями достигает своего апогея, старшее поколение не узнаваемо молодыми, равно как и молодые чужды и непонятны для нас. Благодаря скоростным информационным потокам, ускоренным перемещениям лиц с континента на континент, из страны в страну, мир как бы сжимается, и одна культура наезжает на другую, одна цивилизация замещает собой другую. Но человек именно теперь чувствует себя одиноким, забытым и брошенным. Кто протянет ему руку общения, кто поддержит его?
Мир христианства разобщен и внутренне противоречив, нравственно надломлен под тяжестью веков, едва ли он сможет заменить собою Христа, да он и никогда этого не мог. Богословы контужены античной философией и латинской схоластикой. Мы, священники, слишком заняты сами собою. Кто протянет руку помощи разобщенному человечеству, кто поприветствует тебя, одиноко бредущего через время и пространство к могильной безысходности? Кто наполнит вакуум наших душ духовным содержанием и вдохнет слово надежды в наши одинокие сердца? Его имя мы все знаем! Его имя VIСУС ХРИСТОС!!!
Заканчивая сегодня изучение 10-й главы Евангелия от Матфея, где говорится о тех наставлениях, которые давал Сын Божий Своим апостолам, посылая их на проповедь Евангелия (то есть радостной вести о нашем спасении), мы, христиане, вновь и вновь должны вспомнить, что положительное содержание христианской проповеди – это Сама Личность Иисуса Христа. Мы должны перестать проповедовать самих себя, отстаивая свои сугубо земные интересы; не надо проповедовать и свою собственную интеллигентность, начитанность, фарисейское законничество и конфессиональную корпоративность.
Представление о Церкви у некоторых христиан – как представление о неком футбольном клубе, где команда, усилия тренера и болельщики решают все. Но Церковь не футбольный клуб и не финансовый холдинг и, тем более, не клуб по интересам. Церковь есть прежде всего новая форма человеческого бытия – существование во Христе и со Христом. Здесь, в Церкви, Сама Личность Иисуса Христа является средоточием, смыслом и самой целью существования общины верующих. Следовательно, никакие клубные, финансовые, командные и иные другие, в том числе и самые экзотические, интересы не могут преобладать в жизни христиан, в жизни Церкви. Сама Жизнь Иисуса Христа является средоточием нашего существования, и об этом нельзя никогда забывать.
Нельзя подменять жизнь во Христе и со Христом ни иерархической вертикалью, ни догматической, рационально заземленной, горизонталью; здесь, в Церкви, Христос ее глава, а она (Церковь) – Его Тело, и никак не наоборот.
Только тогда Церковь может стать тем, чем она является во Христе, если мы преодолеем в себе латинский клерикализм и протестантский догматизм. Здесь мы и должны осознать, что православная Соборность – не есть наше единение друг с другом на началах только человеческого бытия и корпоративности, напротив, Соборность есть органическое соединение всех нас во Христе, в Его Богочеловечестве.
И история Церкви показывает, что там, где единение верующих строилось на основании дисциплинарного клерикализма (латинского образца) или доктринального догматизма (протестантского образца), подобная форма единения всегда трещала по швам, и историческое христианство рассыпалась на конфессии и секты.
Но там, где безраздельно царствовала Любовь Христова и дух Евангельской свободы, свободы от греха и власти дьявола, там соборное православное единение теократического характера всегда превозносилось над фактором человеческой разобщенности, человеческого эгоизма и тупости.
Еще в XIX-м веке А. С. Хомяков обратил внимание на то, что когда из определения Церкви выпадает представление о евангельской любви и верующий человек остается один на один с клерикальным, законническим и схоластическим каркасом видимой церкви, то Церковь перестает быть тем, чем она являлась, является и будет являться во Христе и со Христом; и здесь становится совершенно непонятным, чем тогда христианская церковь отличается от других человеческих структур, тоже со своей бюрократической номенклатурой, репрессивными и фискальными органами.
Следовательно, только проповедь о Богочеловеке Иисусе Христе может принести нравственно и морально опустошенному человечеству, во всей его экзистенциальной безысходности, подлинное Слово ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ и ЛЮБВИ. Ибо Слово о Христе и есть то Слово, о котором сказано: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14).
Сказано: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор.4:5–7).