Беседа 27. Евангелие от Матфея, глава 8, 10–12, 14–27. «Исцеление Петровой тещи, отказ в ученичестве и укрощение бури»
Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея. Мы рассмотрим 8-ю главу, стихи 10–12 и с 14-го по 27-й.
Прочитаем первый отрывок:
«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:10–12).
Этот текст свидетельствует о том, что Господь совершенно не лицеприятен. Увидев в язычнике – сотнике великую веру, Сын Божий поставил ее выше веры Израиля (Иакова), сказав: «…и в Израиле не нашел Я такой веры». Для иудеев такие слова являлись оскорбительными, ведь они считали себя единственным верующим народом во всем мире. Как и ныне многие из них думают о себе! – Так иногда и мы, православные, думаем о себе. Но Бог лучше нас знает, кто подлинно верующий, а кто нет, ибо Он не лицеприятен. Блаженный Феофилакт поясняет: «Удивляется же Господь вере язычника, как весьма великой, и говорит: и в Израиле не нашел Я такой веры, то есть, в Иакове, какую в нем (в сотнике нашел): ибо Иаков думал, что Бог есть только на месте том (где он видел лестницу от земли до Неба), а сей признал Меня вездесущим и всемогущим (то есть на всяком месте)».
Далее мы прочли: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном», – это свидетельство Христово о том, что Церковь Его распространится не только на Востоке, но и на Западе. И Восток, и Запад принадлежат Богу, равно как и юг, и север в Его власти. Господь Бог именно вездесущ. Сказано: «Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер.23:23–24). Никто не может скрыться от лица Божия, и Господь промышляет о спасении каждого. Для Него в этом смысле нет избранников, все Его творение, каждый – дело рук Его. Бог именно не лицеприятен, – и об этом нельзя забывать, особенно тогда, когда мы общаемся с инородцами и иноверцами.
Иудеи замкнулись в своем узком национально-племенном понимании жизни и отпали от замыслов Божьих, которые предполагают возможность спасения для каждого человека, независимо от его национальности. Поэтому Господь далее и говорит о них: «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Блаженный Феофилакт пишет о сих словах: «Не сказал, что многие язычники возлягут, дабы не оскорбить иудеев: но сказал прикрытно – с востока и запада. Об Аврааме упомянул для того, чтобы показать, что Он не противник Ветхого Завета, в котором жил Авраам. Названием внешней тьмы показал, что есть и внутренняя тьма, легчайшая первой: ибо есть степени и в муках. Иудеев называет сынами царствия, поскольку им даны были обетования: сын Мой, сказано, первенец Израиль (Исх.4:22)».
Нам, христианам, нельзя превозноситься и гордиться перед иудеями. Такое превозношение означало бы злорадство об отпавших. Апостол Павел учил об иудеях и христианах: «Скажешь: «ветви (то есть иудеи) отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим.11:19–21). Впрочем, в последние времена и евреи обратятся в истинную Веру. Сказано: «Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины (то есть от язычества) и не по природе привился к хорошей маслине (то есть стал новым Израилем), то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим.11:24–26).
И мы читаем далее, уже с 14-го стиха 8-й главы Евангелия от Матфея:
Мф.8:14–15. «Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им».
Блаженный Иероним пишет: «Совершается прикосновение к руке женщины, и по исцелении тела ее исчезает греховная немощь. Природа людей такова, что после лихорадки тело ослабевает еще более и с возвращением здоровья чувствуются дурные последствия болезни. Но исцеление, подаваемое от Господа, возвращает все вместе; и (теща) не только была исцелена, но – чтобы показать полное возвращение сил, – еще прибавлено: и она встала и служила им. – Та самая рука служила, которая испытала прикосновение и была исцелена». Блаженный Феофилакт уточняет по поводу тещи апостола Петра: «При сем ты заметь также, что брак нимало не препятствует добродетели: ибо и верховный апостол имел тещу». То есть первоверховный апостол Петр, «князь апостольский» – был женат, и это нисколько не препятствовало его духовному росту. Апостол Петр был простой рыбак, но Господь нисколько не устыдился войти в его убогую рыбацкую хижину. Златоуст пишет: «Но представь, каковы были дома этих рыбаков; при всем том Христос не гнушался входить в их бедные хижины, научая тебя во всем попирать человеческую гордость». В Евангелии от Марка и от Луки сказано, что Господа просили исцелить тещу апостола Петра. Конечно, просил об этом и сам апостол Петр, научая мужей заботиться не только о своих женах, но и о своих тещах. Как известно, для многих мужчин их тещи – это серьезное испытание и даже искушение. Когда мне приходится напутствовать венчающихся в храме, я обычно говорю им: «Жених, с этого момента родители, родственники и знаемые твоей невесты – твои родители, родственники и знаемые, люби их, заботься о них и почитай их». То же самое я говорю и невесте.
И мы читаем далее:
Мф.8:16. «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
Блаженный Иероним пишет: «Все исцеляются не утром, не в полдень, а к вечеру, когда солнце должно было зайти, то есть когда умирает в земле зерно пшеничное, чтобы принести многочисленные плоды». Феофилакт несколько иначе истолковывает этот текст. Он пишет: «Недужных привели к Нему вечером, не во время: но Он, как человеколюбец, исцелил всех». В Евангелии от Марка поясняется, почему это произошло именно вечером: дело в том, что была суббота, которая заканчивалась только вечером, а, как известно, иудеи старались ничего не делать в субботний день. Смотрите Евангелие от Марка: 1, 21–31. В этом стихе больше всего поражают слова: «исцелил всех больных». О каком враче можно произнести такие слова. Кто дерзнет сказать из человеков, что он исцеляет на все 100%. На какой больнице написано: «здесь все поправляются и никто не умирает»? Для человеков такое представляется совершенно невозможным. Только Господь Бог может совершить такое чудо исцеления. Зная это, мы прежде всего в Нем и должны искать для себя избавление от всех наших недугов как душевных, так и телесных.
Далее евангелист Матфей цитирует пророка Исаию. Он пишет:
Мф.8:17. «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».
Напомню, Матфей в своем Евангелии часто цитирует ветхозаветные пророчества, так как писал это Евангелие для евреев. А их именно из Писания и надо было убедить, что Иисус из Назарета и есть истинный Христос (Мессия). По поводу цитирования Матфеем Исаии блаженный Феофилакт пишет: «Хотя пророк говорит о грехах, но Матфей приложил его слова и к болезням, так как большая часть их рождаются от грехов».
Действительно, Господь посылает нам недуги за наши грехи, чтобы заставить нас задуматься о своем состоянии духовном, видя немощь плотскую. Многие каются, причащаются и соборуются впервые только на одре болезни. Для чего Господь и посылает нам телесные недуги. Часто телесное исцеление именно и соседствует с исцелением духовным, и об этом надо всегда помнить тем, которые испытывают те или иные недуги.
И мы читаем далее:
Мф.8:18. «Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону».
Этот стих трудно сразу понять. Почему Господь, увидав «множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону»? Ведь Он и пришел спасать народ! Ответ, похоже, заключается в том, что всех болящих, как мы прочитали выше, Он исцелил, и теперь осталась только толпа любопытных и чрезмерно благодарящих Его. Видя это, Он и отправляется «на другую сторону».
Любопытство – не самое хорошее качество в жизни человеческой. Любопытный не занят поиском истины, но занимается поиском слухов, новостей, не относящихся к нему, и сплетен. Любопытный, как правило, – разносчик сплетен и слухов, доносчик и стукач. В библейские времена таких людей называли соглядатаями. Любопытство есть страсть, чаще присущая женщинам, но иногда и мужчинам. Святитель Василий Великий учил: «Не будь любопытен и не желай все видеть, чтобы не удержать тебе в сердце своем гноя страстей». Блаженный Феодорит в книге «История боголюбцев» рассказывает: «Некто из неблагонамеренного любопытства, пожелав узнать, что делает подвижник Акепсим, дерзнул влезть на дерево, посаженное вблизи его кельи, но тотчас же пожал плоды своей дерзости. Онемев половиною тела от головы даже до ног, он с покорностью явился к блаженному и признался в своем проступке. Тот сказал ему, что он возвратит себе здоровье, когда срубит дерево. Акепсим приказал срубить дерево для того, чтобы другой кто-нибудь не сделал того же, что сделал этот любопытный, и не потерпел подобного наказания. За посечением дерева, действительно, последовало и освобождение от наказания».
Особенно греховным является любопытство, когда один человек подглядывает и подслушивает за другим с целью обнаружения чужих грехов. Преподобный Ефрем Сирин учил: «Перестань любопытствовать о чужих пороках, чтоб естественным образом не растлился от сего благочестивый твой помысл». Златоуст резко осуждает любопытных. Он учит: «Нет ничего в такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие дела; впрочем, не только женщине, но и мужчине, потому что это величайший признак бесстыдства и наглости».Любопытный собирает все слухи и сплетни и сам разносит их. Преподобный Авва Исаия сравнивает таких людей с отхожим местом. Он пишет: «Не расспрашивайте с любопытством о временных делах мира сего, дабы не уподобиться отхожим местам, в кои всякий идет для извержения излишеств чрева, от чего оные места всегда наполнены смрадом». О молодых беспечных и болтливых вдовах апостол Павел писал: «притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:13).
Христианин не может быть праздно любопытным, сплетником и интриганом, все это неприлично для него и наносит вред его бессмертной душе. Когда я учился в семинарии, то таких любопытных сборщиков слухов и сплетников, доносчиков и стукачей мы называли – науходоносыры (то есть «на ухо доносят»).
Итак, Господь оставляет праздную и любопытную толпу и готовится отплыть на другой берег.
«Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:19– 20).
Блаженный Феофилакт так истолковал этот текст: «Книжником называет законоведца. Видя многие знамения, он подумал, что Иисус получает от того прибыль: посему старается сделаться последователем Его, чтоб и самому получать. Но Христос, видя его намерение, сказал как бы так: следуя за Мною, ты надеешься сделаться богатым: но не видишь ли, что Я не имею даже дома? таков же должен быть и последователь мой. Он сказал это с тем, чтобы убедить его последовать за Собою, переменив намерение: но он удаляется от Него». Как мы видим, многие, которые подходили к Иисусу, толкались и теснились вокруг Него, имели свои собственные далекие от подлинной духовности интересы.
И сейчас в религиозной среде можно встретить многих проходимцев, которые, придя в Церковь, делают здесь свой собственный бизнес, таковые ни в коей мере не служат делу распространения Святого Евангелия. Апостол Иоанн Богослов писал о таковых: «Они вышли от нас, но не были наши…» (1Ин.2:19).
Святитель Игнатий в своем Отечнике рассказывает об одном сребролюбце: «Брат спросил старца: ″Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи моего тела″. Старец, видя его произволение, что он желает удержать их у себя, сказал: ″Имей″. Брат возвратился в келью, и начали тревожить его помышления, будто спрашивали: ″Как ты думаешь, благословил ли тебя старец иметь деньги или нет? ″ Он опять пришел к старцу и спросил его: ″Ради Бога, скажи мне истину, помышления смущают меня по поводу двух златниц″. Старец отвечал: ″Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют твою надежду, как бы Бог не промышлял о нас. Но может случиться, что ты утратишь их, тогда погибнет и твоя надежда. Возложи надежду на Бога, потому что Он печется о человеках″». Апостол Павел учил: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:8–9). Итак, книжник искал обогащения и поэтому не смог последовать за Христом и стать Его апостолом. Святой Исидор Пелусиот писал о нем: «…и как усматривающий, что человек этот одержим лукавыми помыслами, что вселяются в нем злые духи, и он неотвратимо предан пороку. Посему-то удалил его (Господь – О.С.) от сопребывания с Собою, чтобы упорство его в злонравии не соделалось соблазном для верующих…»
И мы читаем о другом человеке, который тоже подошел к Иисусу с целью стать его учеником:
Мф.8:21–22. «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
Блаженный Феофилакт поясняет: «Кто предает себя Богу, тот не должен обращаться опять к житейскому. Конечно, должно почитать и родителей, но Бога надлежит предпочитать им. Отец же ученика сего был еще и неверный, как это видно из слов: предоставь мертвым, то есть неверным, погребать своих мертвецов».
Нечестивые люди называются мертвыми. Самая страшная форма нечестия – безбожие (неверие). Блаженный Иероним пишет: «Мертвый тот, который не верует. Если же мертвый погребает мертвого, то мы не должны иметь заботы о мертвых, а о живых, чтобы и нам не получить также имени мертвецов, пока мы будем заботиться о мертвых».
Мы должны всегда более заботиться о своих, о верующих, чем о неверующих (духовно мертвых). Они мертвы в глазах Бога. Как мертвые они ничего не говорят Господу в молитвах, как мертвые они не ощущают Его бытие, не слышат и не видят путей Господних. Таковые «живые трупы» наполняют наши города и веси. Их больше, значительно больше, чем верующих. Но для Бога они мертвы, как бы и не существуют. Когда Сын Божий беседовал с Никодимом, Он сказал ему: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3). То есть, если кто не христианин, он как будто и не рождался (не существовал), его рождение еще ожидается. Такое рождение свыше возможно только в Церкви. Христос учит: «… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Рождение от воды – это и рождение от познания Слова Божия и Крещение; а рождение от Духа – это Крещение Духом Святым (Миропомазание). Без всех этих составляющих человек духовно мертв. О духовно мертвых грешниках Златоуст писал: «А тот, кто живет во зле, служит греху. Не говори мне, что он не съедается червями, не лежит во гробе, не закрыл глаз и не обвит пеленами. Он большие претерпевает мучения, нежели умерший, не потому, чтобы черви съедали его, но потому, что страсти душевные терзают его лютее зверей. А если у него открыты глаза, то и это опять гораздо хуже того, как если б они были закрыты. Глаза умершего ничего не видят худого; а этот, имея открытые глаза, подвергает себя бесчисленным болезням. Тот лежит во гробе ничего не чувствуя; а этот заключен во гробе бесчисленных болезней. Но ты не видишь гниения его тела? Что же? Душа его еще прежде тела растлела, погибла и подвергается большему гниению. Тот смердит десять дней, а этот во всю жизнь дышит зловонием, имея уста хуже всяких нечистых мест, – так что они различаются между собою только тем, что один подвергается только естественному тлению, а другой к нему присоединяет еще гниение, происходящее от нечестивой жизни, ежедневно вымышляя для себя бесчисленные причины растления. Но этот ездит на коне? Что же? Умерший лежит на одре. Но что важнее, его никто не видит истлевающим и сгнивающим, потому что он имеет гроб своим покровом; а этот смердит повсюду, нося мертвую душу в теле, как во гробе».
Но вернемся к человеку, который хотел похоронить отца своего. Некоторые богословы говорят, что его отец был жив. Этот человек хотел дождаться, когда он помрет, чтобы получить все наследство себе. Наследство, которое его нечестивый отец приобрел неправедным путем. Господь поспешил призвать его за Собою, чтобы он не зарился на грязные деньги своего родителя. Если бы его отец был мертв, то сын не мог бы находиться на улице. Он должен бы был по еврейским законам сидеть дома шиву. По иудейским законам по умершему надо было сидеть дома семь дней и читать Книгу Иова. Слово «шива» и означает «семь». В условиях жаркого климата покойных хоронили достаточно быстро. Так что вполне вероятно, что этого человека интересовало будущее наследство, которое он мог бы получить после смерти отца. Его любовь к деньгам тоже помешала ему стать апостолом Сына Божия.
И мы читаем далее:
Мф.8:23. «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его».
Как радостно читать эти слова: «за Ним последовали ученики Его». Плевелы отселись, а истинные ученики, эта пшеница Божия, последовали за Ним. Лодка (корабль) – есть древний символ Церкви. Христос в лодке с учениками – это великий символ присутствия Господа Иисуса Христа в собрании верных. Сказано: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).
И мы читаем далее:
Мф.8:24. «И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал».
Блаженный Иероним пишет: «Прообраз этого знамения мы читаем в книге пророка Ионы, когда он среди других, находившихся в беспокойстве, был спокоен и безмятежно спал, и был пробужден, и освободил пробудивших его своею властью и таинством страдания своего». Сам Христос указывал на этот прообраз, когда говорил: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Иными словами, любое избавление человеков приобретается ценою страданий Сына Божия, Его смерти, погребения и Воскресения. Но пока Он спокойно спит в лодке, хотя буря уже началась и волны захлестывают ладью.
Отвечая на вопрос, почему Господь спал в лодке, как бы предоставив апостолов самим себе, Златоуст уточняет: «В самом деле, если бы буря случилась во время Его бодрствования, то они или не устрашились бы, или не стали бы Его просить, а может быть, даже не подумали бы, что Он может совершить подобного рода чудо. Потому-то Он и предался сну, чтобы дать им время испытать страх, и заставить их сильнее почувствовать происходящее. Человек иначе смотрит на то, что случается с другими людьми, и что случается с ним самим. Так как ученики видели всех других облагодетельствованными, а себя самих не получившими никакого благодеяния, и были беззаботны (они ведь ни хромы не были, и никакой другой подобной болезни не имели), и потому им надлежало собственным чувством испытать Его благодеяния, то Он попускает восстать буре, чтобы им чрез спасение от нее сильнее почувствовать Его благодеяние».
Нам иногда кажется, что Господь не замечает наших проблем. Нам кажется, что Он даже не догадывается, какая греховная буря окружает нас, какие волны сомнений, разочарования и уныния накатывают на нашу душу. Кому-то показалось, что Бог уснул, устранился от судеб этого погибающего мира. Некоторые поспешили сказать: «Бог мертв». Но все они ошибаются! Трагически ошибаются! Бог жив, и Бог бодрствует! Он никогда не оставляет нас, Он всегда с нами, даже тогда, когда мы не с Ним. Он пытается пробудить, воскресить духовно мертвых, поддержать ослабевших на путях веры. И главное – Он знает, какие ветры греховные восстают на нас, какие волны сомнении, ересей и разочарования пытаются опрокинуть лодку нашего спасения. Он каждый день обновляет для нас Свои благословения, Свое милосердие. Сказано: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плч.3:22–23). Господь верен нам даже тогда, когда мы неверны Ему. Сказано: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен…» (Рим.3:3–4). Апостол Павел также пишет о Господе: «…Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5). Бог никогда не оставит и не покинет нас, даже если мы пойдем и долиною тени смертной. Псалмопевец Давид восклицает: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс.22:4).
Но вернемся к апостолам во время бури. Сказано:
Мф.8:25. «Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем».
Блаженный Феофилакт так охарактеризовал поведение апостолов в лодке: «…когда сказали: Господи, спаси нас, они показали в сем веру, но слово – погибаем – уже не было от веры. Им не нужно было бояться, когда Он плыл вместе с ними».
Как печально видеть, когда православные выказывают страх перед всякими колдунами, ведьмами, перед сглазом и порчею, бесами и демонами. Если Господь с нами, какие колдуны, какие демоны могут повредить нам, какие бабки-шептуньи? Если Бог с нами, кто может быть против нас? Пока мы в Господе, силам зла остается только скрежетать завистливо зубами. Как Церковь поет на Рождество Христово: «С нами Бог! Разумейте, язы́цы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» Итак, всякий раз, когда в беде мы призываем Бога на помощь, мы проявляем веру; а когда испытываем страх перед кем-либо кроме Бога, проявляем маловерие. Посему Господь
Мф.8:26. «И говорит им (апостолам): что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина».
Блаженный Иероним Стридонский, так истолковал вторую часть этого стиха: «И из этого места мы постигаем, что все твари чувствуют Творца – как (и) те, которым запрещается [или: запретил], так и те, которым повелевается [или: повелел], чувствуют повелевающего и не потому, что все одушевлено, как думают еретики в своем заблуждении, а потому, что в силу величия Творца бесчувственное в отношении к нам обнаруживает чувствительность к Нему». Мир природы, хотя и не одушевлен, во всем следует Творцу своему. Когда Господь крестился во Иордане, то река испугалась соприкосновения с Творцом, и «Иордан возвратися вспять»; когда Господь умирал на Кресте, то солнце скрыло свет свой, не могуще взирать на это, а земля сотряслась от ужаса.
И мы читаем далее:
Мф.8:27. «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?».
Блаженный Иероним поясняет: «Удивлялись не ученики, а корабельщики и остальные, бывшие на корабле. Если же кто из любви к спорам захочет настаивать на том, что это были ученики, – которые удивлялись, – то мы ответим, что по справедливости названы людьми те, которые еще не познали могущества Спасителя».
Люди и ученики – какая разница? Когда в Писании говорится об апостолах, они называются учениками Его. Но никогда по отношению к ним не используется выражения «толпа», «люди» и т. п. Ученики – это те, которые всегда следуют за своим Учителем. А люди (толпа) пребывают в раздумье. Толпа всегда переменчива, она то приветствует Господа, входящего в Иерусалим, то кричит: «распни, распни Его» (Лк.23:21). Толпа – это выбор большинства, демократический выбор, который всегда отвергнет Христа и изберет для себя Варраву. Толпа же примет и антихриста. Посему надо удаляться от настроений, мировоззрений и верований большинства – философии широкого и пространного пути. Каждый добрый православный христианин должен искать для себя и других узкую тропу Христову. Только идя по ней, мы сможем стать учениками Сына Божия и достичь вечного Спасения. А конец широкого и пространного пути – плачь и скрежет зубов в аду. Отвергая коллективный психоз грешной толпы, не заражаясь ее влиянием, мы приближаемся ко Христу и бросаем вызов всемирному Вавилону в его завершающей фазе, имя же ей – ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.
Златоуст говорит противоположное Иерониму, он считает, что в лодке посторонних не было, а были только апостолы. Он пишет: «Потому Спаситель и берет с Собою одних только учеников. Где совершались одни только чудеса, там дозволял Христос быть и народу; но где предстояли искушения и ужасы, там Он брал с Собою одних только подвижников вселенной, которых Он хотел обучить». В этом случае употребление слова «люди» может означать, что, испугавшись, апостолы проявили маловерие и в этот момент мало чем отличались от других людей (толпы), почему Господь и обличил их словами: «вы так боязливы, маловерные».
Святитель Иоанн Златоуст, подводя итог повествованию о буре, пишет: «Итак, Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди сильнейшего обуревания волн, что Он все устрояет во благое».