Источник

Беседа 28. Торжество на Небесах. Отказ от греха – государственное преступление. Сколько рук было у Иоанна Крестителя? Жених и Невеста. Кое-что о птичках. Вечное тело для вечной муки.

Сегодня мы продолжаем изучение Книги Откровение Иоанна Богослова, и мы будем изучать 19 главу с 1 стиха и ниже.

В первых десяти стихах здесь изображается ликование на Небесах в среде сонма святых по поводу разрушения антихристова царства и наступления Царства Христова. Царство Христово изображается как брак Агнца и участие праведников на этом мессианском брачном пиру.

Мы читаем 1 стих: «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» (Откр.19:1).

Святой Андрей Кесарийский так поясняет эти слова: «Это воспевается ангельскими силами вместе со святыми людьми три раза триипостасному Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу, Который отмстил за кровь рабов Своих, пролитую Вавилоном, и наказанием жителей его прекратил грех».

Итак, мы видим, что на Небе громкий голос как бы многочисленного народа. В этих словах мы видим указание на единство во множестве. Голос как бы один, но это голоса многих людей. То есть, хотя мы разные люди по характеру, по темпераменту, но в вопросах религиозных мы должны говорить одинаково, как один. Согласие в духовной жизни для нас совершенно необходимо. Поэтому если вы опасаетесь частных богословских мнений и не знаете, как ответить на тот или иной вопрос, лучше сказать:

– Я не знаю.

Этого не надо бояться, этого не надо стыдиться. Сказать: «Я не знаю», – намного лучше, нежели выдумать что-то свое, субъективное. Мы должны всегда дорожить целомудрием веры и стараться совершенно не говорить своего. Это не значит, что мы лишены возможности сотворить, у нас есть возможность использовать некое духовное творчество в своей жизни. Мы этого не лишены, но, прежде всего, мы должны иметь основание для своей веры, твердо стоять в вере святых. Тогда мы сможем позволить себе беседовать на разные духовные темы.

И мы читаем далее 2 и 3 стих:« Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков» (Откр.19:2–3).

Ликование святых продолжается. Дым Вавилона, гибнущего Вавилона, восходит «во веки веков», то есть наказание для тех людей, которые, отождествив себя со всемирным Вавилоном, разделят его участь, будет наказанием вечным. Вот что означают слова: «И дым ее восходил во веки веков».

С Вавилона будет спрошено, собственно говоря, даже не за их личные грехи. Максим Исповедник говорит, что если люди грешат друг против друга, это не так страшно, как если люди грешат против Бога. Так вот, грехи жителей всемирного Вавилона – это не есть их частное дело. Потому что их страшные грехи – не только растление земли, не только любодеяния, но и кровь рабов Божиих. Одно дело – когда человек грешит и стыдится своего греха, другое дело – когда человек грешит и не стыдится своего греха. А еще хуже, когда человек грешит и наказывает тех, которые не грешат. Мстит им за то, что они праведные, а он нет.

Так вот, в Вавилоне отказ от греха будет считаться государственным преступлением. Если человек откажется грешить, его обвинят в том, что он вносит разобщение в жизнь общества.

И вы знаете, что на Западе уже так и происходит. Когда люди отказываются от каких-то греховных норм жизни, то на них подают в суд. Когда теперешний Европарламент избирал комиссаров для Еврокомиссии, там нашелся один благочестивый католик, его зовут Рокко Бутильоне. И вот когда этого Бутильоне спросили:

– Гомосексуализм – грех?

Он сказал:

– Грех.

И вот за то, что он сказал, что это грех, решили всю эту Еврокомиссию отменить, не выбирать их. И в Европарламенте началась борьба против этого Бутильоне, его объявили изгоем, сумасшедшим, который сказал:

– Я католик, я не могу соглашаться с грехами.

И они добились, что Бутильоне подал в отставку. Потому что по нормам современной Европы, в которую так рвется Россия, представление о грехе совсем другое. Для них грех – это то, что сделал Бутильоне, когда назвал грех грехом. В их понимании некоторые грехи это даже добродетели, проявление некой такой праведности.

Поэтому, братья и сестры, если вы согрешаете, никогда не думайте, что это ваше частное дело. Это сказывается на общем нравственном климате в обществе. Если вы согрешаете, это не значит, что вы перестаете быть Христовыми, – до того момента пока вы не согласитесь со своим грехом. А если вы согласитесь со своим грехом – вы перестанете быть Христовыми.

Итак, надо не соглашаться со своим грехом. Как в «Лествице» сказано: «Пусть каждый день ты согрешаешь, но уповай на Бога», то есть не соглашайся со грехом, называй грех грехом, и тогда Бог будет считать тебя Своим, несмотря на то, что ты фактически грешник. Но ты грешник, который не соглашается с грехом, прежде всего в самом себе. Не соглашается с грехом в других людях, это во вторую очередь. В третью очередь – не соглашается с грехом в жизни общества.

И вот, святые ликуют на Небесах, всемирный Вавилон разрушен, святые восклицают: «Аллилуйя!». Вавилон, который растлил всю землю любодейством своим, Вавилон, который проливал кровь рабов Божиих, уничтожен, и дым Вавилона будет восходить во веки веков.

Андрей Кесарийский поясняет: «Слова “и дым ее восходил во веки веков” указывают на то, что наказания или не будут забыты, или что наказанные будут за это мучиться в будущем в меньшей мере». Вот такое истолкование Андрея Кесарийского.

Некоторые святые считали, что люди получат ровно то, что заслужили, не больше. Были святые, которые говорили, что наказания рано или поздно прекратятся. Причем много было святых, которые считали, что в конце концов Бог помилует всех людей.

Но мы не должны проявлять дух безответственности, мы должны думать о вечном наказании. Как некоторые богословы считают, что Христос говорит о вечном пламени для того, чтобы люди туда не попали. А дьявол нам говорит о Божьем милосердии для того, чтобы мы не смогли им воспользоваться.

И мы читаем 4 стих: «Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!» (Откр.19:4). Двадцать четыре старца, как мы ранее смотрели по истолкованиям, – это двенадцать патриархов еврейского народа, дети патриарха Иакова, и двенадцать апостолов Иисуса Христа. Они и есть двадцать четыре старца. Четыре животных – это четыре символа четырех разных евангелистов. То, что они вместе поклоняются Богу, сидящему на престоле, свидетельствует о том, что только те верующие, которые будут проповедовать Евангелие, смогут полноценно прославить Бога.

Казалось бы, какое отношение к Евангелию имеют двенадцать патриархов еврейского народа, если они жили в ветхозаветные времена? Не надо забывать того, что еще патриарху Аврааму было сказано, что в семени его (сказано как об одном) благословятся все народы земли. Поэтому патриархи Авраам, Исаак и Иаков и двенадцать детей Иакова знали о том, что придет Мессия. Ева, наша праматерь, знала о том, что придет Мессия. В Раю Господь сказал: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт.3:15). И вы помните, когда у нее родился первый ребенок, она сказала: «приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1). Она подумала, что – вот, Христос появился на свет. Но родился Каин – первый убийца на земле.

Поэтому, поклонение двадцати четырех, – двенадцати апостолов и двенадцати патриархов еврейского народа, родоначальников колен еврейского народа, осуществляется в евангельском духе. Хотя двенадцать патриархов являются представителями ветхозаветной Церкви, а двенадцать апостолов – представители новозаветной Церкви.

Святой Андрей Кесарийский поясняет, что такое престол Божий, он пишет: «Престол Божий – херувимы и серафимы, повелевающие воспевать Его великим и малым в добрых делах, соразмерно с силой каждого».

То есть, в истолковании Андрея Кесарийского престол Божий – это Ангелы, на которых Господь восседает. Конечно, вот эти выражения «Господь восседает», «Господь сел на трон», «взошел на трон», «поднялся на трон Господь» – они все очень условные, и их надо воспринимать аллегорически. Бог не имеет человеческого тела, как мы; Бог есть дух, Который наполняет всё и вся. Небеса Небес не могут вместить Господа – Бог вездесущ. Но эти образные выражения помогают нам лучше понять отношение Бога к ситуации.

Когда говорится, что Бог воссел на троне, это означает, что Он успокоился от дел Своих, то есть Он добился желаемого результата. Когда в Писании сказано, что справа и слева от Господа предстоят Ангелы, надо сознавать – у Бога нет правой и левой руки. Это свидетельство о том, что справа от Господа, условно, – добрые Ангелы, которые ходатайствуют за нас, защищают нас, наши небесные адвокаты, а слева от Господа бесы, бесовские прокуроры, которые обвиняют нас, а Господь Сам выносит решение относительно нашей судьбы.

И мы читаем далее: «И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие» (Откр.19:5). Андрей Кесарийский говорит: «Я думаю, что умершие младенцы, малые по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять Творца нашего Бога».

«Малые и великие», по мнению Андрея Кесарийского, сказано об одних и тех же. То есть они были малые в этой земной жизни, как младенцы, там же они станут великими. Загробная участь умерших детей будет блаженной. Из святых Отцов только один говорил, что некрещеные младенцы будут мучиться. Это Августин Блаженный. А другие святые Отцы этого не говорили. Более того, об умерших младенцах говорили так:

– У них все будет хорошо, они ничего плохого не сделали.

Когда у Самого Господа спрашивали:

– Кто может войти в Царство Небесное?

Он брал ребенка (кстати, не крещеного), ставил его среди апостолов и говорил: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18:2–4).

И вот песнь, голос, исходящий от престола: «хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие» – это призыв к тому, чтобы, несмотря на то, какое положение мы занимаем в христианской общине – малое или великое, мы понимали бы, что мы все равны в прославлении Бога. В вопросе религиозном нет малых и великих. В Церкви даже всё наоборот – больший должен быть меньшим, господствующий должен быть всем слугою. Тут совсем другая логика. И когда мы в церкви иногда видим, что господствует логика мира, кто-то начинает превозноситься над другим, – это уже не христианство, это что-то другое. Иисус Христос явил пример подлинной высоты духовной жизни, когда на Тайной Вечери препоясался полотенцем, влил воду в умывальницу и умыл ноги Своим ученикам. Вот это величайший пример того, как должен осознавать свое величие, и в чем должен осознавать свое величие каждый христианин. Величие – в уничижении! Величие в уничижении. Если хотите быть великими, прославленными, то знайте, что это путь уничижения.

А надо стремиться к славе? Надо. В Писании сказано: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5:44). Оказывается, надо, но это слава самоуничижения: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк.22:26); «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Мк.10:43). Будь для всех рабом. Для вашего тела будет тяжело, а для души будет радостно смиряться, самоуничижаться, унижать себя.

И мы читаем далее, 6 стих: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Откр.19:6).

Опять мы видим, что «голос многочисленного народа» – как бы голос одного, голос, а не голоса. Как я уже сказал, это указывает на единодушие верующих людей. Соборность – это очень важное состояние для народа Божия, мы должны стяжать соборность.

Сейчас наша духовная жизнь не совсем соборна. Она больше напоминает некую духовную ярмарку. Вы слышите, что проходят православные ярмарки, мы объявляем по радио «Радонеж»: тогда-то будет православная ярмарка – все вперед, бегом, ура!.. Но на этих ярмарках царит полное безобразие. Туда привозят мощи для того, чтобы на этих мощах зарабатывать деньги. И вот, стоят продавцы благодати мощей, человек прикладывается, бросает денежку, другой человек приходит, прикладывается, бросает денежку. Идет конвейер, и ты не поймешь, – то ли там торгуют, то ли там молятся, то ли там платят деньги, то ли почитают мощи.

Это очень странно, когда на ярмарки вывозят мощи. Мы просто привыкли к этому, а для любого нормального христианина это дико. Скоро на ярмарку вывезут Святые Дары и будут продавать. Платите на восстановление монастыря и причащайтесь! Иконы чудотворные выставляют на ярмарках. Это – ярмарки религиозного тщеславия. Христиане так себя не должны вести. Продавать можно что? Воск, свечи, мед, иконы продавать можно, но не освященные, освященные иконы уже не продают. Продавать можно крестики, опять же не освященные. То есть, торговля может быть, но превращать почитание мощей, почитание святых икон в элемент торговли, делать поводом для обогащения, – неправильно.

Как профессор Осипов рассказывал: в один храм привезли мощи Георгия Победоносца в ковчеге, и там выстроилась огромная очередь, а в этом же храме висит икона с дореволюционных времен, с частичкой мощей Георгия Победоносца. К этой иконе никто не подходит, а все выстроились к ковчегу. Стоит огромная толпа, стоят, мучают себя, своих детей. И возникает вопрос: а почему же они не подходят к иконе, которая все время в этом храме? Безвыездно там находится. Или, может, они думают, что чем больше частица мощей, тем больше в них благодати?! В Писании сказано: «…не мерою дает Бог Духа» (Ин.3:34). То есть мы не можем взвесить значимость благодати Духа Святаго. Это нелепо, даже кощунственно предполагать, что есть какая-то мера благодати в большом объеме мощей и своя мера – в маленьком объеме мощей.

Когда мощи Андрея Первозванного привозили, в храме Христа Спасителя очередь ночью стояла, а в храме «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке находится икона с мощами апостола Андрея. Причем достоверно известно, как туда попали мощи. От отца Владимира Рожкова они были переданы отцу Борису Гузникову, покойному настоятелю Ордынского храма, а отец Владимир Рожков получил их в 60-х годах от Римского папы Павла VI, потому что наши имели там делегацию на II Ватиканском соборе. А в Ватикан эти мощи попали из Константинополя во время второго Крестового похода. То есть всем четко известно, как эти мощи оказались в том-то и том-то месте. Но в одном случае, значит, их много, а в другом мало. Может быть, скоро очень богатые люди будут просить, чтобы их причащали большой ложкой. Вы люди попроще, вас будут маленькой ложкой причащать, а их будут большой. Вот уж воистину ярмарка тщеславия.

Католики в свое время очень увлекались такими ярмарками, у них на праздник всех святых в Витенберге в Германии выносили мощи, и мощей было так много, что вся Германия стекалась. Там предлагали людям приложиться к Неопалимой Купине, к перу Архангела Гавриила, которое выпало из его правого крыла во время Благовещения Деве Марии. Можно было поклониться частичке яслей Господних, поклониться саже из печи, в которой в Вавилоне три отрока ходили в огне, поклониться мощам и слезам Вифлеемских младенцев. Причем, что интересно, в свое время некоторые верующие решили сосчитать, сколько правых рук Иоанна Крестителя имеется в Западной Европе. Они насчитали более ста пятидесяти правых рук Иоанна Крестителя. Речь идет о той руке, которая касалась головы Сына Божия… Более 150 рук! Что, это был многорукий человек, что ли?

Во всем надо знать меру. Потому что когда мы превращаем святыни в товар, то могут быть махинации и подделки. Благодать будет действовать все равно, через все эти мощи, как подлинные, так и неподлинные, потому что есть такой закон духовной жизни – «по вере вашей да будет вам». Но все равно, мы не должны превращать нашу духовную жизнь в ярмарку тщеславия.

Профессор Алексей Ильич Осипов рассказывал, как в Испании один католический священник ушел в ислам. Его спросили:

– Зачем же ты ушел к мусульманам?

Он говорит:

– А я видел, как папу Римского хоронили, там такие хороводы водили вокруг него, такие хоры огромные пели, все правители собрались. И потом по телевизору я увидел, как хоронили короля Саудовской Аравии, Фатха. Его завернули в простыню, бегом отнесли на общее кладбище и закопали, без всяких речей, без хороводов с кадилами. Просто так, смиренно.

Есть обаяние простоты древнего христианства. И вот, если мы хотим быть настоящими христианами, мы всегда должны ориентироваться на древних христиан. Их узнаваемая отличительная черта – это единодушие, которого нам недостает. У нас больший не становится слугой меньшим, а как князь господствует среди народа Божия. У католиков один Римский папа, а у нас каждый настоятель, каждый епископ, каждый благочинный становится таким микропапой. И не подойдешь к нему. К папе Римскому, говорят, каждый может подойти, сфотографироваться с ним, на приеме, а у нас ситуация очень сложная. Разбивая одних идолов, мы не замечаем, как создаем других. А это серьезная проблема.

Итак, мы видим, что народ Божий после сокрушения всемирного Вавилона будет восклицать перед Богом, как мы прочитали: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель».

Андрей Кесарийский поясняет: «“Голос народа и вод многих и громов” – означает звучность песнопений ангельских и всех небесных сил бесчисленных, как их некогда разумели под водами, “яже превыше небес” (Пс.148:4)».

И далее пишет: «С ними же поет славу Богу весь собор праведных. Господь Иисус Христос через Свое человеколюбие воцарился над всеми, которыми раньше обладал, как Творец, Он будет царствовать со властью, как Царь и Судья».

Итак, мы видим единодушие хора ангельского и хора человеческого. Мы видим, что Господь Иисус Христос воцарился не через Свой статус Сына Божия, а через Свое человеколюбие, как пишет святой Андрей Кесарийский. Вы видите, как Христос устанавливает Свою власть? Не с позиции диктата силы, высоты Своего духовного положения, а через человеколюбие.

Вот если кто из вас слушал вчерашнюю передачу на радио «Радонеж», помнит, что мы обсуждали очень актуальные вопросы. Есть люди, которые борются с сектами, но борются полицейскими методами. Они говорят:

– Надо арестовывать, хватать, судить!..

И так далее. Безумцы, они не имеют никакого отношения к христианству. Христос воцаряется в День Суда, после сокрушения Вавилона через человеколюбие. Если мы хотим помочь заблудшим людям, мы должны возлюбить их, возненавидев ересь. Я вот полемизирую со сторонниками тоталитарной теории, с некоторыми православными, но я никогда не называю их по именам, и не буду называть. Почему? Потому что я полемизирую с заблуждением, а не с людьми. Мне говорят:

– Назовите имена ваших противников.

А зачем? Надо полемизировать с заблуждением, а не с человеком, который сейчас может разделять эти заблуждения, а завтра он придет в себя и будет нормальным человеком. Так и вы, братья и сестры, вы должны ненавидеть ереси, но любить еретиков. А если кто имеет раздражение против всех и всего, это будет не христианский дух, это будет какой-то совсем другой дух. Помните, как Господь ответил апостолам, «сынам громовым», когда самаряне не приняли Господа в свое селение? Апостолы говорят:

– Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

Господь отвечает:

– Не знаете, какого вы духа. (Лк.9:54–55).

Мы должны знать, какого мы духа. Если мы христиане, то дух Христов, дух человеколюбивый должен быть в нас. А если не христиане, то что ж тогда поделать…

И мы читаем с вами 7 стих: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:7).

Владыка Аверкий поясняет: «…предмет ликования составляет то, что наступает время празднования брака Агнца. Под “браком” или “брачным пиршеством” разумеется вообще состояние духовного веселия Церкви. Под женихом Церкви разумеется Агнец – Господь Иисус Христос, Глава таинственного Своего Тела; под невестой и женой Агнца разумеется Церковь (см. Еф.5:25). Самый брак означает тесное соединение Господа Иисуса Христа с Его Церковью».

Итак, великая радость началась на Небе. Вавилон всемирный уничтожен, народ Божий приходит к власти, и устанавливается мессианское Царство, единение Церкви со своим Небесным Женихом Иисусом Христом. Это особое состояние, когда верующие осознают свою причастность к мессианскому брачному пиру. Когда Церковь осознает, что она Невеста Христова во всей совокупности верующих чад Божиих. Если Церковь это осознает, то слава Богу!

Вот у католиков были такие серьезные перегибы: там люди не осознавали соборное состояние Церкви как Невесты, а отдельно взятые католики персонально – вы слышите, персонально! – считали себя невестами.

Был такой у них святой Иоанн Креста, его так звали – Иоанн Креста. Так вот он считал себя персональной невестой Иисуса Христа. И он кричал:

– Отдаюся, Господи, отдаюся! – прямо в храме сидел, кричал.

Была у них одна такая святая, Тереза, та кричала:

– Я слышу, как мне с Небес Христос свистнул громко, я на Его свист отвечаю, бегу к нему, Жених мой свистит мне прямо с облаков, зовет к Себе.

Это профессор Осипов приводил такие интересные примеры.

Я говорил уже: действительно, вот по тому, как понимаются святые и святость в разных верах, можно понять, что там происходит, в этих верах. Если вам кто-то с облака свистнет, я думаю, вы сразу догадаетесь, что это бес какой-то свистит с облаков, подмигивает и зовет. Мне один православный даже говорил:

– Я подхожу в храме к иконе Архистратига Божия Михаила, а он мне как моргнет и говорит: «Коля, держись, крепись, атаманом будешь». Я отошел, смутился я очень сильно. Думаю, такое внимание ко мне, такое внимание!..

Поэтому, братья и сестры, мы не должны в себе культивировать некую индивидуальность в духовной жизни. Индивидуализм в духовной жизни недопустим. Намного предпочтительнее единодушие святых, которые поют, и даже трудно понять: то ли там Ангелы солируют, то ли там святые солируют – они все поют как один голос. Как один голос!

Соборность – это и есть такое состояние, когда персоналия не имеет значения. Не в том смысле, что она обесценилась, – святые Отцы говорят, что каждая личность имеет значение для Бога, и ради тебя одного, грешник, Христос сошел бы на землю и умер бы на Кресте! Но при всем при этом сам верующий человек должен осознавать себя частью народа Божьего. В единстве любви Евангелия. Иначе мы впадем в какой-то индивидуализм, который непонятно куда нас приведет.

Откр.19:8. «и жена Его приготовила себя». Следующий стих: «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых».

Вы видите, брачный пир в разгаре. Причем он описывается здесь как еврейская свадьба. Иоанн Богослов был евреем, и вот эти образы, которые ему были даны, они очень напоминают то, как по еврейским законам в ветхозаветной церкви невесту выдавали замуж. Надо заметить, что древние иудеи очень серьезно относились к невестам.

Однажды был случай, когда одна невеста сопровождалась пляшущими родственниками, друзьями, к жениху. Царь евреев Агриппа увидел, что ведут невесту, и снял с себя корону и поклонился ей до земли. Его спросили:

– А почему ты так поклоняешься этой невесте, она же из простой семьи.

Он сказал:

– Я каждый день ношу на себе корону, а она только один раз в жизни.

Как у нас, когда венчают молодых, над ними держат венцы, так и в древнем Израиле тоже надевали на жениха и на невесту корону.

Почтить невесту очень важно, если она сохранила девство, если она в чистоте, в белизне идет к жениху; надо радоваться, что такое происходит.

Но самое великое чудо мессианского брачного пира – это соединение Церкви со Христом, которое будет уже неразлучным соединением. Оно будет неслиянно, нераздельно, неизменно, как истинное Человечество Иисуса Христа по отношению к его истинному Божеству. Вот в этом Халкидонском соединении истинного Человечества Иисуса Христа с истинным Божеством раскрывается и тайна взаимоотношения Бога с Церковью, с Его Церковью. Наши отношения с Богом в конце концов будут нераздельны, неразлучны, неизменны, но и неслиянны, то есть все равно субординация будет оставаться. Мы всегда будем помнить, что мы тварь, а Он Творец. Эту дистанцию никогда нельзя забывать. По благодати верующие будут как боги, но по благодати, а не по сути. Это разные вещи. И такое соединение и есть обожение.

И вот, мы видим, как облеченная «в виссон чистый, светлый» Невеста идет. Андрей Кесарийский пишет: «Виссон указывает на светлость добродетелей, в которую одета Церковь, на тонкость в ведении и высоту размышления и созерцания Божественных оправданий». Вот здесь Андрей Кесарийский подсказывает нам, что такое виссон, «виссон же есть праведность святых».

Праведность святых не есть достояние их индивидуальной деятельности. По истолкованию Андрея Кесарийского, это следствие того оправдания, которое совершается Кровью Иисуса Христа. А я вам напомню, что юридическое понятие самого термина оправдание означает «оправдан», значит, «никогда не был виновен».

Вот что нам принес Христос! То есть Он всецело Своей Кровью омыл наши души, смыл с нас скверну греха так, что мы в глазах Бога оказываемся людьми, которые невиновны. Оправданы, то есть никогда не были виновны. Но мы знаем о себе, что мы были виновны. Но Господь так радикально нас изменил, что мы оборачиваемся назад, на свое прошлое, на греховную жизнь, и понимаем, что это совсем какой-то другой человек был. Нам некоторые напоминают о нашей греховной жизни, говорят:

– Да ты вспомни, что ты делал-то?

А нам так немножко, конечно, неудобно, но мы в то же время удивляемся. Мы не узнаем, не находим в себе прежнего состояния. Потому что те удивительные перемены, которые от Бога, они настолько радикальны, что в Библии они сравниваются с новым рождением. Новое рождение…

А новое рождение – это новое существо происходит в человеке. Всецелое обновление. И некоторые люди даже не обижаются, когда им напоминают их прежние грехи, они так думают: «Ну, это ко мне уже не имеет, по-моему, отношения. Это на какой-то другой планете все происходило и не со мной». И вы правы, – вот это ощущение, оно вас не подводит на самом деле. Это правильное ощущение. Это осознание того, что Христос совершил над каждым из нас. Как в Писании сказано: «забывая заднее и простираясь вперед» (Флп.3:13). То есть надо забывать прошлое. Также в Писании сказано: «возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62). Ну, пошел ты, взявшись за плуг, – всё, иди, не надо головой крутить. Что там было, там, в прошлом, сегодня этого уже нет. Надо жить новой жизнью. Господь говорил: «довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34).

И мы читаем 9 стих: «И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Откр.19:9).

«Блаженны званые на брачную вечерю Агнца». Как бы нам оказаться в числе этих блаженных? Это же очень хорошо, когда мы по почте получаем приглашение на свадьбу, там пишут – в таком-то ресторане после посещения такого-то храма будет трапеза в честь венчания. Но в действительности мы все, посещающие храм, блаженны, потому что Церковь постоянно призывает нас на брачный пир. Даже вот эта проповедь – это призыв к тому, чтобы вы все откликнулись на голос Небес и пришли на радостный брачный пир. И даже не в качестве гостя, а в качестве невесты, в таком коллективном, соборном понимании этого слова, когда мы начинаем ожидать того времени, когда реальным Главой Церкви будет Христос. Для святых Он уже сейчас Глава Церкви.

Для нас, для простых людей ситуация сложнее, у нас есть внешние авторитеты: всякие идолы, кумиры, истуканы. Мы не можем избавиться от многих культов личностей, а вот там всё во всем будет Христос. Тогда солнца не будет; сказано точнее, что солнце будет светить в семь раз ярче, а луна будет светить как солнце, но там такой будет яркий свет присутствия Христа, что мы не будем замечать это солнце, которое будет светить в семь раз ярче. Потому что Христос будет источником света, Сам Христос, Божественный Логос, и это будет неразлучно, неизменно, нераздельно, но и неслиянно.

И мы читаем далее: «Я пал к ногам его (то есть Иоанн Богослов пал к ногам Ангела, – О.С.), чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр.19:10).

Иоанн Богослов, услышав о том, что блаженны званные на брак, обрадовался, – его же Ангел приглашает, что он совершил поклонение этому Ангелу, чуть ли не как Богу. И Ангел решительно воспротивился: Ангелы не принимают человеческого поклонения самим себе, поклонения, которое их как бы ставят на некий божественный уровень. Ангелы всегда служебные духи, посылаемые нам в помощь от Бога в деле нашего спасения.

Подлинное поклонение может принадлежать только Богу. Ангелы не являются ходатаями за нас пред Отцом Небесным, они пред Иисусом Христом являются ходатаями за нас. Пред Отцом Небесным только Сын ходатай за нас: «Он есть ходатай нового завета» (Евр.9:15). А перед Сыном ходатайствуют Божья Матерь, Иоанн Креститель, другие святые, Ангелы, а вот пред самим Отцом Небесным только Сын Божий. Поэтому и сказано: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Поэтому мы не должны почитать ни святых, ни Ангелов, ни Божью Матерь так же, как Бога.

Почитание Бога – это особое поклонение, особый тип поклонения. Такое поклонение никому не может более воздаваться.

А вот всех остальных, кроме Бога, мы почитаем, как святые Отцы говорят, почитательным поклонением. Это высочайшее уважение, но с осознанием того, что Источником нашего поклонения является только Бог. И вот эти принципы единобожия, христианского монотеизма, нельзя забывать, иначе мы впадем в идолопоклонство.

Вот будет в ноябре праздник Архистратига Михаила, Собор Архистратига Михаила. Этот праздник был установлен в связи с тем, что была ересь ангеликов, – такие были еретики, ангелики, сектанты, и они говорили, что мир сотворили Ангелы, что молиться надо Ангелам, и они говорили: мы должны почитать Бога в Его Ангелах, и они совершали службы только для Ангелов. И не молились ни Христу, ни кому-то еще. И Церковь осудила этих явных еретиков, и было сказано, что ходатайство перед Отцом принадлежит только Сыну, был Лаодикийский собор по поводу этих ересей, поместный Лаодикийский собор, на котором было сказано, что Ангелы – это служебные духи.

У Макария Египетского вы можете найти такие слова:

– Человек по своему значению выше Ангелов.

Это в первом томе «Добротолюбия» вы можете прочитать, в самом начале. Человек по своему значению выше Ангелов, потому что о них, об Ангелах, не сказано, что они созданы по образу Божьему. Только о человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божьему.

И потом, святые Отцы точно говорят, что Ангелы не причащаются Тела и Крови Иисуса Христа. Только человек может причащаться Тела и Крови Иисуса Христа, входить в такое всецелое соединение с Богом, а Ангелы – это великие помощники нам, от Бога посылаемые.

И вот вы видите, что Ангел, который сопровождает Иоанна Богослова, призывает его на брачный пир, и Иоанн Богослов совершает ему поклонение, как Богу. И Ангел останавливает его: «смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись».

Владыка Аверкий поясняет: «Ангел, которому хотел поклониться св. Иоанн, запретил ему делать это… смысл слов Ангела такой: не кланяйся мне, ибо я всего лишь твой сослужитель. Тот же Дух Святой, Который говорит и действует через апостолов, в частности через св. Иоанна, проповедующего свидетельство об Иисусе, говорит и через Ангелов, как через таких же посланников Божиих».

Кто-то из вас может подумать: ну, это, может быть, апостолы были вот на такой высоте духовной жизни, что Ангелы были наравне с ними. Но апостолы никогда о себе так много не думали. Апостолы были очень скромные, смиренные люди, простые рыбаки, плотники, пастухи.

Апостолы никогда не отделяли себя от других христиан, они воспринимали себя частью всей общины, были единодушны с народом Божьим. Потому что их жизненный девиз был такой: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф.20:26). И они помнили, что сделал для них на Тайной Вечери Иисус Христос, как Он омыл их ноги и сказал им: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин.13:14). Это не значит, что вам надо с тазом бегать за ближним и требовать, чтобы он разулся, снял ботинки, но это значит, что надо проявлять дух смирения перед любым человеком. Если вы даже кого-то обличаете за какие-то заблуждения, грехи, ереси, не отождествляйте человека вот с этими беззакониями, воспринимайте их отдельно. Боритесь с этими заблуждениями, с этими грехами, недостатками, а человека любите как творение Божие.

И мы читаем: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Откр.19:11). Андрей Кесарийский пишет: «Отверстое небо означает пришествие Христово, последующее с неба, подобно как у земных царей поднятие занавесов предшествует приговору и осуждению виновных».

Итак, «отверстое небо» – это Небеса, которые раскрываются, и Сын Божий входит в реальность нашего мира. Сейчас мы видим реальность духовного мира, как апостол Павел пишет, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12), то есть многое, что мы думаем о нем, будет совсем иначе. Когда мы умрем, мы познаем тот мир, так как и мы познаны. А для Бога мы абсолютно прозрачны, Он нас видит, какие мы есть. И вот когда мы умрем, мы будем видеть другой мир реально, более реально, чем сейчас видим наш.

Пришествие же Христа – это соединение мира духовного с миром материальным, неслиянное соединение. Тогда всем будет очевидна власть Христа, Его Ангелов, Его святых. Апостолы даже будут судить ангелов, которые не сохранили своего достоинства. Сказано: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1Кор.6:3).

«И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный». Андрей Кесарийский поясняет: «Белый конь указывает на светлость святых, восседая на которых, Он будет судить народы».

То есть, Господь входит в этот мир, как бы восседая на белом коне. Он в окружении святых, как в рое пчел, – так в видении Серафиму Саровскому Он явится в этот мир. Так много будет святых, что они будут казаться пчелиным ульем, роем пчел: такие золотистые пчелы, у них брюшки золотистые… И вот святые с Сыном Божиим будут входить в реальность нашего мира, и их будет так много, что будет казаться: Господа мы видим посередине, а там – ой-ой-ой, сколько много-то!.. Это будет так удивительно!

И вот давайте еще прочитаем это истолкование. «Белый конь указывает на светлость святых, восседая на которых, Он будет судить народы, испуская огненный пламень из Своих огненно-пламенных очей, то есть всевидящею силою Своею просвещающий, а не опаляющий праведников и пожирающий грешников».

Итак, взор очей Сына Божия будет как пламень, но вы видите, как один и тот же пламень будет для одних просвещающий, радующий их светом Евангельской любви, а для других – опаляющий. Для других этот пламень не будет даже источником света, он будет как адский пламень. То есть, огонь-то один и тот же будет, – это истолкование мы уже второй раз встречаем у Андрея Кесарийского, – а восприятие людей будет разное. Для одних это пламя будет как адское, а для других – радостное, как огненные языки в день Пятидесятницы над святыми апостолами.

«Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» (Откр.19:12). Владыка Аверкий говорит так: «Он появляется, как Царь, со множеством диадем на голове, чем означается, что Ему предоставлена вся власть на небе и на земле (Мф.28:18) и над всеми царствами мира». «Мнози венцы указывают или на власть Его над всем земным и небесным, как ни много на небе чинов ангельских и на земле соборов и престолов святых, или на победу Его над грешниками и по долготерпению Своего домостроительства», – так поясняет святой Андрей Кесарийский.

«Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого». Андрей Кесарийский говорит: «Неизвестность имени означает непостижимость существа Его, ибо Он имеет много имен по Своему домостроительству нашего спасения, а именно… – И вот здесь святой Андрей перечисляет имена, которые можно относить к Сыну Божию: – Благий, Пастырь, Свет, Солнце, Жизнь, Правда, Искупление, Святыня…» Далее он говорит: «как и отрицательные (то есть те, которые исключают что-либо плохое, – О.С.), Нетленный (то есть чуждый тлению, – О.С.), Бессмертный (чуждый смерти, – О.С.), Неизменный (чуждый изменению, – О.С.), Невидимый».

Это будет Царь царей, Господь господствующих. Вот тогда люди не будут задавать вопросы – кто Господь? Потому что все будут знать Господа.

И смотрите, мы читаем 13 стих, очень важный для нас, особенно первая его часть: «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”» (Откр.19:13).

Вот многие христиане думают так: когда Иисус Христос первый раз приходил, Он такой добрый был! Он и ноги омывал ученикам, Он всех прощал, Он всех исцелял. Но вот второй раз Он будет Себя вести совсем иначе, Он будет такой суровый, Он будет в такой ярости, Он так набросится на всех этих грешных!..

И получается, что есть как бы два Христа. Один Христос, Который из Назарета, плотник, – такой смиренный, добрый такой. А в День Суда Какой-то является, прямо как антихрист. Нападает на всех, уничтожает всех. Вот это уродливое, неправильное представление о Христе – его надо изгнать из своего сердца. Потому что оно богохульное. Святые Отцы говорят: «Тот же Самый Христос, Который умер за нас, Он же будет и судить нас». Смотрите, Он является судить мир в одежде, которая обагрена Его Кровью. Это значит, что служение его жертвенной Крови не прекратится даже в день Судный, то есть даже там люди будут иметь возможность добиться неких перемен в решении своей участи от Бога.

Я думаю, что и в последние времена будет очень много таких «старцев». С синкретическим таким сознанием старцы будут. Поэтому мы должны верить в неизменяемость Христа. Сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). О Боге сказано, что в Нем «нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Поэтому мы должны проявлять упование на милосердие Божие до последнего издыхания, в момент нашей смерти, во время нашего хождения по мытарствам, в преддверии Суда, в момент Воскресения нашего тела… Потому что само это упование на милосердие Божие может для нас оказаться той праведностью, оправдывающей праведностью, некой одеждой виссона чистого, во что будут облечены спасенные. То есть праведность Христова для нас – это одежда оправдания. Он исполнил весь Закон от начала до конца, в том числе и за каждого из нас, так как мы немощны в деле исполнения Его заповедей.

Далее сказано: «Имя Ему: “Слово Божие”». Андрей Кесарийский поясняет: «Почему Неимеющий имени и никому Незнаемый здесь называется Словом? Или для указания на Его Сыновнюю Ипостась и бесстрастное рождение от Отца, подобно как наше слово происходит от нашего ума, или на то, что Он в Себе заключает разумное оправдание всего существующего, или же потому, что Он есть Провозвестник силы и премудрости Отца».

Иисус Христос – это именно Логос, «Тео Логос», Божье Слово или Слово Божие. Вот, если мы Христа считаем Словом, Логосом, а сказано: «В начале было Слово», – Евангелие от Иоанна так начинается: «В начале было Слово» (Ин.1:1), – то мы должны понять, что этим Словом сотворены небо и земля. Бог творил Своим Словом этот мир. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3). Поэтому о Христе сказано, что Им и через Него небо и земля сотворены.

Мы читаем далее, 14 стих: «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр.19:14).

Мы уже с вами определились, что «воинства небесные» – это Ангелы; «белые кони», по истолкованию отцов, это святые; «облеченные в виссон белый и чистый» – это те, которые приняли оправдание Христово, то есть оправдываются не своими делами, но верой в Иисуса Христа.

Откр.19:15. «Из уст же Его исходит острый меч».

Владыка Аверкий поясняет: «Это меч Христов, в данном случае не столько как учителя (ср. 1,16), а больше как Царя, совершающего Свои суды, как оружие для наказания нечестивых (Ис.11:4)». Андрей Кесарийский говорит: «Оружие означает наказание, которое постигает нечестивых грешников по праведному Суду повелением из уст Божиих».

Как такую трактовку сообразовать с тем, о чем мы только что говорили? С тем, что Христос неизменяемый? По сути дела, грешники получат то, что они хотят. Я вот разговаривал со многими грешниками, с очень многими грешниками. Я спрашиваю этих неверующих грешных людей:

– Ну, вот вы не верите в ад, в Рай, но где бы вы хотели оказаться в будущем, скажите?

Они думают и говорят:

– Ну, в аду, конечно, там все свои соберутся, там такая у нас будет тусовка, там всех знаешь. А что в Раю? Там никого не знаешь, там что-нибудь не так сделаешь, – попадет. Лучше уж со своими будем сидеть там, в аду, как-нибудь уж перебьемся, что-нибудь придумаем.

Причем, так именно и говорят, а я вот очень удивляюсь. Многие так говорят. Ведь разговариваешь с неверующими, – казалось бы, им все равно, а они так за этот ад цепляются!

А один говорит:

– Что я там буду по облакам ходить с арфой, играть на ней… да ну, скучно! У нас там рок тяжелый будет в аду!

В действительности даже то, что Господь попускает ад для нечестивых – это тоже проявление Его любви. Ну хотят они в ад, так пусть идут! ладно, хотите – идите, что же делать с вами? Как я вам часто напоминаю слова известного английского философа и христианского писателя Клайва Льюиса: «Двери ада заперты изнутри». Не снаружи, а изнутри. Люди сами себя запирают в аду своими мировоззренческими позициями, своим поведением, это их выбор. Ну, Господь уважает их свободный выбор – если хотите в аду, то будете в аду. Если Господь дал возможность человеку даже не верить в Бога, то тем более предоставил выбирать свою будущность. Человек сам, в общем-то, уже сейчас определяется, где он будет находиться.

Далее сказано: «Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: “Царь царей и Господь господствующих”. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию» (Откр.19:15–17).

Вот здесь говорится о том, что птицы будут собираться на вечерю Божию. Но в начале мы прочитали, что эта вечеря – она будет поражающими народы бедствиями, то есть болезни какие-то начнутся, будут какие-то язвы.

Некоторые из вас, наверное, обратили внимание: в Евросоюзе придумали такую эмблему – птички косяком летят, каждая птичка символизирует нового члена Евросоюза. И вот, недавно показали – сидят эти вожди объединенной Европы, а за ними этот герб – птички летят, и они в ужасе говорят о птицах, которые разносят птичий грипп… И все ждут, что со дня на день произойдет мутация вируса, и, даже по поверхностным подсчетам, несколько миллионов людей должно погибнуть в Европе. Некоторые говорят, что до 20, некоторые – до 40 миллионов людей погибнет, потому что этот грипп постоянно мутирует, как в начале ХХ века «испанка», унесшая очень многих. И даже показывают – на обложках блокнотов, в которые они записывают, тоже эти птички летят!

Господь будет всё использовать в Своих целях, Суды Божии будут совершаться даже через таких немощных тварей, как птички.

И мы читаем далее, для чего эти птички собираются на вечерю: «чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Откр.19:18). То есть, эпидемии будут страшные, трупы будут везде лежать, и все это будет уничтожаться, весь этот мир будет приходить к своему окончательному завершению.

Далее, 19 стих: «И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его» (Откр.19:19). Здесь мы как бы опять возвращаемся к тому времени, когда готовилась последняя битва. Для пророческих книг не существует строгой исторической хронологии, события будущего иногда сменяются событиями прошедшего, события прошедшего сменяются событиями будущего и так далее. Это особенность пророческих текстов.

Откр.19:20–21. «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами».

Мы знаем, что некоторые люди живыми были взяты на Небо, а здесь говорится, что некоторые люди живьем будут брошены в озеро огненное, то есть у них не будет смерти, они не умрут, прямо живьем их отправят в преисподнюю. И они в теле, которое будет, конечно, изменяться, приобретать свойства нетленного тела, войдут в вечную муку. А в вечной муке, поверьте мне, свойства вечного тела никому не нужны. Люди так захотят умереть, так захотят прекратить эти муки, но вечное тело, которое будет сообщено каждому воскресшему, каждому изменяемому в день Пришествия Христова, – оно обеспечивает именно вечное существование. Для одних это будет вечное блаженство, а для других – вечное мучение в гееннском пламени.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели 19 главу Книги Откровение Иоанна Богослова.

В начале этой главы говорится о том торжестве, которое возникло на Небесах по поводу сокрушения, разрушения всемирного Вавилона, как ликовали святые на земле, на Небе, как совместно ликовали Ангелы и люди.

Потом мы читали, что единство Христа с Церковью будет как брачное единство жениха с невестой.

Дальше мы читали о птицах, которые налетят, и будет много трупов по всему миру.

Потом мы с вами читали о том, что некоторые живыми будут брошены в геенну, и они даже не умрут. Как некоторых праведных Господь живыми брал на Небеса, так будут и нечестивые, что живьем сойдут в преисподнюю.

В следующий раз, если будем живы и Господь позволит, будем с вами читать 20 главу.


Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Комментарии для сайта Cackle