Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Александрович Заозерский Проект организации церковного устройства на началах патриарше-соборной формы

Проект организации церковного устройства на началах патриарше-соборной формы

Источник

Содержание

Общие положения Поместный Собор Русской Церкви Пaтpиарший Синод II. Окружно-митрополитское Управление Окружный Собор Митрополитский Синод Митрополитский Суд Епархиальное Управление Епархиальное Собрание Епархиальный Совет Епархиальный Суд Порядок судопроизводства по делам бракоразводным Уездный Епископ Уездное собрание Епископский Совет Приход Приходское Собрание

 

 

Общие положения

1. Церковь есть общество. Ее единственная задача нравственное совершенствование личности по идеалу Евангелия. Личность достигает своего Евангельского совершенствования под непременным условием общественного союза. Существование и жизнь последнего возможны в свою очередь при действовании законов организации и проведении их в жизнь специальными органами власти. Последние в совокупности своей образуют Церковное Управление. Оно имеет свое право на существование постольку, поскольку служить целям общества. Посему оно существует в том или другом виде для общества, а не наоборот – общество для него. Оно служит обществу, а не наоборот. И раз общество сознает недостаточность организации данного вида управления, оно видоизменяет последний, улучшает его, сообразно с своими целями. Отсюда законность и необходимость реформ организации общества и форм его правительства.

2. Русская Церковь, вмещающаяся на территориях и в пределах Русского Государства, не есть часть государства и его организации – одно из его ведомств; но есть часть внеполитического и вненационального союза – союза единой веры, имеющего своих сочленов и в церковных обществах других государств и народов. Ее цель, как союза, своеобразная, иная чем цель политическая и национальная. Ее нравственное единение выступает за предел государственных и национальных территорий. Таким образом ее организация и управление совершенно независимы от организаций политических и ничего общего с ними не должны иметь.

3. Целое общество русской церкви слагается из менее и менее обширных обществ, действующих автономно и одно от другого независимо, но сплоченных между собою внутренне – единством веросознания и вероисповедания и внешне – юридическою связью их властных представителей. Непрерывно действующими внешними средствами, связывающими эти общества, служат органы церковного управления – собирательные учреждения и отдельные, – церковно-уполномоченные лица. Общественные союзы, из которых состоит Русская Церковь, – следующие: а) все православные христиане России; б) все православные христиане митрополитского округа; в) все христиане епархиального округа; г) – епископского, д) приходского и

 

ж) члены монашеских обществ. Внешне связующие их органы управления – собирательные: 1) Поместный собор всей русской церкви, – его постоянный, непрерывно действующий исполнительный орган: патриарший синод;

 

2) Митрополитский собор, – его непрерывно действующий орган – митрополитский синод; 3) Епархиальный собор – его непрерывно действующей исполнительный орган – епархиальный совет; 4) Уездный епископ и его – уездный совет; 5) Приходское собрание – его непрерывный исполнительный орган – приходской совет. Отдельные полномочные лица, действующие в качестве непременных председателей этих собирательных органов Церковного управления, – следующие: Патриарх, Митрополиты, Архиепископы, хорепископы (или уездные епископы), настоятели приходов; архимандриты и игумены в мужских монастырях и игумении – в женских.

I.Поместный Собор Русской Церкви

Предметы его ведения. Он есть высший законодательный, административный и судебный орган по всем предметам церковной жизни. Церковная жизнь слагается из следующих духовно-нравственных элементов или стихий:

а) распространение и горение света Евангельской истины.

Эта главная жизненная стихия Церковной жизни обнаруживает себя вовне экстензивно и интензивно. Экстензивное ее обнаружение состоит в оглашении Евангельского учения среди граждан русского государства и иных государств, не принадлежащих к какой-либо части православной церкви. Эта стихия вызывает к жизни специальные учреждения – миссии внутренние и внешние и т. наз. посольские церкви. Интензивное – состоит в духовном возрастании от веры в веру, в расширении и углублении Евангельской истины в человеческом сознании, в воздействии его на жизнь, которое облагораживает стремления личности, ее идеалы, частные, общественные и самые политические отношения. Эта стихия вызывает, как внешнее свое проявление, внутреннюю просветительную миссию, действующую посредством школ, пастырской и проповеднической деятельности, благотворительных учреждений и специальных учреждений общественного характера, каковы монашеские общины, просветительные и благотворительные братства и общества.

б) Освящение человеческой личности благодатным воздействием на нее частною и общественною молитвою и нравственное воспитание путем церковной дисциплины.

в) Материальные средства Церкви – в недвижимых и движимых имуществах, неприкосновенные фонды, поступления и расходы.

По всем этим сторонам церковной жизни Поместному Собору принадлежит власть учредительно-законодательная, власть надзора и контроля. Собору принадлежит затем высшая и судебная власть. Собор сам можете быть в потребных случаях высшею судебною инстанциею. Он же обладает административною и надзирающею властью над установленными и действующими церковно-судебными учреждениями.

Постановления и решения (судебные) Поместного собора обязательны для всех членов православной Русской церкви. Никто не может изменить и отменить их, кроме последующего Поместного собора.

Состав Поместного собора. В состав членов собора входят все епископы (лично и чрез представителей), определенное количество клира, монашества и мирян. Голосом решающим обладают епископы, прочие – только совещательным.

Эти положения нами достаточно обоснованы и раскрыты в нашей статье «О средствах усиления власти нашего высшего Церковного управления»1. Что касается созыва первого Поместного Собора, то намеченный здесь состав членов, по нашему мнению, вполне отвечает обстоятельствам времени и условиям нашей церковной жизни. Но со введением проектируемого нами устройства Церкви он может быть изменен по следующим соображениям.

С желательным увеличением числа епископских кафедр и введением окружного митрополитского управления не будет необходимости приглашать на Поместный Собор всех русских епископов: тогда возможно будет от каждого окружного собора приглашать только делегатов, которые и будут представлять собою весь окружный собор. Такой способ был применяем на вселенских соборах2.

Председателем Поместного Собора должен быть патриарх всей русской церкви. В случае же рассмотрения дела самого патриарха или за его болезнью председательствует старейший из митрополитов.

Порядок рассмотрения и постановления определений.

Возбуждение вопросов законодательного или административного характера принадлежит Синоду, Митрополитам и Архиепископам. Не лишаются этого права и частные лица, но после обсуждения вопросов, поднятых официально церковными лицами и учреждениями, и не иначе, как чрез председателя собора, который, может быть в состоянии будет разрешить недоуменный вопрос и не докладывая его собору.

Обсуждение дел и вопросов, доложенных собору, должно быть публичным и свободным: должны быть охотно выслушиваемы мнения всех присутствующих на соборе. В видах объединения различных мнений и точной формулировки допустимы комиссии, которые и вырабатывают проект решения. Последний вновь поступает на рассмотрение собора.

По всестороннем обсуждении его, каждый из епископов, начиная с младшего высказывает о нем свое мнение. Последним дает свое мнение председатель. Желательно единогласное мнение отцов собора. В крайности – мнение большинства. Признанное окончательным определение подписывается епископами и получает силу закона поместной церкви.

Дела судебные ведутся особым порядком, установленным для всех инстанций церковного суда.

Пaтpиарший Синод

Патриарший Синод есть непрерывно действующее высшее церковное учреждение административно-исполнительного и судебного характера. Он имеет два отделения: административно-исполнительное и судебное; эти отделения действуют совершенно независимо одно от другого и имеют совершенно особенный каждое состав членов и порядок производства.

А. Админинистративно-исполнительное отделение namриаршего Синода.

Предметы ведения. Публикация, xpaнениe и кодификация соборных определений.

Надзор за митрополитами в применении ими соборных определений, интерпретация последних: контроль за их правительственною деятельности.

Составление и изменение церковных служб и молитв; одобрение составленных частными лицами; исправление и издание богослужебных книг и канонических кодексов 3.

Высшее управление и надзор за миссиями, внутренними и внешними; высшее управление всеми церковными школами.

Ревизия митрополитского управления по требованию обстоятельств.

Заведывание центральным общественным казначейством. Ходатайство в государственных присутственных местах о приобретении церковными учреждениями недвижимых имений и закреплении их. Контроль под финансовым управлением митрополитов.

Хиротония митрополитов и дела отсюда возникающие. Надзор за митрополитами по своевременному и законному замещению архиепископских кафедр в их округах. Исключительное право освящения св. Мира для всей Русской церкви.

Состав членов Св. Синода и распределение между ними предметов ведения:

Состав членов административного отделения Св. Синода определяется избирательным порядком на Поместном Соборе из лиц всех степеней иepapxии, монашества и мирян. В числе их должно быть 3 apxиeпиcкoпа4, столько же епископов; неопределенное число пресвитеров, архимандритов и мирян, по преимуществу имеющих ученые богословские степени и обязательно 2 из лиц с высшим юридическим образованием в должности юрисконсультов и присяжных поверенных. Обер-Прокурор и его товарищ упраздняются в смысле представителей церкви в высших государственных учреждениях. Но они действуют в судебном отделении Синода, как органы обвинительной власти. Для безостановочного и скорого течения дел состав членов Св. Синода должен подразделиться на группы или отделения с специальным кругом дел для каждого. Смотря по свойству дел, каждое из отделений должно распределять членов духовных и мирских в большинстве или меньшинстве. Напр. отделение, заведующее финансами, или школами может иметь преобладающее число мирских членов над духовными, и наоборот отделения, заведующие делами чисто религиозного характера, – преобладающее большинство духовных членов. Каждое из отделений должно иметь форму коллегии с товарищем председателя во главе при равенстве голосов всех коллегиатов. Председателем во всех должен быть патриарх. Без его подписи не может иметь значения никакое постановление отдельной коллегии. Заседания каждого отделения должны быть закрытыми: однако же доступ заинтересованных в деле лиц должен быть всегда открытым. Их непосредственные, т.е. устные показания и объяснения должны быть даже предпочитаемы письменным и документам, (исключая денежных дел): ибо церковное управление имеет дело в большинстве случаев с живыми свободно-нравственными личностями, а не с юридическими лицами, как это бывает в государственных учреждениях.

В делах особенной важности, патриарх может созывать соединенный заседания всех или нескольких отделений. Постановления составляются по большинству голосов и публикуются в официальном органе от имени Св. Синода за подписью патриapxa и членов, участвовавших в составлении постановления. Св. Синод имеет свою печать с крестом в средине, а по краям с надписью славянским шрифтом: «Св. Синод Русской Православной Церкви».

В. Судебное Отделение Св. Синода.

Оно составляется из 3 архиепископов, 3 епископов, пресвитеров 1 архимандрита и мирских лиц по избрании поместного собора. Председатель – старший из apxиeпископов. Сверх того по каждому делу сторонам предоставляется право избирать по ровному числу судей со своей стороны.

Обвинительная власть сосредоточивается в Обер-Прокуроре Синода и его товарище. Но само собою разумеется, и каждое частное лицо имеет право выступать обвинителем. Когда обвинителем выступает Обер-Прокурор (или его товарищ), он избирает судей так же, как и обвиняемый. Допустимы и защитники.

Предметы ведения Судебного Отделения. Судебное Отделение есть высшая инстанция по отношении к суду митрополита и рассматривает в аппеляционном и кассационном порядке дела, решенные на митрополитском суде по обжалованию судящихся и митрополитского прокурора.

Затем, в качестве 1-й инстанции Суд. Отделение рассматривает дела, возникающие в патриаршей епархии, когда обвиняемым является сам патриарх в качестве епархиального apxиерея.

Порядок производства – гласный, обвинительный, состязательный, применительно к Устав. уголов. Судопроизводства Александра II-го, за исключением присяжных заседателей, которых здесь заменяют добровольно избранные тяжущимися судьи.

На приговор Судебного Отделения подается аппелляция Поместному Собору. Заявление неудовольствия принимается в течении двух недель; по истечении этого срока, если не последовало такого заявления, приговор приводится в исполнение, Обер-Прокурор и его товарищ назначаются Поместным Собором, как из духовных, так и светских лиц.

Если идет дело о суде над патриархом, то предварительное следствие производится порядком, обычным для судов 1-й инстанции.

Патриарх, в качестве Епархиального Архиепископа действует на общих основаниях с прочими епископами. В его епархии должны действовать те же учреждения, которые ниже проектируются нами для Епархиального управления.

II.Окружно-митрополитское Управление

Русская православная Церковь разделяется на следующее округа с представителем каждого митрополитами:

С.-Петербургский, Киевский, Ярославский, Казанский, Литовский, Грузинский (Экзарх), Сибирский и Туркестанский5.

Высшим органом Окружного управления служит периодически созываемый Окружный собор под председательстом митрополита – и непрерывно-действующий исполнительный орган его – митрополитский Синод.

Окружный Собор

Предметы ведения. Окружный митрополитский собор составляется в месте жительства митрополита по церковным делам и вопросам, касающимся всего округа, а также в городе той епархии, где должно происходить избрание и хиротония епископа епархии, или уезда. Предметами соборных рассуждений могут быть: а) меры к распространению и утверждению православия, вызываемые какими-либо особенными явлениями церковной миссии, распространение и поддержание школ; наблюдение за богослужением и обрядами; одобрение переводных на инородческие языки книг Св. Писания и богослужебных, открытие новых семинарий и академий; б) Открытие новых епископий6 и упорядочение существуют их, напр. размежевание границ, рассмотрение штатов и т. п.; в) Меры к благоустроению церковного казначейства и хозяйства; г) Ревизия епархии как непосредственная через соборную делегацию, так и посредственная через рассмотрение отчетов о состоянии епархии.

Состав собора. В состав собора входят все aрхиепископы области, некоторые из епископов7, пресвитеры, игумены монастырей и миряне, напр. по одному от уезда, вообще в таком числе, которое бы равнялось числу присутствующих на соборе духовных и монашествующих лиц.

Порядок совещаний и способ постановления определений те же, что и на Поместном Соборе.

Те из постановлений собора, которые будут приняты единогласно, приводятся тотчас же в исполнение. Но те, против коих будет возражать меньшинство, приостанавливаются в исполнении до рассмотрения их на Поместном Соборе.

Рукоположения епископов совершаются на точном основании 4 прав. I Всел. собора и 28-го –IV Всел. соб.

Митрополитский Синод

Митрополитский Синод есть непрерывно-действующий административно-исполнительный орган митрополитского собора. Он состоит из Председателя Митрополита, 2 Apxиепископов, 2 епископов, пресвитеров, архимандритов и мирских лиц с богословским образованием и 2 лиц с юридическим.

Предметы его ведения. Публикация и приведение в исполнение определений митрополитского собора, и распоряжений патриаршего синода.

Распространение в округе освященного мира.

Рассмотрение и xpaнение отчетов о состоянии епархии.

Миссия – внутренняя и внешняя. Церковные школы.

Окружное казначейство и церковное хозяйство. Ходатайство об укреплении недвижимой собственности за митрополиею и епархиями. Дела об отчуждение церковной собственности.

Митрополитский Синод имеет свою печать с изображением креста и кругом – наименованием учреждения.

Митрополитский Суд

Митрополитский Суд составляет непрерывное действующее учреждение в округе, решающее дела и в 1-й и 2-й инстанции. В 1-й инстанции дела между архиепископами с митрополитом, архиепископом и епископом, или дела между одним из этих лиц и клириком, игуменом или мирянином. Во 2-й инстанции вновь рассматривает и решает дела по аппелляциям на решение епархиального суда.

Состав митрополитского Суда. Митрополитский Суд состоит из Председателя Архиепископа, двух епископов, пресвитеров, архимандрита и мирских лиц – по избранию митрополитского собора8. Обязательную власть составляют: прокурор, его товарищ. В распоряжении суда состоит следователь по делам митрополии.

Порядок судопроизводства – тот же, что в патриаршем суде.

Высшею аппеляционною инстанциею – служит патриарший суд. Срок заявления обжалования – двух-недельный.

В качестве Епархиального Архиепископа, Митрополит действует на общих началах Епархиальнаго управления.

Епархиальное Управление

Епархия составляет собою часть митрополитского округа, вмещая в себе три вида церковно-общественных союзов: а) епархии с центральным пунктом – Губернским или областным городом, б) уезд с уездным городом и приход – городской и сельский.

Единоличными представителями Епархии служат: Apxиепископ – целой enapхии, Епископ – уезда и пресвитер – прихода.

Параллельно приходам стоят монастыри мужские и женские, а таким церковные братства с единоличными представителями: игуменами, игуменьями и председателями.

Эти союзы управляются периодически созываемыми собраниями и непрерывно действующими коллегиальными учреждениями. Периодически созываемые собрания: 1) Епархиальное собрание – с непрерывно-действующим своим исполнительным органом – Епархиальным советом; 2) Уездное coбрание – с Уездным советом и

 

3) Приходское собрание – с приходским советом.

NB. Монастыри и Братства управляются специальными уставами.

Епархиальное Собрание

Состав его: Председатель – Архиепископ, члены: уездные епископы представители приходов, монашества, братств и церковных школ. Во избежание многолюдства, представителями от приходов являются уполномоченные от групп приходов каждого уезда, избираемые на предварительных уездных собраниях.

Письменное производство на собрании ведут лица избранные собранием, под руководством секретаря Епархиального совета.

Предметы ведения. Рассмотрение отчетов о состоянии всей Епархии, составляемых на основании отчетов уездных епископов. Мероприятия к благоустройству церковной жизни во всех отношениях. Школы и благотворительность. Благоустройство церковного хозяйства. Здесь жe обсуждаются всякие чрезвычайные явления церковной жизни и вырабатываются меры, ими вызываемые. Кроме периодически собираемых епархиальных собраний должны быть созываемы чрезвычайные – для выбора кандидатов на архиепископскую кафедру. Они составляются под председательством одного из уездных епископов и избирают кандидата, которого затем испытывает в достоинстве собор епископов и рукополагает в кафедральном соборе.

За исключением епископа губернского уезда, который имеет специальное назвачение – председателя Епархиального суда.

Епархиальный Архиепископ. Полномочия Епархиального Apxиепископа. Они двоякого рода: 1) Епархиальный Архиепископ имеет право надзора над уездными Епископами и административного на них воздействия по делам церковного управления; 2) Он имеет все полномочия и несет обязанности епископа по отношению к пастве губернского (областного) города и прилегающего к нему уезда. Те и другие он осуществляем и единолично, и с помощью Епархиальнаго Совета.

Единолично он пользуется нравами непосредственного надзора за деятельностью уездных епископов, посещая их и их паству в свободное для себя время и отечески наставляет и руководит их в должном прохождении их служения.

Вместе с Епархиальным Советом он рассматривает отчеты уездных епископов о состоянии их паств, утверждает их предположения об образовании новых приходов, монастырей, общин и братств, о построении новых церквей и о распределении прихожан к ним. Вообще наблюдает за правильным порядком при изменении состава подведомых им уездных церковных паств. С Епархиальным Советом Архиепископ исполняет ходатайства уездных епископов пред государственными учреждениями об определении за церковными учреждениями недвижимой собственности.

В качестве епископа уездного (областного) города и его уезда, Архиепископ совершает рукоположения в церковный степени и должности (пресвитеров, диаконов и прочих), утверждает избранных в игумены и игуменьи, разрешает пострижение в иноческий чин, а также в должности церковного старосты, председателей братств, обществ и т. д.

По делам той и другой категории вспомогательным для него учреждением служит Епархиальный Совет.

Епархиальный Совет

Состав его: Председатель – Епархиальный Архиепископ. Члены его – пресвитеры, игумены и миряне: – по избрании Епархиального Собрания. Для письмоводства – определенное число служащих из диаконов, причетников и мирских лиц, не исключая и женщин.

Для удобства и скорости течения дел, последние размещаются по отделениям Совета, применительно к тому, как распределяются они в Консистории по столам. Но устройство этих отделений Совета должно быть совершенно иное по сравнение с устройством Консистории. Так, деление на Присутствие и Канцелярию должно быть уничтожено. Каждое отделение должно иметь свой состав членов и своих письмоводителей, работая отдельно и независимо, и лишь в некоторых случаях соединяясь в общее собрание. Приблизительно эти отделения должны быть следующие:

1) Отделение ставленнических дел.

Предметом его деятельности должно служить: а) испытание кандидатов (предполагается выборных приходом или монастырем) в достоинстве; б) доставление документальных справок о приходе, на который избран кандидат, и о лице его. На этот предмет должно быть обращено особенное внимание, так как в настоящее время нигде не царит такого беспорядка и усмотрения как именно по делам этого рода.

Соответственно задаче этого отделения состав его должен быть таков: 1) Председатель – Епархиальный Apxиeпископ, всегда лично присутствующей; 2) Пресвитер кафедрального храма и городские не менее 7, в числе их духовник, специальный для ставленников; 3) Примерно два письмоводителя, составляющее справки и хранящие документы, к этим делам относящееся.

Самое испытание должно носить не характер ученического испытания в катихизисе, чтении и пении, а в нравственной настроенности личности, претендующей на священный сан. Форма его есть простая дружеская беседа заседающих отцов с заседающим вместе с ним христианином, желающим быть пастырем. Задача беседы (не однократной) должна состоять в том, чтобы вскрылась по возможности вся душа кандидата с ее достоинствами, недостатками и характерными свойствами, чтобы тут же опытные отцы указывали и давали свои советы кандидату, какие стороны своей души он должен развивать по преимуществу в предлежащем ему деле. Нужно стараться поставить дело испытания так, чтобы в нем было как можно меньше формальности и как можно больше искренности с обеих сторон. Оно должно вестись в строгой тайне. Никто сторонний здесь не должен присутствовать, даже письмоводитель.

Такого же характера должно быть испытание и ставленников в диакона и псаломщика. Эти должности требуют также величайшего внимания. Теперь они – унижены донельзя и искажены. Их нужно возвести до канонического достоинства: диаконы – сотрудники апостолов, а чтецы – глашатаи божественного и пророческого закона и учения.

Вообще это отделение должно иметь тип древнего церковного пресвитерия, сената, короны церковной, к которой приобщается новый сочлен.

В этом составе лиц совершается и рукоположение: в пресвитера – в полном составе, в диакона и чтеца – и в меньшем. К этим же лицам новорукоположенный беспрепятственно должен обращаться за советами – во время практического обучения церковной службе.

б) Это же отделение должно заведывать вопросами религиозной совести, а именно здесь должно происходить увещание падших клириков, впадших в богохульство, колеблющихся в вере, супругов, обнаруживших склонность к разрыву своего союза, родителей и детей, нарушивших 5-ю заповедь. Здесь же должны быть назначаемы епитимии и исправительные меры духовным, монашествующим и мирским лицам. Все это должно происходить в строгой тайне, просто, без форм, дружески. Если эти дружеские увещания принесут добрый результат – дело тем и кончается, как будто его и не было. Если же такого результата не последует – неисправимому объявляется, что он может требовать формального церковного суда, или же должен быть предан этому суду.

II. Отделение церковных организаций, приходов, монастырей, соборов, общин, братств. Так как характер дел, подлежащих этому отделению по преимуществу деловой, юридический, то и состав лиц, работающих в нем должен быть совсем иной: Архиепископ здесь может совсем не присутствовать; ему должны представляться доклады. Всего лучше состав его набрать из представителей этих организаций, хотя бы только из одних мирских и монашествующих лиц. Задача этого Отделения состоит:

1) в наблюдении за данным состоянием означенных организаций и содействие им при обстоятельствах, изменяющих в лучшую или худшую сторону это их состояние. Оно должно заведывать собиранием и хранением описей имущества означенных организаций, клировых ведомостей, исповедных, метрических и прочих книг.

2) Оно должно служить Епархиальным статистическим бюро по означенным учреждениям.

3) Оно должно доставлять справки на основании хранящихся у него книг и документов, как частным лицам, так и Совету в полном его составe, так и иным учреждениям.

4) Оно составляет годичный отчет об означенных епархиальных учреждениях.

Характер деятельности этого отделения по преимуществу канцелярский. Однако же в качестве административной коллегии, оно с одной стороны ответственно пред Епархиальным Архиепископом за исполнение своих обязанностей, с другой облечено властью требовать от означенных учреждений исправного доставления надлежащих книг и документов. В качестве административного учреждения, оно составляет общие собрания и каждую исходящую от него бумагу рассматривает в общем собрании и издает за своим ручательством, а чтобы она имела силу административного документа, она утверждается подписью Apxиепископа и печатью Совета.

В такое время Отделение должно быть уполномочено употреблять меры воздействия на учреждения в случае неисправного доставления ими обязательных книг и документов: эти меры должны быть точно определены и применение их каждый раз определяется полным собранием Отделения и утверждается Архиепископом.

Большее административное значение это Отделение получает, когда возникает дело об изменении данного состояния какого-либо из означенных учреждений, напр. о капитальном ремонте здания, сооружении нового храма, приобретении недвижимого имущества, образование нового прихода, или упразднение дотоле бывшего. Для рассмотрения таких дел составляется общее собрание Отделения непременно под личным председательством Apхиепископа, а в случае особенной важности и с приглашением членов 1-го Отделения. Дело рассматривается непременно в личном присутствии представителей учреждения, просящих о деле. Кроме необходимых письменных документов, в соображение должны быть принимаемы и устные объяснения последних, а в нужных случаях должны быть посылаемы уполномоченные лица для осмотра учреждения.

Пo обследовании дела, oпpeдeлeниe составляется большинством голосов, при составлении протокола.

Если Архиепископ не согласится с постановлением большинства, или просящие не будут удовлетворены состоявшимся постановлением, то дело приостанавливается в исполнении и переносится в ближайшее заседание Епаpxиального Собрания.

III. Епархиальное казначейство. Оно состоит из казначея, бухгалтера и письмоводителя. Контроль над ним принадлежит общему собранию Совета, которые in toto или чрез доверенных ежемесячно ревизует наличность кассы, а по истечении года образует ревизионный комитет для проверки отчета, приходо-расходных книг и наличных сумм.

Епархиальный Совет имеет свою печать с изображением креста и надписью учреждения.

Епархиальный Суд

Предметы ведения: а) церковные преступления:

1) Против веры: отступление от церкви; возмущения против нее; оскорбление святыни храма, – лиц священного сана; клятвопреступление, богохульство, святотатство.

2) Преступления по должности церковных лиц как духовных так и мирских, состоящих на церковной службе.

3) Дела о браках и брачном разводе.

Состав лиц Епархиального Суда: Председатель – Епископ губернского уезда, члены: 3 из протоиереев и архимандритов и 3 – мирских лица. Они избираются Епархиальным собранием. В дополнение к ним избираются каждый раз подсудимым и обвинителем судьи из духовных и светских лиц по равному числу.

Представителем обвинения служит прокурор, избираемый и определяемый митрополитским судом.

У суда и прокурора должны быть особые канцелярии.

Административная часть, наблюдение за скоростью и правильностью судопроизводства возлагается на председателя суда.

Подсудимый, как и истцы, могут иметь адвокатов и поверенных.

В распоряжении Епархиального суда состоят следователи по 1 на уезд. Следователь избирается Епархиальным собранием и утверждается митрополитским судом.

Порядки судопроизводства.

Судопроизводство – устное, состязательное, публичное.

Движение судебного дела совершается в таком порядке:

Суд вчинается или по жалобе и просьбе частного лица, или по представлению администрации (приходского собрания и совета, уездного епископа, Епархиального Aрхиепископa и Епархиального Совета).

Представление администрации делается Председателю суда или Прокурору; частная жалоба или прошение могут быть предъявлены каждому из вышеозначенных административных учреждений и ими направляются судебной власти, но, само собой разумеется, могут быть принесены и оной непосредственно.

По получении жалобы или представления судебная власть предписывает Духовному Следователю произвести предварительное следствие.

Как предварительное следствие, так и дальнейший ход дела происходит применительно к Суд. Уст. 1864 г. При этом место Судебной Палаты заменяет Митрополитский Суд.

По утверждении последним обвинительного акта, назначается заседание суда.

Судебное следствие должно происходить применительно к порядку, изображенному в Суд. Уставах 1864 г.

По окончании прений суд постановляет вопросы и по обмене мнений по их поводу сторон, удаляется в особую комнату для решения вопроса о виновности.

В случае признания таковой, спрашивает заключения прокурора о наказании и также точно удаляется в особую комнату для присуждения оного.

Объявление приговора, порядок обжалования и исполнение его совершаются порядком, соответственным Суд. У ст. 1864 г.

Порядок судопроизводства по делам бракоразводным

Ищущее развода лицо (в особенности бедного, низшего класса), если желает, может предварительно обратиться с жалобою к приходскому священнику. Изложение – устное, но священник обязан изложить его содержание в нарочно для сего заведенной книге. Если, далее, он найдет удобным, то может сделать попытку примирения. Если она окажется неудачной, может предложить обоим супругам представить дело третейскому суду, составленному, кроме него, из равного числа судей, избранных обоими сторонами.

Если этот суд примирит супругов, дело оканчивается, если же нет, то по их желанию, направляет дело в Епархиальный Суд. При несогласии которой-либо из сторон на этот третейский суд – направляет дело прямо в Епархиальный Суд.

Прошение о разводе должно быть письменное; подается на имя председателя. Последний назначает время к явке в суд той и другой стороне, объявляя ответчику в повестке сущность обвинения, или иска.

Порядок судебного следствия устный, состязательный, публичный. По окончании прений суд обращается к подсудимым с увещанием к примирению и назначает на размышление трехдневный срок.

По прошествии этого срока заседание возобновляется. Если примирение не состоится, суд постановляет приговор.

Обжалование митрополитскому суду допускается.

Уездный Епископ

Каждый уезд должен иметь своего епископа. Уездный Епископ должен иметь полномочия по рукоположению в пресвитера и прочих клириков, а также и определению в должности игумена и игуменьи и – полномочия надзора за всеми приходами, монастырями и прочими церковными учреждениями уезда. Посему он избирается и рукополагается совершенно по чину епископского рукоположения и в отправлении означенных полномочий совершенно независим от Архиепископа, хотя в служении и должно возносить его имя.

Уездное собрание

Уездное собрание под председательством уездного епископа, или, за смертью его, под председательством старейшего в уезде Архимандрита или протоиерея созывается из представителей приходов и прочих обществ уезда в двух случаях: а) пред временем годичного Enapxиального Собрания для выбора на него депутатов от уезда и б) когда сделается вакантною кафедра уездного епископа.

На собраниях 1-го рода решается вопрос – от каких приходов назначать депутатов в предстоящее Enapxиальное Собрание? Вопрос может решаться в зависимости от каких-либо особенных нужд известных только приходов: ибо возможное дело, что в иные времена и не будет необходимости посылать представительство от всех приходов уезда. Может вопрос этот решаться и в зависимости от того, какие вопросы и дела наметит Епархиальное начальство для имеющего быть Епархиального Собрания. Что касается состояния 2-го рода, то самый предмет их требует по возможности полного собрания – из всех приходов. Собрание избирает одного или двух кандидатов на епископство и предлагает их прибывшему к окончанию выборов Митрополиту с его епископами, в числе коих должен быть и Епархиальный, а также и некоторые из уездных – для суждения о достоинстве избранного и его рукоположения. Допустимо и такое явление, что прибывший для рукоположения епископский собор предложит Уездному Собранию своего кандидата. Этот случай может иметь место тогда, когда Уездное Собрание не придет к соглашению относительно собственного кандидата, напр. по скудости в людях достойных, а у Митрополитского Собора найдется достойный кандидат. Вопрос должен решиться совместным соглашением Собора и Уездного Собрания.

Епископский Совет

Для осуществления своих полномочий уездный Епископ имеет постоянный Совет, состоящий из членов духовных и мирских. По подобию Епархиального Совета он также разделяется на три отделения, но с меньшим составом лиц, смотря по количеству приходов и вообще численности православного населения уезда.

Главное назначение Уездного Епископа и его Совета состоит в упорядочении рукоположения в степени клира и надзор за жизнью приходов. Благодаря введению уездных епископов на долю каждого из них приходится сравнительно не часто совершать рукоположения, а это дает возможность совершать их неспешно и довольно близко знакомиться со ставленниками. Это ознакомление будет продолжаться затем и личными посещениями уездного епископа приходов. Свой уезд епископ может обозревать каждый год – и делать это опять таки не так спешно и поверхностно, как принужден делать это в настоящее время один епархиальный епископ на все уезды. Это обстоятельство делает за тем совершенно излишним существование благочинных – института во многих отношениях не желательного. Уездный Епископ совершенно заменит его. С одной стороны он будет иметь несравненно больший нравственный авторитет в глазах каждого священника, как apхиерей, с другой – он может и вести себя в отношении к своему клиру, как бывшим своим ставленникам более искренно и дружески, вовсе не боясь этим уронить престиж свой и не озабочиваться какими либо искусственными мерами поднимать его в глазах подчиненных, к чему вынужден прибегать благочинный, как выборный, так и административно назначаемый. К тому же и автономное положение прихода сделает излишним слишком мелочный надзор: собственный интерес каждого члена причта всегда будет побуждать его быть достойным избрания в глазах прихожан.

Приход

Приход есть наименее мелкая собирательная единица, или часть уезда, имеющая права юридического лица, в духовном отношении состоящая под руководством и управлением приходского причта, а в церковно-общественном и экономическом, – самоуправляющаяся приходским собранием и приходским советом.

Причт прихода в составе своем может иметь одного, двух и трех пресвитеров, диакона, одного, двух и трех чтецов. Приходы маленькие могут и не иметь чтеца, а только пресвитера и диакона, причем последний должен при необходимости исправлять должность чтеца, если не удастся ему, напр. в качестве учителя церковной школы организовать чтение и пение в храме из учеников и учениц школы.

Приходское Собрание

Приходское собрание собирается обязательно однажды в год, но может – по требованию обстоятельств собираться и несколько раз.

Состав его: Председатель – священник (а если их несколько в приходе, то тот из них, который будет избран). Члены – все прихожане достигшие 21 года, имеющие постоянное жительство в районе прихода и проживание не менее 3-х лет. Членами могут быть и женщины – не моложе означенных лет, не обремененные материнскими обязанностями и не замужние, напр. имеющие на попечении своем престарелых родителей, или сирот братьев–сестер. – Письмоводство ведет или кто-либо из членов причта за особую плату, или из мирян – по избранию.

Предметы ведения:

1) а) избрание кандидатов в церковнослужители; б) избрание старосты и членов Приходского Совета.

2) Контроль над деятельностью Приходского Совета и старосты. Он осуществляется: а) слушанием и поверкою годичного отчета и приходо-расходных книг, также ревизий сумм; б) ревизиею храмового имущества и сумм, вверенных старосте.

3) Меры и операции промышленного свойства, клонящиеся к увеличению имущества и доходов прихода. Раз за приходом будет признаны права юридического лица в гражданском смысле, этот предмет – можно надеяться – получит развитие и даст добрые результаты.

4) Изыскание мер и способов приходской благотворительности и – как благое чаяниe – воздействие нравственно-воспитательное на жизнь прихожан.

Исправительным органом приходского собрания служит приходской Совет, состоящий из причта, как непременных членов, и прихожан, избранных на Приходском Coбрании9.

Н. Заозерский.

* * *

1

Богословский Вестник 1903 г. и отдельно.

2

См. Карф. соб. 27 прав.

3

Канонизация святых и мощей должна быть предоставлена Поместному Собору.

4

Митрополитов в Св. Синоде не должно быть, так как при автономии окружного митрополитского управления, их постоянное пребывание на месте служения представляется крайне необходимым.

5

Мы указываем примерное наименование округов: вопрос о количecтве и границах их должно решаться соображениями практических удобств.

6

Этот важный предмет окончательно рассматривается и утверждается Поместным собором. Но митрополитскому собору должны принадлежать инициатива и предварительный проект оснований, на которых имеет создаться новая епископия.

7

Дабы Епархия не оставалась без необходимого надзора и не было остановки в совершении рукоположений и текущих епархиальных дел

8

Сверх того, судящимся принадлежит право избирать каждому по равному числу своих судей в дополнение к ординарным судьям.

9

Нами не введены в систему церковного устройства церковный школы. Их организация, отношение высших к низшим и отношение к ним обще-церковной администрации – окружной и епархиальной, по нашему мнению, требуют особого и специального обсуждения.


Источник: Заозерский Н.А. Проект организации церковного устройства на началах патриарше-соборной формы // Богословский вестник 1906. Т. 1. № 1. С. 124-144 (2-я пагин.).

Комментарии для сайта Cackle