О смерти
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2:29). – Эти слова праведного Симеона напоминают нам о смерти.
Смерть – это конец жизни. Конец не может противоречить самому течению жизни. Какова жизнь, таков и конец ее. И, если жизнь была жизнью нераскаянного греха, то и смерть будет той, о которой говорит слово Божие: «смерть грешника люта» (Пс. 33:32). И, с другой стороны, что такое смерть? Это начало новой жизни, рождение в вечную жизнь. Если начало новой жизни будет со Христом и во Христе, то и продолжение ее в бесконечных веках будет жизнью радостного общения с Богом.
Почему праведный Симеон радостно и мирно встретил свою смерть? Потому что, как говорит евангелист, он был «праведен и благочестив», и эта праведная и благочестная жизнь сделала его храмом живущего в нем Святаго Духа. И христианин, который проживает свою земную жизнь в трудах ради спасения своей души, в любви к Богу и к ближнему своему, в слезах покаяния о своих грехах, – сможет сказать перед смертью: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко! Ты изводишь меня из юдоли слез, скорбей и страданий в ту страну, где Ты Сам отрешь слезы с очей человеческих, и где не будет не только скорбей и слез, но и самой памяти о них в лучах Твоей любви. Ты берешь меня из мира, в грехе и во зле лежащего, чтобы ввести меня в Царство вечного покоя и блаженства.
Жизнь – это величайшее благо, дар Божий. Уже внешняя сторона жизни является для нас таким благом. А что сказать о внутренней, духовной жизни? Жизни ума, сердца, веры? Какое бездонное счастье дает нам вера: знать о Боге, слушать Его голос, идти за Ним и ощущать его невидимое присутствие в своем верующем сердце. Какое это драгоценное благо!
Благодарные Богу за радость жизни, мы должны нашу земную жизнь сделать ступенью к жизни вечной, сделать ее приготовлением к смерти и к той бесконечности, которая раскроется перед каждым из нас в минуту смерти.
Святой ап. Павел называет христиан воинами. Мы – воины, потому что всю жизнь мы боремся со своими грехами и страстями и с неизбежными страданиями, стремясь их всех преодолеть. Возьмем пример с воина, который стоит на своем сторожевом посту. Представим себе, что он стоит во время зимней вьюги; метель вьется вокруг него, слепит ему глаза, холодит ему руки, ветер забирается под одежду, но воин твердо стоит на своем посту и не имеет права с него сойти.
Таким воином должен быть каждый из нас, христиан. Мы должны оставаться твердыми и непоколебимыми среди самых тяжелых греховных искушений и самых, казалось бы, безысходных страданий. Наша вера должна быть источником, согревающим нас в жизненную вьюгу и укрепляющим наш дух во время жизненных бурь и ветров.
Живая горячая вера и связанная с нею жизнь для Бога и для ближнего своего низведут в нашу душу и тот великий дар Святаго Духа, мир и покой совести, с каким умирал праведный Симеон и с каким, дай Бог, встретить смерть и каждому из нас.
Будем верными Господу своему до смерти, и Он, согласно Его обетованию, даст нам «венец жизни» (Откр. 2:10). Аминь.
* * *