Скорби и радости
Если бы спросить любого человека, много ли у него на земном его пути скорбей, то, нет сомнения, каждый бы ответил: многое множество скорбей и внешних и внутренних. Это – бесчисленные болезни, посещающие нас; опасности от злых людей, всякого рода обиды, потеря близких людей; скорби и страдания, порождаемые нашими страстями зависти, гордости, ревности, самолюбия. И не исчислить всех видов скорбей, какие неизбежны для каждого из нас в земной нашей жизни.
А много ли радостей в земной жизни человека? И на этот вопрос конечно, каждый из нас ответит: многое множество. Сама жизнь земная – разве это не источник радости для каждого из нас? Радостью для нас является наше здоровье и отдых после честно исполненного труда. А самый труд, совершаемый во благо семьи, во благо людей – разве это не источник радости? И если скорбей многое множество у человека на пути к вечной жизни, то и радостей немало.
А чего больше – скорбей или радостей? Мы не будем исчислять, чего больше в жизни человека: у одного больше скорбей, у другого больше радостей. Мы скажем о другом. Мы напомним о том, что у верующего человека всегда радостей больше, чем скорбей. Ведь сама вера наша – это неисчерпаемая сокровищница радости.
Вера наша, это – светоч, ведущий нас по земном пути. Вера – это наша сила. Перед ней не могут устоять никакие страдания человеческие на земле. Любое страдание переносится и побеждается силой веры в Господа нашего Спасителя.
Все, что связано с нашей верой, что порождается и укрепляется в нас верой, – это все радости для нашего сердца. Например – молитва верующего сердца к Богу.
На своей молитве мы раскрываем сердце перед Лицем Господа Всемогущего и нашего Небесного Отца, – и сердце наше после искренней и горячей молитвы наполняется тихой о Господе радостью. И потому после такой молитвы, которая исходит не только из уст наших, но и из глубины сердца, становится легко и тепло на душе верующего человека.
А какая радость сознавать, что мы пребываем в непрерывном общении с Небесной Церковью! Какое утешение для верующего человека знать, что мы не порываем взаимных связей любви со всеми усопшими отцами, братьями, сестрами. Ибо Бог наш, в Которого мы веруем, «не есть Бог мертвых, но живых», – говорит нам слово Божие (Мф. 22:32); у Бога все живы. И при этом знать, что через молитву об умерших, через подаяние милостыни в память усопшего, мы состоим в постоянном общении с ними, ибо они слышат наши молитвы, и Господь благословляет их по нашим молитвам: знать о том, что и они знают о нас, – это радость для нас, теряющих в своей земной жизни отцов, матерей, братьев, сестер, детей.
А сколько радости и отрады в покаянии! Разве каждый из нас, кающихся перед Господом в своих грехах, не переживал всякий раз, когда приносил искреннее покаяние, радость прощения, радость о том, что грехи наши, и самые тяжкие, не воспомянутся и на Страшном Суде Божием и навсегда вычеркнутся незримой рукой Всемогущего Господа из книги нашей жизни?! А какое ни с чем не сравнимое счастье – после слезного покаяния достойно приступить к Святой Чаше, соединиться со своим Господом через Святые и Божественные Тайны – это вершина доступного человеку на земле блаженства.
В светлую ночь Пасхи, в дни великих праздников, в минуты искренней и горячей молитвы, мы, верующие люди, переживаем в своей душе чувство восторженного духовного подъема; это – предощущение радостей вечной жизни, тех, какими Господь увенчает достойную жизнь истинного христианина.
И у верующего человека, как и у всякого человека, много скорбей, но неизмеримо больше у него радостей, чем скорбей, потому что и самые скорби свои, и болезни, и страдания верующий человек препобеждает, угашает их боль своей верой и своею радостью о Господе.
Если этих радостей веры становится мало в нашем сердце, то не потому что умаляется их источник – этого никогда не может быть, – а потому, что мы носим в себе сердце грязное, оскверненное грехами, не способное к переживанию тех радостей веры, какие являются достоянием истинно верующего в Господа сердца. Потому меньше радостей во многих сердцах, что мы ленивы к посещению храма Божия, не возгреваем сердца нашего утренней и вечерней молитвой, по лености упуская эти священные минуты беседы души с Богом. Потому реже озаряется радостью наше сердце, что мы не укрепляем веры нашей добрыми делами, делами любви к ближнему; потому что редко приступаем к покаянию и Святой Чаше. Надо счастье веры, которое мы носим в себе, со всеми его радостями беречь больше, чем мы бережем любое земное сокровище.
Будем же беречь в себе этот священный огонь веры, этот источник неисчислимых радостей, какие дарует Господь верующему сердцу на земном пути человека!
* * *