Источник

1. О единой истиной Церкви и о сектах.

Среди нас множество вер, но Христианство должно быть одно, ибо:

«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас». (Еф.4:4–6).

Отчего многие веры? Неужели разделился Христос? Нет:

«Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь»... (Евр.13:8–9).

Вера едина, а другие учения чуждые, лживые. Это секты с иным Иисусом, с другим Духом и иным благовестием:

«Боюсь, – говорит Апостол, – чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе, ибо, если бы кто, пришед, начал проповедовать другого Иисуса, Которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, Которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому» (2Кор.11:3–4).

Посему должно разобраться во всех верах и найти единую, истинную; единое, подлинное общество Христово, Церковь Божию. Ее можно найти и узнать по особым свойствам и признакам.

Исследуем, как устроилась Церковь Христова на земле.

Об учреждении Церкви Христовой пророчествовалось еще в Ветхом Завете:

..."гора дома Господня будет поставлена во главу гор» (Ис.2:2–3).

Говорит Господь: «Я приведу людей на святую гору Мою и обрадую их в доме Моем» (Ис.56:7–8).

... «гора Дома Господня будет поставлена во главу гор... и потекут к ней народы» (Мих.4:1–5).

Сам Спаситель дал обещание устроить Церковь Свою:

«Я создам Церковь Мою» (Мф.16:18).

Господь всюду проповедовал, но не из всех уверовавших и не сразу Он устрояет Церковь Свою:

«многие... уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им» (Ин.2:23–24).

Господь избирает и приготовляет для Церкви Своей горячо верующих:

... «позвал к Себе кого Сам хотел» (Мк.3:13).

Их приготовляет до смерти Своей и по Воскресении:

«в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием (Деян.1:3).

Это еще не Церковь. Церковь после сошествия Святого Духа, Которого обещал Господь (Ин.16:5–16) и напоминал о Его пришествии (Деян.1:4–5).

Сошествие Святого Духа и начало Церкви Христовой (Деян.2:1–38).

Проповедь о спасении всех в Церкви чрез веру во Христа и крещение:

Проповедь св. апостола Петра о покаянии, крещении и получении Святого Духа, Который сейчас сошел на Церковь Христову (Деян.2:38–40).

Присоединение к Церкви уверовавших:

«присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2:41).

Расширение Церкви:

«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47).

Свойства Церкви

Христова Церковь вечна и неодоленна:

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

«Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его?» (Мф.12:29). Церковь есть «дом Божий (1Тим.3:15), «а Христос – как Сын в доме Его» (Евр.3:6). Христос непобедим (Ин.16:33; Откр.1:18), следовательно, никто не расхитит и дома Божия – Церкви Христовой.

Церковь непрерывна:

«и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).

Богу «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф.3:21).

Церковь сокрыться не может:

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы»...(Мф.5:14).

«для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд, или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» (Мк.4:21) (ср. Лк.11:33).

Церковь Христова безусловно одна:

Христос сказал: «Я создам Церковь Мою», значит, одну, а не много (Мф.16:18).

Господь пророчествовал о единстве Его стада:

«И будет одно стадо и один пастырь» (Ин.10:16).

Даже Каиафа пророчествовал и признавал это:

«Иисус умрет за народ (т.е. за Иудеев) и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин.11:51, 52).

Христос – Глава Церкви, и у одной головы может быть только одно тело: «одно тело и один дух... Один Господь, одна вера»... (Еф.1:22; 4:4–6).

Единая, истинная, непрерывная от Сошествия Святого Духа, никогда не скрывавшаяся, неодолимая Церковь – есть Церковь Православная.

Она одна создана Господом Спасителем и, кроме ее, другой не может быть.

Господь молился о сохранении этого единства:

«Да будут все едино»... (Ин.17:21).

Господь предсказывал о разделениях:

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят» (Мф.24:4–5).

«Тогда, если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, я наперед сказал вам» (Мф.24:23–25).

Апостолы предсказывали и предупреждали о разделениях:

«Из вас самих (из пресвитеров) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:28–30).

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны»... (Рим.16:17–18).

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители»... (читай все послание) (2Пет.2:1–3).

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры»... (1Тим.4:1–6).

... «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3–4).

... «Вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (Иуд.17–19).

... «берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников» (2Пет.3:17).

Сектанты только по внешности любезны, а внутри – слуги диавола:

«Лжеапостолы, лукавые делатели принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды: но конец их будет по делам их» (2Кор.11:13–15).

Они превращают «благовествование Христово» (Гал.1:7).

Они не покорны и пустословы:

«есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста» (Тит.1:10–11).

Все секты появились много позже Церкви Христовой. Секты пошли не от Христа и Апостолов, но выдумали их люди. Какая, когда и от кого секта пошла – известно, и на всякую можно выдать метрики.

Латинство: 1054 г.

Лютеранство от Мартина Лютера: 1517 г.

Англиканство от короля Генриха: 1539 г.

Баптизм от Николая Шторка и Фомы Мюнцера: 1521 г.

Пашковщина от Якуба Шпенера: 1705 г.

В России от Пашкова: 1870 г.

Адвентизм от американца Вилльяма Миллера: 1831 г.

Толстовщина от Льва Толстого: 1881 г.

Молоды все секты и всех их до тысячи; создали их люди, по научению диавола. Посему, должно вопрошать сектантов; кто позволил вам создавать свои «церкви», помимо Церкви Божией для погубления ее? Неужели думаете одолеть Церковь Божию?

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Истинная Церковь была уничтожена язычеством («Баптисты, их задачи и цели», изд. русск, баптистов, Р. н-Д., 09, стр. 8).

Православный ответ: Это невозможно, ибо Христос, Победитель ада и смерти (Откр.1:8,18), Вседержитель, обещал Церкви Своей неразрушимость (Мф.16:18).

Сектанты говорят: Если доказать сектантам, что они сами основали церковь («Баптисты, их учения и задачи», стр. 2), они говорят: правильно это, потому что Апостол сказал: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем» (1Кор.3:10), – так и мы положили основание своей церкви и строим.

Православный ответ: Сектанты читают, но не дочитывают до конца стиха: «но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Господь устроил единую Церковь, основанием и главой ее положил Себя и кроме этого основания и Церкви, – других не может быть. Ап. Павел полагал основания церквей, но не враждебных ей, а согласных с единой Церковью, новые общества «прилагались», как отдельные части к целому, как новый этаж к основному зданию; Господь желал единства Церкви и согласия, а не множественности.

Сектанты говорят: Еще потому можно строить Церковь, что сам ап. Петр заповедал это: «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет.2:5).

Православный ответ: Христиане, действительно, должны созидать добрую христианскую жизнь, как »дом духовный», как "духовные жертвы, благоприятные Богу«, но новые веры и церкви, противные основанной однажды на Христе, недопустимы, ибо они отвергают вместе с жидами камень, »Который сделался Главою угла« (Пс.117:22), забывши: 1Кор.2:11. Апостолы приносили «благоприятные Богу жертвы», но сект не создавали и им противились.

Сектанты говорят: «Учение о том, что единство Церкви состоит в соединении многих отдельных собраний христиан в одно общее или вселенское собрание единой веры и порядка – Писание не учит так, и баптисты отвергают это учение» (Бапт. 1910 г., №24, 187).

Православный ответ: читайте: Мф.16:18; Еф.4:4–6; 1Кор.12:12–14, 20; Ин.17:20 21.

Сектанты говорят: Господь молился не об единстве Церкви, а об единстве Апостолов (Ин.17:21) (Мозаев Дий).

Православный ответ: Господь молился о всей Церкви, о всех верующих, а не об Апостолах только: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их да будут все едино» (Ин.17:20–21).

Сектанты говорят: Баптисты признают «духовное единство в общении святых». которое существует между всеми, истинно рожденными от Бога, как бы ни были различны и не похожи их церковный строй и отношения (Б. 1910, 24, 187).

Православный ответ: Еф.2:20, 21–22: «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».

Сектанты же требуют разных камней и разной кладки. Порядки должны быть согласные с апостольскими: Флп.3:17; Гал.2:19.

Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь, и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: »На сем камне создам Церковь Мою« (Мф.16:18). Также: «чтобы чрез Церковь создалась известною многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). «Он – глава Церкви, которая есть Тело Его» (Кол.1:18). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». (Евр.12:23). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к какому либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...

«Такой вещи, как вселенская Церковь на земле, заключающейся в одном большом обществе, вовсе не существует».

Православный ответ: У баптистов Церковь «умственное представление» – фантазия, выдумка, а у нас действительность со дня сошествия Святого Духа.

У баптистов она не имеет реального бытия, не действительна, у христиан – живые камни, возрастающее в дом духовный (1Пет.2:5) для созидания самих себя в любви (Еф.4:16).

У баптистов она без места, а у христиан – Иудея и Еллада (1Кор.12:13). Иерусалим и Македония, Россия и Япония исповедуют едиными устами Господа. У баптистов – нет ее во времени, а у христиан она приобретенная кровью страданий от сошествия Святого Духа «во все роды, от века и до века» (Еф.3:21) и «во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).

У баптистов не имеет «исторического факта», а у нас, по книге Деяний Апостольских, Церковь со дня сошествия Святого Духа и проповеди Петра, приложившей около 3,000.

У баптистов без организации, а у христиан на основании Апостолов и пророков на краеугольном камне – Христе, Церковь стройно организована во святой Божий храм (Еф.2:20–21; 4:11–16; 1Кор.12).

У баптистов – «без действия», т.е. без жизни благодатной, а у нас вся жизнь Церкви во Христе и со Христом, при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

У баптистов, по их признанию, «без корпоративного бытия», т.е. без живых существ, а у нас со Христом, Богоматерью, Ангелами, угодниками и верующими, живущими здесь на земле и у Господа на небесах.

Сектанты говорят: Мф.18:20: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем.

Православный ответ:

1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви (Мф.18:15–17).

2) Если каждые 2–3 есть Церковь, тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть.

3) Мф.18:19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве.


Источник: Оружие правды : Конспект для ведения противосектантских бесед. Приложение к «Доброму исповеданию» / Николай Варжанский. – Джорданвилл, США : Тип. прп. Иова Почаевского, 1993. - 137 с. (Перепечатано со 2-го изд. проф. прот. Неофита Любимова, М., 1911.).

Комментарии для сайта Cackle