Глава 62. Благоустройство и слава Церкви Божией в Новом Завете
1–2. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. (Сиона ради не умолчу и Иерусалима ради не попущу, Дóндеже изыдет яко свет правда моя и спасение мое яко светило разжжется. И узрят язы́цы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е).
Проникнутый чувством глубокой и живейшей радости в ожидании предстоящего спасения, Пророк продолжает благовествовать о нем своему народу. – Сиона ради не умолчу, возвещает он, и Иерусалима ради не попущу или не допущу, не позволю себе молчать, или иначе – не успокоюсь, доколе не изыдет как свет правда моя, т.е. оправдание Господне, возвещаемое Мною, и спасение мое как светило, точнее – светильник воспламенится: иначе говоря, Пророк будет благовествовать об оправдании и спасении прежде, пока о том все узнают. «И увидят народы правду твою (т.е. оправдание от Бога) и все цари славу твою, и назовут тебя новым именем, какое Сам Господь наименует»: соответственно новым свойствам, при новых и лучших отношениях народа к Богу, Господь даст ему и новое имя, знаменующее те свойства: «благожеланный», «избавленный», «святой» (ст.4,12).
3–5. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою – «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. (И будеши венец доброты в руце Господни и диадима царствия в руце Бога твоего: и не прозовешися ктому оставлен, и земля твоя ктому не наречется пуста: тебе бо прозовется воля Моя, и земля твоя вселенная, яко благоволи Господь в тебе, и земля твоя вкупе населится. И якоже живяй юноша с девою, тако поживут сынове твои с тобою: и будешь якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе).
Сион или собственно общество спасенных Богом жителей нового Сиона (Церковь) будет венцем доброты или славы и диадимой царствия или царской диадемой в руки Господа: как царский венец и диадема (головная повязка, обыкновенно из золота) всегда служили знаками царской чести и славы, неотъемлемой принадлежностью царского сана и звания, а вместе с тем и неразрывного союза царя с его царством; так и спасенный Богом Сион послужит славе Господа перед всеми народами мира, пребудет непременной принадлежностью Его царственной власти и залогом нового и неразрывного союза Церкви с Богом. – При таком отношении Сиона к Богу, его уже не будут называть «оставленным», как называл его даже сам народ во время плена Вавилонского (гл.40:27; гл.49:15), и землю, среди которой был Сион, не будут уже называть «пустыней», как справедливо называли ее после Халдейского нашествия и разорения (гл.64:10): нет, Сион назовется воля Моя или «желанный Мой», «возлюбленный Мой»; так он назовется и Богом, и людьми (ст.2 и 12); а земля, его окружающая, назовется вселенная или населенная, – так потому, что Господь явит к Сиону и земле Своей новое и полное благоволение Свое. – Такое восстановление Сиона и сопредельной ему страны, в их совершенном благоустройстве, будет следствием нового союза Бога с Израилем. А в основании этого союза будет положена любовь самая чистая и сильная, по подобию искренней и пламенной любви жениха-юноши к деве-невесте. И как обыкновенно естественный союз чистой любви выражается в восторженной радости жениха и невесты; так возрадуется и Господь о Своей Церкви, Им оправданной и призванной в вечный союз с Собою.
6–7. На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, – не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. (И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражи весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнут поминающе Господа. Несть бо вам подобен: аще исправиши и сотвориши, Иерусалиме, радование на земли).
Жизнь Сиона благоустроенная и мирная потребует защиты и бдительной охраны, для чего в городах обыкновенно назначаются и выставляются стражи на стенах городских: они, сменяясь одни другими, пребывают и день и ночь на страже и в наблюдении за тем, не появится ли в окрестностях города враг-хищник (ст.8). И Господь дарует благоустроенному Им Иерусалиму своих стражей, неусыпно бодрствующих, которые до конца не премолкнут, или всегда будут оглашать город, напоминая ему о Господе, подобно тому, как и обыкновенные стражи, перекликаясь один с другим, напоминают гражданам о бодрствующей над ними власти их царя-защитника. – Все это дарует Господь народу, ибо, говорит Пророк, Он не подобен вам, то есть, Он помнит о вас и дает вам стражей, которые будут постоянно напоминать вам о Нем. И это совершится непреложно, если ты, Иерусалим, говорит Пророк, исправишь и сотворишь радование на земле, т.е. если ты опять будешь восстановлен и станешь предметом радости для Бога и удивления для обитателей твоей земли (ст.4; гл.61:4–6,9,11).
Стражи, неусыпно бодрствовавшие над народом еврейским и непрестанно напоминавшие ему о Господе в ветхозаветные времена, особенно в темные времена плена Вавилонского, это были пророки. В Церкви Христовой это суть Апостолы и преемники их, истинные пастыри и бдительные стражи над своим стадом, которые и голосом молитвы, и словом учения и образом жизни постоянно напоминают всем в Церкви о Главе Церкви и её Хранителе.
8–9. Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего. (Клятся Господь десницею Своею и крепостию мышцы Своея: аще ктому отдам пшеницу твою и пищу твою врагом твоим, и аще ктому испиют вино твое сынове чуждии, о немже трудился еси: но собирающии снедят я и похвалят Господа, и объимающии испиют я во дворех святых Моих).
Истинность исполнения обетований о будущем благоустройстве народа своего Господь подтверждает клятвенным заверением. Он клянется Своим всемогуществом, подобно тому, как цари клялись крепостью своей правой руки (причем поднимали вверх руку, иногда вооруженную мечем). И такой клятвой Господь решительно уверяет, что пшеницы, составляющей лучшую пищу народа, Он уже не отдаст врагам его, что народы чуждые ему (иноплеменники вообще) уже не будут пить добытого с трудом вина его, как это все делалось прежде, особенно в бедственное время плена Вавилонского; но собирающие пшеницу сами же будут и питаться ею и возблагодарят Господа в хвалебных псалмах за этот дар Его милости; также и объимающии или снимающие виноград и выделывающие из него вино сами же будут и пить его, принося начатки этого дара благости Божьей во дворы святого храма Божьего, по закону Моисея.
10. Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! (Идите враты моими и путь сотворите людем моим, и камение, еже на пути, размещите: воздвигните знамение на языки).
Господь, по праведному суду Своему, определил отворить медные врата Вавилона, во-первых, для того, чтобы ввести туда Мидян, как победителей и истребителей злого населения этого города; а во-вторых, чтобы освободить Свой народ из рабства Халдеев и вывести его в благословенное отечество (гл.13:5,17,19; 45,1–4,13–17; 57:13–14). И вот, Господь, утешая избранных своих, еще раз призывает их уходить из плена через свои врата, т.е. из Вавилона (ибо слово Вавилон, евр. Баб-эль значит врата Бога); а других побуждает приготовить для своего народа путь, разметать или убрать камни, служащие обыкновенным препятствием движения на дорогах Востока, иначе говоря – оказать содействие своему народу и устранить всякие препятствия при возвращении его в Обетованную землю (что и действительно оказано было Киром и другими царями Персидскими). А народ должен поднять знамя, под которое должны собраться все, ожидающие избавления из Халдеи и наступления царства Божьего, имеющего наступить вскоре по возвращении народа Божьего в землю благословенных праотцов.
11–12. Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным. (Се бо Господь слышано сотвори до последних земли: рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с собою мзду и дело свое пред лицом своим. И прозовет я люди святы, избавлены Господом: ты же прозовешися взыскан град и не оставлен).
Господь освобождает, собирает и ведет свой народ из Вавилона на Сион, главным образом, ради того, чтобы он встретил и принял Спасителя своего. «Вот, восклицает Пророк, Господь объявляет во всеуслышание до последних пределов земли (как обыкновенно объявлялись распоряжения и разные известия от имени царей): скажите дщери Сиона (т.е. Иерусалиму); грядет Спаситель твой, имеющий с собою награду для сынов Сиона, за страдание и терпение их в плену, и имеющий пред Собой дело свое, а именно – спасение Израиля для вечного блаженства (ст.1; гл.40:1–2,5,8–10,27). А когда Господь придет и совершит дело спасения сынов Сиона, то их будут называть «святыми», «искупленными» Самим Господом; а Иерусалим – городом «взысканным» и «не оставленным» Богом.
Радостное событие, торжественное пришествие Самого Господа Спасителя на Сион совершилось в последние дни Его земной жизни, за шесть дней до Его Крестной Смерти, которая, как величайшая и святейшая жертва, искупила мир от греха и даровала истинным сынам Нового Сиона, окропленным кровью Иисуса Христа, действительное имя святых, ибо они составляют с Ним единое тело (Ефес.1:1–8,22–23; 2:13,19–22; 4:11–12,30; 5:25–27).