Глава 20. Позорный плен Египтян и Эфиопов
Предзнаменование о Египте и Эфиопии.
Господь повелевает пророку Исаии снять вретище и обувь и так ходить три года, с той целью, чтобы таким действием предназнаменовать или предызобразить позорное пленение Египтян и Эфиопов. Подобные знаменательные (символические) действия употребляли и другие пророки (Иеремия и в особенности Иезекииль), чтобы через то сделать общеизвестным и общепонятным откровение воли Божией (Иер.27:2; Иезек.4; 5 и др.).
1. В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его. (В лето, в неже вниде танафан во азот, егда послан бысть от Арны, царя Ассирийскаго, и воева на азот и взя его).
Азот (по еврейскому произношению Ашдод), город в земле Филистимской (Нав.13:2–3), расположенный на берегу Средиземного моря, в древности так был укреплен, что считался неприступным. По свидетельству Геродота, Псамметих, царствовавший в Египте пятьдесят четыре года, в осаде большого города Азота в Сирии (т.е. на сирийском берегу Средиземного моря) провел двадцать девять лет и наконец взял его. Сказав это, Геродот прибавляет: «из всех известных нам городов Азот наидольше выдерживал осаду.43 Этот же город осаждал могущественный царь Ассирийский Салманассар, но не взял его. Преемник его, Арна (по Еврейскому наименованию Саргон, за 721–702 г. до Р.Х.) послал своего полководца Танафана (по еврейскому произношению Тартана) взять Азот. Танафан осадил город и взял его. После этого Арна имел уже беспрепятственный доступ к Египту и мог угрожать Эфиопии. Вот в это время Господь и предсказывает рабство Египтян через предзнаменование (символическое действие).
2. В то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. (Тогда рече Господь ко Исаии сыну Амосову, глаголя: иди и сверзи вретище со чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих, и сотвори сице, ходя наг и бос).
Пророк, покорный воле Божией, нарушает обыкновение и в течении трех лет ходит «нагим и босым» (ср.ст.3). Не могло быть странным, что Господь дал такое повеление пророку: необычайный поступок пророка не оскорблял чувство стыда его современников. Вообще говоря, ходить в одной сорочке считалось неприличным, постыдным, но, по необходимости, в разных обстоятельствах, евреи иногда ходили без верхней одежды (Исх.12:34). И пророк Исаия не был совершенно обнаженным, он снял только «вретище с чресл своих». Со времен Самуила, пророки имели обыкновение, вместо верхней одежды, покрывать себя еще «вретищем». Это был широкий плащ из жесткой, иногда власяной, ткани, так называемая милоть. В этой одежде пророки являлись к народу, но дома оставались и без неё. Так о царе Сауле говорится, что он пророчествовал «нагой», т.е. без царской мантии (1Цар.19:24). О царе и пророке Давиде также говорится, что он, при перенесении ковчега завета на Сион, скакал и играл «нагим», но не в полном значении этого слова: он «был одет в виссонную одежду, на нем был еще и льняной эфод» (2Цар.6:20; 1Пар.15:27)44. Так и относительно пророка Исаии надо понимать, что он, вопреки пророческому обыкновению, ходил только в одном нижнем платье – хитоне, без верхнего – без мантии или милоти. Притом пророк ходил и босым – без «сандалий» (обыкновенная кожаная обувь, состоящая из одних подошв, прикрепляемых ремнями к голени ноги). И этого было вполне достаточно для цели – предызобразить народу предстоящую судьбу Египтян и Эфиопов.
3–4. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. (И рече Господь: якоже ходил раб мой Исаиа наг и бос три лета, три лета будут знамения и чудеса Египтяном и ефиопляном: яко такожде отведет царь Ассирийск плен Египетск и ефиопск, юношы и старцы, наги и босы, откровены во стыдение Египту).
«Нагота» пророка Исаии предызображала плен и позорное рабство Египтян. По воле Промысла Божия, царь Ассирийский по взятии Азота, направит свое победоносное шествие в Египет, пленит Египтян и поведет их из отечества «нагими», как рабов, которые ходили без верхней одежды, в одной сорочке. Это было вообще позорным (2Цар.6:20; 10:4) и тем более постыдно для Египтян, которые умели так искусно обрабатывать лен и ткать белые полотна (виссон, ср.гл.19:9): они, одевавшие царей виссоном, сами принуждены будут пойти в плен в жалкой одежде рабов.45
5–6. Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, и из-за Египта, которым хвалились. И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы? (И постыдятся побеждени Египтяне о ефиоплянех, на нихже уповаху Египтяне, бяху бо им слава. И рекут живущии на острове сем в день оный: се, мы бехом уповающе бежати к ним на помощь, иже не могоша спастися от царя Ассирийска, и како мы спасемся?)
Когда поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Эфиопии, тогда с ужасом и стыдом жители «острова» или приморской страны (именно Египта) увидят, каковы Эфиопы, на которых они надеялись, как на сильнейших защитников от непобедимого войска царя Ассирийского. А так как и Иудеи возлагали надежды на Египтян и Эфиопов, то и они увидят, что эти мнимые защитники еще скорее самих Иудеев попали в постыдное рабство. Это вразумит Иудеев относительно ничтожного могущества союзников-царей и обратит их взор к Богу – единому защитнику и Спасителю благословенной земли, с которым народ так легкомысленно расторгает древний священный союз.
Осада и взятие филистимской крепости Азота последовали вскоре после разрушения Самарии, столицы Израильского царства и отведения десяти колен Еврейского народа в плен Ассирийский (около 721–718 г. до Р.Х.). Вскоре затем последовало исполнение пророчества Исаии и о судьбе Египта и Эфиопии. Об этом свидетельствует пророк Наум. Обращаясь к Ниневии, столице Ассирийского царства, пророк говорит: «Разве ты лучше Но-Аммона (резиденции фараонов в Верхнем Египте), находящегося между реками, окруженного водой, которого валом было море, и море служило стеной его? Эфиопия и Египет, с бесчисленным множеством других, служили ему подкреплением: Копты и Ливийцы приходили на помощь тебе. Но и он переселен, пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями» (Наум.3:8–10). Орудием исполнения этого грозного суда Божия над Египтом послужил царь Ассирийский, именно Арна или Саргон. Надписи, прочитанные на столбах царского дворца в Карсабаде, свидетельствуют, что Саргон, по завоевании Азота, предпринял поход против Эфиопии и Египта и завоевал тогдашнюю резиденцию фараонов, Но-Аммон (или Фивы) и отвел пленных из Египта и Эфиопии в Ассирию, как обыкновенно поступал при своих завоеваниях, с целью усилить подчинение покоренных народов» (Авг. Дехзель). Затем Сеннахерим одержал победу над Египтянами и Эфиопами при Лахисе. Наконец, преемник Сеннахерима, Ассаргадон, по свидетельству памятников Ассирийских, завоевал и подчинил своей власти Египет и Эфиопию (ср.гл.19:4).
* * *
Геродот. История. II, 157.
Из истории Евангельской также известно, что когда Спаситель явился апостолам на море Тивериадском, то Петр, узнав, что это был Господь, надел свое верхнее платье, ибо был «обнажен», но не совершенно, на нем была сорочка. Ап. Павел, говоря о себе: «мы обнажены» (1Кор.4:11), не желал сказать, что он был без всякой одежды, но только – что он бедно и мало одет. Подобно тому, у Греков и Римлян «нагим» назывался или тот, кто вообще одет плохо, или кто не одет соответственно своему званию. Так, в одной комедии Аристофана некто, по имени Еваон, как казалось многим, ходил «нагим», тогда как у него не было только плаща. Виргилий, предлагая совет: «обрабатывайте землю и сейте нагими», подразумевает, конечно, земледельца не совершенно нагого, а только в хитоне. Аврелий Виктор, повествуя о «славных мужах» (гл.17), говорит, что когда избранные депутаты от сената пришли объявить Квинкцию Цинциннату об избрании его в консулы, то нашли его обнаженным и обрабатывающим свое поле. В дополнение к этому Тит Ливий рассказывает (I, 3), что этот знаменитый римский муж, увидев представителей сената, велел жене принести свою тогу (которая надевалась на хитон), чтобы принять их благопристойно (Бюле).
Об одежде Египтян Геродот говорит так: «Египтяне носят полотняные туники (сорочки) с бахромой у голеней, так называемые каласирис. Поверх туники надевается белая шерстяная одежда в накидку. Однако в шерстяных одеждах грешно входить в храм или хоронить покойников». История. II, 81.