Глава 35. Речь Елиуса (3-я). По мнению Елиуса, нечестиво то убеждение Иова, будто он пред Богом прав, а Господь в своем суде над ним пристрастен, чрезмерно строг. Пристрастное определение суда возможно только между людьми, а Вседержитель, одаривший человека разумом и наблюдающий за всеми деяниями его, карает неправду и не столько гневом, сколько милостью ведет ко спасению даже и беззаконных людей
Ст. 1. Отвещав же еще Елиус. рече. Как после первой, так и после второй речи Елиуса, Иов глубоко молчал. Это было для Елиуса поводом думать, что Иов, обличаемый и не отвечающий на обличение, согласен с своим младшим другом. А это еще более воодушевляло пламенного Елиуса высказать несколько суждений о беспристрастном и несравненном правосудии Божием. Обращаясь к Иову, он предлагает выслушать свою речь ему и трем друзьям его (ср. ст. 4).
Ст. 2. Что сие мнил еси на суде; ты кто еси, яко рекл еси: прав есмь пред Господом. По убеждению Елиуса, Иов, представляя себя на суде пред Богом, неосновательно и дерзко утверждал, что он прав пред своим всеведущим Судией (гл. ;4), ст. ст. 17). Нет, Иов, при сознании своего человеческого несовершенства и недостоинства, не должен был брать на себя право судьи и определять свою праведность: тем самым он унизил Бога, представил Его в отношении к себе или пристрастным, или даже жестоким.
Ст. 3. Или речеши: что сотворю согрешив. Признавая себя праведным на суде пред Богом, Иов вместе с тем должен был думать, что Господь не обращает внимания на него, как бы не ценит его праведности; а отсюда происходит грубо-ошибочная мысль, будто жить по правде бесполезно, бесцельно, будто можно грешить безнаказанно....
Ст. 4. Аз же ти дам ответ, и трем другом твоим. По мнению Елиуса, Иов высказал соблазнительное недоумение о правосудии Божием, а друзья собеседники не обличали оного; поэтому ревниво-правдивый Елиус «дает ответ» и свои суждения предлагает общему вниманию собеседников: он утверждает преимущественно то, что Господь, как Судия, совершенно беспристрастен.
Ст. 5. Воззри на небо, и виждь: смотри же на облака, коль высоки суть от тебе. Высокий свод небесный, преукрашенный облаками, далеко отстоит от поверхности земной: человек только взором и мыслию возвышается до отдаленных его пределов. Созерцая величие неба, человек невольно признает, что там, на небесных высотах, в области света – престол Божий, оттоле получают направление в своей деятельности все силы природы; ему невольно верится, что там Господь определяет судьбу человека, оттоле и поражает его ударами своего гнева. Но как возвышен престол Божий. как он недоступен для человека, как он независим от всего человеческого!
Ст. 6. Аще согрешил еси, что сотвориши (Богу); аще же и мною беззаконновал еси, что можеши сотвориши. Если человек «согрешит» – нарушит волю Божию своеволием, то грех его нисколько не может повлиять на изменение закона Божия Если человек совершает даже многочисленные и разнообразные преступления неудержимо в течении долгого времени, то и такой беззаконный образ его поведения нисколько не может ограничить воли Господа, не умаляет вседовольства и не угрожает поколебать Его престол. Своеволие и беззаконие людей могут смущать и страшить разве только земного царя и злодеи могут колебать его престол; а Царь небесный посмеевается своим врагам и гневом своим приводит, их в смятение (ср. псал. 2, ст. 1 – 5).
Ст. 7. Понеже убо праведен еси, что даси ему, или что из руки твоея возмет. Если человек живет по правде Божией, как это утверждал о себе Иов; то и добродетели, выражающие праведность человека, не могут увеличивать блаженства Божия; и жертвенные дары человека не привносят полноты в довольство жизни Божией: нет, Господь вседоволен и всеблажен, не имеет нужды в дарах человека. А потому никакими дарами невозможно обольстить Его, ввести в искушение – преклонить волю Его на совершение неправды: нет, такое искушение возможно только для смертного.
Ст. 8. Мужеви подобному тебе нечестие твое, и сыну человеческому правда твоя. Ни беззаконие, ни добродетели человека не могут влиять на всесовершенную волю Божию так, чтобы Господь был пристрастен в своем суде: нет, так думать можно только о людях, которые, судя иногда ошибочно и пристрастно, считают себя праведными, хотя исполнены нечестия, а других – действительно благочестивых – угнетают беззаконно.
Ст. 9. От множества (врагов) оклеветаемии воззовут, возопиют от мышцы многих. На суде людском нередко совершенно честные граждане, по зависти и злобе многих, подвергаются оклеветанию, осуждаются и приговариваются к жестокому наказанию, их лишают свободы, изнуряют непосильными работами, беспощадно мучат бичами, не внимая их мольбам, стонам, воплям.... На суде Божием такой неправды не может быть! – Между тем Иов, как бы не разумея этого, с неудержимым воплем возносил свою мольбу к небу, жаловался на жестокость наказания, просил Бога о пощаде, заявлял о строгости суда Божия... По мнению Елиуса, нечестиво так поступал Иов.
Ст. 10 – 11. И не рече (Иов): где есть Бог сотворивши мя; устрояяй стражбы нощныя, отделяяй мя от четвероногих земных, и от птиц небесных. Почитая себя правым, Иов не подумал, где пребывает Господь, пред которым он себя признает правым: Господь на небе, Его престол непоколебим, Его закон неизменен, Его правосудие беспристрастно! Бдительность Господа неослабна: как благоразумный царь, желая обезопасить город от внезапного нападения врагов, ставит на стенах его неусыпную стражу (обыкновенно сменявшуюся трижды в течение ночи); так Господь, при посредстве своих ангелов, наблюдает за всем, происходящим в Его царстве, не только днем, но и ночью (ср. гл. 1, ст. 6 – 7; 2, ст. 1 – 2). Поэтому никакой враг не может тайно и своевольно возмутить ту тишину, котирую Господь подает добродетельным людям (ср. гл. 34, ст. 25 – 29). Наконец. Господь отличил человека от всех земных тварей тем, что создал его по образу Своему, в разуме и сердце его внедрил стремление к – истине и добру: и человек действительно имеет понятие о справедливости, так что сам, по нравственному сознанию, естественно отвращает свой взор от насилия и хищничества, какие замечает в царстве хищных зверей и птиц. Ужели же Творец и Промыслитель Сам может допустить несправедливость в делах своих и – в суде над человеком?!
Ст. 12. Тамо воззовут, и не имаши услышати и от досады (ἀπο ὕβρεως) злых. 48«Там» на земле нередко люди стонут от явной несправедливости и жестокого насилия (ср. ст. 8 и 9). И всякий судья, хотя бы даже и сам справедливейший Иов, может не услышать горестного вопля притесняемых – нищих и убогих, потому что люди хитрые, злые и наглые всегда найдут возможность заглушить справедливые жалобы притесняемых, купить невнимание судей или язык лжесвидетелей. А на суде Божием это невозможно!
Ст. 13. Безместная (неуместное) бо видети не хощет Господь: Сам бо Вседержитель зритель есть творящих беззаконная, и спасет мя. Так как Господь все содержит в Своей власти и с беспредельных высот неба зрит все Сам; то Он видит и «неуместное» – что несовместно с предопределенным Его планом, несогласию с определением Его воли, что не соответствует человеку, созданному по образу и подобию своего Творца. И, не желая видеть «неуместное». Господь премудро устраняет оное, карает беззаконных и спасает ревностно-чтущих Его всесовершенную волю (ср. гл. 34, ст. 21 – 28).
Ст. 14 – 15 а. Судися же пред ним (Богом), аще можеши похвалити Его , яко же есть и ныне (т. е. как должно и теперь) .49 Яко несть посещаяй гневом своим, и не позна прегрешения коего-либо зело. Проникнутый глубоким благоговением ко всесовершенному правосудию Божию, Елиус предлагает Иову совет: пусть Иов представляет совершающийся над ним суд Божий, но пусть в тоже время помнит, где обитает его Судия, пусть исповедует всеведение сего Судии и вместе достойно восхваляет правосудие Божие, которое всегда сопровождается Его неисповедимою благостью, ибо Господь никогда ни одного прегрешения человека не судит по всей строгости. Таково действие правды Божией: Сам Бог благоволил дать ведение человеку от начала мира, обновлённого действием потопа (Быт. гл. 8, ст. 21). Так милостив Господь в суде своем над всеми людьми, так Он милосерд и в суде над Иовом.
Ст. 15 б. Иов же всуе отверзает уста своя, неведением словеса отягощает. По убеждению Елиуса, Господь потому не слушает Иова, что он, хотя громко и продолжительно, но неосновательно высказывает свою жалобу на определение суда Божия: надменно равняя себя с Богом, Иов недостаточно представляет себе всесовершенство правосудия Божия; это неведение делает слова его столь несправедливыми и тяжелыми, что у слушателей не достает терпения их выслушивать (ср. гл. 32, ст. 14. 16 – 19): в душе их само собою возникает обличение резкой неправды говорящего.
* * *
Союза и, стоящего в конце стиха 12-го, нет в еврейском текст и во всех древних рукописях греческих. Он опущен и в издании Штира и Тэйле, 1864 года
Выражение: и ныне отнесено к ст. 14-му по римскому изданию греческого текста, 1587 года; в издании Штира и Тэйле оно отнесено к 15-му ст.