Глава 36. Речь Елиуса (4-я и последняя). На основании глубоких соображении о суде Божием Елиус утверждает, что Господь не отвергает незлобивого, а жизни нечестивого не поддерживает, творит суд беспристрастный и милостивый, как всесильный Владыка над всем и предивный Промыслитель о всем
Ст. 1. Приложив же еще Елиус, рече. Как бы опасаясь за неосновательность и неубедительность своих суждений, высказанных в предыдущих речах в опровержение мнения Иова, Елиус в последней своей речи высказывает свои наблюдения над проявлениями суда Божия в жизни человеческой и над действиями промышления Вседержителя в мире, и то, что, по этим наблюдениям очевидно и бесспорно для всех, Елиус полагает в основание и оправдание своего взгляда на судьбу, униженного, больного и раздражённого Иова.
Ст. 2 – 4. Пожди ми мало еще, да тя научу, еще бо у мене есть слово, приим хитрость мою отдалеча, делы же моими праведная реку воистинну: и не неправедны глаголы без правды уразумевши (т. е. справедливо поймешь истинные слова). Признавая Иова ревнителем правды, жаждущим оправдания, Елиус, во имя самой правды, просит своего собеседника выслушать еще одну его речь, особенно старательно и удачно составленную, в коей он излагает ряд мыслей, хорошо углубленных в действия правосудия и промышления Господа Вседержителя. На сей раз Елиус обсуждает события в жизни Иова, уже не разбирая подлинных слов его речей, а излагая свои мысли об общих законах жизни, какие можно усматривать в явлениях самой жизни человека, в прямой и решительной зависимости их от явлений внешнего мира. Он намерен указать такие дела Божии, которыми совершенно подтверждается справедливость суждений, высказанных им и прежде, так что Иов, в виду этих дел Божиих, будет иметь возможность правильно понять, что сказанное Елиусом не лишено правды. Далее (ст. 5–6) Елиус высказывает главное суждение о суде Божием, которое потом раскрывает и доказывает во всей речи, именно: Господь никогда не оставляет в забвении Им созданное существо, а тем более человека и притом невинного – незлобивого.
Ст. 5–6. Виждь же, яко Господь не отринет незлобиваго: силен крепостию (Господь) сердца нечестивых не оживит, и суд нищим даст. Если человек «незлобив», – не имеет ни злостного намерения, ни злобного чувства, ни злодейского влечения, а напротив – подавляет в себе всякое недоброе расположение духа и в самых ударах судьбы находит для себя урок добродетели, то Господь его не отринет, ибо Он сам, по благости своей, творит только добро и желает только добра, и учит только добру. Напротив, Он не содействует осуществлению злостных намерений в жизни людей нечестивых: действием своего всемогущества Он разрушает-благополучие нечестивых и тем самым совершает над ними свой суд – для оправдания нищих, которые остаются мнимо-виновными на суде людском.
Ст. 7. Не отымет от правдиваго очес своих и с цари на престоле посадить их на победу. и вознесутся. Отвращая свой взор от нечестивых, Господь постоянно обращает свое милостивое внимание на праведных; следя за их деятельностью, содействует её успеху и вообще благоустрояет их судьбу. И в то время, как нечестивые, по Его суду, лишаются имущества, достоинств, чести, знатности, праведные возвышаются иногда от пастушеского посоха до царского трона: сами цари, пользуясь мудрыми и правдивыми советами таких праведников, одерживают победы в борьбе со внешними врагами или многообразными бедствиями внутри государства, и потом, за такие услуги, охотно разделяют со своими благодетелями как свою власть, так и почести. Известию, как дети патриарха Иакова, по ненависти, продали своего правдивого брата Иосифа в рабство – в Египет, как здесь ему приходилось испытать опасное искушение и тяжёлые лишения. Но Господь «не отняв очей своих от праведника»; честностью, правдивостью и мудростью Иосиф снискал милость Фараона. «И сказал Фараон Иосифу: вот, я поставлю тебя над всею землею Египетскою. И снял Фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою» (Быт. 37:2, 4; З9:2 – 4; 41:39 – 43).
Ст. 8–9. Связаннии в ручных узах яти будут ужами (веревками) нищеты; и возвестит им дела их, и прегрешение их, яко укрепятся. Если же праведные иногда бывают окованы узами по рукам, потом еще перевязаны веревками и, в таком рабском виде, страдают от позора и нищеты; то таким образом жизни Господь указывает им «на дела их и на некоторые прегрешения их», чтобы эти благочестивые люди, испытав бедствия и скорби, тем тверже укрепились в добродетели, а иначе -их беззакония, умножившись, могут уничтожить их благочестие и погубить их самих. Ст. 10 – 12. Но правдиваго услышит: и рече, яко обратятся от неправды. Аще услышат, и поработают, скончают дни своя во благих, и лета своя в благолепоте (εὐπρεπείαις). Нечестивых же не спасет, зане не хотеша познати Господа, и занеже учимы непослушливы беша. Ср. гл. 30, ст. 14 – 30. Если праведники, подвергшиеся искушениям, поймут действия промысла Божия и, вразумленные наказанием, обратятся на путь правый – будут непогрешительны в тех поступках, в которых они уклонились от воли Вседержителя, и своим безукоризненным поведением послужат к прославлению имени Божия: то тем самым они приобретут еще большую милость Божию, не только поживут, но и скончают дни свои в полном довольстве; целые годы остальной своей жизни они проведут в радостях, их утешат безболезненная старость, безукоризненное благонравие детей, беспристрастное благословение облагодетельствованных ими ближних и пр. Если же они не обратят внимания на действия промысла Божия, не пожелают научиться правде Божией из самых бедствий своей жизни и останутся по прежнему нечестивыми, то – и погибнут в тех самых бедствиях. Это должен был приложить к себе бедствующий в болезни Иов и – научиться правде Божией, признать бедствия обстоятельствами искушения и средством к усовершенствованию в благочестии.
Ст. 13. И лицемери сердцем возмутят ярость (в сердце своем): не возопиют, яко связа их (Господь). «Лицемеры» – люди, которые пред другими говорят и показывают, что они любят Бога, служат Ему, преданы Ему до самопожертвования, а в душе самолюбивы, плотоугодливы, горды и злы, когда подвергаются суду Божию, испытывают всякие лишения и болезни, то сильно возмущаются духом, скоро выходят из терпения и, «будучи связаны узами порукам и перевязаны веревками» (ст. 8), они не воздыхают пред Богом о пощаде, не вопиют чред Ним об избавлении; напротив, в непомерном гневе, громко выражают свой ропот на действия Промыслителя и проклинают свою судьбу...
Ст. 14 – 15. Да умрет убо в юности душа их, житие же их (да будет) уязвляемо ангелы: занеже оскорбиша недужна и немощна, суд (оправдание) же кротких изложит. Если всякому смертельно-страждущему и кающемуся правосудный и милосердый Господь «обновляет тело, кости исполняет мозга» и чрез это как бы возвращает его ко дням его детства (гл. 33, ст. 23 – 25): то, наоборот, человека нераскаянного (при всех побуждениях к раскаянию) Он лишает жизни в её цветущем возрасте. И если, при испытании в бедствиях Господь щадит человека праведного, так что «ни один из тысячи смертоносных ангелов не поразит его» (гл. 33, ст. 23), то, наоборот, жизнь нечестивых Он беспощадно прекращает действием небесных сил – ангелов; так как недостойны жизни и пощады люди на словах и по-видимому являющие себя преданными Богу, а на деле немилосердно угнетающие других, иногда вдвойне несчастных – больных и бедных. Напротив, какое бы притеснение пи терпели люди «кроткие» – искренно преданные воле Божией, мудро обсуждающие действия Промыслителя, поучающие и улучшающие себя в самых бедствиях, они, наконец, узнают свое оправдание, видят свою истинную судьбу и преисполняются блаженной радости.
Ст. 16. Еще же исторгну тя (Господь) от уст вражиих, бездна, пролитие под нею (т. е. как бы из бездонной пропасти), и сниде трапеза твоя исполнена тука.
Как всякого нелицемерно праведного, так и Иова, Господь всегда спасет от врагов, хотя бы их алчные уста для его имущества были гибельны как бездонная пропасть, в которую безвозвратно низвергаются волны водопада; Господь всегда возвратит ему мирную семейную жизнь, преисполнит дом его обилием всяких благ и обеспечит здоровье отличной пищей. В таких характерных словах Елиус действительно предсказал судьбу Иова – Господь торжественно оправдал и вознаградил униженного, бедного, но кроткого страда льна полнейшим счастьем.
Ст. 17–18. Не оскудеет же от праведных суд: прост же на нечестивыя будет, нечестия ради даров их, ихже приимаху на неправде. Тогда как бедствия и страдания праведных не изменяют их праведности и не умаляют оправдания их пред Богом; нечестие лицемеров, открывающееся при их испытании, возбуждает гнев Божий тем сильнее, чем более они принимают даров за пристрастное и намеренно незаконное оправдание виновных и, не страшась гнева Божия, безжалостно осуждают невинных на лишения и страдания.
Ст. 19. Да не уклонит тя волею ум, от мольбы в беде сущих немощных, и всех содержащих крепость. Человек «содержащий крепость» облеченный властью или обладающий богатством, в то же время будучи искренно праведным, не должен произвольно и неблагоразумно отклонять своего слуха от мольбы людей немощных и притом бедных. Иначе, такая жестокость не может остаться ненаказанной, ибо над всяким «содержащим крепость» есть «Сильнейший крепостью»; Он, как Вседержитель, воздает человеку соответственно делам его (гл. 34, ст. 16–17; ср. гл. 35, ст. 13; 36, 5. 6. 22): Он сам слышит вопль убогих и суд нищим дает (гл. 34, ст. 26 – 28; 30, ст. 6).
Ст. 20 21. Не привлецы нощи, еже взыти людем вместо их (т. е. в беде сущих немощных). Но со-хранися, да. не содееши зла: сих бо ради изъят еси от нищеты (будешь). Господь есть «Зритель дел человеческих, от Него ничто не может утаиться из того, что делают люди»; Он, видя всех и зная все, непременно карает тех, кто уклоняется от Его закона, посылает им «ночь"- – время несчастий вместо «дня» – времени счастья (гл. 34, ст. 21 – 25). Посему всякий истинно благочестивый и богобоязненный человек не должен «привлекать ночи», не должен совершать «зла» «принимать даров на неправде» (ст. 18), не должен немощных и бедных подвергать осуждению, удалять из домов и из города, а на их место поселять других. И если «содержащий крепость» действительно воздержится от этого «зла», то он «не привлечет ночи» , будет благоденствовать при изобилии всяких благ. Образ такого властелина праведника и должен был представлять благочестивый Иов.
От. 22. Се Крепкий удержит крепостию своею: кто бо есть, яко же той, силен. Вполне и глубоко уверенный в том, что Господь силою своею охраняет незыблемо и ненарушимо свое правосудие, Елиус обращает внимание Иова именно на эту царственную, столь очевидную власть Вседержителя: нет Ему равного по силе! а потому ничья власть не может Ему сопротивляться, никто не может ограничивать или по своему желанию изменять требований Его воли, ничье злоупотребление властью не может оставаться ненаказанным. Так не должно быть и нет несправедливости на суде Божием.
Ст. 23. И кто есть испытуяй дел Его? или кто рекий: содея неправду? Что суд Божий бесспорно справедлив, неизменно беспристрастен, это подтверждается тем, что не было и нет человека, который бы хотя в каком либо одном деле Божием дознал и засвидетельствовал, что Господь на суде своем сам совершил неправду – явил свою милость злодею, а мольбе бедных и немощных не внял. Так никогда не бывало прежде, так не бывает и в настоящее время!
Ст. 24 –25. Помяни, яко велия дела его суть, или же владеша (ἦρξαν) мужие. Всяк человек видит в себе (сам по себе), елицы уязвляема суть человецы. По преданию от лет древних, известны многочисленные и великие дела Божии, которые были совершаемы очевидно Самим Богом чрез мужей истинной веры и совершенного благочестия; такие дела были наблюдаемы с благоговением благочестивыми предками; сказания о таких делах сохранялись в воспоминании отдаленных благочестивых потомков. По свидетельству этого предания, Господь всегда грозно судил и строго наказывал нечестивых. Так Он Сам наказал первых людей, проклял Каина и его потомство; истребил потопом развращенное племя «сынов человеческих». Но и независимо от предания, каждый человек, по своему наблюдению, знает, сколь многих людей поражает Господь иногда единовременно и нередко чрезвычайными действиями своего всемогущества (ср. ст. 14). Так, при посредстве трех ангелов, Господь истребил Содом и другие города долины Сиддим (чтоб произошло, вероятно, незадолго до времени Иова).
Ст. 26. Се Крепкий Великий, и не увемы (не можем познать Его): число лет его безконечное. Во всех делах Своих Господь всегда являл Себя Крепким и Великим в такой мере и степени, что никто из людей не может вполне понять и обсудить Его крепости и величия, всех бесконечных совершенств Его, открывающихся в Его творческой и промыслительной деятельности: он непостижим, потому что вечен! А посему, если человек наблюдает дела Божии.; то он должен благоговейно созерцать в них славу Божию и воссылать хвалу Вседержителю (ср. гл. 35, ст. 14).
Ст. 27–28. Изочтены же Ему (у Него) суть капли дождевыя, и излиются дождем во облак (при явлении тучи): потекут обетшания (т. е. тёмные облака), осениша же облащы над премногими людьми: время постави скоту, ведят же ложа чин. О всех сих не дивитлитися ум (διάνοια) и не изменяетлися ли сердце от тела. Господь действием своего всемогущества отделяет часть морской воды, отсчитывает из неё определенное количество капель, сгущает их в виде облаков заключает в них, как бы в и мехи (ср. гл. 37, ст.11; Пс. 32:7); потом, в известной время, тёмные тучи, как старые, закоптелые мехи, расторгаются и проливают обильный дождь на поверхность земли. В определенное время года дождевые облака простираются по всему небосклону, закрывают свет солнца и таким образом осеняют обширные пространства земной поверхности, застроенные многолюдными городами. Соответственно тому необходимо изменяются образ жизни и род занятий у людей (ср. гл. 37, ст. 7. 16–17). Тому же подчиняются и животные: соответственно переменам дня и ночи; лета и зимы и т. п., как домашние животные, так и дикие звери изменяют свой образ жизни, то работают и добывают пищу, то отдыхают и пр. (ср. гл. 87, ст. 6 – 8).
Так управляет Господь всем на земле. Глубокое размышление об этом управлении и о подчинении всего власти Вседержителя изумляет мудрого и волнует его душу чувством глубочайшего благоговения пред Богом так сильно, что в порыве священного восторга она даже не сознает своего присутствия в теле, как бы находится вне его (ср. гл. 37, ст. 1).
Ст. 29 – 30. И аще уразумеет (поймет ли человек) простертие облака, равенство скинии Его (Господа): се простирает на ню свет, и корения морская покры. Человек не понимает, как Господь, действием своего всемогущества, то берет воду из морей в облака, простирает их ровно на всем пространстве своего необъятного шатра – на небесном своде, и так закрывает свет солнца, то опять распространяет свет и действием лучей солнца рассеивает облака, изливает их воды в лоно морей и этими водами закрывает основания скал, коренящиеся в недозримых и неизмеримых глубинах морей.
Ст. 31. Тем бо судит людем (λαούς): даст пищу могущему. Действием дождя и света Господь совершает свой суд над народами: одному народу Он посылает благотворный дождь, другому – многолетнюю засуху со всеми ужасными последствиями (ср. гл. 37. ст. 11 – 13; Пс. 32:7. 8 – 10. 18 – 19; Пс.17:8 – 16. А потому если народ благоденствует, богатеет, и усиливается в преобладании преимущественно пред другими, то в этом должно усматривать дело Промысла Божия.
Ст. 32 – 33. На руку покры свет, и заповеда о нем сретающему: возвестит о нем другу своему Господь, стяжание и о неправде. Господь в своей руке закрывает свет и определяет, кому его послать: чрез это Он открывает, кто ему друг и кто враг; одному Он содействует приобретать богатство, а другого поражает за неправду. Так действием своего всемогущества Господь наводит молниеносную тучу, которая быстро несется под небосклоном, с треском сыплет страшные молнии ... Но Господь всеразрушающей молнии дает строго определенное направление: её смертельные стрелы безбедно извиваются над достоянием благочестивых людей и с страшным треском низвергаются на поля, на стада и на жилища нечестивых (ср. ст. 25. 31; гл. 37, ст. 11 – 13; гл. 38, ст. 34–35). При размышлении о таком действии грозы Иов должен был припомнить, что и его стада погибли от удара «небесного огня» и сознать, что и над ним совершился страшный суд Вседержителя.