Урок для воскресной школы в крестопоклонную неделю

Источник

Знаете ли, дети, как называется сегодняшнее воскресенье? – Крестопоклонным воскресеньем. А почему оно так называется? Потому что сегодня в храме Божьем кланяются кресту Господню. Почему же кланяются Кресту? А потоку, что на нем был распят Господь наш Иисус Христос. – Так, когда кланяются кресту, то кланяются Распятому на нем Господу. А знаете ли, почему сегодня именно кланяются в церкви кресту все православные, – а то ведь каждый из нас может и должен и в каждый день покланяться св. кресту Господню; должна же быть какая-нибудь особенная причина, почему именно сегодня все православные, и притом торжественно, и духовные и мирские совершают поклонение св. кресту? Не знаете? А почему вы, когда приходится нам идти довольно далеко, отдыхаете на половине дороги? Ведь, конечно, для того чтобы собраться с силами для остальной половины дороги, – ведь когда вы отдохнете, так легче будет идти дальше. Так и пут: великий пост, это – для нас грешных дорога покаяния, она ведет нас к светлому Христову воскресению, которое мы должны встретить с чистой совестью. Чтобы помочь нам очистить свою совесть и таким образом приготовиться, как следует, встретить святую Пасху, св. церковь установила великий пост. Во все сем недель этого поста в церкви совершаются в каждый день особые службы с особыми молитвами и земными поклонами; православные говеют, исповедуются и приобщаются святых тайн. И все это для того, чтобы очистить свою совесть и приготовиться праздновать светлое Христово воскресенье, как прилично добрым христианам. Но ведь вы знаете, что поститься так, как велит св. церковь, т. е. есть постную пищу и притом – как можно меньше, ходить каждый день в церковь, простаивать там все службы от начала до конца, слушать внимательно все поучения, которые там читаются, дай не только слушать, а и стараться исполнять на деле, чему учат нас церковные пастыри, молиться усердно, каяться в своих грехах искренно и потом приобщаться св. тайн достойно – дело не легкое. Надо много потрудиться, чтобы сделать все это как должно. Так вот, чтобы мы среди всех этих трудов не унывали, не падали духом, не тяготились ими, а чтобы бодро и весело несли их до самого светлого Христова воскресения, т. е. во весь пост, св. церковь на средине поста четвертую неделю назначила для поклонения св. кресту. Но вы спросите – как же наши труды облегчатся, если мы целую неделю будем покланяться кресту? А вот как: ведь вы знаете, что на кресте был распят Господь наш Иисус Христос и распят за наши грехи, помните – за наши грехи. Вы и представить себе не можете, сколько насмешек, поруганий, страданий, мук вытерпел Господь наш, умирая на кресте, и все за нас грешных, чтобы нас спасти от вечных мук в аде. Посудите теперь, – что значат наши великопостные труды – молитвы и поклоны – в сравнении с крестными страдавший Господа? Ровно ничего – нас тут никто не мучит и не убивает, а сами мы за свои же грехи, для собственной же своей пользы говеем, постимся и молимся. Но уж такова наша слабость, что и то, что мы должны делать для себя самих, для своей душевной пользы, нас тяготит, мы ослабеваем, падаем духом. Святая церковь очень хорошо знает эту слабость нашу, и так как она больше любит нас, и больше заботится об нас, чем мы сами; то и придумала для поддержания в нас бодрости, для подкрепления наших сил отделить среднюю неделю поста для поклонения честному и животворящему кресту Господню. У нее в этом случае такая мысль: «Мои слабые дети конечно устанут среди непривычных для них трудов поста и будут тяготиться ими, пусть же они посмотрят на крест своего Божественного Спасителя, припомнят Его бесконечную любовь к ним, Его ужасные страданья за них, и им вероятно будет стыдно своей слабости, – смотря на крест своего Господа, припоминая Его бесконечную любовь и представляя себе те страшные муки, которые Он вытерпел за них, они почувствуют благодарную любовь к Господу, отдохнут усталою душою над любовью и страданьями Божественного Искупителя, забудут о своих ничтожных трудах и соберутся с силами бодро и весело совершить и другую половину поста и таким образом достигнуть и поклониться и святому воскресению Спаса-Господа с светлою душою и чистым сердцем.

Вот почему в сегодняшнее воскресенье в церкви выносится с особенным торжеством на средину честный крест Господень и остается в продолжении всей недели, – чтобы верующие, смотря на святой крест и покланяясь ему, не тяготились постом, а с любовью и усердием несли труды его, имея пред глазами крестные страдания за них Господа.

Мысль о крестных страданиях Господа и о славном Его воскресении, которое принесло нам столько радостей, выражена и в краткой церковной песне, которая поется во время поклоненья честному кресту. Вы, вероятно, знаете эту песнь, это – «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Когда слушаете, читаете или поете эту песнь, всегда представляйте себе крестные страдания Божественного Искупителя, помните, что эти страдания он перенес за нас грешных, чтобы нас избавить от вечных страданий, что без Него мы на веки погибли бы; старайтесь приготовиться достойно встретить и св. Христово воскресение – вы знаете, что для этого нужно, а главное – старайтесь заслужить любовь Божественного Спасителя, который так любить нас. Что для этого нужно делать, об этом может сказать нам святое Евангелие, которое читано сегодня в Церкви. Прочитаем и мы с вами здесь.

Чтение Евангелия. Марк. зач. 37.

В этом Евангелие говорится о том, как должны жить и что делать те люди, которые хотят угодить Богу. Как же они должны жить?

Гл. VIII, ст. 34. «Иже хощет ко Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет». Эти слова вот что значат: кто хочет идти тем путем, которым Я шел в своей земной жизни, другими словами – жить, как Я жил, тот должен отказаться от себя, своей воли; потому что и Господь в своей земной жизни творил волю не свою, а волю пославшего Его Отца; должен тот человек взять свой крест, т. е. все горькое, печальное и бедственное, чтобы ни случилось с ним в жизни; такой крест лишений, страданий и скорбей нес, как вы знаете, и Господь за грешных людей; нести такой крест так, как нес свой крест Господь, т. е. без ропота, покорно, с любовью. При этих условиях, т. е. отказавшись от своей воли и терпеливо с любовью принимая и перенося испытания и бедствия жизни, можно идти вслед за Господом – и по Мне грядет, т. е. жить, как Он жил. Почему же здесь сказано -возьмет крест свой, а не Мой? Потому, что креста, который нес Господь, т. е. тех лишений, и страданий, которые Он терпел за нас, никто из нас нести не может. Его страдания были так велики, Его крест так тяжел что, не вынести было бы всему роду человеческому. Он взял на себя грехи всех и страдал за всех. А мы часто падаем под тяжестью своих бед и скорбей, которые терпим за свои грехи и, следовательно, поделом. Вот почему Господь говорит! – возьмет крест свой, а не Мой; этими словами он выражает такую мысль, что каждый из нас несет в своей жизни свой крест, т. е. свою ношу страданий и скорбей, и если хочет подражать в своей жизни Господу, то пусть несет эту ношу, этот крест так, как нес его Господь, т. е. терпеливо, без ропота, с любовью.

Ст. 35. Иже бо аще хощет душу свою..., т. е. кто испугается этого креста, этих испытаний, горестей, страданий и будет уклоняться от них, беречь себя, свою жизнь, тот погубить себя, свою жизнь, свою душу, а кто не испугается их не пожалеет себя, своей жизни, своей души, не уклонится от тяжелого креста страданий, а примет и понесет его с любовью ради Меня и Моего Евангелия, тот спасет себя, свою жизнь, свою душу.

Ст. 36. Кая бо польза человеку, аще..., т. е. да и почему бы уклоняться от этого креста страданий? К чему беречь себя – стараться прожить свой век без печалей и горестей? Что будет пользы в богатстве, развлечениях, удовольствиях, которыми наполнил бы свою жизнь тот, кто боится креста испытаний? Его жизнь, его душа несравненно дороже всего, что можно найти дорогого в целом мире, – она дороже целого миpa, так что если бы даже – предположить невозможное – ему удалось овладеть целым светом, но пришлось бы погубить себя, свою душу, то в обладании целым светом не будет ему ровно никакой пользы, – чем выкупит он свою душу (ст. 37), когда все, чем он владеет не стоить ее?

Ст. 38. Иже бо аще постыдится Мене и....

Может быть кто-нибудь уклонится от тяжкого креста испытаний потому, что ему будет стыдно вести такую убогую, такую уничиженную и горькую жизнь, какую Я вел; может быть, ему будет стыдно подражать Мне среди этих испорченных и порочных людей, которые презирают бедных и униженных, и он откажется подражать Мне, быть похожим на Меня в жизни, – а это значить откажется и от Меня, просто из стыда, чтобы не навлечь на себя насмешек со стороны порочных людей, – от того и Я откажусь в свою очередь пред святыми ангелами, с которыми приду судить живых и мертвых... – Мне стыдно будет признать такого человека своим, как ему стыдно было признать Меня своим пред людьми грешными. Ему стыдно было походить на Меня, Мне теперь стыдно походить на него. Теперь между нами нет никакого сходства, ничего общего.

Ст. 1. гл. IX. И глаголаше им: амин глаголю...

Что я говорю правду, так в этом вы скоро удостоверитесь самым наглядным образом. Некоторые из вас, которые будут достойны, еще при жизни увидят исполнение Моих слов, увидят, что царствие Божие, о. котором возвещаю вам, не выдумка, а что откроется во всей своей силе. Этими словами Господь указывает на свое славное воскресение, которое скоро имело случиться и которое самым наглядным образом доказывало, что Он – Сын Божий, обетованный Спаситель Mиpa, Божественный Основатель на земле царства Божья, которое должно было открыться во всей своей силе вслед за воскресением Господа, в котором Он попрал – победил, низложил диавола и смерть, которые до Его воскресения беспрепятственно царствовали на земле, где после Его воскресения воцарился Он Сам, а с Ним мир и любовь.

Теперь вы видите, дети, как мудро и предусмотрительно установила св. церковь праздновать честному и животворящему кресту Господню на средней неделе поста. Заботясь о нас, как мать о детях, она имеет в виду облегчить для нас те труды, которые мы должны нести за свои грехи во время поста. Чтобы очистить свою совесть и встретить светлое Христово воскресение, как прилично христианам, чтобы мы не падали духом среди непривычных для нас трудов, она напоминает нам о тех трудах, лишениях, страданиях, унизительной и страшной смерти, которые вынес за нас грешных, безгрешный Сын Божий. А чтобы нагляднее все это мы могли себе представить, она предлагает пред наши взоры и для нашего поклонения честной крест Господень, которым Господь победил смерть и диавола и нам оставил, чтобы и мы могли ограждать себя от всех наветов вражьих. А чтобы мы не подумали, что труды, лишения, отречение от прихотей и испорченной воли требуется от нас только в великом посту, св. церковь положила читать на обедни то Евангелие, которое мы с вами сейчас читали. В нем говорится, что по-настоящему мы во всю жизнь свою должны бы так трудиться для своего спасения, как трудимся для очищены своей совести в продолжена великого поста, что у каждого из нас в жизни есть свой крест лишений, огорчений, неприятностей, горестей, от которого мы не должны отказываться, а нести безропотно, терпеливо, с любовью, если хотим подражать своему Господу, который за наши грехи нес свой тяжкий крест. Стыдиться подражать Господу в своей жизни значит отказываться от Господа; а это значит совершенно погубить себя; потому что и Господь откажется от нас на страшном суде. Запомните все это, дети, и старайтесь жить так, как жил и как велел нам жить Господь.


Источник: Скабаланович Н.А. Урок для воскресной школы в крестопоклонную неделю // Христианское чтение. 1884. № 3-4. С. 344-369.

Комментарии для сайта Cackle