Источник

О воле

Существуют две определенные воли и одна неопределенная: святая воля Божия, злобная бесовская воля и – между ними – воля человеческая. С точки зрения нравственности, добра и зла, первые две – определённые воли, а третья – неопределённая. Воля Божия – абсолютное добро и не может иметь в себе никакого зла. Воля сатанинская – абсолютное зло и не допускает никакого добра. Воля человеческая свободна принять волю Божию или злую бесовскую волю. Вся история человечества движется в рамках этого расстройства воль. Об этом нам свидетельствуют Откровение Божие: Ветхий и Новый Заветы – и весь опыт святых.

Через Христа открылась человеку воля Божия, то есть то, чего Господь ждет и хочет от людей. Христос явил действие Божие в мире и в жизни человека. Христос открыл и суд Божий делам человеческим, и то, как Он будет судить мир в конце времен. Если вы считаете, что довольно одной веры в Бога, я спрошу вас: как вы узнаете о том, что должно делать для спасения души? Евнух эфиопской царицы, уверовав во единого Бога, поспешил в Иерусалим, чтобы спросить апостола Филиппа, что ему нужно делать, чтобы спастись (Деян. 8:26 – 39). А как же вы узнаете, как вам приблизиться к Тому, в Кого веруете? Что добро, а что зло? Как вам утвердиться в добре, а как уберечься от зла? Как вы узнаете, что Господь ждет от вас и какую награду вам готовит? Разве скажет вам бессловесная природа, как молиться Богу и что просить у Него? Следовательно, одной только веры недостаточно, и необходимо знать, что Спаситель мира принес людям и что хочет от них. А если было бы достаточно только языка природы и только веры, тогда и приход Сына Божия в мир был бы не нужен, а Его крестные страдания бессмысленны. Поэтому, пока смерть не настигла вас, поспешите облечь мертвый скелет своей веры в плоть и жизнь.

Спрашиваете, существует ли судьба и как Православная Церковь смотрит на волю судьбы. Если под судьбой понимается слепая случайность или фатальность, Церковь решительно отрицает существование такой судьбы. Церковь все обосновывает разумом, от разума и через разум. Она ничего не приписывает слепой случайности, но все объясняет Промыслом всесильного и всевидящего Господа, исходящего из высшей целесообразности и характера тайных помыслов, чувств и действий человека. Само слово «судьба» происходит от слова «суд», в данном случае суд Божий. «Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся», – говорит Псалмопевец (Пс. 118:52). То есть помнит, как Господь награждал праведников и наказывал грешников еще в этой земной жизни. И снова говорит: от судеб бо Твоих убояхся; сотворих суд и правду; не предаждь мене обидящим мя (Пс. 118:120–121). Следовательно, судьба – это мысль Божия обо всем происходящем, но не пассивная и немощная, как человеческая, а активная и решающая. Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит «слепая судьба», исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего.

Есть много христиан, которые стараются исполнить весь закон Божий, но при этом нет в них полной преданности Божией воле. И когда приходят страдания, они ропщут на Создателя своего. Тем они обнаруживают, что нет в них преданности Богу и вера их неглубока, а все дела веры сводятся к человеческим расчетам. Поэтому знай, что упражнение в преданности воле Божией важнее всех наших духовных упражнений. На пороге каждого дня говори: «Да будет воля Твоя, Отче!» И на пороге каждой грядущей ночи говори: «Да будет воля Твоя, Отче!» Уходя на работу и приходя с работы, опять то же говори: «Да будет воля Твоя, Отче!» И когда ты здорова, и когда одолеет болезнь, говори: «Да будет воля Твоя, Отче!» И наконец, когда пробьет неизбежный час и ты лицом к лицу встретишься с ангелом смерти, скажи смело: «Да будет воля Твоя, Отче мой и Боже мой!»


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle