Часть вторая. Сигналы
Глава 10. Сны как сигналы
1. Согласно Библии, Елиуй, друг Иова, поучал его: «Господь говорит с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей... тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов.33:15–18). Справедливость этих слов была множество раз подтверждена на опыте.
2. В книге Бытия сказано: когда царь Авимелех, ни о чем не подозревая, приблизил к себе Сару, жену Авраама, которую тот назвал сестрой своей из боязни, «пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа» (Быт.20:3). Царь испугался и утром следующего дня отпустил Сару к мужу ее Аврааму. Так Господь дал знак и удержал царя Авимелеха от греха.
3. Когда язычник Лаван обманывал и преследовал праведного Иакова, зятя своего, явился Лавану ночью во сне Господь и предостерег: «берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» (Быт.31:24). Это было сигналом Лавану оставить Иакова в покое и не замышлять против него зло.
4. В темнице одновременно с Иосифом пребывали двое слуг фараона, царский виночерпий и хлебодар, провинившиеся перед господином своим. Оба они одновременно видели сны и рассказали их Иосифу, а он объяснил их значение. Сон царского виночерпия был сигналом, что его скоро освободят из темницы, и продолжит он свою службу во дворце фараона. А сон хлебодара означал, что его тоже выведут из темницы, но он умрет на виселице. Как Иосиф растолковал сны-сигналы, так и исполнилось.
5. Другой сон, упоминаемый в Библии, это сон царя Навуходоносора об огромном плодоносящем дереве, высотой до неба, которое было срублено. Этот сон означал падение царства возгордившегося своим богатством и величием царя Навуходоносора и предвещал его безумие в течение семи лет. Когда прошло семь лет, разум возвратился к царю, и Навуходоносор покаялся в гордости своей и прославил вечную власть Царя Небесного, «Который силен смирить ходящих гордо» (Дан.4:34).
6. Сигналами послужили и те четыре сна, что описаны в начале Евангелия от Матфея. Когда праведный Иосиф решил тайно отпустить Приснодеву Марию из своего дома, явился ему во сне ангел Божий и, повелев выбросить из головы позорные сомнения, предостерег, чтобы тот не смел отсылать Марию, ибо она имеет во чреве от Духа Святого. Мудрецы с Востока, поклонившись Младенцу в пещере Вифлеемской, не стали возвращаться назад в Иерусалим к царю Ироду, а пошли в свою страну другим путем, потому что видели сон с предостережением. Когда царь Ирод повелел умертвить всех младенцев Вифлеемских, ангел Божий снова явился во сне Иосифу и велел ему забрать Мать с Младенцем и бежать от мечей Ирода в Египет. И наконец, после смерти царя Ирода ангел Божий во сне велел Иосифу вернуться на родину.
7. Жена Пилата Сабина видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как сигнал праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19).
8. Нередко Господь Бог во сне дает людям сигнал не делать того, что они задумали. Известен случай, как императору Константину Великому явился во сне святой Николай Угодник и сказал, чтобы тот приостановил исполнение приговора одному осужденному на смерть вельможе, потому что тот не виновен. И император освободил придворного.
9. Некоторым богобоязненным женам, страдающим от бесплодия, которые усердно молили Бога даровать им дитя, были даны во сне сигналы, что молитвы их услышаны. Мать святого Григория, просветителя Армении, бывшая долгое время бездетной, видела чудесный сон, будто из ее тела поднялась высокая лоза виноградная, покрывшая собой всю землю армянскую. Сразу после этого она зачала и родила славного Григория.
10. Не так уж редко случается, что кому-то во сне дается знак, что смерть близка. Так было, например, в древние времена с преподобным Дием (празднование 19 июля). Примеры снов-сигналов многочисленны и в наши дни. Кто имеет уши, чтобы слушать, да слышит! Кто имеет духовный разум, чтобы понимать, да уразумеет! О снах-сигналах, явленных в наши дни, можно написать множество томов.
Глава 11. Случаи и события как сигналы
1. Во времена земной жизни Спасителя произошло два события, приведших к гибели людей, которые Сам Спаситель истолковал как сигналы. Когда Пилат расправился с несколькими жителями Галилеи и их кровь смешал с их жертвами, «Иисус сказал на это: думаете ли вы, что эти Галиеляне были грешнее всех Галиелян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:2–3). То есть, они были грешны, потому и понесли наказание. Однако они были не грешнее вас. Значит, их смерть – это знак от Господа Бога, что вам надо как можно скорее покаяться. Если вы не примете этот сигнал и не поймете его значение, то все так же погибнете.
2. В другом случае гибель людей произошла не от руки человека, а от падения башни Силоамской. Башня обрушилась, и под ее обломками погибло восемнадцать жителей Иерусалима. Неправильно было бы думать, что они были виновнее всех живущих в Иерусалиме. «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:5). Значит, это опять был сигнал людям. По словам Феофилакта Болгарского, они «были наказаны для того, чтобы мы стали лучше, но если мы не станем лучше, нас постигнут гораздо худшие наказания».
3. Похожим сигналом для грешников была и смерть Ирода. Он свершил множество злодеяний, но был преисполнен гордости. Ирод, вместо того, чтобы смирить свою гордыню, еще больше превознесся. И однажды, когда он снова держал надменную речь перед народом, «вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу, и он, быв изъеден червями, умер» (Деян.12:23). Это пример знака Божьего всем гордецам и безбожникам. О тщеславные и горделивые люди, не воздающие Богу Божьего, вы точно так же погибнете, если не раскаетесь!
4. Сигналом от Бога была и неожиданная смерть Анании и Сапфиры, которые солгали апостолу Петру, утаив часть денег от продажи земли. Этим знаком Всевышний хотел напомнить молодой Церкви христианской, что следует идти чистым путем истины.
5. Посылая Апостолов проповедовать Евангелие всему миру, Христос сказал им, что уверовавших учеников Его будут сопровождать знамения: «они именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16:17–18). Все так и случилось, и происходило на протяжении всей истории Церкви, и происходит до сегодняшних дней через святых и праведных угодников Божьих. Все эти знамения-сигналы свидетельствовали, и сейчас свидетельствуют, что в мир действительно пришел долгожданный Спаситель и другого Мессию ждать не нужно.
6. Когда фарисеи, искушая Господа, просили показать им знак с небес, Иисус ответил им так: «вечером говорите вы, что будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф.16:2–3). Этим Христос хотел сказать, что закоренелые грешники знают, как понимать знамения природы, а знамений Божьих – чудес Иисуса Христа – не понимают.
7. Фарисеи клеветали на Иисуса Христа, что Он изгоняет бесов из людей силою веельзевула, князя бесовского. Однако Иисус ответил им: «если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царство Божие» (Мф.12:28). Разумеется, Господь изгонял бесов Духом Божьим, и Его великие неслыханные чудеса служили сигналами, что на самом деле к людям пришло Царство Небесное.
8. Все чудеса Христовы были знаками, что пришел Он, столько раз предсказанный и долгожданный Спаситель, а с Ним и через Него пришло и Царство Божье. Когда Иоанн Предтеча, находившийся в темнице царя Ирода, послал двоих учеников к Иисусу, чтобы спросить Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?», Христос сослался на Свои чудеса, как на достоверные знаки Своей Мессианской личности. «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф.11:4–5).
9. Даже животные могут давать сигналы человеку по мудрому Промыслу Божьему. Когда прокричал петух, Петр расплакался. Крик петуха был знаком его греха. И бессловесная ослица, проговорившая человеческим голосом, остановила безумие Валаама, возлюбившего мзду неправедную и собравшегося поносить Бога Единого и Истинного.
10. Вифлеемская звезда послужила мудрецам с Востока сигналом, что родился новый Царь.
11. Зачастую мы неожиданно, в добрый час, встречаем человека, который разгоняет тучи, собравшиеся в нашей душе, невольно разрешив какую-то нашу личную проблему. Нередко случается услышать от другого человека слово, пришедшееся по душе, или сказать кому-то ободряющее слово. Или вдруг нам приходит письмо от кого-то, причем именно тогда, когда оно необходимо. Или, запутавшись в жизненных обстоятельствах, мы отчаянно пытаемся рассуждать своим малым разумом, стараясь выпутаться из безвыходного положения, как вдруг происходит нечто, что в корне меняет ситуацию. Следовательно, и неожиданная встреча, и слово, и письмо, и случай – все это знаки, данные нам либо в наказание, либо как напоминание, вразумление, ободрение, либо как призыв к покаянию.
Глава 12. Мысли и предчувствия как сигналы
1. Человек обычно считает, что все его мысли – это его собственность, его произведение, исходящее от него самого. Между тем, это неверно, ибо тем самым человек провозглашает свой дух некой абсолютной частью, которая не подвергается воздействию духовных сил, ни добрых ни злых. По сути, на дух человеческий оказывают влияние множество духовных сил, точно так же, как на тело действует множество различных физических сил.
2. Посылая Своих учеников в мир, Христос предсказывал им, что их за Него выведут на суд правителей и царей этого света. Поэтому Он наказал им заранее не беспокоиться, как защищаться и что отвечать, «..ибо в тот час дано будет вам, что сказать» (Мф.10:19). Кто же им и каким образом подскажет, что и как сказать? Господь на это отвечает так: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10:20). И действительно, простые рыбаки и ремесленники высказывали такие высокие мысли и писали такие удивительные слова, до каких никогда не смогли бы додуматься умы литераторов и философов. Эти мысли были не от людского ума, но от Бога. Это были сигналы, что говорит живой Бог.
3. Апостолы, пророки и святители названы орудиями Духа Святого. Так их называют потому, что Бог Дух Святый вливал в их души Свои собственные мысли и силу, которые они объявляли перед людьми. Своей силой они не смогли бы пересилить Духа, и своей мыслью превозмочь мысли Духа. Об этом ясно свидетельствует пророк Иеремия, говоря, как он хотел перестать пророчествовать народу, чтобы избежать мук и страданий:«не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его, но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер.20:9). Значит, он должен был говорить не от себя, но от Духа Божьего.
4. Дурные мысли, аморальные и безбожные, исходят в основном от духа зла и лжи. Из-за грехов наших и по Божьему попущению дух зла пронзает наш дух стрелами лжи, порочными картинами, грешными ощущениями и фантазиями. Царю-язычнику Ахаву, предпочитавшему слышать слащавую ложь, а не горькую правду, пророк Михей сказал: «попустил Господь духу лжи войти в уста сих пророков твоих, но Господь изрек о тебе недоброе» (2Пар.18:22). Лжепророки предсказывали проклятому Господом царю Ахаву победу в войне, но он нашел на поле брани смерть свою. Следовательно, Господь попускает злым духам воздействовать на разум и мысли тех, кто запятнал себя грехами и подготовил себя к царству зла. Господь посылает им сигнал, что они пропадут, если не опомнятся, то есть если не примут сигнал вразумления Божьего от истинного вестника. Царь Ахав прислушался ко лжи лжепророков, предсказавших ему победу, отправился на войну и погиб.
5. Когда мы вдруг начинаем непрестанно думать о каком-то человеке, который вдали от нас, то это сигнал, что он беспокоится или говорит о нас, или делает что-то за нас (или против нас), или приближается к нам сам, или идет письмо от него. Когда Христос исцелил в Капернауме парализованного, присутствующие книжники подумали про себя: Он богохульствует. Господь узнал помыслы их и сказал: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф.9:4).
6. Гораздо более сильными знаками, чем мысли, бывают предчувствия людей. В Библии сказано, как и Исаак, и Иаков, и Давид почувствовали приближение своей смерти и поэтому призвали сыновей, чтобы их благословить.
7. Многие люди предчувствуют свою смерть. Некоторые офицеры и солдаты на войне имели твердую уверенность, что они погибнут именно в этот день. Разве мало их восклицало: «Сегодня погибну!» Это чувство, предчувствие смерти, не могут знать те, которые его не имели. Однако то, что такое предчувствие имеет место, многократно подтвержденный факт. Благо тем, что предчувствовали свою близкую смерть и успели заблаговременно покаяться перед Богом, молитвой и отпущением грехов сумели приготовиться к переходу на тот свет.
8. Предчувствие близости Христа было у Клеопы и его друга. Когда они шли в селение Эммаус, к ним присоединился воскресший Христос и разговаривал с ними, но они Его не узнали очами. Однако когда Он стал невидим для них, они признались друг другу: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам по дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк.24:32).
9. Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский заранее предчувствовали явление Пресвятой Богородицы. «Сегодня будет великое посещение!», – говорили они своим послушникам. Похожее предчувствие, как знак свыше, имели и многие другие святители.
10. Предчувствие как сигнал свыше бывает и у животных, особенно перед непогодой или перед катастрофой, например, перед землетрясением. Известны случаи, когда животные предчувствуют несчастье, которое должно случиться с хозяином: лошадь тревожно ржет или собака воет. Когда святому Артемию предстояло пойти на мученичество, вскормленный им олень стал лизать ему руки и заплакал.
11. Иногда на человека вдруг, без видимых причин нападает хандра и тоска. Впоследствии оказывается, что это был знак, что у него дома произошло какое-то несчастье: смерть родственника или друга или еще какой-то тяжелый удар.
12. Чувство крайнего отчаяния, направляющее мысли человека к самоубийству, есть ясный сигнал, что злой дух – дух уныния – завладел душой этого человека.
13. Радость – это тоже сигнал. Величайшие святые христианские утверждают, что когда человек истинно кается и горячо молится Господу, он чувствует в сердце великую радость и на душе теплеет. Они толкуют это как знак, что Господь простил тот грех, в котором человек в молитве раскаялся.
Глава 13. Обычные события и явления природы как сигналы
1. То, что называют обычным природным явлением или нормальным состоянием природы, тоже, по сути, является сигналом. Когда солнце сияет и звезды мерцают в своих созвездиях на небосводе; когда жара, и снег, и дожди бывают в свое время; когда в семьях рождаются и растут дети; когда на полях зреет урожай; когда умножается скот и хозяйства богатеют; когда царит мир вместо войны и здоровье вместо болезней – все это есть знаки благоволения и благословения Божьего. И это ничуть не менее значимые сигналы, чем сигналы из духовного мира и сигналы необычных явлений природы, ужасных катастроф и из ряда вон выходящих случаев.
2. О том, что это знаки Божьей милости и благословения, свидетельствует Святое Писание. Вот как говорил Господь народу израильскому: «исполняйте постановления Мои и храните законы Мои, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней... Я пошлю благословение Мое на вас» (Лев.25:18–19, 21). И в другом месте Библии читаем снова: «если... будешь слушать гласа Господа Бога твоего, ...благословенны будут житницы твои, и ...плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего... пошлет Господь тебе благословение... во всяком деле рук твоих... откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое» (Втор.28:1, 4, 5, 8, 12 ).
3. И устами других пророков Своих Господь говорил то же самое. Через пророка Захарию Господь сказал, что, жестоко наказав, Он смилуется над покаявшимся остатком народа Своего, и посев будет в мире; «виноградная лоза даст плод свой... и небеса будут давать росу свою» (Зах.8:12).
4. Милость Господа разум человеческий вместить не может. Свою милость Господь Бог зачастую изливает не только на праведников, но и на грешников, и даже на язычников. Апостол Павел в Листре проповедовал язычникам о Боге Живом, «Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян.14:15–17). Все эти свидетельства Божьей милости в этом случае означали не одобрение язычества и заблуждений людей, но были сигналом к пробуждению грешников, чтобы они опомнились, застыдились и обратились к Богу истинному.
5. Точно такой же смысл имеют и слова Спасителя о Боге, повелевшем солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылавшем дождь на праведных и неправедных. Правильно ли поступает родитель, имеющий двух сыновей, одного послушного, а другого непослушного, но дающий обоим одинаковые дары? Вы сердитесь, друзья мои, и говорите: неправильно! Но Бог – не человек. Не сердитесь, юные друзья мои, но склонитесь до земли пред мудростью и милостью Божьей, ибо здесь речь идет не о справедливости, но о мудрости Отчей, спасающей всех детей своих, утверждая доброго и поправляя злого. Придет время для наказания. Будет время и для наиточнейшего разделения правды и неправды. Однако бывают моменты, когда Всевышний по несказанной мудрости Своей пытается вернуть заблудших не знаками муки и наказания, но знаком милости.
Глава 14. Познание истины (продолжение)
Те люди, что не признают ни Бога Живого, ни Его святого Промысла о людях, ни Царства Духа, как они относятся к сигналам, подаваемым людям на этом свете? Как европейский материалист и индийский нигилист толкуют эти знамения?
Они относятся к ним, как слепец, смотрящий на солнце и звезды и не видящий их. Они считают знамения своими фантазиями, увиденными во сне.
Для философа-материалиста вообще не существует никаких сигналов свыше, он отрицает всякого рода знамения, проявляющиеся и в явлениях природы, и в снах, и в мыслях, и в событиях. Все, что существует и что случается, с его точки зрения, существует и происходит без смысла и цели. Одно колесо толкает второе колесо, второе – третье, и так далее. И если эти колеса кого-то переедут, то в этом не виноват ни он сам, ни колеса, но это лишь фатальное стечение обстоятельств. Сны, мысли, слова, события – все это для материалиста «зерно», которое материальная мельница мелет и отбрасывает, мелет и отбрасывает, пока и ее саму не смелет и не выбросит какая-то более мощная и более прожорливая мельница
Для индийского нигилиста и сам человек есть лишь ничтожная и бессмысленная тень, а что уж говорить о снах и мыслях той тени. О каких сигналах можно говорить, если, с его точки зрения, не существует ни того, кто мог бы посылать сигналы, ни того, кто их принимает. Жизнь есть ничтожный сон, и что тогда может значить сон того сна?! Человек есть лишь испарение, так чего стоят тогда мысли и предчувствия человеческие, подобные волнам тех испарений?! Вселенная безгранична во времени и пространстве, а это фактически означает, что она неподвижна. Так как тогда можно говорить об осмысленных и целенаправленных сигналах каких-то движений и явлений, когда все то, что кажется движениями и явлениями, есть лишь химера той серой массы, что мы называем мозгом? Так думает индийский нигилист.
Поистине, нужна была огромная, воистину небесная храбрость, чтобы спасти мир от этих двух смертей. И такое небесное геройство было проявлено под именем Благой Вести Христа.
Христианство все осмыслило и выразило в слове, поэтому и явилось Слово Божье во плоти. Ибо нельзя утверждать, что только нечто имеет смысл, а остальное бессмысленно. Но если смысл есть, то он должен быть во всем: в людях, в вещах, в событиях, в мыслях, в словах, в отношениях, в явлениях, в движениях, в снах – словом, во всем. Угоден нам этот смысл или не угоден, но он есть. Вот почему только христианство может дать словесное и осмысленное объяснение жизни. А примет ли его некто как луч света во тьме, как указатель на пути жизни, как возрождение из праха, как спасение от смерти – это зависит не от этого объяснения, но лишь от готовности и способности человека понять и принять его.
Глава 15. Обычные и аномальные явления природы как сигналы
1. На первой странице Библии говорится, как Создатель сотворил светила на тверди небесной для отделения дня от ночи и для знамений. Внешний смысл этих слов в том, что они будут знаками «времен, и дней, и годов», как и написано. А внутренний смысл заключается в том, что светила будут духовными и моральными знаками разумным людям. Другими словами, они будут сигналами Божьим людям, сигналами Божьего благоволения или гнева, предостережения или предсказания.
2. Когда Иисус Христос умер на Кресте, «завеса в храме раздралась надвое сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись» (Мф.27:51–52). Воистину, это были ясные знаки праведности Христа и гнева небес.
3. По молитве праведного Иисуса Навина Всевышний остановил движение солнца и луны. В этом знак, как Господь Бог слушает праведника. Чего только Всемилостивый Господь ни сделает ради тех, которые Его любят! Он и солнце становит, и на Крест пойдет – ради любви к любящим Его.
4. Великий ветхозаветный пророк Исаия предсказал царю Езекии выздоровление от смертельной болезни. «Какое будет знамение, что Господь исцелит меня?» – спросил благочестивый царь. Тогда пророк Исаия воззвал к Господу, чтобы указующая тень солнечных часов в Иерусалиме вернулась назад на десять ступеней – и это будет чудесным знамением. И действительно, свершилось так: Исаия «возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней» (4Цар.20:11).
5. Мы уже говорили, что Вифлеемская звезда, которая вела и привела мудрецов с Востока к Вифлеемской пещере, была знаком рождения Великого Царя. Разумеется, звезда эта во всех отношениях исключительна. Но если подумать, то и обычные звезды служили знамениями Божьими, то есть сигналами, в различные эпохи и в разных обстоятельствах. Через них Творец заявлял о Себе и Своей воле.
6. Грозы и ливни тоже были знамениями Господними. Ветхозаветный пророк Самуил говорил народу израильскому, просившему себе царя вместо судии, что Господу не угодно это. В доказательство своих слов Самуил объявил, что Господь засвидетельствует Свой гнев громом и ливнем в дни жатвы пшеницы. «И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила» (1Цар.12:18).
7. Гром как знак Божьего гнева прогремел во время войны между израильтянами и филистимилянами. Сыны народа израильского отвергли идолов и стали служить одному Господу, а филистимиляне пошли на них войной. Когда Самуил приносил жертву, услышал его Господь и прогневался на филистимилян.«.. Господь возгремел в тот день сильным громом над филистимилянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем» (1Цар.7:10).
8. Всемирный потоп был знаком Божьего гнева на весь род людской из-за всеобщего развращения, ибо «..все мысли и помышления сердца их были во зло во всякое время» (Быт.6:5). Воскорбел Господь и решил истребить всех с лица земли. Когда потоп свершился, сказал Господь праведному Ною, что не будет больше истребления и опустошения водами потопа, и как знамение завета между Ним и всякою душой живою поставил Он радугу: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею» (Быт.9:13). Это не означает, что прежде потопа радуги не было, но с тех пор она стала особым знаком Божьего благоволения. Хотя Всемирного потопа больше не было, разве не бывает страшных наводнений? Разве ужасные наводнения, случающиеся в наши дни пред нашими глазами, не являются очевидным знаком Божьего гнева из-за проступков человеческих? Кто может читать духом, пусть читает.
9. Засуха – это тоже знамение. Из-за безбожных дел царя Ахава затворилось небо над Израилем, и не было дождей три с половиной года. Так и все другие засухи, случившиеся на земле, – это был знак гнева Господнего и наказание за отпадение от Бога. «В бездождие, когда земля трескается, люди сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились, и не получили никакой пользы... по причине пламенного гнева Господа» (Иер.12:13).
10. Разве пророк Амос не указывает со всей очевидностью, что Господь распоряжается дождями, проливая дожди над одним местом и задерживая их над другим, давая тем самым знак, что там притесняют немощных и убогих? «Я удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (Ам.4:7–8).
11. Из-за отсутствия веры в Бога и милосердия человека к человеку случаются и землетрясения. «Не поколеблется ли от этого земля?» (Ам.8:8). Великий Исаия пророчествует, что безбожный город Ариил, воюющий против горы Сиона, «Господь Саваоф посетит громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня» (Ис.29:6).
12. Землетрясение все же не всегда является знаком гнева Господнего, но может быть и знаком благоволения Божьего. Так, при воскресении Господа из гроба сделалось «великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф.28:2). И когда в Иерусалиме апостолы однажды собрались для молитвы, чтобы Господь укрепил их против врагов Христа, внезапно «поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго» (Деян.4:31). То же самое произошло и когда апостолы Павел и Сила, проповедуя в Македонии, были брошены в темницу в городе Филиппы. «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» (Деян.16:25–26).
13. Знамениями являются и град, и падающие звезды, и выпадающий с неба пепел, и тучи саранчи, и нашествие змей, мышей и различных насекомых, как случалось некогда в Египте. Этими знамениями Всевышний объявляет человеку Свои мысли, говоря, по словам пророка Аггея: «Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших, но вы не обращались ко Мне» (Агг.2:17).
14. Иногда необычные небесные явления были предзнаменованием, предвещающим грозные события. В историю Сербии вошла необычно сильная пульсация звезд накануне сербско-болгарской войны. Перед Первым восстанием сербов против турецкого ига тоже наблюдались многочисленные аномальные явления природы, что память народная запечатлела в народных песнях: в день Святого Саввы (27 января) гремел гром, среди зимы бушевали грозы, на Святого Трифона (14 февраля) трижды начинался рассвет, от Георгия до Димитрия (от 6 мая до 8 ноября) по ясному небу проносились багровые сполохи, как кроваво-красные знамена. Все это было предзнаменованием, что судьба Сербии изменится.
Глава 16. Судьбы человеческие как сигнал
1. Творец делает все возможное, чтобы спасти людей: неразумных вразумить, помраченных разумом просветить, заблудших вывести на верную дорогу, спящих пробудить. Свою святую волю и Свое расположение Он передает людям и через звезды, и через вещи, и через животных, и через случаи, и через сны. Бывает, что Господь предупреждает людей катастрофами. Кроме того, Он посылает людям сигналы через других людей, а также одним народам через другие народы. Духовный человек чувствует присутствие Божье каждый день, каждый миг убеждаясь в этом. А Святое Писание, как Книга Божьей воли в судьбах людей и народов, ежедневно подтверждает истинность этих свидетельств.
2. Величайшим знамением, явленным из мира духовных сил нашему миру символов, населенному различными людьми и народами, является Сам Господь Иисус Христос. Еще в те времена, когда Его Мать на руках носила, пророчествовал о Нем святой Симеон Богоприимец, сказав Марии, Матери Его: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34).
3. И Пресвятая Дева Мария послужила знаком Божьей силы и мудрости в Его плане спасения человечества. Случилось все так, как предсказывал святой пророк Исаия согласно своему видению: «Об этом Сам Господь даст вам знак: Дева родит сына, и нарекут Его именем Эммануил» (Ис.7:14).
4. Апостол Андрей первым последовал за Иисусом. Потом он встретил своего брата Симона и сказал ему: Мы нашли Мессию, что значит: Христос. Поняв, что это знак Божий, Симон Петр сразу же присоединился к Иисусу Христу и стал Его учеником. Точно так же Нафанаил, впервые заговорив с Иисусом, тотчас почувствовал, что пред ним Сын Божий.
5. Пророки и праведники были для людей знамениями от Господа. Я поставил тебя знамением дому Израилеву, сказал Господь пророку Иезекилю. И в другом месте говорится: «будет для вас Иезекиль знамением: все, что он делал, и вы будете делать» (Иез.24:24). Пророк Исаия то же самое сказал о себе: «вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа» (Ис.8:18). Следует обратить особое внимание на слова Исаии, от Кого исходит это указание – от Господа.
6. Мудрому правителю Иудеи Зоровавелю было слово Господне через пророка Аггея: «скоро... потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих... в тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавел... и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя» (Агг.2:21–23). Слова «как печать» означают: как знак праведности пред Богом, чтобы другие видели и брали пример.
7. Предзнаменованием людям Премудрый Господь избирает не только праведников, но и грешников. Так говорит Господь о человеке, отступившем от Бога и предавшемся лжи и греху: «Я обращу лице Мое против того человека и сокрушу его в знамение и притчу, и истреблю его из народа Моего, и узнаете, что Я Господь» (Иез.14:8). Господь казнит его страшным наказанием и даже может истребить его из живых, но не столько для того, чтобы наказать этого грешника, сколько чтобы убоялись другие и поостереглись, познав Творца своего.
8. Как человек человеку может быть предзнаменованием, так же и народ народу. Господь сказал о богоборческом народе еврейском: и отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их. Затем снова повторяет то же самое другими словами: «и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением» (Иер.24:9;Иер. 25:9). Говоря это, святой пророк Иеремия повторяет то, что было сказано Господом через Моисея: «и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь» (Втор.28:37). Как сказал Господь – так и свершилось. Рассеянные по всему свету, евреи стали знамением и притчей у всех народов.
Глава 17. Войны, голод и эпидемии как сигналы
1. Войны, голод и эпидемии всегда были бичами человечества. Эти три бедствия чаще всего можно рассматривать как знамения, ибо при этом внешними событиями выражается внутреннее состояние душ людских и духа человеческого. Апостол Иаков вопрошал: «откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак.4:1). Внутреннее богоборчество свершается внешним человекоборчеством; внутренняя брань – внешней войной. Это тайная и вечная символика всех войн. Однако война как временное событие некоторой эпохи и некоторого поколения является знамением Божьим тому времени и тому поколению.
2. Господь гневается на упрямых и непокорных, на морально испорченных безнравственными мыслями и развратными желаниями, уподобляя таких людей корзине гнилых смокв, непригодных в пищу. Я пошлю на них меч, голод и моровую язву, за то, что они не слушали слов Моих, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, говорил Господь устами пророка Иеремии. «Вот яростный вихрь идет от Господа, вихрь грозный; он падет на голову нечестивых. Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего» (Иер.30:23–24). Это будет знаком Божьим, чтобы люди поняли наконец, что Бог – это Всемогущий Господь.
3. Голод – это предупреждающий сигнал Божий. Во времена царя Давида случился голод, длившийся подряд три года. Царь Давид вопросил ко Господу, чтобы узнать, отчего пришла эта беда. И сказано ему было, что голод был из-за безрассудного поступка царя Саула, умертвившего множество Гаваонитян и тем самым нарушившего торжественную клятву пред Господом, что вызвало гнев Божий (2Цар.21:1–9). Следовательно, если где-то, в какой-то стране случается голод, то это происходит не оттого, что тучи «случайно» забыли излиться дождем, и не оттого, что земля «случайно» забыла принести урожай, и не оттого, что сорняки «случайно» заглушили посевы, и не оттого, что саранча «случайно» обрушилась на поля и истребила весь урожай, как это пытаются объяснить некоторые недалекие люди. Нет, голод – это наказание Господне, знамение Божье людям, предупреждающий сигнал живого Бога Промыслителя, чтобы люди опомнились, одумались и исправились.
4. Моровая язва – это тоже знак. Однажды возгордился царь Давид и, побуждаемый сатаной, решил провести перепись народа своего. Однако это было неугодно Богу, ибо Господу Богу нашему неугодно все, что делается из гордости, и решил Он наказать израильтян. Тогда велел Господь царю Давиду через пророка избрать из трех зол одно наказание: или голод, или войну, или эпидемию. Раскаиваясь и печалясь, царь Давид выбрал моровую язву – и поразили народ его тяжкие болезни. И послал Господь язву на Израиля, чтобы истреблять его. «И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! Теперь опусти руку свою» (1Пар.21:15). Значит, и эпидемии начинаются не «случайно», но вызываются вескими причинами, в основном, моральными. Насылая моровую язву, Всевышний дает людям сигнал, что они свернули с верного пути и заблудились. Тот, Который все видит и над всеми бдит, предупреждает путников земных, что они должны идти по Его пути.
5. Болезни христиане всегда считали неким знаком Божьим, что полностью соответствует Святому Писанию. Когда царь Иорам попрал веру своих отцов, Илия Пророк предрек, что поразит его Господь «болезнью сильною, болезнью внутренностей твоих до того, будут выпадать внутренности твои от болезни со дня на день» (2Пар.21:15). Точно так же, и болезнь праведного Иова послужила сигналом и сатане, и людям. Сатане был дан знак, чтобы он уверился, как он бессилен перед праведником, а людям это было знамением, чтобы все видели и знали: Господь никогда не допустит, чтобы праведник страдал бесконечно.
6. Болезнь Лазаря должна была послужить знаком могущества Господа Бога. Когда Иисуса известили, что друг его Лазарь из Вифании смертельно болен, Он сказал: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией» (Ин.11:4). Между тем, Лазарь умер, но умер не для того, чтобы умереть, но для того, чтобы воскреснуть по слову Всемогущего Господа, чтобы прославился этим чудом Сын Божий.
Глава 18. Признаки конца света
1. «Скажи нам, каким будет знак Твоего пришествия и конца времен?» спросили ученики Иисуса Христа. А Он в ответ перечислил множество признаков. Этими признаками явятся ошибочные учения и грубые чувства. Они будут даны через людей и предметы, через случаи и события, через стихии и явления природы. Одним словом, в последние времена перед концом света появится сразу множество различных знамений и предзнаменований.
2. Подобно тому, как перед Всемирным потопом все помыслы людей были направлены на зло, так будет и перед концом света. Перед Потопом мысли многих людей были греховны и злобны, их чувства и ближним своим охладели, а любовь к Богу угасла. Так и в последние времена охладится любовь многих. Появится множество лжемессий и лжепророков. Только православные будут верить в единственного истинного Мессию – Иисуса Христа и не отступятся от Него даже ценой земной жизни своей. Поэтому их возненавидят безбожники и лгуны, их будут преследовать и мучить. Однако, претерпевший до конца спасется.
3. Апостолы Христовы немного приоткрывают завесу тайны, которую им доверил Христос. Апостол Петр предупреждает: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» (2Пет.3:3). Апостол Павел пишет в своем Послании к Тимофею: «настанет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3–4). Еще сильнее обличает апостол Павел людей, поколения которых населят землю в последние времена: «в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1–5). Все это соответствует словам Христа о ложных пророках и охладевшей любви.
4. Другими знамениями будут войны, когда один народ восстанет против другого народа, и поднимется царство на царство; когда участятся мятежи и войны, междоусобные распри и столкновения, умножатся соблазны и беззакония, участятся случаи предательства и отпадения от Бога. Эти и другие небратские и бесчеловечные отношения между людьми будут знаменовать собой наступление последних времен.
5. По всему свету пронесутся голод, болезни, землетрясения неслыханной силы и невиданных масштабов, как и было сказано: ибо будет беда великая, какой не было еще от начала мира. Голод будет и от засухи, наводнений и нашествий насекомых, и от того, что Господь отнимет разум у отпавших от Него людей, и те не смогут правильно распорядиться продуктами питания для народа, ибо когда люди лишаются милости Божьей, тогда они лишаются и разума. Болезни будут косить людей тем сильнее, чем больше люди будут заботиться о своем здоровье и отводить земель под лекарственные травы. Землетрясения будут сопровождаться разливами рек, пересыханием источников, страшными бурями на суше и штормами на море. А так как землетрясения станут весьма частыми, то люди будут жить в непрестанном страхе.
6. Однако, несмотря на эти ужасные явления природы, будет идти усиленная проповедь всем народам Евангелия о Царствии Небесном. Апостольскую ревность истинных миссионеров ничем нельзя будет ни устрашить, ни обуздать. Угодники Божии, сохранившие в себе печать Духа Святого, пронесут науку Христову по всему свету вопреки лжемессиям и лжепророкам и несмотря на действия всех соблазнителей, гонителей и мучителей.
7. Сигналом наступления последних времен будет и явление антихриста. Как предупреждал апостол Павел: «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом... выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3–4). Господь Иисус Христос уничтожит его духом уст Своих, однако он будет знаком наступления последних времен. Благо тем, которые не позволят себя обмануть и не поверят ложным и черным чудесам его.
8. Чем ближе будет приближаться конец света, тем больше будет знамений. Поведение небесных светил тоже станет предзнаменованием конца. Наступит затмение солнца и луны, звезды придут в смятение и станут падать с небес. Настанет всеобщая ужасная тьма, в которой будет раздаваться вой падающих звезд, заглушающий отчаянные крики людские.
9. Затем появится новый сигнал – во тьме возгорится и воссияет Честной Крест, знак Сына Божьего, распятого за грехи людей. Честной Крест взойдет вместо солнца и осветит вселенную из края в край. И заплачут тогда все народы, и верные и неверные, ибо этот Знак будет знаком конечной победы Христа Распятого. Верные будут плакать от радости, а неверные – от угрызений совести, но и те, и другие будут трепетать от страха перед тем, что грядет.
10. Все это последует вскоре одно за другим, ибо Пришествие Сына Человеческого будет как молния, пронзающая мгновенно небо с востока до запада. Второе пришествие Царя и Господа нашего будет стремительно, и воссияет Он на облаках небесных в силе и славе великой, невыразимый и неописуемый в Своем величии.
11. Последним сигналом, то есть знаком не того, что Он придет, но знаком, что Он уже пришел, будет победный звук труб ангельских. По тому сигналу предстанут пред Господом ангелы, избранные Им от четырех ветров, от края до края небес, и праведники войдут в радость Господа своего и будут пребывать с Ним вечно.
Глава 19. Различие между символом и сигналом
Символ – это нечто длительное, а сигнал – нечто мгновенное.
Например, смерть телесная вообще есть символ смерти душевной. В отличие от этого, смерть сына царя Давида из-за греха отца – это сигнал отцу, знаменующий грех и призывающий к покаянию.
Солнце – это символ великого Бога в природе, а затмение солнца – это предупреждающий сигнал Божий людям.
Камень есть символ Христа и веры в Христа, как фундамента, на котором возводится духовная жизнь. В тот миг, когда Христос принял смерть на Кресте, раскололся камень – и это сигнал, предупреждение.
Дикий зверь – это символ какой-то страсти. Однако когда зверь нападает на человека и пожирает его (как медведицы, что растерзали детей, насмехавшихся над пророком Елисеем), тогда это сигнал.
Ветер есть один из символов Духа Святого, однако когда ветер опрокидывает дом – это сигнал.
Крест есть символ страдания и спасения, но крест, явленный на небе Константину Великому, или тот, что явится накануне Второго Пришествия Христа, это сигнал.
Вода – это символ Божьей благодати и очищения, однако, Потоп или наводнение – сигнал.
Человек по своему отношению к природе есть символ Бога, однако, когда некто своей жизнью, или судьбой, или словом предостерегает других людей, тогда он – сигнал. Страдание без вины, так же, как и страдание из-за вины, это тоже сигнал.
Телесные болезни вообще символизируют духовные недуги, однако, когда в семье кто-то неожиданно заболевает, это сигнал.
Сигналом будет и ясный сон, который не требует толкования. Но сон может быть и символичен, когда увиденные во сне картины и события нужно объяснить.
Иначе говоря, весь видимый свет есть символ невидимого духовного мира, но он, в то же время, является сигналом для тварного мира о грядущих переменах, столкновениях, событиях и состояниях.
Для того, кто постиг духовную науку и для кого Святое Писание – открытая книга, тому не составит труда отличить символ от сигнала.
Глава 20. Познание истины (окончание)
Что есть сущность вещи? Или: из какой праматерии созданы все творения на свете? Эти вопросы ставили еще философы древности, но ответы на них все еще не найдены и вопросы эти все еще не сняты с повестки дня. Да и решат ли когда-нибудь эти вопросы? Никогда не решат!
Лишь европейский материалист и индийский нигилист полагают, что они решили эти вопросы. Материя, с точки зрения европейского материалиста, является сущностью всего тварного мира. Однако, если его спросить: «какова из себя материя?», он откроет «Историю философии» и станет перечислять сотни имен философов-материалистов, но ни слова не ответит по существу вопроса. Если вы попытаетесь добиться ответа на вопрос: «Что же такое праматерия?», то в ответ услышите, как древнегреческие философы считали, что это либо вода, либо воздух, либо огонь, либо земля, либо эфир, а материалисты новейших времен – протоплазма или электричество. Неужели не ясно, что подобная мешанина различных предположений лишь доказывает, что вопрос этот менее всего решили именно те, которые полагают, что они его полностью решили!
Для индийского нигилиста сущность любого творения – ничто, ибо весь тварный мир суть тени и видения. Если реально ничего не существует, если весь мир лишь химера, тогда, конечно, бессмысленно спрашивать, в чем суть этого «ничто», этой химеры. Однако давайте размышлять так: если решено, что тварный мир есть «ничто», то, кто так решил и с помощью чего? Ответ ясен: так решил человек с помощью своего разума. Следовательно, человек со своим разумом есть «нечто». Значит, и нигилист не решил вопрос о сущности тварного мира.
Тогда, где же мы находимся по прошествии трех тысяч лет философствования о сущности мира? Вопрос по-прежнему открыт и не решен. Но если люди не смогли решить этот вопрос, тогда, может, стоит обратиться к чему-то другому? Например, к Священному Писанию?
Что Библия говорит о сущности вещей? Да ничего, абсолютно ничего! Значит, Творец не счел нужным даже слегка приподнять завесу, скрывающую эту Его великую тайну. Господь Бог, Спаситель мира, не соизволил дать хоть какое-то откровение по поводу тайны творения.
И хотя в Священном Писании Божием ничего не говорится о сути вещей и явлений тварного мира, однако в Библии открыто многое, очень многое, о значении их. Господь открыл людям словесность, объясняющую не сущность, но значение вещей и явлений. Отец Небесный предложил детям Своим бесценный дар – спасоносную письменность. Можно: сказать, что значение вещей и явлений тварного мира заключено в их словесной сущности.
Что есть сущность написанного слова? Это чернила, которыми начертаны буквы, или понятие, которое оно обозначает? Поразмыслите об этом. А что есть сущность произнесенного слова? Только ли колебания воздуха, или смысл, который заключен в нем? Апостол Павел говорил так: «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» (1Кор.14:10). У Господа невозможно силой отнять никакую тайну, покуда Он Сам ее не откроет. Между тем, о прасущности (в философском смысле) элементов сотворенного Им мира Творец не открыл людям ничего. Несомненно, это было сделано потому, что людям, исполняющим свое предназначение на земле, и не нужно знать этого. «Где был ты, когда Я полагал основания земли? – спрашивал Господь праведного Иова. – Кто положил краеугольный камень ее при общем ликовании утренних звезд?» (Иов.38:4–7). Если бы человек надеялся только на свой разум, пытаясь разгадать сущность вещей, он бы должен был присутствовать при акте сотворения мира, что исключено. Но даже если предположить, что человек был свидетелем сотворения мира, то разве сумел бы он понять и уразуметь суть, если бы ему Творец не открыл бы и не объяснил бы всего? Между тем, пред нашими очами непрестанно находится целая Энциклопедия символов, всегда новая и чистая, как только что изданная книга. И предметный указатель этой чудесной Энциклопедии символов – Священное Писание, Откровение Божие – всегда у нас под рукой.
Кто знает, стал ли кто-либо из ищущих разгадку сущности вещей лучше и добрее? Однако всему свету известно, что множество душ стало возвышеннее и светлее от понимания значения творений Божьих. Эти многочисленные души, известные и неизвестные, исполненные святой радости, поистине прославили Творца своего, Единого и Живого Господа Бога, и сейчас вместе с ангелами воспевают Ему славу в Царстве Небесном, в Царстве духовном.
Конец и Богу слава!