Письмо 254. Читателю, о воде живой432
Из разговора Господа с самарянкой видно, насколько духовная реальность непонятна тем, кто мыслит по плоти. Это непонимание показала не только простая женщина, самарянка, но и фарисей Никодим, /один из начальников Иудейских/433. В одном случае женщина не поняла слово Господа о /воде живой/, в другом /начальник иудейский/ не понимает слов о новом рождении человека. /А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек/434.Слова Священного Писания часто объясняют и подтверждают друг друга; так происходит и в этом случае, ибо в другом месте Господь говорит: /верующий в Меня не будет жаждать никогда/435. Следовательно, /вода живая/ тесно связана с верой во Христа. Но то, что /вода живая/ – Дух Божий, подтверждают слова Самого Господа: /Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него/ (Ин. 7, 37, 39). Вера во Христа как бы канал, а вода – Дух Божий. По вере приходит дух: дух земли, дух бесовский или Дух Божий. Какова вера, таков и дух. Через веру во Христа мы стяжаем Дух Христов, а Дух Христов – Дух Божий. Почему Дух Божий назван /живой водой/? Потому, что Он питие животворящее для человеческой души, от Него душа получает жизнь и радость. Всякое земное наслаждение заставляет жаждать следующего, еще большего наслаждения, а сладость животворящего Духа Божия утоляет жажду, ибо нет ничего слаще Его. Никакая вода не умерит жажды, и снова возжаждет человек, а вечную жажду утоляют небесные струи Духа Господня. Святые угодники Божии, все оставлявшие, всем жертвовали для того только, чтобы в сокровенной глубине своей души открыть /источник воды, текущей в жизнь вечную/ (Ин. 4, 14).
* * *