Письмо 253. Пожилому профессору, о Пилатовом царстве
Вы сожалеете о древнеримской империи, и Вы как бы обвиняете в ее гибели христианство. Так думали многие неверующие историки. Я удивлен, что так считаете и Вы, верующий человек. Если бы Римская империя не погибла, погибло бы христианство. Или Цезарь – или Христос. А если бы погибло христианство, сохранилось бы идолопоклонство, сохранилась бы ложь, сохранился бы волчий дух языческого Рима. А дух всегда главное в человеке, в народе, в религии, в культуре. Дух то, что живит, но не всякий дух, а только истинный Дух Божий. А дух Римского царства был тираническим, жестоким и лицемерным. Это очевидно на примере Понтия Пилата, который, провозгласив Христа невиновным, предал Его на смерть429.
Вы сожалеете о римской «культуре», понимая под ней «прекрасные мраморные статуи, которыми были украшены улицы и площади Рима». А разве не сожалеете вы о тысячах несчастных людей, которых волокли в цепях и кандалах мимо этих статуй на казнь? В этом и состоит основная разница между римским и христианским пониманием ценностей. Римляне-язычники ценили государство и культуру выше человеческой жизни, а христианство ценило и ценит человеческую душу выше государства, культуры и всего мира. Ибо и государство, и культура ради человека, а не человек ради государства и культуры. Человек создает государство и культуру не как конечную цель жизни, а как вспомогательное средство для достижения духовных и нравственных целей.
Даже во времена лучших римских правителей Рим отличался бесчеловечностью и варварством. Во времена правления императора Марка Аврелия Философа430 христиан мучили так же жестоко, как и при императорах-глупцах. Хотите узнать один из примеров жестокости к христианам при Аврелии? Христианского мученика Аттала431, человека удивительного благородства, судили за то, что был христианином. На суде ему предложили отречься от Христа. Когда он отказался, его раздели и посадили на раскаленный железный стул. Святой Аттал сидел спокойно, хотя все тело его горело, и, обличая римлян, говорил: «Вы называете нас, христиан, варварами, а сами какое варварство творите!».
А впрочем, присмотритесь к вампирскому духу некоторых европейских стран и порадуйтесь – если сможете – тирании, огню, мечу, безбожию, тщеславию, безнравственности! Но я знаю, что вы христианин, и только потому, что Вы христианин, Вы радоваться не сможете. А если не сможете, то противоречите сами себе, когда сожалеете о волчьем Пилатовом царстве!
* * *
См.: Мф. 27, 24–26; Мк. 15, 9–15; Лк. 22, 4, 25; Ин. 19, 4, 15–16. – Ред.
Марк Аврелий Философ (121–180) – Римский император из династии Антонинов, правивший с 161 года. Представитель позднейшего стоицизма. Опирался на сенаторское сословие. Восстановил римский протекторат над Арменией и захватил Месопотамию в войне 162–166 годов с парфянами; в 166–180 годах вел войну с вторгшимися в придунайские провинции германцами и сарматами. Большую часть жизни император провел в военных походах против варваров, теснивших Римские границы. В то же время он заботился о внутреннем благоустройстве империи, уделяя особое внимание законодательству и судопроизводству. Единственное его сочинение «К самому себе» представляет собой своего рода философский дневник.
Аттал Пергамец, мученик (католический святой; † 177; память 2/15 июня), один из лионских мучеников, пострадавших за Христа в 177 году. Чтобы в глазах толпы придать казни христиан вид законности, гонители обвиняли свои жертвы в самых тяжких преступлениях. Таким образом, народ, видя в преследуемых злодеев, негодовал, требуя «справедливого» возмездия. Так требовали и смерти Аттала, человека известного. Правитель, однако, медлил, ждал приказа кесаря Марка Аврелия Философа (см. примечание 92) – казнить каждого, даже римского гражданина, каковым являлся и Аттал, кто не отречется от веры в Распятого. Когда палачи испробовали на мученике все орудия пыток, то усадили его в раскаленное металлическое кресло, так что запах сожженного мяса распространился повсюду, беспокоя наблюдавших за страданиями святого зрителей. «Поистине, вы сейчас едите человеческое мясо! – услышали они. – А мы не едим людей, мы никогда не совершаем преступлений». Кто-то, пораженный мужеством и сверхъестественным терпением мученика, выкрикнул: «Скажи нам имя твоего великого Бога!». Поняв, что вера Аттала непоколебима, мучители обезглавили его. Промыслом Божиим мощи святого были обретены в 1971 году румынскими археологами под алтарем древней базилики, в уезде Тулча, недалеко от холмов Никулицеле (Румыния).