Источник

Письмо 228. Марко Н., о воспитании малых и старых

Пишете, что очень любите детей за их удивительное чувство благодарности, которое у взрослых изрядно притупилось. Приводите примеры. Приведу и я один пример. Митрополит петербургский Исидор397 часто рассказывал о том, как, будучи ребенком, нередко ходил босой. Некий человек сжалился над ним и купил ему за пять копеек лапти. Это малое благодеяние настолько запечатлелось в душе будущего митрополита, что он спустя пятьдесят лет, уже став священником, а затем и иерархом, постоянно молился о своем благодетеле, которого звали Петр.

Пишете, что сострадаете детям в эти тяжелые времена, когда детскую душу всюду подстерегают соблазны. Система ценностей пошатнулась, кругом противоречия – все это, словно ледяной ветер, пронизывает детскую душу в школе, дома, на улице. Вы размышляете о создании новой педагогической системы, которая защитила бы детей от всех современных соблазнов и искушений. Однако Господь сказал: /если не обратитесь и не будете как дети, не сможете войти в Царство Небесное/398. То есть Господь подчеркивает необходимость воспитания не детей, а взрослых и показывает способ их воспитания, совсем простой способ – брать пример с детей. Но Он сказал и о том, как следует воспитывать детей, тоже очень просто: /пустите детей приходить ко Мне/399. Пусть только придут к Нему, а их воспитание – Его дело. Единственная задача родителей – пустить детей к Нему.

Итак, пустите малых приходить ко Христу, и старых к Нему пустите. Дети в присутствии Христа, своего лучшего Друга, не только научатся, но и окрепнут. Ибо Христос не только наставляет, но и дает благодатную духовную силу исполнять то, чему Он учит. Христос – вечная молодость, и Он зовет детей и дает им силу не одряхлеть духом и навсегда сохранить радость, бодрость и крепость духа. Слово Божие не дает духовно состариться.

В противоположность Ему и Его мудрости существует школьное, схоластическое воспитание, все усилия которого направлены на то, чтобы как можно скорее сделать из детей стариков. В пример приводятся старики, старческий образ мыслей прививается как единственно правильный, и детские сердца сморщиваются от старческого скепсиса и пессимизма. Вместо того чтобы уподобиться детям, старики делают детей подобными себе. Сами не войдут они в Царство Небесное и детям войти не дадут. Поэтому и слышим мы повсюду жалобы, что молодежь переживает депрессию и отчаяние.

Да благословит и ободрит Господь детей наших.

* * *

397

«Митрополит петербургский Исидор…» Скорее всего имеется в виду митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский; 1799–1892). Сын диакона из Тульской губернии, закончил Петербургскую Духовную академию, сразу же после этого принял монашество. Был ректором семинарии в Орле и затем в Москве, в 1834 году получил сан епископа и викариатство, через три года назначен на кафедру в Полоцк, еще через три переведен в Могилев, год спустя возведен в сан архиепископа, через три года определен экзархом в Грузию. В 1856 году возведен в сан митрополита, а в 1858 году назначен на Киевскую митрополию, позднее – перемещен в Петербург.

398

Ср.: Мф. 18, 3. – Ред.

399

Ср.: Мф. 19, 14. – Ред.


Источник: Миссионерские письма / Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7

Комментарии для сайта Cackle