Первое письмо индийской миссии монаху Христодулу и ответ на него
Честный отче, мы слышали о тебе и нам рекомендовали обратиться к тебе как к человеку, знающему и Индию и Европу, и индийские Веды и Христово Евангелие. И мы кланяемся тебе и просим ответить нам на наши вопросы.
Первый вопрос: От чего страдает Европа и от чего страдает Индия?
Второй вопрос:Может ли Индия ожидать спасения из Европы и Европа из Индии?
Третий вопрос:Содержится ли истина исключительно в одном «Верую» или в комбинации всех «Верую»?
Ответы монаха Христодула
На первый вопрос.
Eвропа и Индия страдают одинаково от незнания. А незнание произошло от человеческой гордости. Индия никогда не знала верного пути, а Европа сбилась с верного на окольный путь.
На второй вопрос.
Ни Индия из Европы, ни Европа из Индии. Ибо ни Индия не носитель истины, ни Европа. А спасение в истине, и оно может прийти и к Европе, и к Индии с той стороны, где истина, а это – Восточная Православная Церковь.
На третий вопрос.
Истина не терпит комбинаций, не знает мешанины, не терпит уступок. Истина это истина, так же как арифметические формулы: 2 † 2 4; 5 † 5 10. Если бы дикари на каком-нибудь острове сказали: «2 † 2 6», а на другом: «2 † 2 8», в то время как просвещенные люди утверждали бы: «2 † 2 4», неужели мы стали бы созывать соборы во всех трех случаях, чтобы прийти к истинному знанию? Если бы мы так поступили, тогда мы сложили бы 6 † 8 † 4 и в результате получили бы 18. И сказали бы: «2 † 2 18». А это не отвечало бы действительности. Действительностью остается только одна-единственная формула: «2 † 2 4». Точно так же не может быть принята за истину сумма разных и противоречивых «Верую». Истина чувствительнее арифметических формул. Она не выносит ни чуточки неистины. Как наш человеческий глаз. Если хоть крохотный волосок попадет в него, глаз мутится и вид внешнего мира искажается. Попытки Рамакришны и его ученика Вивекананды соединить все веры в одну и таким образом «пополнить» истину были обречены в самом своем, хоть и весьма бурном, начале.