Источник

Глава 4. Чудеса ЕвангелияГлава 2. Вход Иисуса Христа в Иерусалим. Изгнание торговцев из храма

Часть третья. Конечные события евангельской истории в памятниках иконографии

Глава 1. Воскрешение Лазаря

Самое видное место в истории евангельской иконографии по широте и разнообразию иконографического материала занимают изображения, относящиеся к последним дням земной жизни Иисуса Христа. Начало их положено было в период древнехристианский, но из этого первоначального зерна развилось в Византии ветвистое и многолиственное дерево. Все важнейшие события этой истории, рассказанные в Евангелии, и многие комментарии на них отразились в иконографии, как в зеркале. В свою очередь византийский цикл иконографии Страстей Христовых был расширен в России с появлением у нас сборников лицевых Страстей, композиции которых перешли и на иконы, и в стенописи. Оставляя в стороне те мелкие композиции, которые являются в памятниках спорадически и не имеют иконографической важности, рассмотрим важнейшие изображения, в которых, кроме художественного замысла, остались следы усилий человеческой мысли – обнять в возможной широте крупные события, относящиеся к искупительной жертве. Три группы событий входят в эту часть Евангелия: а) события, предшествовавшие страданиям Христовым, б) сами страдания и в) события последующие: воскресение Иисуса Христа, Его вознесение на небо и сошествие Св. Духа на апостолов. В первой группе первое видное, с иконографической точки зрения, место принадлежит воскрешению Лазаря.

Воскрешение Лазаря (Ин. 11:17–44) как факт, подтверждающий возможность и действительность общего воскресения1671, дорого́й и утешительный для христианского сознания, перешло в область искусства в древнехристианский период; но прошло немало времени, прежде чем евангельский рассказ нашел здесь свое подробное выражение. Евангелие сообщает о встрече Спасителя сестрой Лазаря Марфой, между тем как Мария в то время оставалась дома среди друзей, затем о встрече Его Марией, припавшей к Его ногам, о Его речи и слезах, о пещере с положенным на ней камнем, о воскрешении, причем описывает внешний вид воскрешенного Лазаря. Как же воспользовались этим материалом древнехристианские художники? Они остановились сперва лишь на самом существенном акте воскрешения, устранив все остальное, а затем постепенно стали вводить в композицию и другие подробности, пока наконец в византийских памятниках рассказ Евангелия не получил полной законченности, а в русских позднейших – превращен был в калейдоскоп с яркими блестками апокрифического характера.

Первую ступень в истории сюжета представляют простейшие изображения в живописи катакомб. Число их простирается свыше двадцати1672 в катакомбах: Калиста III в., в кубикуле Цецилии (четыре), в катакомбах на via Latina, Маркеллина и Петра (пять), Агнесы (три), Фразона и Сатурнина (три), Домитиллы, Прискиллы, Гермеса (два) и в неаполитанских катакомбах Яннуария1673. Типические черты изображения по этим памятникам состоят в следующем (рис. 115).

115. Фреска из катакомб Маркеллина и Петра.

Иисус Христос в обычном типе юноши держит в правой руке жезл и касается им спеленутой мумии, стоящей в гробнице. В одном случае гробница имеет вид пещеры (катак. Гермеса, рис. 116), в большинстве же случаев она представляет собой форму римских колумбариев, в которых помещались урны с прахом умерших: здание небольшое, довольно высоко поднятое над поверхностью почвы, снабженное лестницей, фасадом, украшенным двумя колоннами или просто столбами, с антаблеманом и пофронтонным покрытием.

116. Фрески из катакомб а) Гермеса; б) Маркеллина и Петра.

Подобную форму имели и некоторые иудейские мавзолеи, с дорийскими и ионийскими колоннами, например, так называемые гробницы Авессалома1674, Захарии1675, в долине Иосафатовой1676 и др.; однако поставить в генетическую связь с н ими гробницу Лазаря мы не можем: древность этих гробниц дело темное; в их архитектурных формах заметны элементы греческие и египетские. Но на саркофагах гробница Лазаря с римскими колоннами, несомненно, отражает на себе следы греко-римской погребальной практики. Лазарь представляет совершенное подобие небольшой мумии: лицо его открыто, но голова и все тело покрыты саваном, перетянутым пеленками. Незначительные размеры изображения Лазаря заставляли некоторых предполагать, не имели ли художники в виду сравнение Лазаря, возрожденного к новой жизни, с младенцем1677; но если мы знаем, что этот прием уменьшения фигур находил в древнехристианском искусстве постоянное применение при изображении чудес исцелений и воскрешений, то и в настоящем случае может обойтись без символической подкладки. Фигура Лазаря, как замечено, имеет вид египетской мумии. Были ли знакомы христианские художники с египетскими мумиями, как полагал Мюнтер1678, или нет, во всяком случае они знали соответствующую форму погребений иудеев1679 и руководились в данном случае прямым указанием евангельского текста: «и вышел умерший обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин. 11:44). Лазарь обыкновенно стоит в дверях колумбария: быть может, это положение усвоялось ему по соображениям чисто техническим или же художники хотели представить Лазаря уже воскрешенным и выходящим из гроба. Решающее значение в этом случае могли бы иметь открытые или закрытые глаза Лазаря; но уяснить эту подробность на памятниках, переживших более чем целое тысячелетие и поврежденных, невозможно.

Изображения на стеклянных сосудах (fondi d’oro) подходят к тому же типу катакомбных живописей1680. В скульптуре саркофагов изредка повторяются без перемен формы катакомбных живописей; иногда Спаситель обращает к Лазарю свою десницу без жезла; изредка Лазарь представлен без горизонтальных перевязок; в подавляющем же большинстве случаев к типическим формам живописи присоединяется здесь изображение сестры Лазаря, припадающей к ногам Иисуса Христа (рис. 105), и эту единственную прибавку мы признаем типическим признаком изображения на саркофагах1681. Наиболее крупное отступление в изображении на известном саркофаге Юния Басса1682, где фигура Спасителя заменена фигурой агнца, касающегося жезлом мумии, и где указанная особенность саркофагов не могла найти себе места. В мозаиках катакомб Прота и Гиацинта1683 Спаситель юный простирает руку к спеленутой мумии; возле Него стоит сестра Лазаря, простирая к Нему руки, – поза необычайная для древнехристианского изображения чуда, но известная нам по другим древнехристианским и византийским композициям1684. В равеннских мозаиках Аполлинария Нового1685 Иисус Христос юный, сопровождаемый апостолом, обращается с жестом к мумии, изображенной внутри колумбария, – черты обычные в древнехристианском искусстве; но здесь сделан шаг к более реальному изображению обстановки чуда: Лазарь стоит в саркофаге; то же в мозаиках Марии у Яслей1686, причем две сестры Лазаря лежат у ног Иисуса Христа – позы неестественные, без сомнения, искаженные копировальщиком.

Новое направление в истории сюжета открывается миниатюрой россанского кодекса1687: Спаситель, сопровождаемый многими апостолами, идет к Пещере Лазаря; к ногам Его припадают две сестры Лазаря; Иисус Христос благословляет их; толпа народа встречает Иисуса Христа. Одни обращаются к Нему с объяснениями, другие кланяются и указывают на пещеру Лазаря. В пещере, над которой растет пышное деревцо, стоит Лазарь в виде мумии; один из народа поддерживает его за плечо, закрывая свой нос. От древнехристианского типа композиции здесь уцелели лишь некоторые элементы; целая же композиция сильно расширена: художник отметил встречу Иисуса Христа, Его разговор с народом, пещеру погребения, открытие ее и указал наглядно признак тления четверодневного мертвеца; но он оставил в стороне существенный момент чуда – обращение Иисуса Христа к умершему Лазарю. В кодексе Григория Богослова № 510 (л. 196; см. рис. 15)1688 тема не получила широкого развития: Иисус Христос со свитком в левой руке, обращается с жестом к спеленутому Лазарю; у ног Его Марфа и Мария; но миниатюрист, следуя тексту Евангелия и византийской иконографической традиции, изображает Лазаря не в колумбарии, но в пещере. В барбериновой псалтири (Пс. 29) воскрешение Лазаря выражает общую мысль об изведении души человеческой из ада (Пс. 29:4). К нему естественно обращалась мысль художников, когда они хотели посредством общеизвестного и вполне убедительного факта показать победу Иисуса Христа над тлением и адом; поэтому ему отведено столь видное место в наших сказаниях о Страстях Господних. В барбериновой псалтири оно является именно одним из самых решительных доказательств могущества Иисуса Христа: Лазарь стоит в дверях пещеры; слуга держит плиту, закрывавшую вход в пещеру; другой, зажимая нос, развязывает пелены Лазаря. Иисус Христос обращается с жестом к Лазарю; за ним стоит ап. Петр; у ног Его Марфа и Мария1689. Такова внешняя сторона чуда, представленная по Евангелию; но вот другая сторона: от Иисуса Христа идут красные лучи и поражают дьявола – безобразного человека огненного цвета, с перевязкой по чреслам, со скованными ногами (надпись: «ἄδης»); от ада убегает небольшой человек в тунике и золотом нимбе; он боязливо оглядывается назад и приближается к Иисусу Христу. Это душа Лазаря, освобожденная Иисусом Христом из ада; за ней гонятся два черных демона. Соответствующее место (Пс. 29) в псалтирях О. Л. Д. П.1690 и угличской иллюстрировано изображением ангела, извлекающего душу Давида – маленького человека в нимбе и венце – из утробы ада1691 – огромного обнаженного человека со щетинистыми волосами; а воскрешение Лазаря изображено при псалме Пс. 48:16 для объяснения слов «избавит душу мою из руки адовы»: Иисус Христос в сопровождении двух апостолов; у ног Его Марфа и Мария; Он простирает руку к приближающейся к Нему душе Лазаря, маленькому человеку в нимбе; в стороне – свидетель чуда, а внизу лежит пораженный ад в той же форме безобразного великана (О. Л. Д. П.). В пандократорской псалтири (л. 29) Иисус Христос перед гробницей Лазаря, а налево четырехугольный ящик, в котором человекообразный демон обнимает грешников. Лицевые Евангелия: в Евангелии № 74 (л. 190–192) несколько моментов из истории Лазаря: Иисус Христос сидит на троне; к Нему подходят посланные сестрами Лазаря с известием о его смерти. Марфа и Мария сидят в доме и беседуют с посетителями, явившимися для утешения их. Марфа склоняет голову перед Иисусом Христом; налево она идет в палаты, чтобы позвать Марию, которая беседует здесь с двумя женщинами. Пещера в виде небольшого шаблонного домика, в котором стоит спеленутый Лазарь; слуга держит плиту, отнятую от входа в пещеру, другой, зажимая нос, развертывает пелены Лазаря. Иисус Христос в сопровождении шести апостолов приближается к пещере; у ног Его Марфа и Мария. Вечеря в доме Лазаря (л. 193): стол в виде сигмы; на нем золотые сосуды и хлеб; за столом Иисус Христос, апостолы и Лазарь; последний в нимбе, в одежде, подобной тунике, в омофоре, украшенном крестами (= елисаветгр. Евангелие). В лаврентиевском Евангелии: Иисус Христос в сопровождении апостолов идет в дом Лазаря; Его встречает Марфа; тут же Марфа беседует с Марией, а потому обе они опять перед Иисусом Христом: одна беседует с Ним, другая припадает к Его ногам (л. 192). Лазарь спеленутый стоит в гробнице, имеющей вид башенки; Иисус Христос простирает к нему руку; у ног Иисуса Христа – се́стры Лазаря; позади Него – апостолы (л. 193 об.). Вечеря в доме Лазаря: женщина помазывает миром ноги Иисуса Христа, возлежащего за столом. В гелатском Евангелии·, внутренность дома Лазаря, где находятся три женщины и в числе их Мария, сестра Лазаря; Марфа выходит с поклоном навстречу Спасителю, приближающемуся с двумя апостолами. Внизу: Спаситель в сопровождении апостолов идет ко гробу Лазаря; у ног Его Марфа и Мария; далее – пещера, в которой стоит спеленутый Лазарь в нимбе; один из слуг отваливает камень от пещеры, другой в изумлении разводит руками (л. 254). Вечеря: Иисус Христос возлежит за столом вместе с Лазарем и четырьмя апостолами. Мария помазывает ноги Его драгоценным миром, а Марфа прислуживает на другой стороне стола. В Евангелии афонопантелеймоновском № 2 Лазарь спеленутый изображен в букве «Т»; изображение не имеет законченности (л. 128). В никомидийском Евангелии (л. 293): палаты и возле них спеленутый Лазарь; у ног его две плиты или крышки гроба; налево Иисус Христос и апостол; у ног Иисуса Христа се́стры Лазаря. Вечеря в доме Лазаря (л. 295) – шаблон. В Евангелии афоноиверском № 5 (л. 415): Лазарь спеленутый стоит во входе в пещеру; слуга развертывает пелены Лазаря, другой держит плиту, закрывавшую вход в пещеру; тут же группа людей. Иисус Христос приближается к Лазарю в сопровождении апостолов; у ног Его Марфа и Мария. Миниатюра скомпонована удачно; фигуры правильны и красивы, лица и одежды разнообразны. Евангелие университетской библ. в Афинах (л. 333). Евангелие нац. библ. № suppl. 21 (л. 93): Лазарь в нимбе стоит в пещере; перед ним Иисус Христос с апостолами; двое слуг возле Лазаря: один, закрывая свой нос, развертывает пелены Лазаря. В этом кодексе находится также редкое изображение больного Лазаря (л. 91): он лежит на постели, в нимбе; перед ним стоит неизвестное лицо, также в нимбе, и держит над головой больного круглое опахало вроде рипиды. Давидгареджийская минея (л. 15): гробница в виде будочки; в ней стоит спеленутый Лазарь в золотом нимбе; слуга, согнувшись, отваливает камень; другой стоит, отвернувшись и приложив ладонь к носу. Иисус Христос со свитком в шуйце подходит к гробнице и простирает к Лазарю Свою десницу; позади Иисуса Христа апостол со свитком и простертой дланью, как у мучеников; у ног Его Марфа и Мария. Армянское Евангелие нац. библ. № 10 А (л. 261 об.): изображение краткое, как в живописи катакомб. Армянское Евангелие публ. библ. 1635 г. (л. 8) и 1688 г. (л. 5): композиции византийские: Иисус Христос в сопровождении апостолов обращается с жестом к Лазарю, стоящему в пещере; слуга развертывает пелены, другой держит плиту гробничную; у ног Иисуса Христа сестры Лазаря. В сийском Евангелии (л. 560 об. и 561) древняя схема удержана лишь отчасти; но Лазарь стоит уже не в пещере, а в саркофаге; а в рукописном сборнике г. Вахрамеева (л. 773) саркофаг вставлен в пещеру. В ипатьевском Евангелии № 2 Лазарь в пещере, но одеждой его служит обыкновенный саван. Путь к этим изменениям указан был еще в художественной практике греческой, например, в Евангелии публ. библ. № 118 (л. 124 об.): ландшафтная перспектива; Иисус Христос обращается с жестом к Лазарю; у ног Его Марфа и Мария. Лазарь в саване сидит на краю гроба, имеющего вид саркофага; возле гроба и позади Иисуса Христа – народ. В коптском Евангелии (л. 253 об.) – совершенно своеобразная композиция: у ног Иисуса Христа две сестры Лазаря, а позади них шесть женщин-плакальщиц; гробница имеет вид вырытой в земле могилы, из которой выходит обнаженный Лазарь; двое с изумлением смотрят на чудо. Воскрешение Лазаря в греческих и русских стенописях явление обычное: в древнейших1692 (мозаика палат. капеллы1693, фрески – Спасонередицкая и Никололипенская) изображение то же, что и в вышеописанных древневизантийских памятниках; в позднейших (XVI-XVIII вв.)1694 византийская схема оживлена: пещера получает натуральный вид; группа апостолов становится живописной (Ватопед); появляется толпа народа (Ивер) и город Иерусалим в перспективе (Ватопед). Особенности эти отличают не только изображения в стенописях, но и на русских иконах XVII-XVIII вв.; например, на иконе Вас. Чирина из собрания Силина (Лазарь в саване стоит во входе в пещеру; из-за горы выступает толпа иудеев; ср. икону в собрании С.-Петерб. Дух. Акад. № 27 из св. Синода; также в Акад. худож. № 179); однако в тех и других все-таки возможно находить следы византийской основы. Изображение в греческом подлиннике согласно с греческими стенописями: гора с двумя вершинами; вдали небольшой город, из которого выходят евреи, направляясь к середине горы, сзади; впереди горы́ – гробница (μνημεῖον); один человек поднимает камень, покрывавший ее; Лазарь стоит среди гробницы; другой человек развертывает его пелены. Христос благословляет его десницей, а в шуйце держит свиток с надписью: «Лазаре, гряди вон!» Позади Него апостолы; Марфа и Мария, припадая к ногам Иисуса Христа, поклоняются Ему1695. Свиток с надписью, очевидно развернутый, составляет новшество; в памятниках греко-русских мы не встречали его ни разу.

Особую группу изображений, относящихся к воскрешению Лазаря, составляют миниатюры лицевых страстей. Их отличия касаются, впрочем, не столько самого акта воскрешения, сколько изложения событий из жизни Лазаря, следовавших за воскрешением: вызывались эти изображения самим текстом сказаний о страстях Христовых, но они имеют интерес и сами по себе, насколько отразились в них представления наших художников об обстановке событий первоначальной истории христианства. В рукописи Общества любителей древней письменности № CLXXVI Спаситель в сопровождении двух апостолов подходит к пещере, в которой стоит Лазарь в красном (!) одеянии, с повязкой на голове; две сестры Лазаря припадают к ногам Иисуса Христа; все это, за исключением красного савана, согласно с преданиями древности; но вот крупное отступление: возле пещеры лежит небольшой булыжник, не соответствующий по своему малому объему широкому отверстию погребальной пещеры. Камень в таком виде изображен русским рисовальщиком, не имевшим ясного представления о палестинских пещерах и их заграждениях; он негоден для предназначенной цели; но рисовальщик не заботился об этом: для него было существенно важно отметить в миниатюре подробность сказания об отнятии камня от входа в пещеру; а приноровление к требованиям действительности не имело в его глазах важности. В рукописи того же собрания № CLXIII камень заменен обыкновенной крышкой деревянного гроба; это также нововведение русского миниатюриста, явившееся под влиянием привычных представлений о погребении в деревянном гробе. В сборнике № LXXIII (ibid.) гробница имеет вид склепа, из которого выходит Лазарь в черных одеждах; в стороне город Вифания; все это не согласно с древней иконографией. Изображение Вифании с башнями в рукописи № 1903 (ibid.). В рукописи № 91 (ibid.) пещера заменена саркофагом; вместе с тем выражены в особых миниатюрах: шествие Иисуса Христа с апостолами и Лазаря с сестрами в китейский монастырь (!) и поставление Лазаря в епископа (Иисус Христос благословляет стоящего перед ним Лазаря). Особенно любопытно служение Лазаря: церковь в русском стиле; в ней престол, на котором восьмиконечный крест, потир и дискос с тремя хлебами; индития престола украшена изображением креста в трости, копием, Адамовой главой на двух костях, с обычными буквами «м. л. р. б. г. г. г. а.»; над престолом образ Господа Саваофа; перед престолом стоит Лазарь в фелони и омофоре; позади него диакон и церковник с кадилом и ладанницей. По древнему преданию, сообщенному Епифанием Кипрским1696, Лазарь после воскрешения жил 30 лет (μετὰ δέ τὸ ὰναστῆσαι αύτὁν ἄλλ τριάκοντα ἔτη ἔξησε); скончался он, по преданию, на острове Кипр, откуда мощи его перенесены были Львом VI философом в 890 г. в Константинополь. Об этом рассказывают Кедрин и Зонара1697. Празднование перенесения его мощей записывалось в старинных русских типиках под 17 Октября, но исключено при исправлении русского типика в 1682 г.1698. Предание добавляет, что он был епископом массалийским1699, или, как свидетельствует греко-русская письменность, – кипрским. Синаксарь постной триоди1700 говорит, что иудеи хотели убить Лазаря, а он, уразумев замыслы их, удалился на остров Кипр; после апостолов он был поставлен в епископа китейского града1701… Богоматерь собственноручно изготовила для него омофор. По всей вероятности, и макарьевские Минеи, говоря о создании императором Львом церкви в честь прав. Лазаря и перенесении его мощей с острова Кипр из «кытнейскаго города» в Константинополь1702, предполагают его епископское служение на острове Кипр. По словам греко-славянского сказания «о св. горе афонстей», Лазарь поставлен был на острове Кипр в епископа ап. Варнавой; Богоматерь по его приглашению отправилась к нему; на пути буря занесла корабль Ее на Афон, оттуда прибыла Она на остров Кипр и принесла в дар Лазарю омофор и поручи Своего рукоделья1703. Правдоподобность этих сказаний допускает возражения, но то факт, что предание об епископском достоинстве Лазаря и о подаренном ему омофоре в XI в., если не ранее, перешло в иконографию, как это видно из миниатюр Евангелия № 74 и елисаветградского. Святитель Лазарь в стенописях алтаря Спасонередицкой церкви есть, без сомнения, тот же четверодневный Лазарь. Миниатюры лицевых Страстей, по требованию текста, повторяют изображение епископа Лазаря в момент совершения им литургии; обстановка изображения – очевидный анахронизм. Историческая неверность допускается также и в изображении кончины Лазаря: русский трехглавый храм; внутри его виден гроб, в котором лежит Лазарь в царском венце; у головы его – диакон с кадилом; у ног – иерей с книгой, позади которого сестры Лазаря и народ (рукоп. О. Л. Д. П. № CXXXVII). Очевидно, картина скопирована прямо с русского отпевания покойника. Недостаток археологических знаний обнаружился в этом трактовании сюжетов сполна. В оправдание его можно указать лишь на то, что наши иконописцы смотрели на икону и миниатюру как на условное выражение поучительной мысли; они полагали важность изображения не в археологической и исторической его точности, а в его воздействии на религиозное чувство. Этой моральной тенденцией объясняется то, что даже лучшие русские мастера, имевшие в своем распоряжении все средства для верной исторической постановки сюжетов, постоянно нарушали, однако же, требование исторической истинности изображений, соединяли в одно целое события, происходившие в разное время и в разных местах. Приемы эти присущи были и западной средневековой живописи; даже новейшее искусство, явно тяготеющее к археологической точности и располагающее обширными для этой цели средствами, не всегда успешно достигает своей цели.

Из числа западных памятников, близко стоящих к византийским, назовем миниатюру латинской рукописи VIII-IX вв., изданную Одоричи1704, где воскрешение Лазаря имеет вполне византийскую схему. В кодексе Эгберта1705 схема эта уже изменена: Лазарь в белом саване стоит в саркофаге; позади него толпа народа: один держит крышку саркофага, другие зажимают нос. В стенописях в Оберцелле1706 Лазарь также в саркофаге, стоящем возле мавзолея, имеющего форму навеса с пофронтонным покрытием; в отдалении – город, из которого выступает толпа народа: здесь больше сходства с греческим подлинником, чем с памятниками византийскими. В миниатюре латинского молитвенника нац. библ. № 1176 (л. 115) Лазарь нагой, с накинутой на него простыней встает из обыкновенного гроба. В молитвеннике той же библиотеки № 1166 (л. 108 об.) Лазарь, слегка прикрытый саваном, встает из могилы, вырытой в земле. В рукописи № fr. 828 (л. 191) Лазарь спеленутый – в гроте, в чем нельзя не видеть сходства с древнейшими изображениями; но опущены сестры Лазаря. В рукописи № 9561 Лазарь спеленутый стоит в саркофаге; остальное – по-византийски. В Библии бедных: Лазарь в саване стоит в саркофаге; возле него стоят две плачущие сестры. Иисус Христос со свитком в левой руке благословляет Лазаря. С четырех сторон изображения – бюсты ветхозаветных праведников со свитками пророчеств, относящихся к этому событию: Иов (14:14: «аще бо умрет человек, жив будет»), Давид (Пс. 29:4: «Господи, возвел еси от ада душу мою»), прав. Анна, мать Самуила (1Цар. 2:6: «Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит») и Моисей (Втор. 32:39: «Аз убию и жити сотворю; поражу и Аз исцелю»). По левую сторону Илия воскрешает сына сарептской вдовы (3Цар. 17); по правую – Елисей, простираясь над отроком, воскрешает его (4Цар. 4:34). Таким образом, и текст пророчеств в свитках ветхозаветных праведников, и пророчественные события – все свидетельствует о том, что воскрешение Лазаря, по убеждению составителя рисунков, есть символ общего воскрешения мертвых.

* * *

1671

Epiph. Haer., LXVI. Migne, s. gr., t. XLII, col. 88. И. Златоуст, беседы на Ев. Иоанна, по изд. 1665 г., л. 468–469. Троп. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя"… В богослужебных песнопениях праздника (Триод. постн.: во вторн. ваий вечера стихира господина Феодора, стих. самогл. в пяток веч., стих. и кан. в субб. утра) воскрешение Лазаря является то прообразом общего воскресения, то – тридневного воскресения Самого Иисуса Христа.

1672

Число 16, показанное проф. Краузом (R. Е., II, 286), неточно.

1673

Aringhi, t. I, p. 565 (Agincourt, XII, 12), 575; t. II, p. 87, 111, 121, 183, 205, 269, 299, 331. De Rossi, R. S., t II, tav. XIV, XXV; t. III, tav. VII, VIII. Garrucci, IX, 1; XII, 2; XXV; XXXI, 1; XXXIII, 4; XL, 1; XLI, 2; XLVII, 2; LI, 1; LIII, 1; LVII, 1–2; LXI; LXV; LXVII, 2; LXIX, 2; LXX, 1; LXXIII, 2; LXXVI, 1; LXXXII, 2; LXXXIII, 2; XCI. Münter Η., II, Taf. XI № 72, 73, 75. Bulletino, 1879, tav. 1–2. Kraus, R. S. 320, Fig. 53. Reusens, Elem. d’archéol., II, p. 85. Grilwitzer, Die bildl. Darstell., S. 45, 13. Geyer, Kirchengesch. 1 Liefer, S. 67. P. де Флери (pl. LXVI), между прочим, предлагает изображение из катакомб Прота и Гиацинта, подходящее к типу изображения на саркофагах. Pohl. Lefort passim. Две старые копии из катак. Домитиллы у Вильперта: Die Katacombengemälde und ihre alten Copien, Taf. XX.

1674

Munk, Palestine tab. 29. Saulcy, Hist. de l’art judaïque, p. 230–231.

1675

Munk, tab. 30. Saulcy, p. 261 sq.

1676

Munk, tab. 35, cf. 23, 28, 32, 34, 36. Свед. о мавзолеях: проф. Олесницкий, Св. земля, т. I. Кейль, Руков. к библ. археол., II, 130, 132. Saalschutz, Archäol der Hebräer, I, Кар. 30; II, Кар. 48, 56. Hasenclever, Der altchr. Gräberschmuck, S. 20. ff. Vigouroux, Le nouveau testament et les découvertes arehéol. modernes, p. 401–402.

1677

Aringhi, II, 539–541. Martigny, p. 416. Еп. Христофор, 93.

1678

Münter, II, S. 99.

1679

Образцы иудейского погребения в этой форме указал Мартиньи (р. 416).

1680

Aringhi, II, р. 403. Boldetti, Osservazioni, p, 194. Buonarotti, Osservazioni sopra alc. framm. di vasi, tav. VII, 1–3. Garrucci, CLXXI, 2, 4; CLXXVII, 1, 5, 6, 7, 8. = Martigny, p. 416. CLXXVIII, 3–5. Garrucci, Vetri ornati, tav. I. VIII, IX. Kraus, R. E., I, 614, Fig. 220 (из собр. Базилевского).

1681

Саркофаги: Aringhi, I, 313, 323, 325, 335, 423, 427, 613, 615, 621; II, 159. Münter, II H., Taf. XI, 71. Ciampini, II, tab. III. G. Millin, Voyage dans le midi de la France. Atlas, pl. LXVI, 8. Cahier, Caractéristiques des saints, t. II, p. 741. De Rossi, R. S., t. III, tav. XL. Bulletino, 1865, p. 69, 1876, tav. IV-V. Garrucci, CCCI, 3; CCCVII, 1; CCCXI, 3; CCCXII, 3; CCCXIII, 2–4; CCCXIV, 6; CCCXVIII, 4; CCCXXXII, 4; CCCXLVIII, 1; CCCLVIII, 3; CCCLIX, 2; CCCLX, 1; CCCLXI, 1; CCCLXIV, 1–3; CCCLXVII, 1, 3; CCCLXVIII, 2; CCCLXIX, 4; CCCLXXII, 3; CCCLXXVI, 3; CCCLXXVII, 1; CCCLXXIX, 2–4; CCCLXXX, 2–4; CCCLXXXI, 1; CCCLXXXII, 2; CD, 7; CDLV (оклад милан. Евангелия). R. de Fleury, pl. LXVII, 1–2; LXVIII, 2. Smith and Cheetham, II, p. 950, 1868. Martigny, p. 717. Kraus, R. E., II, 720, Fig. 426. R. S. Taf. VII = Allard, pl XIX. Bayet, Precis d’hist. de l’art, p. 113, fig 33. Reusens, I, p. 111. Odorici, tav. VI-E (аворий). Ficker passim. Mélanges d’archéol. et d’hist., 1885, pl. V (сарк. Клавдиана). Ср. Gori, Thesaur., III, p. 222–223, tab. XXIV и друг. табл. в конце: Иисус Христос подходит с крестом в руке к Лазарю.

1682

Отдельно это изображение у Мюнтера, XI, 74.

1683

Garrucci, CCIV, 1.

1684

Garrucci, CCXIX, 3; CCLXVIII.

1685

Garrucci, CCXLIX, 1. R de Fleury, pl. LXVIII, 1.

1686

Garrucci, CCLXXX, 7.

1687

Gebhardt u. Harnack, Taf. IV. Труд. Моск. арх. общ., IX, 1, табл. I, рис. 1.

1688

R. de Fleury, pl. LXVIII, 3. Визант. альбом гр. А.С. Уварова, табл. XVII.

1689

Ср. пандократ. псалт.: Еп. Порфирий, Вост. христ., ч. II, отд. 2, стр. 138.

1690

Коррект. листы, л. 37 об.

1691

Ср. хлуд. псалт.: Н.П. Кондаков, Миниат. греч. рук. псалт. IX в., табл. XIII, 2.

1692

Воскрешение Лазаря упоминается у Хориция Газского; но о формах его автор не сообщил сведений.

1693

Terzi, La cap. di s. Pietro nella regia di Palermo, tav. V. A.A. Павловский, 109.

1694

О них в наш. соч. о стен. росписях, стр. 86, 93, 96, 103, 104, 120, 147

1695

ρμηνεία, σ. 128–129, §227.

1696

Epiph. Haer., LXVI, 34. Migne, s. gr., t. XLII, col. 88.

1697

Еп. Сергий, Агиология, II, 332.

1698

И.Д. Мансветов, Типик, 334.

1699

Fabricii Cod. apocr. N. Т., III, 475 (Edit. 1719). Leg. aurea, c. CCXXXV: primus episcopus Massiliensis extitit (Ed. 3 Graesse, p. 949).

1700

Синакс. по 6-й песни в Лазар. суб. (По триоди изд. 1748 г., л. 436–437).

1701

В передаче Золотой легенды: Лазарь с сестрами и множеством христиан посажены были иудеями на корабль без весел и пущены в море, но Божиим изволением, под руководством ангела, прибыли в Массилию (цит. изд.).

1702

Великие Четьи-Минеи. Октябрь, дни 4–18, стр. 106 (Изд. Археогр. комиссии).

1703

Еп. Порфирий, Вост. христ. ист. Афона, ч. II, стр. 5–7.

1704

Odorici, tav. XII. Два памятника у Р. де Флери: таблетка музея Клюни и миниатюра рукоп. нац. библ. № 9384. R. de Fleury, pl. LXVIII, 4–5.

1705

Kraus, Taf. XLI.

1706

Kraus, Wandgemälde, Taf. I-III.


Источник: Евангелие в памятниках иконографии : Преимущественно византийских и русских / Н. В. Покровский. - С.-Петербург: типография Департамента Уделова, 1892. - 496 с.

Комментарии для сайта Cackle