Азбука веры Православная библиотека Николай Николаевич Лисовой В.Н. Хитрово - основатель Императорского Православного Палестинского Общества

В.Н. Хитрово – основатель Императорского Православного Палестинского Общества

Источник

Василий Николаевич Хитрово – основатель и многолетний руководитель Императорского Православного Палестинского Общества. Он смог больше чем кто-либо вместить и больше чем кто-либо дать. Говоря об истории Русской Палестины, всякий беспристрастный исследователь назовет его имя среди первых – рядом с именами Порфирия (Успенского) и Антонина (Капустина).

«Если есть на свете страна, которую можно назвать общею родиною человечества, то это бесспорно – Палестина. Кто из нас не произносил священные имена Синая, Иордана, Иерусалима и Вифлеема тогда, когда не понимал еще различия между добром и злом. Три религии, верующие во Единого Бога, привыкли смотретьна Иерусалим как на средоточие их вероисповедания. Сорок веков прошли над этой страной, оставляя в ней, как геологические наслоения, свою летопись. Изучать ее – то же, что изучать развитие рода человеческого. Каждому,от простого богомольца до пытливого ученого, посещение и изучение этой страны дает столько, сколько кто можетв себе вместить»1.

Так писал в одной из своих книг В. Н. Хитрово, основатель и многолетний руководитель Императорского Православного Палестинского Общества. Он смог больше чем кто-либо вместить и больше чем кто-либо дать. Говоря об истории Русской Палестины, всякий беспристрастный исследователь назовет его имя среди первых – рядом с именами Порфирия (Успенского) и Антонина (Капустина).

Русское дело в Палестине в эпоху реформ

Василий Николаевич Хитрово родился 5 июля 1834 г. Получив блестящее образование в Александровском Царскосельском лицее, он поступилна службу в Государственный контроль, затем, с 1858 г.– в Морское министерство, во главе которого стоял тогда, в чине генерал-адмирала,младший брат и ближайший соратник Александра II великий князь Константин Николаевич.

Военные и политические результаты Крымской войны заставили правительство приступить к осуществлению обширной и серьезнейшейпрограммы реформ в социально-экономической и духовной жизни России. Освобождение крестьян, военная и судебная реформы, реорганизациив духовном ведомстве – инициатива этих и других преобразований исходила, как говорили тогда, от «партии Мраморного дворца», получившей наименование по петербургской резиденции великого князя Константина. Ее называли также «партией реформ». Не забывали в Мраморномдворце и о внешней политике – прежде всего о восстановлении русских позиций на Востоке.

Традиционно русская политика в регионе базировалась на привычном – и для России, и для ее партнеров – представлении о том, что роль Православной Империи на мусульманском Востоке состоит не в защите каких-либо своих интересов, но лишь в покровительстве и защите прав христианского населения Турции – в том числе принадлежавших ей Сирии и Палестины. Но зато в этом покровительстве Россия играла исключительную, решающую роль. В 1840 – 1850-х гг., особенно в связи с результатами военной кампании, России пришлось существенно потесниться в пользу европейских держав. В новых условиях нужен был новый подход, способный скомпенсировать политический проигрыши вынужденные уступки. Концепция, предложенная Константином Николаевичем и его единомышленниками, состояла, в духе времени,в формировании сферы собственных интересов в Святой Земле и, значит, собственного плацдарма проникновения. Удобным и перспективныморудием для этого являлась исторически интенсивная и легко поддающаяся активизации стихия русского паломничества. Упорядочитьи поставить эту стихию на поток, сделать предприятием если не экономически выгодным, то в какой-то мере самоокупаемым, а для этого создать соответствующую инфраструктуру в Палестине и обслуживающую ее транспортно-коммуникационную систему на Черном и Средиземном морях таковы были требования момента.

В дипломатическом плане задача состояла в том, чтобы тяжкие для черноморского флота условия Парижского мира не отразилисьна перспективах русского проникновения на Ближний Восток. И наши дипломаты в целом с задачей справились. В 1856 г. создается Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ), организовавшее регулярные паломнические рейсы из Одессы в Яффу, что позволило быстро увеличить потоки русских паломников. В 1857 г. возобновляется прерванная Крымской войной деятельность Русской Духовной Миссиив Иерусалиме, а в 1858 г. там учреждается Русское консульство. В апреле-мае 1859 г. состоялось первое августейшее паломничество: великий князь Константин Николаевич, с супругой Александрой Иосифовной и сыном Николаем, в ходе длительного плавания по Средиземному морю прибыли в Святую Землю2.

Это сразу позволило решить ряд насущных проблем, связанных с покупкой недвижимости в Иерусалиме и укреплением российского политического влияния. Великий князь осмотрел и одобрил первые русские приобретения – место близ храма Гроба Господня, где Палестинским обществом будет впоследствии построено Александровское подворье, и большая территория вне городских стен, на Мейдамской площади, где воздвигнуты были «Русские постройки» с Троицким собором. Для строительства последних был учрежден в том же 1859 г. Палестинский комитет, которыйи возглавил, по возвращении в Россию, Константин Николаевич. Сотрудниками по Комитету стали естественно состоявшие у него в Морскомминистерстве давние друзья и соратники: А. В. Головнин, Б. П. Мансуров, кн. Д. А. Оболенский.

Вместе с Головниным и Мансуровым в генерал-аудиториате Министерства служит и молодой коллежский асессор Хитрово3. Впрочем,к палестинским делам он в этот период еще не имел касательства. Зато в Архиве Военно-Морского флота сохранились сведения о егокомандировке за границу для изучения новейших методов бухгалтерского учета. Позже он служил в Министерстве финансов, занимался устройством в России первых ссудо-сберегательных товариществ и руководил ими в течение 20 лет4. Полученный профессиональный опыт очень пригодится ему впоследствии для организации безукоризненно четкого финансового механизма Палестинского общества.

С завершением в 1864 г. иерусалимских построек Палестинский Комитет исчерпал свои функции, дальнейшее руководство паломническим делом решено было оставить за Министерством иностранных дел. Для этого была сформирована Палестинская комиссия при Азиатском департаментеМИДа – в составе уже знакомого нам Б. П. Мансурова, директора Азиатского департамента графа Н. П. Игнатьева и представителя Святейшего Синода кн. С. Н. Урусова5. Смету обеспечивал все тот же ежегодный «Вербный» сбор, а вершителем дел оставался Мансуров – «Мансур-паша»,как его – одни почтительно, другие иронически – называли в Иерусалиме6.

Казалось бы, цель была достигнута: Русские постройки за 35, лет (с 1865 г. до 1901 г.) приняли 86 тыс. паломников, большинство из которыхпрожили в Иерусалиме от нескольких месяцев до полугода7. «Русская Палестина» стала реальным фактором в жизни христианского Востока.И хотя ее материальное обеспечение, о котором призвана была заботиться Палестинская Комиссия, отнюдь не было блестящим, программа Русских построек не была выполнена полностью, мужское и женское подворья остались одноэтажными (согласно высочайше утвержденному проекту они планировались двухэтажными), -об этом быстро забыли, сочтя, что и так «сделано больше, чем предполагалось». Мансуров впредь занимался в основном своей личной «тихой войной» с Русской Духовной Миссией (и чуть было не добился ее упразднения в 1879 г.). Подворьяс прошествием лет ветшали, становились тесны для растущего числа приезжих; общественность била тревогу, а бюрократические отчеты мансуровской комиссии оставались казенно-благополучными: рассчитывали на непритязательность и безропотность простонароднойпаломнической массы.

В начале 1880-х гг. Святую Землю посетил известный писатель-путешественник доктор А. В. Елисеев с краткой инструкцией Хитрово: «прожить2–3 месяца среди поклонников и представить верный отчет о виденном и слышанном». Опубликованная им по возвращении книга «открылаво всей наготе безотрадное положение богомольцев»8. Назревала новая реорганизация русского дела на Востоке – с выдвижением на первыйплан (при решающей по-прежнему роли государственных структур и церковной «кружки») более свободной и демократической общественной инициативы, воплощением которой стало Православное Палестинское общество.

* * *

1

Хитрово В. Н. Палестина и Синай. Библиографический указатель русских книг и статей о святых местах Востока, преимущественно палестинскихи синайских. СПб., 1876. С. I.

2

Переписка императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича. М., 1994. С. 96–97, 100–101,110–112,164–167.

3

Памятная книжка Морского Ведомства на 1861 год. СПб., 1861. С. 92–93.

4

см.: Хитрово В. Н. Сельские ссудо-сберегательные товарищества. Вып.1. СПБ., 1881; Изд.7. СПБ, 1886.

5

Отношение председателя Палестинского комитета А-В. Головина на имя Министра иностранных дел князя А. М. Горчакова от 10 апреля 1864 г.// АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д.2525, л. 4–4 об.

6

Дмитриевский А. А. Памяти Б. П. Мансурова // Сообщения ИППО. 1910

7

Несколько летописных данных из первых дней существования Русских подворий в Иерусалиме // Сообщения ИППО. 1901. Т. ХП. Вып.1. С. 72.

8

Отчет Православного Палестинского общества за 1885–1886 год. СПб., 1886. С. 4–5.


Источник: Лисовой Н.Н. В.Н. Хитрово – основатель Императорского Православного Палестинского Общества. [Электронный ресурс] // Иерусалимское отделение ИППО

Комментарии для сайта Cackle