Старец Николай – почитатель Царственных Страстотерпцев
В жизнеописании старца Николая мы хотим принести сугубую благодарность ему за то, что по его молитвам, к которым присоединились молитвы тысяч людей, в 2000 году на Архиерейском Соборе были прославлены Царственные Страстотерпцы. Благодарность наша старцу может и должна проявиться в том, чтобы по его примеру воспитывать в себе дух царепочитания, уразумения великого значения служения Помазанников Божиих.
В юном Николае Гурьянове этот дух возжег Сам Господь. Напомним о том, что в девятилетнем возрасте ему было открыто то, что происходило в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года. Благоговение и покаяние перед Царственными Страдальцами он пронес через всю свою жизнь.
Особенно настойчиво о необходимости почитания и прославления Царственных Страстотерпцев старец Николай стал говорить в конце 1990-х годов, когда к нему на остров началось массовое паломничество и когда на высшем уровне – в Комиссии по канонизации на заседаниях Синода Русской Православной Церкви – бурно обсуждался этот вопрос. Как известно, противниками канонизации были многие члены Комиссии, и далеко не все архиереи были ее сторонниками.
В 1997 году в келии старца Николая совместно с ним и по его благословению было написано и передано в Патриархию Обращение чад Русской Православной Церкви, духовенства и мирян к Святейшему Патриарху Алексию по поводу необходимости прославления Царской Семьи. В это же время старец благословлял людей на келейную домашнюю молитву Царственным Страдальцам, говорил о том, что канонизацию нужно вымаливать.
Все «царское» собиралось и сохранялось в домике батюшки на острове с особой любовью. На фотографиях, сделанных в келии старца, мы видим икону Царственных Страстотерпцев, их портреты. В келейных молитвах старца постоянно звучали акафист и канон Царю-Страстотерпцу, составленный в Русской Православной Церкви за рубежом, где Государь уже был прославлен. Старец раздавал паломникам иконы Царственных Страстотерпцев, фотографии, акафисты, таким образом поддерживая и вдохновляя народное почитание святых, плодом которого и стало долгожданное официальное прославление на Архиерейском Соборе 2000 года.
Батюшка Николай очень любил «царского поэта» – Сергея Бехтеева, любил слушать его стихи, благословлял раздавать паломникам, говоря, что они служат поднятию русского, царского духа. Об одном стихотворении Бехтеева старец сказал: «Видите, как Господь возлюбил Царя и причислил его к избранным святым... Спаситель возвысил Царя Николая за его крестное смирение... Царь Николай – великий святой...» Процитируем строки из этого стихотворения:
Старица...смотрит и видит,
Молитву честную творя,
Рядом с Христом –
Самого Страстотерпца Царя.
Лик его скорбен; печаль на державном лице;
Вместо короны стоит он в терновом венце;
Капли кровавые тихо спадают с чела;
Дума глубокая в складках бровей залегла...
Это откровение-видение было дивеевской старице в 1917 году, когда Государь еще был жив и царствовал...
С почитанием Царственных Страстотерпцев старец Николай связывал судьбы России и всего мира. Он говорил о том, что Государь-Страстотерпец Николай молится за свое земное Отечество, скорбит о нем и ждет народного покаяния, явленного не на словах, а на деле.
Одной из основных современных бед батюшка считал непонимание природы Самодержавия. Он с сокрушением говорил о том, что Православная Церковь, хранительница благодати помазания на Царство, не смогла и не хотела уберечь Государя Николая II и вынуждена была промолчать в самое тяжелое время. Не нашлось сил остановить злодеев – а мы знаем, что были и приветственные телеграммы в Синод по поводу вынужденного отречения Государя, была и скоропалительно составленная ектенья о «богодарованном Временном Правительстве» и земля наша обагрилась реками крови.
Старец неустанно повторял о необходимости сознания значения царской харизмы – того, что царская власть имеет особое помазание свыше. Он говорил о том, что нужно молиться о даровании России царского правления: «Не будет Царя, не будет России! Осознать должна Россия – что без Бога ни до порога, без Царя как без отца».
Накануне общецерковного прославления Царственных Страстотерпцев отец Николай в ответ на беспокойство его келейниц, произойдет ли это, твердо сказал: «Царь – святой, грешно думать иначе, у Бога они все уже прославлены, ведь вы помните их святое житие? Как же можно не почитать их святость? Они – угодники Божии, святые, мученики драгоценные, Господом возлюбленные!»
На Архиерейском Соборе в августе 2000 года, как теперь уже понимают многие, произошло настоящее чудо – все архиереи (за исключением одного) проголосовали за канонизацию. Это было торжество правды и Торжество Православия! А старец Николай Гурьянов был одним из главных тружеников духовных, подготовивших это торжество.
И после состоявшегося прославления старец велел своим чадам не успокаиваться («не спать», – так он говорил), благословлял собирать все, что можно, о Царе – иконы, духовные книги, книги воспоминаний, портреты. И как заповедь оставил благословение всем нам: «Свято берегите святого Царя и Святую Русь!» И утешение оставил: «Молитва к Царю Николаю – это духовный щит России».