Правило 42 Василия Великого
Браки, против воли обладающих, суть блудодеяния. При жизни отца, или господина, совокупляющиеся не суть без вины, доколе имеющие власть над ними не изъявят согласия на их сожитие. Ибо тогда супружество получает твердость.
(Ап. 82; IV Всел. 4; Трул. 85; Гангр. 3; Карф. 82; Василия Вел. 22, 38, 40).
В 38 своем правиле Василий Великий воспрещает девице вступать в брак без согласия отца, а в 40-м рабам без согласия господина их; в настоящем правиле он приводит оба эти предписания вместе, подтверждая еще раз, что без согласия власть имеющих никто не имеет права вступать в брак; в случае же ослушания, такую связь надлежит считать блудом (πορνεία). Упоминая о девице, святой Василий подразумевает здесь вообще и дочерей и сыновей одной семьи, старейшина которой – отец. Согласие отца обусловливало законность брака и по законодательству Юстиниана85. Впоследствии греко-римское законодательство требовало согласия родителей вообще86. Но в IX в. восстановлено было опять законоположение Юстиниана, причем изданы были более подробные предписания об этом. В нашей Кормчей эти предписания гласят: «Не бывает брак, аще не совещают собравшеся имущие власть, на хотящих женитися или посягати... Аще дед не истов есть, отец совещавает о браце; аще же не истов есть отец, довлеет дед на совещание, аще цель смысл имать... Самовластный сын, совершен имея возраст, и без отца совещания женится... Самовластная дщи, совершен имущи возраст, и не хотящу отцу ее, законным браком идет замуж»87. Это предписание греко-римского законодательства, согласное с настоящим и 38 правилами Василия Великого, осталось в практике восточной церкви и во все последующие века.
* * *
Digest., XXIII, 1, 11–13; 2, 2, 9.
Эклога, II, 1; Кормчая, гл. 49, 2, 1 (упом. изд, II, 174).
Гл. 48, 3. 4, 7, 15 (упом. изд. II, 86 об. – 88) из Прохирона.