Священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский

Источник

Содержание

Епископ Никодим и его роль в прославлении Соловков Три версии убийства преосвященного Никодима Версия первая: расстрелян во дворе тюрьмы Версия вторая: расстрелян на пожарном дворе Версия третья: рассказ палача  

 

Священномученик епископ Никодим (Александр Михайлович Кононов), родился 18 июня 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила и Клавдии Кононовых. Окончил Архангельскую духовную семинарию (1892), Санкт-Петербургскую Духовную академию (1896). Принял монашество с именем Никодим, в честь преподобного Никодима Кожеезерского. Рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. Кандидат богословия. Был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища (С.-Петербург, 1896). Был удостоен сана архимандрита (1901).

 

Епископ Никодим и его роль в прославлении Соловков

Архимандрит Никодим составлял жития святых, подвизавшихся в северных землях. Известны его труды: «Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.», «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители» и др. «Архангельский патерик» стал самым полным жизнеописанием соловецких святых.

В 1904 году архимандрит Никодим был назначен ректором Калужской Духовной семинарии, а в 1909 г. – ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1910 г. выходит его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел».

В 1911 года в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был рукоположен в сан епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. В архиерейской хиротонии принимали участие митрополиты Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) (будущий Патриарх Московский и всея Руси) и Преосвященные Тульский Парфений и Самарский Константин.

15 ноября 1913 г. о. Никодим стал епископом Белгородским. Здесь он служил до 1917 года, когда революционные события докатились и до Белгорода. В 1918 году к городу подступили немецкие войска. В свободном от большевиков Киеве состоялся Съезд архиереев юга России, в котором участвовал и епископ Никодим. После окончания съезда через фронт возвратился в Белгород. В своих проповедях он обличал насилие и убийства, совершаемые большевиками.

Три версии убийства преосвященного Никодима

В 1918 году Преосвященный Никодим был расстрелян чекистами, которые попытались скрыть зверское убийство. И это им почти удалось.

Версия первая: расстрелян во дворе тюрьмы

По воспоминаниям старшего уполномоченного Белгородского уездного ЧК С. Набокова (1966), которого многие считают одним из убийц владыки Никодима, все произошло так: «Контрреволюционным духовенством руководил Белгородский Архиерей, который чувствовал, что для него час расплаты приближается и во время отступления немцев из Белгорода в конце 1918 г. Белгородский Архиерей и несколько высоких священнослужителей эвакуировались в Харьков.

Примерно в конце декабря или в начале января получаю задание от председателя ЧК т. Васильева немедленно выехать в г. Харьков найти Белгородского Архиерея и привезти в Белгород... нам удалось найти Белгородского Архиерея и тогда мы установили и проверили, что Белгородский Архиерей и один игумен собираются возвратиться в Белгород... Мы ехали с Архиереем в одном вагоне приехали в Белгород рано утром примерно часов в 6 утра духовенство мужского монастыря знало время приезда в Белгород Архиерея и для встречи на станцию выслали Архиерейскую карету с игуменом и как только Архиерей с игуменом сели в карету закрыли дверцы и спустили на окна шторы мы моментально на козлы к кучеру и в вежливой форме предложили ему сидеть тихо и спокойно мы взяли бразды управления конями в свои руки и рысью приехали прямо в тюрьму... в мужском и женском монастыре поднялась суматоха начали приходить делегации от духовенства с ходатайством чтобы Архиерея освободили но результаты были таковы и Архиерея не освободили и некоторые делегации высокого Свещено-духовного ранга обратно не возвратились их постигла та же участь как самого Архиерея.

В скорости после ареста Белгородский Архиерей был расстрелян во дворе тюрьмы и там же был закопан. Об этом никто не знал кроме троих человек в присутствии Председателя ЧК т.Васильева таковая операция была произведена в ночное время. После когда все успокоилось к председателю ЧК т.Васильеву пришла делигация Свещенников и просили чтобы он сказал где и в каком месте закопан труп Архиерея и разрешит выкопать и похоронить с почестями Васильев им сказал – труп Белгородского Архиерея закопан за кладбищем там тогда закапывали такие трупы.

И когда в 1919 г. летом Деникинцы заняли Белгород церковное духовенство с помощью белогвардейцев начали искать труп Архиерея за кладбищем. В том месте выкопали несколько трупов из них они одного определили, что то был труп Архиерея... После когда мы возвратились из эвакуации после освобождения г. Белгорода от Деникинцев... с председателем бывшим ЧК Васильевым проверили во дворе тюрьмы где был закопан труп Архиерея таковой откапавали и убедились что труп Архиерея на месте и закопали обратно.» (Протоиерей Олег Кобец и др. Новомученики земли святого Белогорья. 2003).

Версия вторая: расстрелян на пожарном дворе

Когда после Рождественского богослужения (7.01 (25.12) 1919 г.) владыка принимал у себя белгородское духовенство, явился комиссар С.А. Саенко. Епископу было приказано немедленно следовать в ЧК. Весть об аресте владыки распространилась по городу, группы верующих белгородцев стали собираться и требовать освобождения архипастыря. Одну из них возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии М.Д. Кияновская (по некоторым источникам учительница Каенская ). Мария Дмитриевна сразу же была арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна.

Опасаясь волнений, епископа выпустили. На второй день Рождества владыка Никодим во время вечернего богослужения был арестован прямо в алтаре и тайно выведен из храма. Его содержали в подвале здания ЧК и подвергали допросам и пыткам. По приказу комиссара Саенко (10.01.1919) священномученик Никодим был расстрелян. Расстреливала епископа на пожарном дворе группа солдат, состоявшая из китайцев. Владыка сам благословил приготовившихся к расстрелу солдат и те, видя святость Владыки, отказались стрелять. Епископа Никодима возвратили в тюрьму, переодели в солдатскую шинель и отряд красноармейцев выполнил приказ Саенко – убил Святого. Тело тайно захоронили в общей могиле за городским кладбищем. Люди как-то узнали место погребения своего любимого архипастыря. Его могилу верующие тайно стали украшать цветами, на ней стали появлялись кресты и иконки.

После освобождения Белгорода Добровольческой армией генерала А. И. Деникина братскую могилу вскрыли, тело епископа было опознано по монашескому параману. Кроме огнестрельной раны груди, были обнаружен пролом черепа, огромная гемотома в верхней части головы и поломанные гортанные хрящи. В Николаевской церкви тело владыки Никодима облачили по архиерейскому чину и, духовенство города при большом стечении народа, перенесло тело в Троицкий собор мужского монастыря. Останки священномученика Никодима похоронили у северной стены собора вблизи раки святителя Иоасафа. (По материалам статьи Александра Крупенкова. Белгородский некрополь. Подъем, №2, 2003).

Версия третья: рассказ палача

 «Сегодня расстрелял 85 человек. Как жить приятно и легко!» – такими внутренними эмоциями своими делился с очередной партией обреченных жертв знаменитый садист Саенко. (Аркадия Аверченко. «Перед лицом смерти»)

В 1974 году газета начала печатать статьи об «активном борце с контрреволюцией» Степане Афанасьевиче Саенко. В них есть рассказ самого Саенко, проживавшего в г. Харькове вплоть до своей смерти в 1973 г. В части «Заговор в монастыре» описывается арест епископа Никодима. Саенко рассказывал, как Секретарь Курского губкома предупредил Саенко, что «...в городе действует сильная контрреволюционная организация. Возглавляет её архиепископ (правильно – епископ. Прим. Ред.) Никодим. Это сильный и опасный враг, с которым придется вести длительную борьбу».

В Белгороде Степан Саенко взял под контроль Свято-Троицкий монастырь и покои владыки Никодима. Для наблюдения под видом богомольцев туда неоднократно направлялись чекисты. Однажды ночью шпионы донесли, что в покоях епископа Никодима собралась контрреволюционная группа. Саенко решил застать епископа Никодима в расплох. Чекисты связали привратника и забрались в монастырь. Когда они стояли у двери комнаты Владыки, утверждал Саенко, они слышали как епископ призывает собравшихся к саботажу против советской власти.

«Я комендант города, именем Советской власти вы арестованы!"- заявил ворвавшийся в комнату Саенко. Комнату обыскали, арестованных привели в комендатуру и всю ночь допрашивали. Утром, перепуганный председатель исполкома Меранвиль сообщил, что у здания исполкома собралась огромная толпа белгородцев, требующая освобождения владыки Никодима. Прибывший туда Саенко, предложил собравшимся избрать представителей для переговоров, а остальным разойтись. Избранные продолжали настаивать на освобождении епископа и Саенко отправил их в тюрьму. В тот же вечер епископ Никодим был отправлен в курскую ГубЧК, где его следы теряются. (Э.Звоницкий. Комендант. Газета «Коммунист», Прохоровка. 7.11.1974)

Вокруг ареста, кончины и места захоронения Владыки ходит много легенд. «Пока ясно одно, что к злодеянию, совершенному в январе 1919 г., имеют непосредственное отношение следующие революционные «деятели»: военный комендант города Белгорода С. Саенко, Председатель Белгородской уездной ЧК Васильев М.А., старший оперуполномоченный ЧК Набоков С., Председатель Белгородского уездного ревкома Меранвиль». (Андрей Королёв. Привёз я вам с далекого и холодного севера сердце любящего отца. Белгородские епархиальные ведомости. №4 (78), 2003 г.).


Источник: solovki.ca

Комментарии для сайта Cackle