Верблюд
Верблюд (евр. гамал, носильщик, возница) (Быт. XIII, 16, 24, 64; Лев. XI, 4; Иов. I, 3; Ис.60, 6; Мф. XXIII, 24 и др.) – двукопытное, жвачное, млекопитающее животное, мясо которого было запрещено евреям употреблять в пищу (Лев. XI, 4, Втор. XIV, 7). Верблюды, говорит один из путешественников, суть корабли Аравии, морями для них служат пустыни; это животное создано Богом именно для ношения тяжестей. Верблюд бывает обыкновенно от 6 до 7 ф. (около сажени) в высоту, очень понятлив и терпелив. На конце ног его находятся твердые и эластичные копыта, не дозволяющие ноге глубоко опускаться в песок.
В Свящ. Писании по большей части говорится о верблюдах одногорбых (дромадерах), тогда как бактрийский верблюд имеет на спине два горба, между которыми находится как бы седло, на которое и навьючивают тяжести (Ис. XXX, 6). Дромадер, или одногорбый верблюд, меньше и быстрее на ходу, чем двугорбый. Он неприхотлив в пище и питье; первой для него служит трава, листья или иглы колючего кустарника, который он щиплет мимоходом на своем ходу по пустыне, а без питья он может оставаться от 4, 14 и более дней, что зависит от особенного устройства его желудка. Потому-то жители Востока и называют верблюда сухопутным кораблем, или кораблем пустыни. Верблюд, когда на него навьючивают тяжесть, обыкновенно становится на колена и во время навьючивания часто испускает крик гнева и нетерпения. Но его выносливость беспримерна. Изо дня в день продвигается он неутомимо вперед, пока хозяин его не достигнет цели своего путешествия. Он питается в сутки однажды, но его длинная шея дает ему возможность срывать по временам те из немногих колючих растений, которые случайно попадаются ему в пустыне на пути. К шее верблюда прикреплялись иногда цепи, пряжки, колокольцы и другая конская сбруя, как украшение или как обыкновенная упряжь (Суд. VIII, 21, 26).
Верблюжье мясо и молоко употребляются в пищу, а волосы его шкуры, которые короче и мягче, чем у прочих однородных с ним животных, употребляются для выделки грубого сукна на одежду (Мф. III, 4).
Из верблюжьей кожи делаются сандалии, ремни, мешки, меха, ранцы, а помет употребляется для топлива.
Обычный период жизни верблюда от тридцати до пятидесяти лет. Потому-то верблюд особенно распространен на Востоке с самых первых времен мира и с того же самого времени является на службе человеку, как домашнее животное.
Вот, говорит бытописатель, идет караван Израильтян из Галаада (в Египте) и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан (Быт. XXXVII, 25). Вот царица Савская приходит в Иерусалим послушать Соломона, и верблюды ее навьючены благовониями и великим множеством золота (III Цар. X, 2).
Стада верблюдов считались доказательством большого богатства. Иов, по свидетельству книги его имени, имел 3000 верблюдов (Иов. I, 3).
У мадианитян и амаликитян верблюдам не было числа, как песка на берегу моря (Суд. VII, 12).
У Давида для надзора за верблюдами был особый приставник (I Пар. XXVII, 30).
Верблюды употреблялись и во время войн. На них возились различные тяжелые воинские оружия тех времен, иногда на них садились и сами воины (I Цар. XXX, 17); на верблюдах часто рассылались гонцы с грамотами от царей, особенно когда им предстоял путь чрез большие пустыни (II Пар. XXX, 6; Есф. III, 13–15), как это иногда делается даже доселе на Востоке.
Молоко верблюдиц представляет один из существенных пищевых продуктов. В книге Бытия (Быт.XXXII, 15) мы читаем, что Иаков послал в дар Исаву, в числе прочего скота, тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их. Дойные верблюдицы очень ценятся у арабов. По свидетельству Плиния в его естественной истории, это животное дает молоко в течение очень долгого времени. По арабской поговорке: животное Иова (т. е. верблюд) – живое доказательство милосердия Божия к человеку.
В Свящ. Писании слово верблюд употребляется иногда в иносказательном смысле о людях. Так, пр. Исаия, изображая славное царство Мессии по обращении язычников, говорит: Множество верблюдов покроет тебя, дромадеры из Мадгама и Ефы (Ис.LX, 6). Но нельзя давать иносказательного значения слову верблюд в местах Свящ. Писания у Мф. XIX, 24, XXIII, 24. Выражение пройти верблюду сквозь игольные уши употреблялось у древних как пословица, выражающая особенную непреодолимую в чем-либо трудность для человека. Другое выражение: оцеживающие комара, а верблюда поглощаюшие – указывает на людей, занятых мелочами и в них полагающих всю важность, а из-за них упускающих без внимания важнейшие предписания закона, исполнение которых для всех обязательно.
Верблюжий волос, как замечено выше, употреблялся для изготовления различного рода сукон и материй. Иногда они делались из самой лучшей и мягкой части волос, и тогда оные употреблялись на изготовление очень богатых и роскошных одежд. Низший сорт верблюжьих волос употреблялся на выделку сукна для покрытия палаток и верхней одежды пастухов и погонщиков верблюдов. По свидетельству путешественников, настоящие дервиши носят одежды из этого сукна, по которой опоясываются кожаным поясом. Нам известно, что одежда Иоанна Крестителя была из верблюжьих волос низшего сорта, так как в Евангелии она противопоставляется мягким и роскошным одеждам (Мф. XI, 8; Лк. VII, 25).