Убежище, города убежища
Убежище, города убежища. Первоначальное учреждение городов убежища подробно описано в кн. Числ (Чис.XXXV, 10–15). Как в патриархальные времена до Моисея, так при Моисее и после него человеческая жизнь считалась весьма священной. Сознательный убийца был осуждаем на смерть и, даже убивши своего ближнего ненамеренно, подвергался опасности отмщения со стороны его ближайшего родственника (отмстителя за кровь). Впрочем, эта суровая справедливость растворялась милосердием, так как для таких невольных убийц были назначены особые города: три Моисеем на в. берегу Иордана и три Иисусом Навином на западном, как города убежища, в которые мог бежать и спасаться невольный убийца и оставаться в них, по исследовании дела, до смерти первосвященника (Чис. XXXV, 10–32, Втор. XIX, 7–13, Нав. X, 1–8).
Города убежища на в. берегу Иордана были следующие: Бецер, Рамоф и Голан (Втор. IV, 43), а на з. берегу – Хеврон (Нав. XXI, 13), Сихем (Нав. XXI, 21) и Кедес (I Пар. VI, 74).
В каждый из означенных городов мог бежать несчастный, невольный убийца и спасаться в нем от мстителя крови. По свидетельству раввинов, дороги в означенные города были всегда свободны, находились в хорошем состоянии, а по направлениям, ведущим к ним, стояли указательные столбы, и вообще убийце давалась полная возможность спастись туда бегством от руки мстителя.
Если по исследовании дела оказывалось, что он повинен в умышленном убийстве, то его удаляли даже из города убежища и предавали смерти (Чис. XXXV, 31–32); если же находили, что он совершил преступление невольно или случайно, то ему дозволялось жить в городе убежища, но не выходить за пределы оного до смерти первосвященника. Жилище давалось таковому безвозмездно, граждане обучали его какому-либо ремеслу или искусству, и таким образом он приобретал себе средства к пропитанию; но если по какой-либо случайности отмститель крови встречал его за пределами города, то мог убить его и остаться безнаказанным (Чис. XXXV, 26–27).
Были города убежища и у других народов древности, у греков и римлян. Так, напр., Дафны близ Антиохии был городом убежища (II Мак. IV, 33–34). Храм Дианы в Эфесе также считался местом убежища и др. Вообще же храмы и алтари в древности, помимо городов, считались местами убежища для невольных убийц (Исх. XXI, 14). Так, мы читаем, что Адония и Иоав, по смерти Давида, опасаясь за свою жизнь, убежали к жертвеннику и ухватились за рога оного.
Впрочем, это святое место убежища не спасло Иоава. Он был умерщвлен, несмотря на принятую предосторожность (III Цар. I:50–51, II:28–31). Так, в греческой истории мы читаем, что Павзаний, подвергаясь опасности лишиться жизни, убежал в капище Минервы, но посланные за ним убийцы завалили двери капища и обрушили потолок, чтобы он скорее там умер.