Темница
Темница, или тюрьма. Темничное заключение у многих древних восточных народов встречалось не так часто, как в настоящее время у современных цивилизованных народов, так как виновные в большинстве случаев наказывались тотчас же после краткого судопроизводства. Но, по-видимому, темничное заключение в Египте было довольно обыкновенным явлением. Так, Иосиф, бывший домоправителем ц. египетского фараона, был заключен в темницу, которая в Библии называется местом, где заключены узники царя. Она находилась под ведением особенного начальника (Быт. XXXIX, 20–23).
Заточение преступника в темнице продолжалось иногда довольно долгое время до окончательного решения его дела (Быт.XLI, 1). В законе Моисеевом нигде не упоминается о темницах. Единственный случай заключения под стражу во времена Моисея упоминается в кн. Левит (Лев.XXIV, 12). Мы должны заметить при этом, что во времена Моисея был еще и другой случай заключения под стражу одного лица, который собирал дрова в день субботний. Тот и другой заключенные содержались под стражей до тех пор, пока не было определено, что должно сделать с виновными (Чис. XV, 34).
Иов говорит о темничном заключении, в котором узники не знали покоя, и слышались там крики приставника (Иов.III, 18).
Узники и темница неоднократно упоминаются и в псалмах Давидовых (Пс.CXLI:7, LXXVIII:11 и др.). Филистимляне имели дом узников в Газе, куда был заключен Самсон, осужденный на тяжкий труд молотьбы в цепях (Суд. XVI, 21–25). Давид прибегнул к мере заключения в особом доме под надзор десяти своих наложниц (II Цар. XX, 30). После времен Давида указания на темницы или дома темничные в Свящ. Писании делаются чаще (III Цар. XXII:27; 4Цар. XVII:4, XXV:27–29; Ис. XLII:7; Еккл. IV:14; Иер. XXXII:2 и др.).
Мы читаем о тюрьмах или темницах и в неканонических книгах (II Мак. XIII, 21), и из Нового Завета прямо видно, что темницы в то время были уже общественным учреждением (Лк. III:20, XXIII:19; Деян. V:18, VIII:3 и др.).
Нам мало известны подробности темничной дисциплины у евреев, но, вероятно, они имели много общего с римской, разъясненной подробнее и обстоятельнее: так, напр., тюрьмы находились при домах начальников телохранителей (Быт. XXXIX, 20), или в караульнях при домах царских (Иер. XXXII, 2), или при вратах (Иер.XX, 2) и состояли иногда в глубоких, безводных рвах во дворах зданий и подземельях (Иер. XXXVII, 16). Узников сковывали цепями (Иов. XXXVI, 8), сажали их в колоду (Иер. XX, 2, Иов. XIII, 27), состоявшую из двух больших брусьев, в которую вкладывались руки и ноги преступника.