Сихем
Сихем (плечо, или, лучше, верхняя часть спины, между плечами):
а) (Быт. XXXIV, 2, 26) – сын Эммора, евеянина, князя земли Сихемской, который был жестоко и вероломно поражен Симеоном и Левием за его недостойное поведение относительно их сестры Дины;
б) Известный хананейский город в Самарии, названный так, вероятно, по имени сына Эмморова, упомянутого в предыдущей статье. Название означенного города является также в форме Сихарь (Ин. IV, 5). Мы встречаем его в кн. Бытия еще во времена Авраама (Быт. XII, 6). В указанной цитате он называется местом Сихем, а в XXXIII (Быт.XXXIII, 18) главе – городом Сихем.
Иаков скрыл языческих богов и идольские украшения своих домочадцев под дубом близ Сихема (Быт. XXXV, 4), и в окрестностях Сихема паслись его стада под руководством его сыновей (Быт. XXXVII, 12–14).
Он был одним из городов убежища (Нав. XX, 7), и им владели некоторое время левиты (Нав.XXI, 21).
Здесь Иисус Навин собрал колена Израилевы перед своей смертью (Нав.XXIV, 1–25) и здесь погребены были кости Иосифа (ст. 32). Здесь жила наложница Гедеона (Суд. VIII, 31), и он был местом злодеяний Авимелеха (Суд.IX, 157).
Ровоам был поставлен царем в Сихеме (III Цар. XII, 1), но вскоре затем он сделался резиденцией Иеровоама (ст. 25).
Существуют еще и другие указания на этот город в Ветхом Завете; в Новом Завете Сихем, под именем Сихарь, является перед нами, как город, в котором Господь Иисус беседовал с самарянской женщиной (Ин. IV, 5).
Когда римляне возобновили город после войны, то назвали его Неаполем, или новым городом, и он доселе носит это название, несколько измененное в название: Наблус. Из предшествующих указаний видно, что Сихем упоминается уже почти за 4000 лет до нашего времени, а потому он есть один из древнейших городов в мире. В течение всего Библейского периода он представляется городом довольно значительным, равно как и спустя долгое время после того.
По свидетельству некоторых толкователей, один из епископов сихемских, по имени Герман, присутствовал на первом Никейском соборе в 325 г., хотя другие именуют Германа епископом Самарийским. Об этом городе упоминает Евсевий, равно как и пилигрим Бордо. Очень естественно, что, когда усилилось паломничество в Палестину, Сихем получил свое особенное значение.
По преданию, в Сихеме Ирод приговорил Иоанна Крестителя к усекновению главы.
Нет необходимости перечислять все исторические и литературные воспоминания об этом замечательнейшем городе. Его важное значение и положение подтверждается, между прочим, тем что, при римских императорах в Сихеме чеканились монеты с надписанием на оных их имен. Древний Сихем, несомненно, находился на месте нынешнего Наблуса или недалеко от него и лежал к с. от горы Гаризим, по долине, отделяющей оный от Гевала. Здесь находились гробница Иосифа и колодезь Иакова.
Колодезь Иакова имел над собой церковь, о которой упоминает Феодорик (в 1172 г. по Р. X.) в следующих словах: «Теперь – кладезь, у которого сидел Господь, находится на расстоянии полумили от города и расположен перед алтарем церкви, некогда построенной над оным». Народонаселение Наблуса состоит теперь из 10000 человек, магометан, христиан, самарян и иудеев.
Интерес этого города в настоящее время заключается не только в его исторических воспоминаниях и его антикварных остатках, но главным образом и в том, что он в настоящее время служит местопребыванием самарян, которые доселе удерживают свое существование как отдельная секта и совершают свое богослужение по обрядам самарянского исповедания.