Сад
Сад (Чис. XXIV, 6). Сады у евреев, несомненно, были просты и мало возделаны. Указания на них делаются, кроме вышеуказанной цитаты, в кн. Иова (Иов.VIII, 16), в III кн. Царств (III Цар.XXI, 2), в кн. Песнь песней (Песн.IV, 4–12) и в кн. Екклезиаст (Еккл.II, 5). Сады главным образом были предназначены для разведения плодовых и тенистых деревьев, равно как и ароматических растений и трав. В Свящ. Писании указывается также на сады с розовыми и оливковыми растениями. Водные резервуары, в форме ли то фонтана, колодца или ручья, протекающего через сады, считались необходимой принадлежностью садов. О садах в окрестностях Дамаска говорится, что они орошались маленькими потоками, протекающими во всех частях оных. Прекрасные указания на это содержатся в кн. Притчей (Притч.XXI, 1) и у Исаии (Ис.LVIII, 11).
В Свящ. Писании упоминается еще о саде Гефсиманском, в котором Господь часто бывал с учениками Своими и где Он пред Своими страданиями молился до кровавого пота (Мф. XXVI, 35 и др.). Хорошо орошенный сад и сад безводный служат символами благословения и проклятия Божия.
Сады в Персии в настоящее время содержатся очень хорошо и обрабатываются с большим тщанием.
В Палестине иногда они служили местом погребения (Ин. XIX, 41), равно как и местами отправления религиозных обрядов и молитв (Ис. I, 29). Их часто ограждали забором или решеткой. Среди них ставилась иногда сторожка, довольно обширная, чтобы защитить сторожа от бури и от жара. Этот обычай вполне объясняет слова пр. Исаии (Ис.I, 8). Подобные сторожки нередко видятся и ныне в Египте среди обширных полей, огородов, садов. В древнее время Иерусалим, весь окруженный садами, представлял собой как бы один прекраснейший сад; но не то, к сожалению, там в настоящее время. Правда, садоводством и разведением растений занимаются в Палестине и ныне оседлые жители, и, несмотря на беспечность жителей, теперь еще многие места удивляют красотой своих садов и своей растительностью, но в общем всюду видны следы упадка и разрушений, и земля ждет своего возрождения.