Пир, пиршество
Пир, пиршество (Лк. XIV, 13). В Библии мы часто встречаем упоминания о пирах, роскошных пиршествах и господствовавших на них обычаях. Обыкновенно давали пиршество в праздники всенародные (Втор. XVI, Тов. II, 1), также по случаю благодарственных жертвоприношений в каких-либо частных обстоятельствах (I Цар. IX, 13; IIIЦар. I:9, III:15) или по особым событиям в доме и семействе. Так, напр., Авраам сделал великий пир при отнятии Исаака от груди (Быт. XXI, 8); при брачном торжестве Иакова Лаван собрал всех людей того места и сделал пир (Быт. XXIX, 22). В день своего рождения фараон сделал пир для всех своих слуг (Быт. XL, 20). Ирод в день своего рождения также сделал пир (Мк. VI, 21). Устраивались и похоронные столы (II Цар. III, 35, Тов. IV, 17). Предсказывая бедствия, имеющие постигнуть Иерусалим, и смертность, пророк Иезекииль говорит: И умрут великие и малые на земле сей. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем, и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце и матери их (Иез. XVI, 6, 7).
У восточных народов было в общем обыкновении давать особенные милости на означенных пиршествах (Есф. V:6, VII:2). Собственно пиршества на Востоке начинались обыкновенно вечером, во время которого комнаты блестяще освещались. Римский пир вообще состоял из ужина, начинавшегося, однако, около трех часов пополудни. Должно полагать, что точно так же было и у евреев. Гости забавлялись рассказыванием различных происшествий, юмористических историй, а иногда предложением на разрешение различных загадок (Суд. XIV, 12), но гораздо чаще поэзией и музыкой (Ис. V:12, XXIV:7, 9, Ам. VI, 4–6).
Обычаи современных арабов достаточно походят на обычаи, о которых мы упомянули. Может быть, то же самое можно сказать и обо всех восточных странах. Гости приглашались рабами (Мф. XXII, 3, 4), являлись в лучших одеждах (Еккл. IX, 8); их радушно встречали сами хозяева, давали им воды на омовение ног, умащали головы их маслом (Лк. VII, 45). Самое пиршество отличалось обилием и роскошью во всем, изобилием яств и разнообразием пищи. Гостям слуги омывали руки (Мк. VII, 2), а затеме осыпали их цветами и окропляли их благовонными эссенциями (Пс. XXII:5, XLIV:7, Еккл. IX, 8, Лк. VII, 38–46). Почетнейшим местом или седалищем служило среднее ложе, и именно средина этого ложа.
В древние времена кроме музыки и танцев во время пиршеств происходили также битвы гладиаторов. О великолепии древних праздников и о численности гостей, присутствовавших на них, можно судить уже по следующему факту: Юлий Цезарь давал однажды народный пир, на котором присутствовало около 22 000 гостей, занимавших каждый отдельное седалище. Потому-то библейские повествования о пиршествах с громадным множеством гостей заслуживают полного доверия. Пиршества у израильтян были скромны, просты и благопристойны, и Сам Господь принимал в них участие (Мф. XI, 19).
Только с возрастанием благосостояния и роскоши в кругу богатых и знатных стали появляться невоздержные пиршества, которые вошли в употребление между ними вследствие знакомства с чуждыми народами и через посредство греков и римлян. Тогда-то на пиршествах стали являться и танцовщицы (Мф. XIV, 6) и разные бесчинства, и началось, наконец, полное подражание римским оргиям и веселым процессиям с шумной толпой, с музыкой, пением и плясками. Но люди благочестивые не позволяли себе таких пиров (I Цар. XXV, 36, Прем. XIV, 23).