Библейская энциклопедия
Нафанаил
Нафанаил (дар Божий) – имя следующих лиц:
а) (Чис. I, 8) – сын Цуара, из начальников колена Иссахарова, участвовавший при исчислении народа израильского при Моисее;
б) (I Пар. II, 14) – один из сынов Иессея, брат Давида;
в) (I Пар. XV, 24) – один из священников, упоминаемых при перенесении Ковчега Завета при Давиде в Иерусалим;
г) (I Пар. XXIV, 6) – левит, писец, отец Шемаии;
д) (I Пар. XXVI, 4) – один из сыновей Овед-Едома;
е) (II Пар. XVII, 7) – из князей в царствование Иосафата, посланных им вместе с другими для научения народа;
ж) (II Пар. XXXV, 9) – из начальников левитов, участвовавший в праздновании великой Пасхи, в царствование Иосии;
з) (I Езд. X, 22) – один из сынов Пашхура, давший вместе с другими руку свою в уверение отпустить жену иноплеменницу и принести в жертву овна за свою вину;
и) (Неем. XII, 21) – глава семейства из дома Иедаии во дни Иоакима;
к) (Неем. XII, 36) – из священников, участвовавших с музыкальными орудиями при освящении стены Иерусалимской во дни Ездры и Неемии;
л) (Иудиф. VIII, 1) – предок Иудифи;
м) (Ин. I:45–51, XXI:2) один из 12 апостолов, прозывавшийся иначе по отцу Варфоломеем (Мф. X, 3, Мк. III, 18, Лк. VI, 14), уроженец Каны Галилейской. Под именем Нафанаила о нем дважды упоминает только св. еванг. Иоанн, именно в означенных цитатах. Обстоятельства, при которых Нафанаил сделался одним из учеников Христовых, особенно замечательны, так как рисуют в ярком свете его характер.
Сам Иисус засвидетельствовал о нем, что это истинный израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. I, 47). Он был вместе с сыновьями Зеведеевыми и другими при рыбной ловле на Тивериадском озере, когда всем им явился Господь (Ин. XXI, 2). Он находился также в числе 11 учеников, упоминаемых в кн. Деян. апост. (Деян.I, 13).
Нафанаил проповедовал Евангелие сперва в Малоазийских областях вместе с ап. Филиппом, потом в Аравии, Эфиопии, Индии и великой Армении, где и скончался мученически, именно, по одним – распят на кресте, а по другим – с него живого снята кожа. Память его совершается Церковью 11 июня.