Наложница
Наложница (II Цар. XVI, 22) – в Свящ. Писании это слово встречается нередко. Некоторые из самых благочестивых патриархов, как, напр., Авраам и Иаков, имели наложниц: Агарь, Хеттуру и др. Подобные же примеры встречаются и во времена подзаконные, Судей и Царей, как, напр., Манассия, Халев, Гедеон, Саул, Давид, Соломон и др. (I Пар. VII:14; IПар. II, 46, 48, Суд. VIII, 31; IIЦар.III:7, V:13; IIIЦар. XI:3).
По определению раввинов, пишет высокопр. митроп. Филарет, наложница есть жена из рабынь без брачной записи и обручения, коей дети должны пользоваться дарами, но не наследством. И о наложничестве у евреев пишет: Евреи не только до закона, но и под законом дозволяли себе наложниц. Вероятно, что в сем обычае превращен в правило разрешения пример патриархов Авраама и Иакова. Патриархи же, сколько можно приметить, частью следовали обычаю, принятому прежде их, частью уступили нетерпеливости иметь потомство, уже благословенное Богом, каковая нетерпеливость наипаче открывалась в их женах (Записки на кн. Быт. митр. Филарета. Часть II, с. 150, 289–290).
Таким образом, наложничество представляется как слабость, допущенная древними патриархами частью по обычаю, принятому прежде их, частью по нетерпеливости иметь скорее потомство (Быт. XVI:1–2, XXX:3). Бог терпел эту слабость. Но пример патриархов не дает оправдания для нее. Напротив, Свящ. Писание во многих местах дает видеть то ограничение этой слабости, то вредные последствия оной для семейного спокойствия, общественного благосостояния и чистоты нравов, то, наконец, прямые запрещения как поведения, несогласного с первоначальным учреждением брака и волею Божиею. Таким образом, Евангелие дает указание на свящ. установление брака, его первоначальное высокое значение (Быт. II:24; Мф. XIX:5; IКор. VII:2), и по духу его наложничество в настоящее время считается тяжким грехом, равняющимся блуду и прелюбодеянию.