Ангел
Ангел (Быт. XVI, 7–14). Это слово на греческом и еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лк. VII, 24, IX, 52). Употребляемое в общем смысле, оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их, так как чрез них Господь являет Свою волю и делает их орудиями исполнения оной. Из Свящ. Писания и предания мы знаем об их местопребывании и служении, что они владеют знанием и чистотой, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волей, умом и могуществом и занимающие высшую степень в ряду творения.
Выражение: ты творишь ангелами Своими духов, служителями Своими огонь пылающий (Пс. CIII, 4, Евр. I, 7) прямо указывает на бесплотность ангелов.
Об явлении и служении ангелов мы можем иметь понятие из след. мест Свящ. Писания: Быт. XVI, 7–11; Суд. XIII, 6; Иез. X; Дан. VI, 22; Мф. IV:11, XVIII:10; Лк. I:19, XVI:22, XXII:43; Деян. VI:15, XII:9; Евр. I:14, II:16; 1Сол. I, 7; Откр. X:1, 2:6.
О числе ангелов мы знаем из след. мест Свящ. Писания: IIIЦар. XXII, 19; Пс. XVII, 11; Дан. VII, 10; Мф. XXVI, 53; Лк. II, 9–14; 1Кор. IV, 9; Евр. XII, 22.
О силе и могуществе ангелов свидетельствуют след. места: Пс. CII, 20; 2Пет. II, 11; Откр. V:2, XVII:1, XIX:17.
На их служение и деятельность указывают след. места: Суд. XIII, 20; Ис. VI, 2–6; Мф. XIII:42, XXVI:53; Деян. XXVII, 23; Откр. VIII, 13.
Таковы некоторые главные места Свящ. Писания, выбранные нами из множества, в которых делаются указания на эти чины и степени мира ангельского, на их духовную природу и служение. Но кроме мира ангельского есть также мир злых духов. Это ангелы, по слову ап. Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд. I, 6). О сих последних подробнее скажем в словах: диавол, сатана, бес.