Манна
Манна (от еврейского слова, выражающего удивление – man-lu – что это такое?) (Исх.XVI, 15–31, Ин. VI, 31, Евр. IX, 4). Когда сыны Израилевы в первый раз увидали (манну), то говорили друг другу: что это? И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу (Исх. XVI, 15). Манна была питательное вещество, чудесно ниспосланное Богом с неба сынам Израилевым, во время их странствования по пустыне Аравийской, взамен хлеба, которого они не могли достать во время своего долгого пути. Она называется хлебом, падавшим с неба в виде дождя (Исх. XVI, 4). И когда роса сходила на стан ночью, говорится об этой чудесной пище в кн. Чис., тогда сходила на него манна (Чис.XI, 3). И когда роса поднялась, говорится в другой свящ. книге, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, как иней на земле (Исх. XVI, 14).
Видом она походила на кориандровое семя, была белая, вкусом же как лепешка с медом (ст. 31). Собирали ее рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, она таяла (ст. 27). Народ ходил и собирал ее и молол в жерновах или толок в ступе, варил в котле и делал из нее лепешки (Чис. XI, 7). Если ее оставляли до утра, то в ней заводились черви и она начинала смердеть (Исх. XVI, 20). Накануне субботнего дня манну собирали в двойном количестве, потому что в субботу она не выпадала (ст. 23). Эта чудесная пища ниспосылалась с неба ежедневно в течение 40 лет 3–4 миллионам еврейского народа (Втор. XXIX, 5, 6).
Падение манны с неба прекратилось, когда сыны Израилевы стояли станом в Галгале, на другой день после празднования ими первой Пасхи в Земле Обетованной (Нав. V, 10–12). Чтобы увековечить означенное, столь долго продолжавшееся чудо, Моисей поручил Аарону взять один золотой сосуд и положить в него полный гомор манны для хранения и поместить оный перед Ковчегом или в самом Ковчеге, дабы последующие роды могли лично видеть тот чудесный хлеб, которым Господь питал евреев в пустыне во время их долговременного и опасного странствования из Египта в землю Ханаанскую (Исх. XVI, 33).
Питательное вещество, известное в настоящее время под названием манны, названо так от предполагаемого сходства оной с манной израильтян. Но манна израильская была существенно отлична от обыкновенной настоящей манны многими особенностями. Настоящую манну нельзя найти в пустыне, она добывается только весной, не тает на солнце, не зарождает в себе червей и не портится, если хранить ее даже в течение нескольких дней; ее нельзя молоть или толочь в ступе, как манну израильтян. Израильтяне никогда не видели ее прежде, и после прекращения выпадения оной с неба, в последний раз в Галгале, она уже никогда более не выпадала (ср. Втор. VIII, 3, 16, Исх. XVI, 15, 32).
Настоящая манна собирается с тамариксового кустарника или тарфы, преимущественно на Синайском полуострове. В июне месяце она падает каплями в обилии из хвои тамариска на ветви, листья и шипы, которые постоянно падают и покрывают землю под означенным кустарником; манну собирают до солнечного восхода, когда она сгущается. Арабы тщательно очищают листья, грязь и другие нечистоты, пристающие к ней, варят ее, процеживают сквозь чистую тонкую ткань и кладут в кожаные мешки. Таким образом манна хорошо сохраняется даже до будущего года, и бедуины употребляют ее в пищу, как мед, мажут ею свои пресные лепешки или омакивают свой хлеб в сладкий раствор манны. Значительная часть манны доставляется в синайский монастырь св. Екатерины.
В кн. Псалтирь манна называется хлебом небесным, хлебом ангельским (Пс.LXXVII, 24, 25), очевидно, потому, что она ниспадала с неба чудесным образом. Выражение в кн. Апокалипсис: сокровенная манна иносказательно указывает на ту защиту и покров, которые Господь оказывает каждому истинно верующему в Него. Но главнее всего, манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии (Ин. VI, 31–35, 48–58).