Источник

Лука евангелист

Лука евангелист (сокращ. форма лат. слова Lucanus, как, напр., Сила – Silvanus), писатель третьего Евангелия и книги Деяний апостольских. Он вообще не поименован как писатель последней книги, но всеобщее и непрерывное предание Церкви с самого начала приписывало ему составление означенной книги Н. З.

По свидетельству Евсевия и Иеронима, Лука был уроженец г. Антиохии. В Посл. к Кол. (Кол.IV, 14) ап. Павел именует его врачом возлюбленным. Основательное его знакомство с иудейскими обычаями, образ мышления, фразеология делают несколько вероятным, что он сначала был прозелитом, иноплеменником, принявшим иудейскую веру, хотя, с другой стороны, по его классическому стилю, чистоте и правильности греческого языка в его Евангелии скорее можно заключить, что он происходил не из еврейской, а из греческой расы.

Нам неизвестно, что именно побудило его к принятию христианства, но мы знаем, что по своем обращении, сердечно привязавшись к великому апостолу Павлу, он всю последующую жизнь свою всецело посвятил на служение Христу.

Существует древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом во всякий город и место, куда Сам хотел идти (Лк. X, 1). Другое древнее предание говорит, что он был вместе с тем и живописец и приписывает ему начертание икон Спасителя и Божией Матери, из коих последняя доселе хранится в Большом Успенском соборе в Москве.

Касательно образа его деятельности по вступлении в апостол. служение, мы находим точные и определенные сведения, описанные им самим в кн. Деяний. Думают, что в трогательном евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Еммаус, под другим учеником, имя которого не упоминается, разумеется сам Лука (Лк. XXIV).

Когда Лука присоединился к ап. Павлу и сделался его спутником и сотрудником, достоверно не известно. Может быть, это было в 43 или 44 г. по Р. X. Затем он сопровождал апостола в Рим, до времени первого его темничного заключения в оном (Деян. XXVII, 1 и сл.) и оставался при нем (Кол. IV, 14). И во время вторых уз апостола, незадолго до его смерти, он также был при нем, тогда как все прочие оставили апостола; вот почему так трогательно звучат слова ап. Павла в конце II Посл. к Тимофею (II Тим.IV, 10): Дамас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию. Один Лука со мною.

По кончине ап. Павла о последующей жизни св. Луки из Свящ. Писания ничего не известно. Существует предание, что он проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мирно скончался в 80-летнем возрасте. По другому преданию, он скончался мученической смертью при Домициане в Ахайе и за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Мощи его перенесены в Константинополь при императоре Констанции II в IV в. Память его празднуется Церковью 18 октября.


Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Комментарии для сайта Cackle