Дождь
Дождь (Быт. II, 5). Для того чтобы понять силу различных неоднократных указаний в Свящ. Писании на означенное физическое явление природы, необходимо иметь хотя некоторое понятие о временах года в Палестине. В этой стране дожди часто падают в так называемые у нас холодные месяцы – с ноября по апрель. В это время иногда бывают сильные ливни, с громом, молнией и порывистым ветром, в течение нескольких дней. В летний сезон, от мая до октября, земля большей частью сохнет, зелень блекнет и растительность вянет, вследствие продолжительного отсутствия дождей.
В библейское время, как и ныне, гром и дождь во время жатвы пшеницы были почти чудом, наполнявшим народ страхом и удивлением (I Пар. XII, 16, 18). Соломон говорил о дожде во время жатвы, как о самой необыкновенной случайности (Притч. XXVI, 1).
Первые дожди, после летнего бездождия, падают обыкновенно в октябре и называются ранними, или осенними, дождями (по-евр. йорех), так как они предшествовали времени посевов и способствовали разрыхлению почвы. Поздние, или весенние, дожди обыкновенно бывают в апреле перед самой жатвой и, конечно, оказывают благотворное действие на созревание земных плодов (евр. название их малкош). Он (Господь) приидет к нам как дождь, говорит пр. Осия, как поздний дождь оросит землю (Ос.V, 3).
У свящ. писателей дождь очень часто представляется символом Божественной благости (Ис. XLIV, 3, 4, Ос. VI, 3); он также часто служит образом спокойной, сильной, внушительной речи: польется как дождь учение мое, восклицает Моисей в своей прощальной речи к евреям, как роса речь моя, как дождь мелкий на землю, как ливень на траву (Втор. XXXII, 2).
Сильные бури с дождем и ветром бывают очень нередко в жарких странах, в том числе и в Палестине, потому-то невольно вспоминаются нам при этом следующие величественные слова псалмопевца: облава изливали воды, тучи издавали гром и стрелы Твои летали. Глас грома твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась (Пс. LXXVI, 18, 19).
В кн. Песнь Песней также содержится поэтическое указание на то, что, по прошествии зимы, дождевое время года прекращается: Вот уже зима прошла, говорится в ней, дождь миновал, перестал; цветы показались на земле, время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей (Песн.II, 11–12).