Азбука веры Православная библиотека епископ Никанор (Кудрявцев) Празднование пятидесятилетней годовщины Московского Никольского единоверческого монастыря

Празднование пятидесятилетней годовщины Московского Никольского единоверческого монастыря

Источник

Содержание

Празднование пятидесятилетней годовщины Московского Никольского Единоверческого монастыря Слово на день, посвященный молитвенному воспоминанию пятидесятилетнего существования Московского Никольского Единоверческого монастыря  

 

Празднование пятидесятилетней годовщины Московского Никольского Единоверческого монастыря

Война помешала совершить юбилейный праздник Никольского Единоверческого монастыря в объеме, первоначально предполагавшемся и требовавшемся историческою ролью, значимостью и положением монастыря. Но, и при наличности подобных непреодолимых препон, обитель целых 4 дня посвятила молитвенными прошениям и благодарениям за 50 протекших лет своей жизни.

Совпадение 16 мая 1866 г., когда произошло открытие монастыря, с Духовым днем, а 16 мая 1916 г., хотя также с понедельником, однако самым обычным, совершенно естественно, считаясь с рядом условий, указало временем, а тем более хронологическим центром, и для юбилейных торжеств не 16 число мая, но именно день Св. Духа. Принятое, в таких случаях, поминовение почивших само собою, следовательно, отодвигалось на пятницу и субботу пред Троициным днем.

В 7 ч. в. пятницы (27 мая) была совершена очередными священнослужителями в главном монастырском храме заупокойная утреня. На 17 кафизму, по 6 песни канона и в конце утрени, на средину храма, выходил соборне о. Настоятель монастыря. Особливое поминовение совершалось по Императоре Александре II, Державной волей которого был основан монастырь; – Наследник Цесаревич Николай Александрович, в честь которого, как посетившего за 10 лет до возникновения обители ее храмы и умершего почти накануне (12 апреля 1865 г.) этого последнего, монастырь получил наименование Никольского1; Митрополите Московском Филарете, (Дроздов), в виде Никольского монастыря осуществившем, при первой возможности (присоединение к Св. Церкви 23 июня и 21 июля 1865 г., а также, в ближайшее, к этим числам, время, нескольких иноков – виднейших членов Белокриницкой епархии2, свое давнее желание устроить в Москве мужской единоверческий монастырь; – Apxиепископ Леонид (Краснопевков), подъявшем, в бытность викарием Московским, на себя, ради преклонного возраста и недугов Святителя Филарета, труд открытия обители; – Боярине Димитрии (Толстом), тогдашнем ОберПрокуроре Св. Синода, принимавшем, полустолетие назад, в воспоминаемом событии самое деятельное участие; – Алексее и Михаиле (Хлудовых), подаривших и украсивших монастырь, помимо всего прочего, целым учреждением (так называемой, Хлудовской Библиотекой рукописей и старопечатных книг); – настоятелям; – братии, не исключая послушников, закончившей свою жизнь в стенах этого монастыря, и всем, вообще, создателям, начальствовавшим, благодеявшим, служившим, учившим, учившимся3, трудившимся и подвизавшимся в обители.

Тем же собором священнослужителей, который принимал участие в совершении заупокойной утрени, в субботу 28 мая была отслужена, в 8 ч. у., заупокойная литургия. Панихиду по окончании обедни, под печальный перезвон колоколов, совершал Управляющий Холмской Enapxией, Преосвященный Серафим, Епископ Бельский4, при участии почти всего монастырского и приходского, при монастыре, духовенства. В обоих случаях юбилейное поминовение производилось согласно порядку, принятому накануне.

В Троицын день, в 6 ч. в., началась всенощная – до канона с присоединением к дневной, службы Св. Николаю (по декабрьской минее). Богослужение совершал старший из насельников монастыря, его казначей, Игумен Павел, соборно. На литию, с обхождением вокруг храма, и величание выходил о. Настоятель монастыря с монастырскими и приходскими священнослужителями.

Литургию, в 9 ч. у., с благодарственным молебствием, при обхождении вокруг храма, по окончании ее в Духов день, совершал, как Управляющей делами местного Единоверия, Преосвященный Apceний, Епископ Серпуховский. Из сторонних, для монастыря, лиц в служении литургии приняли участие, между прочим, о.о. npoтоиереи Васютин (благочинный единоверческих церквей Московской епархии) и Максимов, к крестному же ходу собралось, в крайнем случае, по одному представителю от священнослужителей единоверческих церквей всей епархии, – протоиереи: Соколов (настоятель соседней – Петропавловской, в Преображенском, церкви) и Быстрицкий (секретарь Совета Братства Св. Петра Митрополита), священник А. М. Пятикрестовский (сын бывшего диакона5 приходской, при монастыре, церкви).

На „малом входе“ был возведен в сан протоиерея – племянник † проф. Н. И. Субботина, священник Н. Миловский6, а по исполнении „причастна» и нескольких Троицких песнопений произнес ниже помещенное слово о. Настоятеля монастыря.

Собравшее в стены монастыря весьма значительное число народу, единоверцев, православных и старообрядцев, среди коего были представители интеллигенции и видного купечества, а также миссионерствующая братия, торжество закончилось чаем и легкой закуской в настоятельских комнатах.

Не рассылавший, по обстоятельствам военного времени, именных приглашений и не стремившийся, в силу тех же причини, сообщать своему юбилею официальный характер, монастырь особенно был польщен проявленным к нему, в достопамятный день, вниманием, как со стороны посетивших в этот день обитель, так и со стороны письменно7 и телефонно приветствовавших его. – Из вещественных приношений монастырю ко дню юбилея заслуживает быть отмеченной роскошная, серебряновызолоченная с эмалью, лампада к чудотворной иконе Св. Иоанна Крестителя, пожертвованная Настоятельницей Московского Вознесенского монастыря, Игуменеей Евгенией.

В свою очередь, насельники монастыря и долгом верно подданничества, и выражением сыновней преданности своему Архипастырю почли приветствовать депешами Государя Императора8 и Владыку Митрополита9.

Высокомилостивый ответ на первую, полученный, подписавшим телеграмму, Преосвященными Арсением, на другой день юбилея, гласил:

Сердечно благодарю Вас и архимандрита Никанора с братией за вознесенные молитвы и выраженные верноподданнические чувства. От души желаю монастырю дальнейшего преуспеяния.

Николай10.

Настоятелю монастыря Владыка Митрополит отвечал так:

Приветствую Вас (и) братию монастыря (с) юбилейным праздником. Да почиет на обители Божие благословение. Благодарю (за) молитвенные благожелания на предстоящий мне путь.

Митрополит Макарий.

Слово на день, посвященный молитвенному воспоминанию пятидесятилетнего существования Московского Никольского Единоверческого монастыря

«И сказал Господь Моисею на горе Синай, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда... насчитай себе семь раз до семи лет, ...и освятите пятидесятый год... Пятидесятый год да будет у вас юбилей... (Лев. 25, 12:811).»

«Семь раз по семи лет» прошло и настал уже «пятидесятый год» с того времени, когда наши духовные предки вступили на эту „землю» благозакония после немалых и тяжких блужданий по безблагодатным, как суха и камениста всякая пустыня, дебрям старообрядческого раскола11. Думается, рады бы были они увидать день сей (сн. Иоан., VШ, 56), но «не получили» этого (сн. Евр., XI, 39), а нам, «оставшим» (1 Сол., IV, 15), звон мечей, стоны истекающих кровью на полях сражений и умирающих «напрасною смертью», самые бранные вопли препятствуют и «в нарочитый день праздника нашего» громогласно вострубить трубою по всей земле (сн. Лев., XXV, 9).

Впрочем, не непременно в раздирающем горы и сокрушающем скалы ветр Господь, «не в землетрясении» только или «огне Господь»: Он и в гласе хлада тонка (сн. 3 Цар., XIX, 11:12). В самом деле, «аще не Господь созиждет дом», тем более дом молитвы и иноческих подвигов, разве бы не «всуе, трудишася зиждущии» (сн. Пс. CXXVI, 1)?! Всуе бы бдели и стражи этого места (сн. там же), коль скоро, полустолетие назад, созданное и доселе невредимо сохраненное ими не было делом Божиим (сн. Деян.5:39). – А, ведь, не только «той цели, для которой положено начало основания» монастыря «в Бозе почившим высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, то есть быть приютом обращающимся от раскола и ищущим аскетической жизни, и служить вразумлению заблуждающих от истины» (Дух. зав. Архим. Павла), но и цели всякого монастырского устроения, за 50 первых протекших лет жизни, наша обитель не упустила из своего вида. Мало того, временами, как будто, тесным становилось для нее такое младенческое ложе и, в меру Богодарованных сил и талантов, в меру ниспосылавшегося ей «свыше» (Иак.1:17) благословения и оказывавшегося, ближними и дольними, содействия, обитель даже выполняла не одни прежние, но и новые задания.

С точки зрения церковного учения, вечное спасение, искание коего породило, между прочим, монастыри и монашествующих, соделывается, по благодати Иисус Христовой, чрез веру и добрые дела.

Горел ли огонь религиозной веры в сердцах насельников этой обители? – Несомненно, ибо лишь он один был в силах пробудить жажду веры истинной у тех из них, которые ранее заблуждались, а всех без исключения побудить, самым иночеством, осуществлять высший порядок христианской жизни. Ревность к дому Божию, явно, снедала их (сн. Пс.68:10), когда, забывая о собственных немощах, лишь бы излечить недугующих расколом старообрядчества, они бережно охраняли и строго выполняли древний церковный чин, а отдельные из них, не взирая на лица, еще и решительно пресекали естественные или намеренные попытки, хотя несколько, уклониться от принятого богослужебного порядка или совершить дело Божие с известной долей небрежения12. Огонь веры, бесспорно, согревал и питал наших насельников в холодных стенах их скудного обиталища, ибо этот монастырь, с самых первых шагов жизни13, был всегда богат лишь своею бедностью14, попытки же, не роняя достоинства учреждения15, скольконибудь обеспечить себя внешне, монастырю, если иногда и удавались, то с значительной трудностью16 и прямотаки потерей в других отношениях17.

Что же, черствело ли от сторонних невзгод сердце наших иноков, – хулили ли они в безумии своем Бога (сн. Иов.2:910)? Нет, и тогда благословлялось, и всегда исключительно славословится здесь Имя Божие с сочувственно принимаемыми молящимися вместе с нами побуждением к тому же и этих последних. И на всяком месте Божественного владычества (сн. Пс.102:22) совершают подобное делание насельники этой обители, – как там, будет ли это полем брани18 или приходскими храмом, служением обычным19 или чрезвычайным20; куда повелено бывает идти им «от святаго послушания» (сн. Чин иноч. постр.), – так и там, куда бы ни разлетелись из нашего гнезда его оперившиеся птенцы, т.е. навыкнувшие в чтении, пении и уставе церковном юноши, кои приуготовляются здесь «к совершению», на поприще благовестников, пастырей и учителей, «святых, в дело служения, в созидание (церковного) тела Христова» (сн. Еф.4:1112).

Никогда Христос Спаситель, источая дары Божественной благодати, не ограничился только этими, но, обращая взоры Своих учеников на голодавший телом народ, сказали: «дадите им вы ясти» (Мф.14:14, 16 и пар.). Подавая хлеб жизни вечной, всегда питала наша обитель и алчущих хлеба насущного21, укрыла в своих стенах теперь остатки церковного имущества разоренных войною окраин Св. Руси22, двукратно23, тесня себя24 первее всего25 укрывала26 доблестных защитников целости и славы своей Родины, а личными трудами иночествующих приобщалась по существу к подвигам Осляби и Пересвета27. Не забывает наша обитель и страннолюбия28, стараясь, в частности, «приходящих в Москву от различных стран как старообрядцев, так и православных, для исследования истины о святой Церкви принимать, упокоивать и руководить их в рассмотрении истины»(сн.цит.Дух.зав.). Как особо желанных и дорогих гостей встречает обитель зрелых и юных, близких и дальних ей по крови и вере, представителей чистого и высшего научного знания, с братскою любовью предлагаешь им изысканную трапезу в виде своих драгоценных, рукописных и книжных, сокровищ и, при возникающей потребности, даже отсылает эти яства на страну далече (сн. Лк, XV, 13), лишь бы напитать алчущих и жаждущих правды (сн. Мф.5:6). Ведомы, наиболее близко в дни древние (сн. Пс.144:5), были нам и блуждающие по халугам и распутиям старообрядческого раскола и сект. И как бы не довольствуясь

плодотворною29, неумолкающею доселе в стенах монастыря, миссионерскою проповедью30, нарочитых на соответствующий случай, рабов старалась иметь, образовать31 и, по мере необходимости, посылать семо и овамо32, наша обитель в надежде привлечь всех на вечерю Господню, укрепить и тех во единомыслии и твердой вере (сн. Лк.14:16–24). По городами и стогнам необъятной Матушки Руси доныне, там и здесь, созывают, с высоким проповеданием (сн. Притч.9:3), в лоно Церкви Христовой питомцы этого духовного вертограда. Еще шире миссионерское поле, по которому разбрасываются книжные семена, созревшие в кельях наших насельников33 и их же заботливою рукою сохранявшиеся в, приютившемся в стенах обители, Книжном Складе Братства Св. Петра Митрополита, а отсюда раздававшиеся и рассылавшиеся34. И уже совершенно «не достанет, ми повествующу, времени» (сн. Евр.11:32), когда бы своим слабым словом я дерзнули здесь и сейчас изобразить все величие и красоту равноапостольной деятельности того35, кто свыше четверть столетия36 столько же возглавлял, сколько и украшает даже по смерти нашу скромную обитель. – Достаточно сказать, что целых 2 раза, притом за 9вековое существование Церкви Российской, привлек он, въсии столпостены37 миссионерствующих деятелей всей России, снаряжая вновь и перевооружая частично этих борцов за Христову истину и Церковь.

Однако, если бы насельники нашей обители сотворили и все, повеленное им, как рабы неключимые, исповедали бы они даже тогда, яко, еже должни быхом сотворити, сотворихом (сн. Лк.17:10). Тем менее права у нас фарисейским взором окидывать свое прошлое, когда сознаем, что не только не все, а очень и даже очень многое, притом, быть может, самое существенное, из повеленного, осталось невыполненным. Да не будем, по крайней мере, в таком случае постыжены мы в своей вере, что, очевидно, довлеет нам и дарованной благодати (сн. 2Кор.12:9).

Поэтому, приглашая вас срадоваться ныне нам, воскликнем совокупно, обращаясь к Тому, Иже – вся мудре устроивый: Господи, слава Тебе (ен. Троп. отп. 6 гл.).

* * *

1

Не следует забывать, что главный престол обители посвящен Успению Богоматери. Никольский в монастыре имеется лишь придел, да и то возникший, как придел, несколько случайно. Дело в том, что бывшей федосеевской моленной, каковую представляет из себя, по первоначальной стройке и назначению, главный храм обители, естественно, алтарей, не имелось и неотложная, при невозможности производить кирпичную кладку осенью и зимою, в них нужда, по возникновении единоверия на Преображенском Кладбище, была удовлетворена путем выделения места для алтаря в боковой части общей стройки. Этот последний был сооружен во имя Св. Николая и раз устроенный уже не переименовывался.

2

Подробнее об этом см. в «Братск. Слов.» за г. 1890, т. II, и отд.. под заглавием: Двадцатипятилетие присоединения к церкви раскольнических епископов, и 1915, № 21 ( – июль, кн. 1).

3

Под учившими и учившимися в монастыре разумелись не только практически приобретшие, под известным руководством, здесь навык в чтении, пении и церковном уставе патриаршего периода Русской Церкви или прошедшие в монастыре подобную же миссионерскую школу, но и учившие с учившимися в монастырской церковноприходской школе, открытой на Москве, ранее всех других, еще в 1854 г., а в настоящее время реквизированной под госпитальные нужды Московской Городской Управы, своей же школьной мебелью обслуживающей эвакуированную Холмскую Духовную Семинарию.

4

Участие в юбилейных богослужениях Преосвященного Серафима являлось столько же делом его личных отношений к настоятелю монастыря, сколько и благородной данью за предоставлении монастырем потребного количества церковных помещений, а также братских келий для вещей Холмского кафедрального собора с его Братством и т. п. (см. пред. прим.). Позволительно усматривать еще и внутренний смысл в том обстоятельстве, что в богослужениях, по случаю пятидесятилетия со дня открытия монастыря, за невозможностью для Преосвященного Трифона, принимал участие его ученик и постриженник, другими словами, ученик и постриженник нынешнего преемника того епископа Дмитровского, который некогда открывал монастырь.

5

Ныне священник Московской Космодамианской, на Маросейке, церкви.

6

Происшедшую, отчасти случайно, отчасти в силу некоторой необходимости, задержку в посвящении в сан протоиерея, коим о. Миловский был награжден к 6 мая, этот последний счел для себя особенно знаменательной, когда получил от Преосвященного Арсения предложение быть возведенным в юбилейный, совпавший с днем кончины Н. И.Субботина († 30 мая 1905 г.), день и в том самом монастыре, с коим почти всю жизнь был связан и в стенах коего нашел себе даже вечное упокоение знаменитый родич о. Миловского.

7

Такое приветствие было получено монастырем даже от целого учреждения – Императорского Московского Коммерческого училища, до времени неподлежащее, подобно и другим приветствиям, опубликованию, как удаляющее не мало места живым лицам.

8

Посланная на имя Государя Императора, телеграмма была составлена в следующих выражениях:

Царская Ставка.

Его Императорскому Величеству, Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому, Николаю Александровичу.

Основанный Державною волею Августейшего Деда Вашего Величества и наименованный в память Царственного Дяди и Тезки Вашего Величества, посетившего, с Благоверным Родителем Вашим, место будущей обители Московский Никольский Единоверческий монастырь, в исполнившуюся ныне пятидесятилетнюю годовщину своего существования, смиренно повергает к подножию Монаршего Престола свои верноподданнические чувства и днесь особенно горячо молить Царя царствующих и Господа сил свыше дати силу Благоверному Царю нашему,

Вашего Императорского Величества всепреданнейшие слуги и смиренные богомольцы:

Управляющий делами местного Единоверия, Арсений, Епископ Серпуховский, Викарий Московский;

Настоятель монастыря, Архимандрит Никанор с братией.

9

Владыку Митрополита монастырь приветствовал так:

К самому бытию призванный в Бозе почившим Святителем Филаретом Московским, дабы, во мраке беспоповщины, рассеивая его, сеял свет церковного священноначалия и тем самым возгревал огонь истинной веры Христовой, Никольский Единоверческий монастырь, в первый и буквальном смысла юбилей свой, почтительнейше приветствует Первосвятителя Церкви Московской и молит Великого Apxиерея, Прошедшего небеса, да благословит Он хождения и исхождения ныне в путь шествующего Вашего Высокопреосвященства.

Вашего Высокопреосвященства нижайшие послушники – Архимандрит Никанор с братией.

10

По получении настоящей телеграммы в монастыре, всем наличным собором священнослужителей, было совершено благодарственное ко Господу Богу молебствие, после которого братии был предложен чай со сластями.

11

О поводе к открытию монастыря см. выше (стр. 4).

12

Сведения, имеющиеся на этот счет, хотя бы в «Проекте устава епархиальных миссий...», изложенном Прот. X. Максимовым (ч. 1, стр. XXII, М. 1916), по отношению к † Архим. Павлу следует дополнить сообщением, как он по нескольку раз, изза делаемых ошибок, менял чтецов при чтении только шестопсалмия. – Более характерен такой эпизод. Дони коновский Потребник Апостол, в чине венчания, заканчивает не словами: «а жена да боится своего мужа» (Еф.5:33), но последними словами предыдущей фразы: «кийждо свою жену сице да любить, якоже и себя». Один из теперешних общественных деятелей, прихожанин приходской, при монастыре, церкви, желая повенчаться в монастыре, в виду того, что его будущая (недавно умершая) супруга не была единоверкой, в Апостоле стремился чин венчания приблизить к общепринятому. Дело перешло на решение о. Павла, который категорически отказался поступиться принятым порядком. – Ревность подобного же рода из †головщиков (инока Давыда) отливалась в форму остановки хора, если этот последний за время краткого отсутствия о. Давыда из церкви, допускал какоелибо сокращение или отступление в службе.

13

«17 августа 1865 г., писал нам один из первых насельников монастыря, когда единоверческие попечители представлялись Государю Александру II (о представл. см. в Бр. Сл., 1800, т. II, стр. 298–304 и по отд. изд под загл.: «Двадцатипятилетие присоединения к церкви раскольнических епископов»), то во время Его Милостивой беседы с ними об учреждении в Москве Единов. Мря, дали Государю обещание обеспечить материально благосостояние мря... Но попечители не сдержали своего обещания. Прятались друг за друга. А самый лучший из них, Никандр Матвеевич Аласин около 1867 г. – обанкротился... Однажды о. Пафнутий (Овчинников, – один из первых настоятелей монастыря) спрашивает меня. А знаешъ ли…, на какие средства мы сейчас живем? Я, гов. – не знаю. Ну, так знай! Я взял под расписку у Е. И. Б – ной 3000 руб... Так что если не смогу уплатить ей, то она вправе посадить меня в долговое отделение. У меня просятся некоторые из братии на богомолье, так всех буду отпускать, кто попросится. Отпросились около 15 человек и большинство из них не возвратилось, а поступили кто в Лавру, а кто в другие мри».

14

Выражение, по адресу монастыря, В.К. Десятовского.

15

Про Пафнутия (Овчинникова) известно, напр., что «ввиду оскудения средств у монастыря» он «пробовал напомнить» попечителям Единоверческой типографии «об их» соответствующем „обещании» Государю «и вот, от одного из них, получился такой ответ: Вы бы отцы просили богатых единоверцев, один, дал бы мучицы мешочек; другой – крупы, третий – рыбки и т. п. Вот такто и питались бы. О. Пафнутий не умел, или не хотел унижаться таким попрошайничеством, а требовал от них исполнения обещаний... Неоднократно он просил Прного Леонида, что бы он понудил попечителей выдавать мрю достаточные средства. Но Прный Л. на это говорил обычно: «погодите№, «потерпите» до Приезда нового Митрополита» (Иннокентия), – Или † А. И. Хлудов, как сообщали нам, благодушно возмущался и велел даже передать о. Павлу: «почему он у него ничего не просит на монастырь?»

16

Приобретение монастырем главного, если не сказать единственного, источника своего содержания – дома в Охотном Ряду представляет целую историю и, сопровождалось, помимо выемки из основного капитала, доселе не погашенным займом, каковой долг еще более возрос при неудачно произведенной перестройке дома.

17

Сложение, в 1908 г., обязанности, согласно Указу Св. Синода от 5 марта 1881 г, за № 784, ежегодно выдавать на содержание Никольского монастыря по 6000 рублей Общество прихожан Московской Троицкой Единоверческой церкви. Между прочим, мотивировало тем, что монастырю «дарована земля и лес, и монастырь имеет доходный дом».

18

С 17 августа 1914г. на театре военных действий находится ризничий монастыря, иеромонах Нифонт (Сизов), служба коего там отмечена пожалованием Ордена св. Анны 3 ст. и представлением к тому же Ордену 2 ст.

19

На долю насельников монастыря, в священном сане, выпадало и выпадает иногда временное, иногда, более или менее, продолжительное обслуживание соответствующих нужд не в единоверческих только и столичных храмах.

20

Известны (cн., хотя бы, напеч. в № 15 Бр. Сл. за 1916 г., посл. сп. иером. Мельх), напр., случаи командировок «для освящения единоверческих церквей», а равно – назначений отсюда целого ряда лиц настоятелями монастырей.

21

Монастырем ежегодно отпускается бесплатно несколько сот обедов.

22

Кроме имущества Холмского (см. выше, прим. 4), в монастыре хранится имущество Бельского, Гродненской епархии, Отделения Епархиального Училищного Совета.

23

В войны–нынешнюю и 1877–8 г.г.

24

Для нужд лазаретных, в текущую войну, отведена даже правая половина нижнего этажа общебратского корпуса с находящимся здесь миссионерским залом, для эвакуированных же вещей, сверх того, отведена еще келия.

25

Забывая о мелких и случайных, главным образом, вещественных пожертвованиях монастыря на нужды, вызванные обстоятельствами военного времени. Не следует упускать из виду, что монастырем, в текущую войну, отчисляется ежемесячный взнос на общемонастырский лазарет.

26

Содержание и лечение помещавшихся в монастыре раненых в войну 1877–8 г.г. и текущую, с 5 октября 1915 г., было принято на свои средства Городом, с начала же нынешней войны и по указанное выше число Московским Уездным Земством.

27

Архим. Павел принимал «деятельное участие» в местном Госпитале за г.г. 1877–8 – Игумен Филарет исправлял должность его смотрителя с 1 июля 1877 г. по то же число 1878 г. Оба они за это были награждены знаком «Красного Креста», а Игумену Филарету сверх того «отношением Московского Городского Головы от 22 Декабря 1877 г. за № 1397, объявлена признательность Городской Думы за безвозмездный труд при означенном Госпитале», «при отношении» же «Комитета, для больных и раненых воинов, от 17 августа 1878 г. за № 865, препровождены ему Комитетом золотые часы» с соответствующую надписью. – Бывший иеромонах сего монастыря (ньне настоятель Высоковского Единоверческого монастыря Костромской епархии) Пантелеимон, за время своего пребывания здесь в период войны, бесплатно «занимался в Госпитальной, при Монастыре, Комиссии и в Черкизовском Комитете о больных и раненых воинах». – Теперешний настоятель монастыря – (с 13 августа 1914 г.) Член и Секретарь, а также временно (с 1–28 июня 1915 г.) и. о. председателя Хозяйственного Комитета по оборудованию и содержанию кроватей для больных и раненых воинов в больнице, учрежденной в память 300летия Царствования Дома Романовых при Покровской Общине Сестер Милосердия; – (с 1 Сент. 1914 по 5 Окт. 1915 г.) Председатель и вр. и. о. казначея Госпитальной, при монастыре, Комиссии; – Член (с 7 по 27 Авг. 1915 г.) Московской Исполнительной Комиссии Духовного Ведомства по удовлетворению нужд войны, а также (с 9 авг. 1915 г.) Осведомительного Бюро и Подкомиссии, по приисканию, регистрации и замещению квартир, для беженцев, при ней; – (с 27 Авг. 1915 г.) Член Московских Епархиальных Особого Совещания, а также Комитетов попечения о раненых и беженцах и (с 21 Дек. 1915 г.) Ревизионной Комиссии при этом последнем, в коей (с 21 Апр. 1916 г.) вр. и. о. председателя.

28

В монастыре есть даже, хотя и незначительная по размерам, а еще более убогая по обстановке, странноприимница.

29

Имевшие место в монастыре, случаи присоединений к Св. Церкви далеко не единичные.

30

Как известно, на монастырском дворе, ежегодно, с мая по сентябрь, ведутся собеседования с старообрядцами и сектантами.

31

Нечто об этом см., напр., в цит. (прим. 12) Проекте, статье свящ. В. Цветкова под заглавием: «Воспоминания об о. архим. Павле» (Душ Чт., 1904, № 8 и отд.) и т. д.

32

Миссионерские путешествия совершали, кроме о. Архимандрита Павла, проживавшие тогда в монастыре А.Е. Шашин († 8 апреля 1916 г. миссионером Астраханской епархии) и М, Е. Шустов (впоследствии настоятель сего монастыря, Игумен Мина).

33

Вот наиболее известные имена миссионеровписателей из насельников монастыря: архимандриты – Павел, Феодосий; Игумены – Филарет, Мина; иеромонах Прокопий; священник Зубарев; иноки – Варнава, Онуфрий; Е. Антонов; Д. Харитонов, П. Овчинников.

34

На этом поприще, более заметным образом, потрудились игумены – Филарет, Сергий, Мина; Иеромонах Ипполит; Е. Антонов; Т. Тихомаров; Л. Трофимов.

35

Т.е. † Архимандрита Павла (Прусского).

36

С 11 мая – 16 октября 1868 г. по 27 Апреля 1895 г.

37

Т.е. на происходившее в стенах монастыря съезды противораскольнических миссионеров 1887 и 1891 г.г.


Источник: Празднование пятидесятилетней годовщины Московского Никольского единоверческого монастыря / архимандрит Никанор. - Москва : Русская печатня, 1916. - 14 с. (Отд отт. из журн. "Братское слово" за 1916 г.)

Комментарии для сайта Cackle