Три поучения

Источник

Слово в день Св. Троицы. О грехе осуждения пастырей церкви

В пятидесятый день после воскресения Господа апостолы собрались в горнице Сионовой в Иерусалиме, и здесь ожидали сошествия Св. Духа, обещанного им Самим Спасителем. Часов в 10 утра сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Поколебался до основания весь дом, в котором находились апостолы, как бы от землетрясения, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на каждом из них. Исполнились апостолы Духа Св. и начали говорить на иных языках, дотоле им неведомых, как Дух давал им провещевать. Почувствовали апостолы себя как бы вновь рожденными, вера горячая, как пламень, запылала в их сердцах. Способности ума и сердца их получили новое возвышенное развитие, и они, не учась, начали говорить разными наречиями, внушенными им Св. Духом. Сердца их ощутили мужество смело проповедовать Евангелие всему миру; прежняя недавняя робость исчезла. Безмолвно внимали несметные толпы Иудейского племени дивным их речам, дивились им более, нежели тем чудным и грозным явлениям, которые привлекали их сюда. Дивились, потому что каждый народ слышал из уст апостолов свою родную речь, от этих грубых Галилеянин, одно имя которых возбудило презрение к ним. Что это значит? Не се ли все Галилеяне, и, как мы слышим кийждо свой язык наш в нем же родихомся, слышим глаголющих их нашими языками величия Божия. Ужасахуся же все и недоумевахуся, друг ко другу глаголюще, что убо хощет сие быти? Проповедь апостолов была настолько завлекательна, что слушатели ее умилились сердцем, и, любезно прияша слово апостолов, крестишася и приложишися в день той душ яко три тысячи. Некоторые же насмехались над апостолами, уверяли других, что апостолы пьяны, вином исполнены суть. Легкомысленные, ветреные люди рады посмеяться над другими, не разбирая порочный ли человек подпал их посмеянию или же благочестивый, и, таким образом, первая дивная евангельская проповедь апостолов была встречена многими из народа язвительной насмешкой и гнусной клеветой.

Какую клевету привелось испытать на себе Св. апостолам, такую же нередко доводится испытывать и последователям их, пастырям церкви. В настоящее время принято осуждать других, перетолковывать и благонамеренные поступки в дурную сторону, особенно, если речь и дело касаются пастырей Церкви.

За что же некоторые не любят пастырей церкви, за что порицают? Порицают в настоящее время первее всего епископов за то, что они не удовлетворяют просьб прихожан об определении им излюбленных ими кандидатов священства. Это бывает и в сёлах, и городах, в последних весьма нередко. Являются непризнанные ходатаи пред епископом, которому заявляют, что они желают иметь у себя такого-то священника, хорошо известного им и симпатичного. Но в дело избрания лиц для устроения царства Божия на земле ни Христос, ни апостолы не руководствовались требованием и желанием народной толпы, но избирали их и посылали на дела служения по своему личному усмотрению, как лиц достойных, испытанных и благонамеренных, опытных в делах веры и учении. С тех пор, избрание и определение священнослужителей на места, зависит исключительно от архиерея и народной толпе, постановлениями церкви, в это дело вмешиваться не позволительно.

Порицают иереев Божиих – служителей алтаря Господня, молитвенников за народ Божий. И для того, чтобы изощрить над ними все свое остроумие, излить всю свою желчь негодования, верующий во Христа старается подметить все черты его характера и жизни. Он проникает в домашнюю жизнь его, сверяется у прислуги, чем и как занимается отец духовный, что ест, что пьет, в чем и как проявляются его слабости и немощи, даже проникает в его духовную нравственно-религиозную жизнь. Обращают внимание даже на внешность, на черты лица, телосложение, выговор, походку, одежду, на действия его при Богослужении, на произношение молитв и возгласов, на его обращение с посторонними лицами, и все это исполняется с усердием и старанием, достойным лучшего дела. И все это делается для того, чтобы замеченные недостатки могли служить для осуждения иерея Божия, для насмешек над ним и злословия. Если нельзя за пастырем стада Христова найти что-либо предосудительное, то оно выдумывается, является клевета, и она распространяется как истина. Сказал пастырь своему пасомому правдивое, но неприятное слово обличения за недобрую жизнь и поведение, слово увещания, назидания, наставления, вразумления – и клевета готова. Возлюбившим злое тяжел закон Божий, противны им требования веры, несносны поэтому и проповедники истины. Такие пастыри, добросовестно исполняющие свой долг, считаются у людей мира сего за людей беспокойных, которых гнать и теснить следует всеми силами, целой массой народа, прихода, как это было против Христа и апостолов, которых во что бы то ни стало надо заставить молчать. Начинаются жалобы, неосновательные доносы начальству с целью удалить из прихода нежеланного беспокойного пастыря. И какие только клеветы, какое злоречие не падает на голову иногда пастыря вполне достойного, примерного, исполнительного, ни в чем не повинного. Выдумывают на него нередко ни с чем не сообразное, невозможное, нелепое, представляют такие факты, которых он никогда не совершал, такие грехи, пороки и преступления, о которых он не помышлял, клевещут против совести своей. Такие явления в нашем поведении по отношению к ближнему и пастырю церкви не указывают ли нам на отсутствие в нас любви к осуждаемому, которого мы по заповеди Божией должны бы любить как самих себя, и желать, и делать ему только то, что желаем и что делаем самим себе, не говорит ли о жестокосердии, убивающем всякую снисходительность к поступкам своего пастыря, не свидетельствует ли о ложном сознании своей праведности, о ненависти, памятозлобии, желании мщения ему. Обыкновенно в этих случаях ненавистник пастыря оправдывает себя невозможностью укротить свое сердце, требующее по своей греховной немощи и испорченности мщения своему врагу; он думает, что это мщение требуется справедливостью. Но желание мести есть желание дьявольское. Только один злой демон никому не желает добра. Чувство мщения есть чувство самое несправедливое, движимое нашим самолюбием, явившимся в нашем сердце вследствие греха, и возбуждаемое в нам злым демоном. Оно противно Богу, ибо Бог есть любовь, повелевающая восходить солнцу на злых и добрых. Оно противно и ближнему, ибо говорится в слове Божием: любите врагов ваших.

Возлюбленные! Право судить другого, а тем более пастыря, никому не предоставлено. Никто не может понять и по достоинству оценить его духовно-нравственную и религиозную жизнь, особенно при враждебном настроении против него. Она недоступна для постоянного взора и не может подлежать постороннему наблюдению. Мы видим внешние деяния ближнего, но не знаем тех внутренних, душевных движений и побуждений, в силу которых совершаются они. Если так, то оценка внешних действий нашего ближнего, помимо внутренней стороны их, никогда не может считаться непогрешимой, ибо зависит от личных понятий, взглядов, убеждений, часто неправильных, уродливых, и от того или иного внутреннего настроения оценивающего. Что в человеке может знать только сам человек и Господь Всеведущий.

Осуждающий присваивает себе то, что принадлежит Богу. Судить – дело Божие. Кто ты, судяй чужого раба? Пред своим Господом он стоит или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим.14:4). Зачем предвосхищаешь то, что принадлежит Богу? Осуждающие других сами подлежат суду Божию, потому что, при всем своем видимом благополучии, они не свободны от греха. А кто достоин стать на святом месте и быть проводником благодати Божией и глаголов Божиих? Кто достоин быть иереем Божиим, пастырем словесного стада Христова? Конечно, никто. Поэтому не других вам осуждать должно, а самих себя, и умолять праведного Судью о прощении и помиловании в грехах своих.

Осуждающий оскорбляет и срамит честь и доброе имя своего ближнего. Это бесчестие падает иногда на целое семейство и переходит от отца к сыну. Доброе имя весьма дорого каждому человеку. Оно дороже богатства, по словам писания. Ап. Павел говорил: «Лучше мне умереть, чем иметь уничтоженным доброе имя». Поэтому-то Иисус Христос не молчал, когда фарисеи поносили его доброе имя. Злоязычный – мерзость для людей, говорит слово Божие, наушник и злоязычный да будут прокляты (Сир.28:15). Вот, как говорит Господь об осуждающих брата своего и иерея Божия. Может ли быть что-либо ниже и недостойнее человека, честного и доброго христианина, как пересуждать своего собрата и пастыря духовного, говорить о нем дурное, рассказывать за достоверное то, чего сам совершенно не знает и чего в действительности совершенно не было. Цель при этом – позорное и греховное удовольствие сделать ему и пастырю стада Христова одно зло, запятнать его имя, унизить его труды, отравить все действия, в корне подорвать и убить все благие начинания, извратить добродетель, представить ее в таком мрачном виде, что она явится не добродетелью, а пороком. Недаром псалмопевец сравнивает уста злоязычных с открытым гробом, исполненным тления и гнили (Псал.5:10). Если творишь добрые дела, скажут, из тщеславия; твердо стоишь или за дело Божие, или за дело ближнего, или за свое собственное – прослывешь тяжелым и упрямым. Если бегаешь мира, любишь уединение – явишься ненавистником. Если терпеливо, с христианским смирением, переносишь обиды от других – объявят нечувствительным и не умеющим поддержать свое достоинство. Язык судящего и клевещущего – это червь, который точит здоровый плод и производит на нем пятна. Клеветники подобны свиньям, которые всегда ищут грязи, чтобы валяться в ней; так и они постоянно ищут дурного в жизни своего пастыря и ближнего, чтобы валяться в этом дурном. Они подобны псам, которые всегда готовы лаять и кусать; так и они жалуются на всех и гложут человеческие сердца. Они подобны змеям, которые исподтишка вонзают свое смертоносное жало в тело человека; так и они заочно оговаривают, клевещут и осуждают ближних. Яд ехидны – язык их, говорит слово Божие. Где же ваша добросовестность, где ваша честь, которыми вы постоянно хвалитесь пред всеми и каждым? Господь наш Иисус Христос, указывая на злобное сердце как источник клеветы, сравнивает ее с самыми тяжкими злодеяниями – убийством и грабительством. И действительно, разве клеветник лучше убийцы и грабителя? Убийца посягает на телесную жизнь человека, а клеветник старается погубить во мнении общества его духовно-нравственную жизнь. Вор похищает наше имущество, а клеветник крадет, ворует наше дорогое сокровище – наше доброе имя, нашу честь. Злодей и убийца даже иногда великодушнее клеветника. История указывает примеры, что почтенная седина, священный сан, материнская любовь, беззащитное детство вызывали чувство сострадания в сердцах злодеев и склоняли их к пощаде, отвращая от злодеяния. Клевета же не щадит никого, ни пред чем не останавливается, чувство жалости и сострадания ей недоступно; она не пощадила и Сына Божия. И, что всего прискорбнее, нет средств спастись от нее. От убийцы и грабителя можно скрыться, приняв известную предосторожность, от нападения их можно защищаться. А кто или что защитит нас от клеветы; кто из нас не подвергался ей; она злее и хитрее грабителя и убийцы. Самые осторожные, безупречные в своей жизни люди и пастыри, не защищены от злого языка клеветников, напротив, он как бы нарочито направляется против тех лиц, которые своей честной жизнью служат живым укором их бесстыдной и бессильной злобы.

Осуждают и клевещут большей частью тогда на ближнего и пастырей церкви, когда сами не видят проступков за человеком, а слышат от других, третьих и далее. А, между тем, слух выдают за правду, и губят таким способом человека, о котором лгут, которого осуждают и злословят. Виноваты тут не только те, которые слух распространяют, а и те, которые слушают и верят рассказываемому. Пред Богом виновны и последние. В слове Божием говорится: бойся Бога, сыне, и бесед злоречивых не приобщайся (Прит.24:21), ибо чрез это выражается одобрение злоязычному, вызывающее в злословящем речь смелую, язвительную, ядовитую. Молчаливое отношение к нему равносильно укрывательству украденного, которое складывается у безмолвно ему сочувствующего. А как опасен такой суд, видно из примера Иосифа, которого оклеветала жена Пентефрия пред своим мужем. Этот поверил своей жене на слово и заключил неповинного юношу в темницу. Если такие люди ошибались, доверяя слухам, молве людской, то тем более можем ошибаться мы, когда, не убедившись своими глазами, по одному слуху будем осуждать ближних. Поэтому не торопись осуждать ближнего и своего пастыря, если о нем слышишь худое. Лично убедись, приди и виждь, тогда и верь. Сам Господь, по свидетельству писания, когда услышал о всяких грехах Содомлян, сказал: вопль содомский и гоморский умножился ко Мне: и грехи их велицы зело: сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершается (Быт.18:20–21). О Назарете было мнение, что из него не может быть ничего хорошего, а в нем, как известно, жило святое семейство с сыном Божиим. Так и человек, о котором ты слышишь худую молву, может быть и велик в очах Божьих. Не суди никого по своему мнению, прежде чем наверняка не узнаешь, так ли было дело, говорит Златоуст, и не спеши обвинять, но подражай самому Богу, который говорит: «Сошед узрю».

Скажешь, может быть, жизнь пастырей не соответствует их сану, а поэтому они достойны осуждения. Но пастыри такие же люди, как и все: они грешные и недостойные рабы, облеченные в ту же плоть, как и все люди, с такими же немощами и слабостями, и не по личным заслугам, а по туне подаваемой благодати Св. Духа сподобившиеся высшей степени священства. Скажешь, что он должен быть лучше меня? Так. Но чем же он хуже тебя. По образованию – неизмеримо выше, по нравственности не можешь быть ему равным. Труда, опасности, скорбей, забот у него всегда более, нежели у тебя. Он каждый день служит тебе, предлагает чтение свящ. писания, слово назидания, для тебя украшает храм Божий, за тебя молится и ходатайствует пред Богом, тебя и твоих детей воспитывает, обучает, спасает. И хороший пастырь не от себя даст тебе великие блага. И праведный пастырь не принесет тебе никакой пользы, если ты сам неверующий и порочный. И нечестивый пастырь не повредит тебе, если ты христианин добрый, благочестивый и верующий. Дары Божии зависят от благодати, их же совершает Бог, священник же производит только видимые действия. Священник, скажешь, не помогает бедным и нехорошо управляет паствой. Но и то и другое, тебе неизвестно. Дела пастыря ведают Бог и люди, на то поставленные, понимающие их и могущие дать им надлежащую цену. А ты что знаешь и понимаешь в этом святом его деле? Своей жизни не можешь устроить как должно, блещешь, по преимуществу, нравственными пороками и недостатками, берешься за управление церковными делами и за суд лица, который выше и лучше тебя, по крайней мере, пред Богом. Знай свою меру и свой чин. Ты – овца. Как же смеешь судить своего пастыря, от тебя независимого и ведению твоему не порученного? Священство бо есть всех благ в человецех верх, на неже аще кто восстанет, не человека бесчестит, но Бога, Христа Иисуса. Священник Ангел Господень есть. Аще не радиши о нем, не о нем не радиши, но о рукоположившем его Боге. Кто вооружается против священников, не слушает их, тот безбожен и злочестив, и отметается Христа. Иде же бо иереи не входят, т. е. куда их не принимают и не желают с ними молитвы совершать, оттоль Бог отступает. Слушая вас, Меня слушает, а отвергающийся вас, Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается пославшего Меня. И наказывает Господь осуждающих пастырей и клевещущих на них. Мариам, сестра Моисея, покрылась зловонными коростами за одно неодобрительное слово, сказанное против пророка, брата своего. Вефильские дети, надругавшиеся над слугой Божиим Елисеем при встрече с ним, растерзаны были медведицей. И ныне Господь видимо карает тех, которые клевещут и хулят пастырей, унижают их сан, достоинство и доброе имя. Следует только осмотреться, и примеры явятся пред глазами.

Христианин право верующий! Не суди ближнего и не клевещи на пастыря. Неосуждение – без труда есть спасение; это такая добродетель, за которую Господь обещает прощение всех грехов и примирение с Собой, избавление от суда и вечных мук. Слушайся наставлений своего пастыря, повинуйся и покоряйся ему, и молись за него, ибо он неустанно печется о душе твоей, как обязанный дать отчет пред Богом за нее и делать для него спасение. Сугубые части да сподобятся у вас пастыри, правящие у вас слово Божие, научающие вас, обличающие в ваших недостатках, умоляющие и запрещающие, пишет ап. Павел, а не осуждения, злословия, преследования, клеветы и гонения за его дело и от вас. Господь нашими руками поделывает ваше спасение, а потому благоговейте пред делом рук наших, как пред делом Божиим. Судья пастырям – Сам Господь и поставленные от него для разбора Его дел особые правоспособные и здравомыслящие лица, а не ты. Почитай их как избранников Божьих; всей душой благоговей Господеви и иереи Его чти, говорит слово Божие (Сир.7:31). Почитай их за то, что они возродили тебя в благодатную, духовную жизнь, снимают с тебя греховное бремя, ходатайствуют пред Богом о прощении согрешений твоих и приносят Богу бескровную жертву, чтобы приклонить Его на милость к тебе и умершим твоим братьям.

Слово в неделю сыропустную. Во взаимном всепрощении залог нашего помилования

Наступает, братья, св. четыредесятница – время молитвы, поста и покаяния. Чтобы наши труды в дни великого поста, в деле нашего спасения, не остались тщетными и бесполезными, св. церковь в нынешнем евангельском чтении напоминает нам заповедь Господню, при выполнении которой наши молитвы, пост и покаяние будут угодны Богу. Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14–15). Причина сему та, что Господь Бог есть Бог мира, любви и прощения, и потому кто хочет быть близким Богу, быть чадом Его, тот должен подражать Ему в этом. Сам Христос призывает нас к сему подражанию. Подобно тому, говорит Он, как Отец небесный повелевает восходить солнцу над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, благ и к неблагодарным и злым, так и вы любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим нас, да будете сынами Отца вашего небесного. Будьте милосердны, как Отец ваш небесный милосерд есть. Таким образом, любовь, мир, прощение соединяют нас с Богом, а ненависть, злопамятность, мщение отдают нас в плен дьяволу и лишают способности соединиться с Господом.

Поэтому, когда мы приступаем к Царю мира и любви и жаждем побеседовать с ним в молитве, то, прежде всего, мы должны примириться с ближними. Это особенно необходимо, когда мы не на молитве только желаем сблизиться с Христом, но и самим делом соединиться через принятие Св. Таин тела и крови Христа. Ибо как мы можем соединиться без примирения? Как Он может прийти и обитель сотворить в сердце нашем кичливом и горделивом, мстительном? Тот, Кто требует от нас прощения до семидесяти крат седмерицей. Тот, Кто с креста умолял Отца небесного простить мучителям Его. Тот, Кто есть одна любовь высочайшая, одна благость бесконечная.

Примирение с Богом и ближними совершается в таинстве покаяния. Но оно не принесет кающемуся пользы, если человек не простит ближним сокрушений их. Этот человек проникнут гордостью, она ослепляет его, прикрывает в нем все греховное, препятствует ему осознать преступность своих действий греховных и иметь сокрушение о них. А кто по гордости не сознает своих грехов и не сокрушается о них, и не раскаивается, тот и не получит прощение у Бога, так как Господь всегда противится гордым, подавая благодать свою одним только смиренным. Пожалуй, он услышит слово разрешения, примет дар небесной любви, но будет ли мир в душе его? Нет, этого быть не может. В его сердце постоянно станет раздаваться грозное слово: не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и Я помиловал тебя. Нет милости не сотворившему милости! Даже искреннее покаяние злобного человека не очистит его от грехов. Блаженны милостивые, говорит слово Божие, яко тии помилованы будут. Пусть он оплакивает свои грехи, приносит умилостивительные жертвы, но, если не прощает обид ближнему, то все это недействительно. И что это за жертвы? Это кадило без фимиама и огня, это жертва Каина, приносимая со злобой на Авеля. Аще убо приносишь дар твой к алтарю, говорит Господь, и ту помянешь, яко брат твой нечто имеет на тя, оставь ту дар твой и иди примирись прежде с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой. Добродетели злопамятного человека не принесут ему никакой пользы, хотя бы он и храмы созидал, устраивал молитвенные дома, богадельни и пр. Истинная добродетель происходит от любви, а ее у него нет, следов его добродетели без всякого внутреннего достоинства. Бог отринет лицо Свое от такого человека и отвергнет его прошение об отпущении грехов. Какая самая трудная добродетель и самый редкий подвиг христианина? Тот, когда христианин подвергает себя мучениям за веру Христову. Пусть это исполнит злобный человек, пусть прольет свою кровь за Христа, и тогда он никакой жертвы не принесет Господу (1Кор.13:3).

Без прощения обид не может быть полезным сильный пост. Что пользы от него, когда человек не смиряет своей души, не исправляет злого сердца, надменного ума? Вот он готовится к принятию св. тайн, к соединению со Христом, к принятию в дом души своей Святейшего святых. Скажи: как Он войдет в дом души твоей, исполненной вражды? Как Он, Источник и Податель любви, сотворивший и искупивший нас в любви и над нами, и везде являющий одну любовь, как Он взойдет в твою душу, не украшенную святыми чувствами и расположениями любви? Найдется ли Ему место в твоем сердце? Что, если Он взойдет к тебе за тем, чтобы сей же час оставить тебя? Или вместо радости и утешений вольет скуку и тоску в твою душу? Что, если Он вместо очищения и просвещения сожжет тебя? Святые тайны для недостойных есть огнь поядающий. Да, что бы ни делал человек, в злобе живущий, все не в пользу ему. Если, говорит апостол, я говорю языками человеческими или ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. Не имеющий любви недостоин Божией любви, поэтому Господь и отвергает его от Себя. Не прощающий других – это человек в злобе живущий, а злоба – дело дьявола, поэтому такой человек не Божий слуга, а дьявола друг. Царство Божие есть царство любви, мира и братского союза. Может ли быть принят в него человек гневливый, мстительный и злопамятный? Он один расстроил бы всю дивную гармонию, которая царит в том лучезарном мире. Такому приличное место не там, а в преисподней, не с Богом, а с дьяволом.

Иисус Христос крестом примирил тебя с правосудием Божиим; нужно и тебе мириться с ближним, пока ты находишься на пути жизни. В противном случае ты сам над собой произносишь осуждение. Тогда правосудие Божие само вступится за обиженного; суд без милости не сотворшему милости (Иак.2:13), говорит слово Божие.

Святейшая кровь пролита за грехи всех людей, следовательно, и за тот грех оскорбления, которым твой ближний согрешил пред тобой. Кто не может простить этого греха, тот вторично распинает Господа, потому что ко грехам, которые вызвали на крест Сына Божия, прилагает новые грехи своего жестокосердия и злопамятства, считая как бы недостаточной ту высочайшую жертву, которую принес Христос за всех, в том числе и за него, и, таким образом, он как бы опять требует жертвы, восклицая подобно древним книжникам: распни, распни Его!

Добродетель прощения прегрешений наших ближних служит основой внешнего благополучия и внутреннего спокойствия каждого христианина. Если в семейных и общественных отношениях дышит дух озлобления и памятозлобия, то не прочен бывает союз между людьми. А что сказать о внутренних страданиях человека жестокосердого? Злоба не дает ему покоя, тяжелым камнем лежит на душе его, подобно червю точит сердце несчастного; ежеминутно страдает злобный от своей злобы, особенно если ему не удается чувствительно отомстить своему врагу; доходит до болезненного состояния: «нет мира в костях его». Пусть не обольщает себя злобный человек ложным мнением, что он и при злобе на ближнего может любить Бога и угождать ему; кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот ложь говорит, по слову ап. Иоанна Богослова.

В наступившие дни покаяния, православные христиане, примиритесь со всеми, с кем у вас недостает полного мира, пусть у вас нынешнее воскресенье действительно будет прощеным по обычаю православной церкви, порадуем хотя ныне Спасителя своего, и во имя Его Божественной любви забудем все споры, ссоры и несогласия, которые не дают нигде жить по-братски, как Христос заповедал. Будем соперничать друг с другом не в клевете, лжи и бесстыдстве, а в великодушии и любви, протянем руку примирения своим недругам; если же они не желают сего, то пусть помнят слова Спасителя: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14–15). И еще: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Только в случае полного взаимопрощения может быть благословен подвиг нашего поста, молитвы, милостыни, приобщения Святых Таин. Только в этом случае водворится в нашем сердце Сам Бог. А где присутствие Божие, там вечная радость и блаженство. Аминь.

Слово в день Вознесения Господня. О значении храма для христианина с приглашением к пожертвованию на обновление приходского храма

В храм славы Твоея Господи стояще на

земли, на небеси стоящи мним.

Святая Церковь вспоминает ныне Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо для славы Божественной. Это событие в жизни Церкви не говорит нам о том, что Христос оставил нас на земле без всякого от Него покровительства и утешений; нет, Он и теперь пребывает с нами по неложному своему обетованию. «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века,» – сказал Он своим апостолам, а в лице их и освященной Им Церкви со всеми ее членами. Присутствие Господа на земле не ограничивается каким-либо местом на земном пространстве, но Он пребывает везде как Дух; на всяком месте владычествия Его, поет псалмопевец и пророк Давид. Но преимущественное Его пребывание – в храме Божием, освященном Его благодатью. Поэтому как дороги, как важны для нас храмы Божии в нашей духовной жизни, в деле нашего освящения и спасения. Побеседуем ныне о важности и значении для нас храмов Божьих.

Кому из нас не дорога эта святыня? Святой храм – это дом Божий, устроенный для славы Божией. В нем невидимо для телесных очей, но ощутительно для верующего сердца, Господь Бог имеет преимущественное свое присутствие. Это место есть селение Самого Бога. Еще о ветхозаветном иудейском храме Господь сказал: ныне я избрал и освятил дом сей, да будет имя мое здесь даже до века, да будут очи мои и сердце Мое здесь все дни (2Пар.7:16); и слава Божия осенила и наполнила сей храм. Тем более исполняются славы и благодати Божией храмы новозаветные – христианские. Благодать св. Духа очищает и освящает дом сей в жилище Божие. Сам Господь сил восседает здесь на престоле; воинство небесное и лики святых Божиих невидимо окружают Его. Поэтому в храме по освящении его благодатью Христа все – небесное, все служит зерцалом славы Божией. Здесь на месте святом приносится Господу святая бескровная жертва, выше, святее и драгоценнее которой нет ничего на земле и на небе. Величайшие блага нашей православной веры преимущественно сосредоточены в храме Божием и отсюда изливаются на чад Церкви. Едва мы успеем явиться на свет, как несут уже нас сюда для освящения. Здесь мы вступаем в новый завет с Богом и делаемся участниками всех благ, дарованных нам чрез искупительные заслуги Христа Спасителя. Чрез таинство крещения храм очищает нас от первородного греха, присоединяет к словесному стаду Христову, освобождает от власти дьявола чрез отречение от него и сочетает со Христом, дает право быть нам чадами Отца небесного и наследниками царства Божия. Но слаб и немощен человек, одними своими силами он не может достигнуть своего спасения. Церковь и здесь приходит на помощь ему и в таинстве миропомазания сообщает ему благодатные дары св. Духа, которые укрепляют человека на пути новой жизни, дают ему силу побеждать искушения мира и дьявола. Новая духовная жизнь, для которой человек рождается в таинстве крещения и для которой укрепляется в таинстве миропомазания, требует поддержки, своей пищи и пития. В храме на алтаре приготовляется для всех бессмертная трапеза животворящего тела и крови Господа Иисуса Христа. «Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный. Аз, – говорил Иисус Христос, – воскрешу его в последний день». Дает, таким образом, св. церковь в храме человеку жизнь и средства к прохождению ее. В храме мы получаем и прощение добровольно совершаемых в жизни грехов и примиряемся с Богом после отпадения от него. Со смиренным сердцем приходим мы на исповедь. Как тяжелое бремя давят нас совершенные нами грехи. Но лишь только священнослужитель даст нам разрешение грехов, сей же час небесный мир и блаженный покой возвращаются в наши сердца. Оживленными и бодренными выходим мы из церкви. Здесь дают обет на взаимное сожитие жених и невеста в таинстве брака, чрез что освящается наша семейная жизнь. Служители церковные в храме в таинстве священства получают благодать возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств. В церкви творят и молитвы над больными, если позволяют их силы, и совершается таинство елеосвящения для исцеления немощей душевных и телесных. Но особенно нужна помощь церкви при нашей кончине, когда мы оставляем все, и все оставляет нас. Кто поможет нашей душе в страшный день и час смерти, что укрепит ее, что воодушевит ее надеждой на лучшее за гробом? Это церковь Божия. Она успокоит смятенный дух человека чрез отпущение грехов и его совесть, соединит со Христом в таинстве причащения и тем подаст мирную христианскую кончину. Умирает человек, душа отлетает в другой неизвестный для нас мир, а тело предается тлению. Из храма оно препровождается на место тления и в загробную жизнь. Все оставляют раба Божия после кончины его. Но помнит и не покидает его церковь. В храме священнослужитель молится за него, приносит о нем бескровную жертву, просит Господа о прощении грехов его, о даровании ему помилования и вселения в обители неба.

Храм Божий есть стезя на небо, и все самовольно уклоняющиеся от него не будут наследниками царства Божия. И если Вседержитель не требует себе служения рук человеческих, то требует духа и сердца сокрушенного и смиренного (Пс.50:19). Где же наше сердце смиренное как не в храме, где Господь внимает нашим молитвам по своему неложному обетованию (2Пар.7:15)? Здесь и священник предстоит пред Богом, чтобы молитвы народа о прощении грехов, об избавлении его от искушений, бед и скорбей и о небесном блаженстве, будучи слабыми, соединившись с его сильнейшими молитвами, вместе с последними достигли неба; совокупная молитва имеет гораздо большую крепость, большее дерзновение, чем молитва домашняя. Поразительное зрелище представляет эта общественная молитва, и как сильна она у Бога. А когда происходит гармоническое пение, то как душа тогда рвется вверх, к небу, в обители царя небесного! В храме радующиеся продолжают свою радость, скорбящие получают утешение, печальные – веселье, удрученные – отдых, труждающиеся – успокоение. А проповедь? Она обновляет дух внимательного слушателя, преобразует его сердце, вносит свет и утешение в его душу, делает из него нового человека. Будучи истинной школой для христиан, Храм Божий отличается от всех других школ тем, что двери его открыты для всех: богатый и бедный, образованный и необразованный, взрослый и юный, мужья и жены – все имеют доступ в него и пред Богом равны в нем. И уроки в нем всем понятны. Христианин главным образом в храме научается и Богу молиться, и заповеди Его соблюдать, и ближнего любить. Кто измерит слезы, которые здесь проливаются? Сколько вздохов неслось отсюда к небу? Какие раны здесь открылись? Сюда стремится набожный христианин и для изъявления своих радостей и восторгов. Они изливаются здесь в глубокой благодарности Богу, который посылает их и сочувствует им.

Поучительна сама обстановка храма Божия. Святой крест напоминает нам о Спасителе, умершем за грехи наши; святые иконы изображают нам важнейшие события из жизни Богочеловека, Его Матери, различные благодеяния Божии людям, святых угодников пред Богом. Земная жизнь наша есть путь к горнему отечеству, и каждому из нас, земнородных, желательно заранее видеть, каково это небесное отечество наше. Иконостас составляет в храме малое подобие того горнего Иерусалима, небесной церкви, в которой праведники будут обитать вечно. Взирая на иконостас, мы как бы невольно приводим себе на память слова церковного песнопения: в храме славы твоея, Господи, стоящи на земле, на небеси стоять мним. Блеск золота, яркость красок, украшающих иконостас, напоминают нам о неизреченном благолепии обителей небесных, а св. иконы в иконостасе переносят нашу мысль к самому престолу Царя Небесного, где пред лицом Вседержителя уже наслаждаются блаженством Богоматерь, святители, и где каждому из нас уготовано место, если только мы будем жить праведно. Здесь, на иконостасе, святые небожители указывают нам путь в царство небесное. Тут воочию мы видим всех друзей Божьих, слуг Господних, воинов Царя Небесного, всех праведных, на небесах написанных. Взирая на иконостас, мы узнаем, что тут изображается вся небесная церковь, что все святые приходят служить и молиться Вседержителю вместе с нами и за нас. Все в храме направлено к обновлению, освящению души человека. Кто с благоговением входит сюда, тот сам почувствует, как освежается его душа, ибо здесь – благоухание святыни, с которой никогда не может смешиваться разлитое в мире зловоние греха.

Так, братья, в храме Божием все важнейшие обстоятельства в нашей жизни получают освящение. Приходской храм есть общий для прихожан дом, где последователь Христов находит для себя все, что может искать сердце христианина, по неложному обетованию Спасителя: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толците и отверзется вам (Мф.7:7). Понятно, какие лежат на нас обязанности в отношении к храму, этому месту селения славы Божией, этому небу на земле. Добрый хозяин неустанно заботится о том, чтобы в доме его всегда имелось все необходимое для жизни по части хозяйственной, и украшает дом свой приличным убранством, ревностно стараясь изыскать средства к поддержанию довольства и красоты в своем жилище. Подобно домохозяину и всякий прихожанин должен прилагать старание к устроению, благоговению и благоукрашению своего приходского храма, этого святого места, где всегда пребывает Господь Своей благодатью. Худой тот хозяин, который нерадит о своем доме; еще хуже тот христианин, который не принимает участия в своем приходском храме; нерадящий о своем приходском храме, где получил все благодатные дары для того, чтобы быть христианином, забывает свою душу и самого Бога. Пользуясь неизреченными благодеяниями, непрестанно на нас изливаемыми от Бога, чем можем мы засвидетельствовать и свое к нему усердие, как не приношением ему же от трудов своих праведных, от всего того, чем Бог кого благословляет, на поддержание в храме благолепия, красоты, святости и избытка его. Поданая сюда лепта подана все одно что на Небо, потому что храм есть селение славы Божией, се дом Божий. Такие заботы и стремления христианина к украшению храма угодны Богу. Христос похвалил жертву любви и усердия к нему женщины, сказав: нищих всегда имате с собою, мене же не всегда. Основание для жертв, сборов на храм находится в слове Божием. Так, в Евангелии говорится, что при выходе из Иерусалимского храма находилась сокровищница, в которую влагались добровольные приношения (Мр.12:41). Всякое истинное поклонение должно оканчиваться жертвой. Жертва – необходимое условие и потребность всякой веры. Эту потребность христианство утверждает с наибольшей силой. Чем является крест, как не самой величайшей из жертв? Мы видим в нем величайший дар, принесенный Христом Спасителем для спасения людей. Мы всецело обязаны всем Богу, а потому и должны благодарить Его, приносить Ему все в жертву. Эту истину всегда проповедовали апостолы. Мы, говорили они, принадлежим не себе, а Тому, Кто за нас пострадал, и потому мы обязаны представить Ему себя в жертву живую, благоугодную Богу (Рим.12:1). Если это говорится о нас как существах живых и разумных, то тем более должно быть сказано о необходимости с нашей стороны вещественных жертв наших Богу. Слово Божие представляет нам и образец того воодушевления, с каким следует относиться к созиданию и обновлению святого храма, и той деятельности, какой должно обнаруживаться это воодушевление. Боговидец Моисей, получивший свыше повеление устроить подвижной храм, от имени Божия объявил всему сонму людей израильских, глаголя: возьмите от себе самих участие Господу (Исх.35:5). Лишь только израильтяне узнали волю Божию касательно построения скинии, подвижного храма Божия, все воодушевились св. ревностью и принесоша кийждо участие Господу на все дела скинии и сосуды ее, и на все ризы святилища: кто злато, кто серебро, кто драгоценные камни, кто ткани различные, кто фимиам, кто елей; вообще, кто что имел, тот то и жертвовал на созидание и украшение. Женщины охотно жертвовали свои украшения – серьги, ожерелья, запястья и всякие золотые сосуды. Усердие жертвователей было так велико, что пророк Божий скоро должен был дать повеление по всему ополчению о прекращении приноса доброхотных даяний. Вот какое было воодушевление у народа Божия к его собственной святыне – к походному его храму.

Народ Божий, достояние Господне, прихожане сего храма! Пред нами ваш храм – место нашего благодатного освящения. Он для славы Божией имеет нужду в обновлении. Не блестит он своим иконостасом, этим подобием неба, имеет нужду в обновлении и святых икон. Мы, служители алтаря Господня при сем храме, движимые религиозным чувством к его благолепию и желанием все устроить благообразно и по чину, как требует этого селение Божие, этот дом Божий, вознамерились обновить иконостас, некоторые иконы и другие священные предметы. Наш долг пригласить вас к содействию в благоукрашении вашего храма. Откликнитесь на наш зов, ибо он вещает нам о делах ради Бога. Помогите, подобно древним израильтянам, кто чем может из своих жизненных средств на благолепие и украшение храма Божия. За эти жертвы, необходимые для вас, в вашем храме постоянно будут возноситься молитвы за вас пред Богом, и Он не оставит вас своей милостью, и Дух Божий будет пребывать в вас. Пройдет время, пронесутся годы в потоке веков и тысячелетий, исчезнет даже память наша с лица земли, забудутся и имена наши, но святая церковь, эта любящая мать наша, никогда не забудет нас в своих молитвах. Каждый раз, когда будет совершать свои молитвы, она всегда будет просить Господа, чтобы Он, милосердный, помянул во Царствии своем всех благодетелей и благотворителей, любящих благолепие дома сего.


Источник: Священник К. Любимов. Симбирск. Типография бр. Сысоевых, Панская ул., свой дом, 1901. От Московского духовного-цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, 18 июля 1901 года. Цензор протоиерей Иоанн Петропавловский

Комментарии для сайта Cackle