Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы (1)

Источник

В небольшом галилейском городке Назарете, находящемся на три дня пути от Иерусалима, жил некогда со своей семьёй бедный и богобоязненный старец Иосиф.

Когда пресвятой Деве Марии исполнилось 14 лет, когда закончились дни её воспитания в храме Иерусалимском, первосвященник Иудейский и другие лица, содействующие ему в утверждении в вере и добрых делах Богоизбранной Отроковицы, по особому внушению Божию, решились обручить Её родственнику Её, праведному семидесятилетнему старцу Иосифу Назаретскому. Берёт и ведёт этот праведник Пречистую Деву в свой галилейский град Назарет и водворяет Её в своём небогатом, но весьма счастливом жилище по пребыванию здесь благодати Господа. Не изменяет Святая Мария в доме древодела – своего обрученника – тех благочестивых навыков, какие Она усвоила себе, живя при храме Иерусалимском. Так же оставалась, и здесь в уединении и безмолвии, как и в селении Господа, так же занималась молитвою, чтением священных книг и рукоделием, так что дом богобоязненного старца сделался для Неё тем же домом молитвы, каким был и дом Господень в Иерусалиме. Между тем приближалось давно ожидаемое «лето Господне», когда предопределено было явиться в мир обетованному Спасителю. Здесь в убогой хижине древодела, вдали от блеска и славы мира, совершается событие, предопределённое судьбами Божиими ещё прежде сложения мира, обетованное падшим прародителям в раю и предвозвещённое пророками Ветхого Завета – вочеловечение Сына Божия. Была, вероятно, ночь, люди покоились от дневных трудов своих, одна Божественная Отроковица не смежала ещё очес, стояла на молитве и смиренно размышляла о словах пророка Исаии, которыми возвещалось всему миру пришествие в мир Искупителя рода человеческого. Она читала в это время: «се Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Мф.1:23), а вместе с сим молила Бога о ниспослании возвещённого пророками Избавителя мира. Когда настанет то вожделенное время, и Спаситель Мой благоволит сойти с небес и принять плоть человеческую? Так взывала к милосердию Божию смиренная Отроковица. В это мгновение молитвенных и святых размышлений предстал пред Нею небесный вестник Архангел Гавриил, сопутствуемый необыкновенным светом, и как бы отвечая на мысли Её, произносит: «Радуйся благодатная: Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!» Ты, как бы так сказал Архангел, украсила себя всеми добродетелями, всеми духовными совершенствами, и за то сделалась достойной особенной милости и любви Божией. Господь близкий ко всем людям, исполняющим Святую Волю Его, особенно приближается к Тебе Своей неизреченной благодатью. Он источник всякого благословения, благословляет Тебя преимущественно пред всеми жёнами в мире, почему и люди будут благословлять Тебя, прославлять и ублажать паче всех жён. Смутилась Пресвятая Дева, но в прочем не от явления ангела, что для Неё не было явлением необычайным, так как Она, живя в храме, нередко беседовала с вестником Божиим. Смутилась от слов его, от его необыкновенного приветствия, значение которого Она не понимала. С благоговейным трепетом взирал небесный вестник на смущение Пресвятой Девы Марии, и, желая успокоить Её и уяснить Ей, что почило на Ней благословение Божие и Бог особенно благоволит к Ней за Её смиренномудрие, продолжает: не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у Бога, какой никто не обретал от самой вечности: «Се зачнешь во чреве и родишь Сына и наречеши имя Ему Иисус» (Лк.1:31). Но эти слова привели Деву Марию еще в большее смущение и недоумение: «како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лк.1:34) Т. е. как это может быть, когда я дева, никогда не имела и никогда не буду иметь мужа? «Дух Святой найдет на Тя и сила вышнего осенит Тя» (Лк.1:35), отвечает Архангел, а это значит: Дух святой низойдёт на Тебя, и тайным, непостижимым наитием сделает Тебя матерью. Посему Рождённый не будет подобен обыкновенным дитём, которые во грехе рождаются, но будет свят, не причастен никакому греху. Он наречётся Сыном Божиим. И после этого Святая Дева ничего не спрашивала от посланника Божия, ни чудес, ни объяснений. Она уже веровала в благовестие Архангела и повиновалась воле Божией: Се раба Господня, смиренно сказала Она, буди мне по глаголу твоему. После этих слов Архангел отходит от Девы Марии, а Сын Божий вселяется в утробу божественной Отроковицы, и отныне делается Сыном человеческим – от Пресвятой Девы – не переставая быть Богом.

Если кто, то особенно пресвятая Дева Мария ожидала пришествия обетованного Искупителя мира. Посему, если кто должен был возрадоваться, услышав имя Иисуса, то по преимуществу Богоизбранная Отроковица. Она знала и видела, что далеко удалился от Бога падший и осуждённый на смерть человек в своём нравственно-религиозном житии. Потерял он, забыл истинного Бога, служил богам чуждым, строил им храмы, покланялся и приносил жертвы, делал им изображения идолов. В образе светил небесных, умерших людей, отличавшихся силой, храбростью, животных бессловесных и неодушевлённых предметов. И таким образом – по слову апостола Христова – изменил славу нетленного Бога в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим и пресмыкающимся (Рим.1:23). Но каковы боги, таково и служение им. Обоготворив людей, люди стали обоготворять и пороки их. Боги языческие являлись покровителями и представителями всех человеческих пороков, эти последние проникали из храма в жизнь государственную и семейную. Любовь человеческая ко времени пришествия Спасителя в мир почти иссякла, кровь людская лилась рекою на театральных зрелищах, тысячи пленников, рабов, преступников гибли здесь для удовольствия зрителей мужчин и женщин. Семейные узы перестали существовать. Жена была рабой, детей убивали по произволу, выбрасывали их за город, где они гибли от хищных зверей. Не менее печально было религиозно-нравственное состояние Иудеев пред пришествием и в пришествие на землю Христа Спасителя. Только самый малый остаток истинного Израиля, весьма немногие из Евреев, никем не замечаемые, с кротостью и смирением, в сознании своего недостоинства пред Богом, служили Господу в правде и преподобии истины и ожидали обетованного Спасителя не как только Царя Славы, но и как Царя мира и правды, Просветителя сидящих во тьме и сени смертной светом истинного учения, и примирителя людей с Богом. Прочие-же все «уклонишася вкупе непотребни быша» (Рим.3:12), осуетишася помышлении своими, и пути мирного не познаша . Пресвятая Дева Мария, видя такое положение блуждающего в похотех сердечных человечества, не могла не оплакивать его несчастного положения. Вместе с другими – лучшими людьми того времени – не могла не желать скорейшего появления в мир Искупителя рода человеческого. Все лучшие умы тогда уверены были, что возродить человека, погибшего в своих пороках, может только Бог, сошедший на землю, Он только научит людей истинной вере, и по вере угождать Творцу и Промыслителю мира и жить счастливо здесь на земле и приготовлять себя к блаженной жизни в вечности. И вот ныне «радость велия», небесный вестник Гавриил возвещает вселенной, что грех мира прощается, люди от смерти и ада избавляются, что скоро явится на землю Тот, который имеет в руках ключи ада и смерти, которой не только освободит людей от греха, проклятия и смерти, но дарует и бесконечное блаженство.

Теперь ясно для нас, благочестивые слушатели, почему настоящий день называется днём Благовещения и почему торжествовать Его приглашаются не только люди, которым явлением в мир Богочеловека, дарованы все необходимые Божественные силы, яже к животу и благочестию, но и вся вселенная, и небо, и земля со своими обитателями. Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу – воспевает ныне Святая Церковь. После падения наших прародителей земля проклята была в делах человека, терния и волчцы стала произростать ему. Небо благовременно и в достаточном количестве не давало ни влаги, ни теплоты. Засухи, наводнение, чрезмерный холод были едва ли не всегда спутниками труда человека, вследствие чего являлись голод, болезни, нищета и другие бедствия в человеческом мире. Живые существа, которые до грехопадения служили человеку, по изгнании его из рая начали совоздыхать и соболезновать (Рим.8:22), не оказывали уже ему повиновения, не чувствовали его превосходства силы, власти, не узнавали в нём своего господина, бежали от него, как от более сильного, или нападали на него, как на относительно слабого. Ныне пришествием в мир Спасителя вносится обновление и в природу чрез искупление и спасение человека. Как из-за греха прародительского подверглась она перемене к худшему, так из-за его спасения обновилась и обновляется для праведника к лучшему.

Благочестивые слушатели! Величие настоящего празднуемого события должно побудить нас осмотреться в нашей собственной жизни, поразмыслить серьёзно, насколько мы воспользовались искупительными дарами Господа, дарованными нам для нашего обновления. Как долго ожидал мир Божественного Умиротворителя, с каким вожделением желал видеть, иметь Его, веровать в Него и служить Ему, так что дние Его явления сочтены были до подробностей. Так велико и важно было для ветхозаветного человека воспоминаемое ныне радостное событие Благовещения. Но мы воспользовались ли в достаточной мере тем, что принесено нам Богочеловеком ради нашего спасения? Имеем ли такую веру твёрдую, непоколебимую в непостижимые тайны Слова Божия, умудряющего нас во спасение, какую выразила Богоизбранная Отроковица на приветствие Архангела? Проявляем ли совершенное смирение во всех тех искушениях, какие посылает нам Господь в минуты радости и невзгод житейских? Только вера в заслуги Господа может дать нам все те блага, какими воспользовался ветхий человек, ожидавший пришествия в мир Искупителя. Только вера, не мудрствующая лукаво о спасительных евангельских истинах, даёт нам те благодатные спасительные дары, какие водворяют божественный мир в душах и телесах наших. Будем молиться Преблагословенной Деве Марии –- нашей Ходатаице пред Её Сыном Господом, нашим Иисусом Христом, да поможет Она нам Своими молитвами успевать в вере и добрых делах, дабы сделаться истинными сынами Божиими и быть наследниками Царства Небесного. Аминь.

Священник Н. Любимов


Источник: Любимов Неофит, свящ. Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы // Симбирские епархиальные ведомости. 1894. № 7. С. 221–227.

Комментарии для сайта Cackle