ГЛАВА XXXV. О РОКЕ (СУДЬБЕ)851
Те, которые считают причиной всего происходящего круговращение звезд, не только противоречат общим понятиям, но представляют бесполезным и все государственное устройство. В самом деле, бессмысленны законы, излишни судилища, наказывающие совершенно неповинных, несообразны порицание и похвала, бесполезны и молитвы, – если все управляется852 роком. Исключается также Промысл вместе с религией, помимо того уже, что и человек оказывается только орудием происходящего вверху (лат. – небесного) круговращения, которым возбуждаются к деятельности не только члены тела, но и душевные помыслы. Вообще, рассуждающие таким образом наряду с свободной волей853 выставляют также и природу случайного и, таким образом, делают не что иное, как ниспровергают Вселенную, Несправедливы, затем, и сами звезды, одних делающие прелюбодеями, других – убийцами, – и, прежде всего, – Творец их, Бог, снимает с них вину если (раз) Он сотворил их такими, что они по необходимости все больше и больше854 причиняют нам зла, – так что безрассудность их не только сказывается в государственном устройстве, но являет Бога виновником гораздо больших зол, – да к тому же и нет возможности оправдать их предположение. Впрочем, нет нужды даже выслушивать это, раз оно заключает в себя очевидное богохульство и несообразность. А говорящие, что существует и то, что в нашей власти, и то, что по причине855 рока856, [ведь всему происходящему сообщено нечто фатальное, – как например: воде – охлаждаться, каждому растению – приносить известный плод, камню – устремляться вниз, огню – вверх, – так же точно и животному – соглашаться и стремиться857: и когда этому стремлению (желанию) ничто не противодействует из внешних вещей (обстоятельств) или по причине рока, тогда совершенно в нашей власти перейти (к действию) и мы во всяком случае переходим858], – так говорящие это, – каковы – из стоиков: Хризипп и Филопатор, и многие другие, даже знаменитые, – собственно утверждают859, что все происходит по причине рока. Ведь, если даже желания (стремления), по их мнению, даются нам роком – причем, они иногда препятствуются (задерживаются) роком, а иногда – нет, – то очевидно, что все происходит силой рока, – даже то, что представляется находящимся в нашей власти; и мы снова воспользуемся теми же самыми соображениями против них, чтобы показать нелепость860 этого мнения.
В самом деле, если с установлением одних и тех же причин, как говорят они сами, совершенно необходимо, чтобы и происходило одно и то же, и невозможно, чтобы иногда было так, иногда иначе, вследствие того, – что от вечности так распределено это861, – то необходимо, чтобы и желание (стремление) животного во всех отношениях и всецело, при существовании (сцеплении) одних и тех же причин, происходило так же862. А если и желание (стремление) вытекает из необходимости863, то что остается в нашей власти?864… Ведь то, что в нашей власти, должно быть свободным. А оно было бы свободным в том случае, если бы в обстановке одних и тех же причин865 от нас зависело – иногда желать, а иногда не желать; если же и желание следует необходимости, то, очевидно, силой рока будет происходить и то, что относится к желанию, – хотя и от нас это происходит, сообразно нашей природе, стремлению и решению. А если бы было возможно, чтобы желание и не проявлялось866 так867, то оказалось бы ложным положение, гласящее, что когда установлены одинаковые причины, необходимо, чтобы следовало одно и то же. Это же может быть открыто и в бессловесных (существах), и в бездушных (вещах). Ведь, если они (фаталисты) полагают желание в нашей власти – на том основании, что мы имеем его от природы, – то что мешает сказать, что и во власти огня находится – жечь, так как огонь жжет по природе?… Это, кажется, как-то и высказывает Филопатор в сочинении «О роке». Итак, производимое через нас роком не находится в нашей власти. Ведь, в таком же точно смысле будет находиться нечто и во власти лиры, и флейты, и других инструментов, и всего, лишенного разума и души, когда кто-либо действует посредством их; а это – абсурд.
* * *
Общее заглавие: «Περί άμαρμένης» – De fato. Con. начинает книгу 6-ю: «De Fato. Caput Ï Disputat contra fatum Stoicorum». Cp. Philopon. De opificio mundi, ed. by Reichardt, lib. IV, cap. 19, pag. 198.
Буквально с греч.: «раз все происходят сообразно (κατά) року»; в лат. вм. γινομένων стоит administrantur.
В грет.: «с тем, что в нашей власти»; лат. Ant. – una cum libera voluntate.
У пер.: прогрессивно причиняют нам зло – ред.
У пер.: в силу – ред.
В лат. Ant. полнее и яснее: «а признающие и то, и другое, т. е., что и в нашей власти находится нечто, и что все происходит силой рока (судьбы)"… и т. д. Ср. Alex. Aphrod. De Fato, cap. 13.
Лат. «желать» (appetere).
Скобки подлинника.
Буквально: «утверждают (доказывают) не иное что, как то, что все происходит по причине (в силу) рока».
Буквально: «доказывая неосновательность"… – Издатель Оксфордский в своих примечаниях к настоящей главе, между прочим, замечает, что «против учения о fatum'e восставали не только некоторые философы, в особенности: Plutarchus, Ammonius, Luciantus, Cicero, – но и многие св. отцы Церкви: Justinus, Martyr, Apolog. 1, Irenaeus lib. 2 et alili passim, Greg. Nyssen. lib. Contra fatum, Chrysostom. etiam passim, и многие др.» (см. Annotationes edit. Oxon. pag. 369).
Вм. αύτά в некоторых код. ταύτας и ταύτα (Ant. A 1 и 2), т. е. – причины («от вечности так установлены»).
Т.е неизменно одинаково.
Лат.: «следует необходимости».
Буквально.: «то где остается то, что в нашей власти»
В лат. переводе добавлено – causis.
У пер: происходило – ред.
Т.е., так, как указано выше, – в силу необходимости