Предисловие
Когда мне говорят, что в стране ничто не меняется к лучшему – только в сторону пущего безнадежного негатива, я порой возражаю, чаще упрямо помалкиваю, но точно знаю, что это не так. Меняется единственная, она же главная часть нашей жизни – взаимоотношения человека и Церкви, частью которой он пока себя не чувствует, но к которой испытывает взволнованный интерес.
Один из очевиднейших признаков этой эволюции – появление в списках бестселлеров вроде бы абсолютно «церковных», рассчитанных на специальную аудиторию книг. Открыл дорогу к читательским сердцам архимандрит Тихон (Шевкунов) со своими «Несвятыми святыми», продолжит, не сомневаюсь, игумен Нектарий (Морозов), чей труд вы сейчас держите в руках.
Мне выпало счастье редактировать «Несвятых святых», и это светское «послушание» заставило прочитать рукопись дважды, трижды, вдумываясь в каждую фразу и поневоле улавливая то, что при беглом просмотре могло бы проскочить мимо.
Когда отец Нектарий попросил меня написать предисловие к книге «О Церкви без предубеждения», я понимала, что это гораздо важнее для меня, чем для него. Читать опять-таки придется въедливо, скрупулезно, не единожды, то есть с пользой. Сегодня, когда большинство выпускаемых книг важны и принципиальны только для автора (а значительная доля так называемой современной литературы безразлична и самим авторам), именно служители Церкви берутся за перо (айпад, ноутбук, диктофон), чтобы сообщить людям нечто важное: не ради себя – ради них.
Оказывается, легче повернуть ход целого государства, нежели сознание отдельного человека. Атеизм в качестве официальной идеологии ушел в прошлое, но место его прочно занял атеизм (или «антиклерикализм») индивидуальный – собрание страхов, рефлексий, предубеждений, унаследованных от недавнего времени и подогреваемых мощнейшей либеральной пропагандой. На кону – не число прихожан, не количество проданных свечек, а спасение конкретных человеческих душ и сохранение России как единого, целостного и независимого – в том числе мировоззренчески – государства. Священники это понимают. Они зачастую видят дальше, выше, глубже, острее. Им отступать некуда.
Когда священник не просто давний знакомый, но еще и твой ровесник, возникает интересная возможность: не только он следит за твоим развитием, но и ты можешь наблюдать его духовный рост. Книга «О Церкви без предубеждения», с моей точки зрения, свидетельствует о состоявшейся зрелости духа. Признаюсь, начав читать, была ошеломлена: с таким человеком уже не «пофамильярничаешь» – в силу равных лет и былого единства профессии. Тот, с кем вчера хотелось спорить, сегодня вызывает пиетет. Наверное, так начинается становление пастыря из молодого священника.
По-белому завидую второму автору книги – саратовскому журналисту Елене Балаян. Ей не просто выпало душеполезное занятие – она решала очень интересную, с профессиональной точки зрения, задачу. Не знаю, ориентировалась ли Елена на хит Фредерика Бегбедера «Я верую – я тоже нет», но, во всяком случае, отцу Нектарию достался собеседник, более пылкий, нежели епископу ди Фалько. Теплохладный, пресыщенный разговор здесь был невозможен.
Интервьюер собрала, кажется, все претензии, упреки, подозрения, которые современное общество предъявляет Церкви. Соавторство в форме честного поединка существенно расширяет потенциальную аудиторию книги. Кому-то – не скрою, и я в их числе – близка и понятна позиция игумена Нектария. Но множество читателей наверняка встанут на сторону журналиста – на ту позицию, которую Елена так четко заняла ради сохранения внутренней драматургии. Критично, прагматично, цинично – так тоже можно смотреть на Церковь. Каждый имеет право пройти эту стадию, получить прямые ответы и сделать выбор.
Благодаря книге «О Церкви без предубеждения» вроде бы не пересекающиеся, непримиримые части общества вступают в диалог. Сегодняшней России он крайне необходим.
Елена Ямпольская, главный редактор газеты «Культура».