Источник

54. Особенности Богослужения в Великую Пятницу и Субботу и воспоминания, с ними соединяемые

В Великую Пятницу воспоминается суд и осуждение Господа, Его распятие и крестная смерть. На утрени в этот день посреди храма читают 12 Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелистов. В этих чтениях постепенно описывается вся история страданий Спасителя, поэтому и служба эта называется службою «Страстей Господних». Во время чтения двенадцати Евангелий все в храме стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны – горячую любовь к своему Спасителю. В Великую Пятницу литургии не бывает, так как в этот день сам Господь принес себя в жертву, а бывают царские часы. Вечерня в Великую Пятницу совершается в третьем часу пополудни в час смерти Иисуса Христа на кресте. На этой вечерне после входа с Евангелием читают паремии, Апостол и Евангелие. После чтения Евангелия при пении стихиры: «Тебе одеющегося светом, яко ризою, снем Иосиф с Никодимом"35 священнослужители совершают каждение плащаницы, которая лежит на престоле. После каждения священник торжественно на голове выносит царскими вратами плащаницу. В это время поется тропарь: »Благообразный Иосиф с древа снем Причистое Тело Твое«. После выноса на средину храма, ее кладут на приготовленное место, как бы в гроб, приготовленный Иосифом, для поклонения и целования верующими. Поднятие с престола и вынос плащаницы из алтаря на средину храма изображает собою снятие с креста Иосифом и Никодимом пречистого тела Иисуса и положение его в гроб. После вечерни совершается малое повечерие, за которым читается канон, изображающий плач Богоматери. В Великую Субботу воспоминается погребение Иисуса Христа и пребывание Его в гробе. Утреня должна совершаться в глубокую ночь и является молением пред лежащим во гробе Господом. На утрени после произнесения великой ектении отверзаются царские врата и священнослужащие с зажженными свечами выходят на средину храма. Затем совершают каждение вокруг плащаницы и по всему храму. В это время поются на клиросе тропари: »Благообразный Иосиф» 36 и "Мироносицам женам» 37. По окончании пения тропарей начинается погребальное чтение, разделенное на три статьи. Стихи этих статей читаются священником и диаконом, стоящими около плащаницы. В этом погребальном пении и чтении воспоминается скорбь Богоматери и выражается наша вера в Господа, как в Искупителя. После чтения всех статей поется канон «Волною морскою скрывшаго древле»... В этом каноне изображается Смятение неба и земли в минуты смерти Господа. После канона поется великое славословие и затем при пении – погребальным напевом трисвятой песни при колокольном перезвоне совершается медленное обнесение плащаницы вокруг храма. Затем по внесении плащаницы в храм, она подносится к царским вратам и священник произносит «Премудрость прости». После этого плащаница полагается на прежнем месте среди храма. Обнесение плащаницы вокруг храма изображает погребение Иисуса Христа и сошествие Его в ад, куда Он сходил для проповедования победы над смертью и избавления душ от ада. Приближение плащаницы к отверстым царским вратам по обнесении вокруг храма означает неразлучное пребывание Господа Иисуса Христа с Богом Отцом на престоле. По внесении плащаницы на средину храма читают: паремии, Апостол и Евангелие. В Евангелии читают о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господа и запечатали гроб. После чтения Евангелия произносятся сугубая и просительная ектении, и совершается отпуст. Утреня заканчивается похвальными песнями в честь погребателя Иисуса Христа – Иосифа Аримафейского: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного«38. Литургия в Великую Субботу совершается Св. Василия Великого. После чтения Апостола поется в храме молебный глас Спасителю: »Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследити во всех языцех«. Во время этого пения священнослужащие облачаются в белые ризы и облачения престола и жертвенника меняют на белые. После этого пения диакон в светлых облачениях, подобно ангелу, возвещает людям о воскресении Христовом. Вместо Херувимской песни поется следующая песнь: »Да молчит всякая плоть человеча»39 . Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене Мати"40. После заамвонной молитвы совершается благословение хлебов и раздаяние их верующим. Это совершается в воспоминание обычая древних христиан ожидать пасхальную утреню в храме, не выходя из него после литургии. В древности для подкрепления верующих раздавали в это время нарезанный хлеб.

Для беседы с учащимися: Что воспоминается в Великую Пятницу? Почему утреня в Великую Пятницу называется службою «Страстей Господних»? Что означает стояние верующих с зажженными свечами во время чтения двенадцати Евангелий? Почему в Великую Пятницу не бывает литургии? Что совершается вместо литургии? Когда совершается вечерня? Что совершается за вечерней после чтения Евангелия? Что означает вынос плащаницы из алтаря на средину храма? Что изображается в каноне на малом повечерии? Что воспоминается в Великую Субботу? Что читают посреди храма во время утрени? Когда обносят плащаницу вокруг храма? Что означает это хождение? Как оно совершается? О чем читают в Евангелии по принесении плащаницы в алтарь? Чем оканчивается утреня? Какая совершается литургия в Великую Субботу? Когда черные облачения заменяют белыми? Кто в белом облачении возвещает людям о воскресении Господа? Что поется вместо Херувимской песни? Что совершается в конце литургии? Что воспоминается при благословении хлебов и раздаянии их народу?

* * *

35

стр. 147.

36

стр. 148.

37

стр. 148.

38

стр. 149.

39

стр. 149.

40

стр. 150.


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle