38. Понятие о литургии оглашенных; ее начало. Псалмы изобразительные и антифоны. Песнь: «Единородный Сыне». Блаженны. Малый вход. Значение его
Вторая часть литургии называется литургией оглашенных, потому что к слушанию ее допускались в древнее время и оглашенные. Оглашенными назывались те люди, которые приготовлялись к святому крещению через оглашение, т.е. словесное изучение христианской веры. Оглашенные и теперь есть в тех местах, где живут язычники, желающие обратиться в христианство. Во время литургии оглашенных воспоминаются события от Рождества Христова до Его страдания. Начало литургии оглашенных совершается так: по окончании проскомидии диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови владыко!» Священник в алтаре перед престолом Божиим прославляет царство Пресвятой Троицы такими словами: «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». После этого диакон произносит Великую ектению. За этой ектенией следует пение 102-го псалма «Благослови душе моя Господа», малая ектения и пение 145 псалма «Хвали душе моя Господа». Эти псалмы называются изобразительные, потому, что они изображают и восхваляют милости Господа. В великие праздники, вместо изобразительных псалмов поются антифоны. Второй антифон заканчивается торжественною песнью в честь Сына Божия Господа Иисуса Христа:
Единородный Сыне и Слове Божий, Бессмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочело- вечивыйся: распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.
Перевод.
Единородный Сын и Слово Божие, бессмертный, соблаговоливший для нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечившийся принявший распятие, победивший смерть Своею смертью, Христе Боже, Един из Лиц Святой Троицы, прославляемый так же, как Отец и Св. Дух, спаси нас.
В этой песни мы, воспоминая воплощение Сына Божия Его распятие и смерть, просим Его спасти нас. После пения этой песни произносится вторая малая ектения и по окончании ее пение заповедей блаженства. В этих заповедях содержится учение о том, какими мы должны быть, чтобы получить награду от Бога. Во время пения этих заповедей в первый раз за литургиею отворяют царские врата и совершается «малый вход». Этот вход называется малым в отличие от великого, который бывает на литургии верных. Малый вход Совершается так: во время пения блаженств священник дает с престола диакону Евангелие, затем оба обходят через горнее место престол и выходят из алтаря северною дверью. Впереди идет диакон с Евангелием, за ним священник; перед Евангелием несут горящую свечу. Остановясь на амвоне перед царскими вратами, священник благословляет вход и целует Евангелие, а диакон, поднимая Евангелие в царских вратах, произносит: «премудрость прости» и входят в алтарь. Во время входа в алтарь на клиросе поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Тя: аллилуйя», побуждая верующих поклониться Христу.
Малый вход означает шествие Иисуса Христа на проповедь. Выход священника не царскими вратами, а северною дверью означает явление Иисуса Христа в мир не как царя, а как смиренного слуги. Евангелие означает учение Иисуса Христа. Горящая свеча означает Иоанна Крестителя, которого сам Христос назвал «светильником горящим». Поднятие Евангелия в царских вратах означает то, что Евангельское учение выше всякого человеческого учения. Слова «премудрость прости» напоминают нам о Том, чтобы мы внимательно слушали учение Христово.