Вознесение Господне
Празднование Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на небо (Деян.1,1–11; Мк.16,19; Лк.24,51). Этот день всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.
Вознесшись на небо и сев одесную Отца Небесного, Христос Спаситель не оставил землю Своим присутствием.
Он вознесся от нас, Он невидим телесными очами среди верующих в Него, но, как поется в кондаке праздника, «никакоже отлучаяся», пребывает «неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Через Свое Вознесение Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне пребывает на земле не только Своим вездесущим Божеством, но и прославленным Телом в великом и пренебесном Таинстве святой Евхаристии (Тела и Крови Его), причастниками которого бывают все верующие.
Вознесение Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного ангельского мира и прославление им великого снисхождения и милости Божией к человеческому роду. «Чины ангельстии, Спасе, человеческое естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя» (1-й канон, песнь 3-я, тропарь 2-й).
Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию было продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресение и основанием которому послужил Крест Христов.
Вознесение Иисуса Христа на небо служит явным доказательством того, что всем людям, верующим во Христа, открыт путь к небу. Христос явился на небо как первенец из мертвых, представив в Своем Лице начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. «Он взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая», разрушив осуждение человечества (среда 6-й Недели по Пасхе, канон, 2-й тропарь 3-й песни и 2-й тропарь 8-й песни).
Где Глава, там должны быть и члены. Глава – на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда снова явится Христос на земле, – по словам Ангелов при Вознесении, – «приидет паки имже образом видите Его идуща на небо» (Вознесение, Великая вечерня, 3-я стихира на литии) (4, с.299–300).
История праздника
Начало празднования Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, гл.18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св.Иоанна Златоуста и блаж.Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по Преданию, прямо усвояет ему апостольское установление.
Каноны праздника написаны св.Иоанном Дамаскиным и св.Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св.Роману Сладкопевцу (4, с.300).