Источник

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 4-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ

Четвертое утверждение гласит: эти откровения были предметом веры святых исстари.

Это положение с ясностью вытекает из самого понятия веры и рассмотрения того, что составляет ее предмет. Вера, – говорит ап. Павел, – есть осуществление ожидаемого, обличение вещей невидимых, – а это есть, как поясняет Апостол в той же главе на многих примерах, не что иное, как твердое и непреложное верование ума в то, на что он полагается и чем в некотором смысле обладает, ибо ожидаемое является осуществляющимся благодаря доверию к обетованиям Божиим; и таким образом чрез свою веру душа получает твердую, непоколебимую уверенность в вещах невидимых или еще не осуществляющихся.

Предмет веры – Бог глаголивый

Предметом этой веры является обещание, слово или свидетельство Бога, говорящего уму (духу) человека. Отсюда обычное выражение, что предметом веры является Бог глаголивый. Это явствует из всех тех примеров, приведенных в этой главе Апостолом, где вера основывалась не на каком-либо внешнем свидетельстве, не на слове или писании человеческом, но на откровении Божией воли, объявляемой человеку во внутреннем откровении, как было, например, с Ноем. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он мир, и сделался наследником праведности по вере.

Вера Ноя

Что было здесь предметом веры Ноя, как не Бог, говоривший к нему!? У него не было ни писаний, ни пророчеств, унаследованных от кого-либо, жившего раньше его; не было даже содействия церкви или народа для поддержки его, – и, однако, вера его слову Божию, которою он прекословил всему миру, спасла его и его дом.

Вера Авраама

Замечательным примером того же является Авраам, получивший поэтому наименование «Отца верующих». О нем сказано, что он сверх надежды поверил с надеждою. В чем же выразилась его вера? В том, что он не только охотно покинул страну своих отцов, но и пошел, не зная, куда идет; в том, что он поверил относительно рождения Исаака вопреки естественной вероятности; но более всего в том, что он не отказался принести его в жертву, не сомневаясь, что только Бог был в силах воскресить его из мертвых, – его, про которого было сказано ему, что в Исааке наречется тебе семя. И, наконец, в том, что он положился на обещание, что семя его будет владеть землею, на которой сам он был только странником.

Предметом веры Авраама во всем этом было не что иное, как только внутреннее, непосредственное откровение, или: Бог, объявляющий Свою волю ему внутренне и непосредственно чрез Своего Духа.

Раньше упоминалось также о внешних голосах, явлениях и снах, как путях откровения. Поэтому уместно сказать о возможном возражении по поводу этого пункта.

1-е возражение

Могут сказать, что те, кто теперь основывает свою веру на непосредственном и объективном откровении, также должны слышать внешние голоса, иметь видения или видеть сны и явления.

Нельзя отрицать, что Бог пользовался служением ангелов, которые издревле, в образе людей, внешним образом говорили святым, и что Он многое открывал им в сновидениях и видениях. Едва ли можно утверждать, что эти способы откровения прекратились. Господь властен и свободен являть Себя Своим чадам, как Ему угодно. Но, рассматривая предмет веры, мы должны держаться не того, как это бывает иногда и приспособительно к обстоятельствам, а того, как это происходит всегда и независимо от частных условий.

Кроме того, мы должны делать различие между тем, что само по себе подвержено сомнению и заблуждению – и потому приемлется ради и по причине другого, и тем, что не подвержено никакому сомнению, но принимается просто ради самого себя, будучи самою первою и самобытною истиной.

Откровения в снах и видениях

Теперь рассмотрим, в каком смысле или насколько эти внешние голоса, явления и сновидения были предметом веры святых. Обусловливалась ли эта вера тем, что они были просто голосами, явлениями или сновидениями? Разумеется, нет; ибо святым не безызвестно было, что и дьявол мог бы породить звуки слов, довести их до внешнего слуха и обмануть внешние чувства, делая видимыми вещи, которых на самом деле нет. Да и сами мы разве не знаем по опыту, что почти то же самое могут производить фокусники, благодаря проворству своих рук? Поэтому Господь и воспретил святым основывать свою веру на таком ложном основании, как внешние и ошибающиеся человеческие чувства.

Что же, в таком случае, внушает доверие этим видениям? Конечно, не что иное, как только сокровенное свидетельство Духа Божия в их сердцах, убеждавшее их, что голоса, сны и видения были от Бога. Авраам поверил ангелам; но кто сказал ему, что эти люди были ангелы? Не должно думать, что его вера основывалась тогда на внешних чувствах: она проистекала из сокровенного убеждения Духа Божия в его сердце.

Итак, влияние Духа должно быть признано – прежде всего и главным образом – предметом веры святых. Без этого нет истинной и определенной веры, и чрез это много раз вера зарождалась и укреплялась без какого-либо из названных внешних или видимых пособий, что мы можем видеть из многих мест Св. Писания, где только находим: И сказал Бог... И было слово Господне к тому-то и к тому-то.

2-е возражение

Но если бы кто стал упорно утверждать, что для откровения нужен внешний, слышимый голос для плотского уха, то таковому упорствующему можно бы ответить вопросом: какое доказательство может он привести в пользу этого утверждения, кроме своего собственного простого предположения? Да, ведь и сказано: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему», а не нашему внешнему слуху (Рим.8:16). И так как Дух Божий есть в нас, а не только вне нас, то Он и говорит нашему духовному, а не плотскому уху. Поэтому, когда так часто говорится в Писании: Дух сказал, побудил, воспрепятствовал, призвал того или другого – сделать или удержаться от того или другого дела, во всех этих случаях нет основания заключать, как того желают некоторые, что это был не внутренний голос к духовному слуху, а внешнее слово к плотскому уху, В пользу такого мнения едва ли можно привести серьезные доказательства.

Из всего вышесказанного естественно прийти к следующему заключению, завершающему доказательство рассматриваемого 4-го утверждения:

То, во что кто-либо твердо верит, как в начало и основание своей надежды на Бога и жизнь вечную, то составляет предмет его веры,

А так как внутреннее и непосредственное откровение Духа Божия, говорящего в святых и к святым, признавалось ими за начало и основание их надежды на Бога и жизнь вечную, то, поэтому, эти внутренние и непосредственные откровения являлись предметом их веры.


Источник: О непосредственном откровении по учению Слова Божия / [М.А. Новоселов]. - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1912. - 42 с. (Религиозно-философская библиотека; Вып. 29).

Комментарии для сайта Cackle