Источник

Глава 20

Путешествие Марии Магдалины и двух учеников к гробу (1–10). Явление Магдалине Ангелов и Самого Воскресшего и возвращение её к ученикам (11–18). Явление Воскресшего ученикам вечером в день воскресения (19–25) и чрез восемь дней (26–29). Замечание евангелиста о цели его Евангелия (30–31).

1. Ин. 20:1.

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба.

Мф. 28:1; Мк. 16:2, 4; Лк. 24д.

2. Ин. 20:2.

Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

Ин. 19:26, 20:13, 15.

Повествование Иоанново о путешествии жён мироносиц и учеников к гробу Воскресшего значительно отличается от повествований о сем первых трёх евангелистов. Отличие это происходит оттого, что Иоанн опускает почти все описанное первыми евангелистами и восполняет их сказания тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам, тогда как те описывают происходившее с прочими жёнами мироносицами, кроме Марии, хотя при исчислении мироносиц они упоминают и о Магдалине. Из снесения повествований о сем всех четырёх евангелистов слагается полная история событий этого единственного в истории утра, утра светлого Христова воскресения, и все кажущиеся разности сказаний совершенно исчезают. – В первый день недели: по-нашему в воскресенье; см. прим. к Мф. 28 и парал. у Мк. и Лк. – Мария Магдалина приходит ко гробу: по сказаниям первых трёх евангелистов она была не одна, а был целый сонм мироносиц. Это видно и из сказания Иоаннова, что она была не одна; возвратившись к апостолам Петру и Иоанну, она говорит им: не знаем, где положили Его. Это могла она сказать только от лица своего и других мироносиц, следовательно, она была не одна. Подобный способ повествования находим у ев. Луки: он повествует о путешествии к гробу Христову одного Ап. Петра (Лк. 24:12), а затем передаёт слова еммаусских путников: и пошли некоторые из наших ко гробу и пр. (Лк. 24:24; ср. ст. 22). Но вместе с сим надобно предположить (вместе с Злат., и др.), что Мария, пошедши на гроб вместе с другими жёнами, упредила их на пути, как всегда деятельная и скорая по преимуществу пред другими, и пришла или подошла ко гробу настолько, чтобы видеть отваленный камень, ранее прочих жён. Этим объясняется и указание Иоанном времени её прибытия к гробу: рано, когда было ещё темно, тогда как прочие жены подошли уже когда рассветало (ср. прим. к Мк. 16:2 и парал.). – Увидев, что камень отвален от гроба (Ангела на камне, явившегося потом прочим жёнам, она не видела), она подумала, что тело Господа унесено (ст. 2), и немедленно бежит с поспешностью известить о сем учеников Господа Петра и Иоанна. На этом обратном пути она, конечно, встретилась с прочими жёнами (которых между тем занимала мысль, кто отвалит им большой камень от двери гроба, Мк. 16:3) и сообщила им своё опасение (потому и говорит потом апостолам – не знаем). – Пришедши к Петру и Иоанну (ср. 13:23; 19 и прим.), она высказывает им свою догадку. Между тем прочие жены мироносицы подходят к гробу, видят Ангелов, слышат благовестие о воскресении Господа и поспешно удаляются от гроба к апостолам, о чём подробно повествуют первые евангелисты (Мф. 28:5–8; Мк. 15:4–8; Лк. 24:3–8 и прим.).

3. Ин. 20:3.

Тотчас вышел Пётр и другой ученик, и пошли ко гробу.

Лк. 24:12, 14.

4. Ин. 20:4.

Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый.

5. Ин. 20:5.

И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб.

Ин. 19:40.

6. Ин. 20:6.

Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,

7. Ин. 20:7.

и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

Ин. 11:44.

8. Ин. 20:8.

Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9. Ин. 20:9.

Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых.

Лк. 24:27, 46; 1Кор. 15:4.

10. Ин. 20:10.

Итак, ученики опять возвратились к себе.

Ин. 19:27.

Тотчас вышел и пр.: вследствие вести, принесённой Магдалиной (а может быть, вскоре и другими мироносицами: Лк. 24:10–12), Пётр и Иоанн поспешно пошли или побежали ко гробу. – Побежали они оба вместе, но Иоанн, будучи моложе Петра, бежал скорее, а потому ранее Петра прибежал к гробу (когда уже жён там не было), но не вошёл во гроб; вероятно, робость и страшливость в уединении сада, при таких необыкновенных обстоятельствах, овладели его душой, и он один не решился войти во гроб, а только наклонился в отверстие, от которого отвален был камень, и увидел лежащие пелены. Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб: как более мужественный и смелый, каковым он является во всех евангельских сказаниях. Ев. Лука, говоря об этом же путешествии Петра к гробу (Лк. 24:12, ср. прим. и прим. к ст. 24), говорит, что он, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и не говорит, чтобы входил в самый гроб. Это не стоит в противоречии с рассматриваемым сказанием Иоанна: ев. Лука говорит так по краткости рассказа своего о сем, а Иоанн восполняет его. Притом, ничто не мешает допустить предположение, что и Пётр, пришедший вслед за Иоанном, сначала так же как и он, наклонившись, посмотрел в гроб и потом уже вошёл в него, и ев. Лука в кратком рассказе своём о сем последнем умалчивает. – Плат.: см. 11:44; Лк. 19:20. – И увидел, и уверовал: уверовал не словам Марии, что тело Господа унесено (Феофил.), а тому, что Господь воскрес (Злат.). Рассматривание оставшихся во гробе одежд и особенно свитого, в особом месте лежащего плата, которым обвита была голова Господа, Иоанна привело к убеждению, что тело Учителя не похищено, ибо при похищении одежды не могли быть в таком порядке; это убеждение привело его к вере, что Христос воскрес, как Сам предрекал то (ср. Злат.). Иоанн говорит о вере в сем положении только своей, о вере же Петра не говорит. Из Евангелия от Луки видно, что подобная вера в воскресение не проторглась ещё в это время в сердце Петра: он пошёл назад, дивясь сам в себе бывшему (Лк. 24:12). Для превращения этого удивления в веру Петру нужно было особенное явление Воскресшего, которого он и удостоился (Лк. 24:34; 1Кор. 15:5). – Ибо они ещё не знали и пр.: для объяснения того, почему один из учеников теперь только, при виде одежд Господа в гробе, а не ранее и не без видения этих одежд, уверовал, а другой возвратился только с удивлением происшедшему, евангелист делает замечание, что они ещё не знали из Писания, что Ему должно из мёртвых воскреснуть. Когда писал своё Евангелие Иоанн, он знал уже предсказания ветхозаветного Писания о воскресении Мессии, и поэтому, повествуя о путешествии своём к гробу, он выражает как бы удивление, как они были тогда ещё несовершенны, что до самого этого времени воскресения не веровали ему, не разумея Писания. К уразумению Писаний Господь отверз ум учеников только по Своему воскресению (Лк. 24 и прим.); полное же ведение и уразумение ими Писаний совершилось по излиянии на них даров Духа Святого в день Пятидесятницы, сообразно обетованию Господню (16 и парал.). – До времени же страданий и воскресения Господа ученики не разумели даже собственных Его яснейших предсказаний о воскресении (Лк. 18:34 и прим.), даже спрашивали друг друга, что значит из мёртвых воскреснуть (Мк. 9 и прим.). Потому некоторые предречения Его о сем стали для них понятны только по воскресению Его (2:21–22). После же, спустя дней не более как 50, с каким одушевлением и силой убедительности тот же Пётр, который теперь не знал ещё из Писания о воскресении Господа, доказывал иудеям из Писания, что Ему до́лжно было из мёртвых воскреснуть (Деян. 2:24–31)! – Ученики опять возвратились к себе: один веруя, другой удивляясь происшедшему, и оба – в ожидании дальнейших разъяснений случившегося.

11. Ин. 20:11.

А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,

12. Ин. 20:12.

и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13. Ин. 20:13.

И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

Ин. 20:2, 15.

А Мария стояла у гроба: Магдалина, как видно из сего сказания, возвратилась к гробу вслед за учениками и, может быть, нашла их ещё при гробе, или же они только что удалились. В смятении духа она плакала о том, как видно из дальнейшего (ст. 13, 15), что считала похищенным тело Господа и не знала, где оно находится. Сказания других жён о явлениях им ангелов, возвестивших о воскресении Господа, она или не слышала, или же не верила им, как не верили и другие ученики (Лк. 24:11). В слезах она наклонилась во гроб: наклонилась в отверстие, от которого отвален был камень; в самый гроб войти, как видно, она не решалась одна, может быть, по тем же чувствам, как и Иоанн (ст. 5). – Двух ангелов: ср. прим. к Лк. 24:4. – В белом одеянии: см. прим. к Мф. 28:3. – Одного у главы, другого у ног: они сидели на том одре, на котором в гробных пещерах возлагались тела мёртвых. – Что ты плачешь: спрашивают не для того, чтобы узнать, но чтобы утешить. – Унесли Господа моего и пр.: отвечает небесным вестникам так просто, как будто бы говорит с земными существами, – так погружена она в одну мысль, и эта мысль не даёт места в скорбной душе её никакой другой мысли, никакому другому предположению о том, куда бы могло деваться тело Господа; она повторяет одно – унесли.

14. Ин. 20:14.

Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

Ин. 21:24; Лк. 24:16.

15. Ин. 20:15.

Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Ин. 19:41.

Обратилась назад: может быть, случайно, без особенных побуждений и цели, в растерянности чувств; может быть, невольно, ища глазами потерянный любимый предмет; может быть, почуяв присутствие близ себя другого по шороху и т. п. – Увидела Иисуса, но не узнала: не узнала потому, что Он, вероятно, явился в ином образе, как потом явился Он еммаусским путникам (Мк. 16:12) «смиренном и обыкновенном» (Злат.), почему она и приняла Его за вертоградаря. Может быть, смущение духа и слезы мешали ей пристальнее вглядеться в Господа. Потом, как видно из всего рассказа, ей в эту минуту чужда была мысль о воскресении Его и она никак не ожидала, чтобы это был Сам Тот, Кого она считала унесённым из гроба; наконец, вероятно, Самому Господу не угодно было, чтобы она тотчас узнала Его, как не угодно было вдруг открыть Себя еммаусским путникам, а потому она сначала не узнала Его даже по голосу, по которому узнала потом. – Что ты плачешь, кого ищешь: как и в отношении к еммаусским путникам, Господь хочет Своими вопросами предварительно приготовить сердце Марии к откровению Себя ей (ср. Лк. 24 и прим.). – Думая, что это садовник: того сада, в котором был гроб Господень (19:41–42) – предположение очень естественное, ибо кому же как не садовнику быть в саду так рано? – Если ты вынес Его и пр.: если она предполагала, что тело Господа унесено врагами, то могла предполагать, что садовник в заговоре с ними и при помощи его унесено тело, а потому просит его открыть ей тайну и выдать ей тело возлюбленного Учителя. Если же она думала, что тело Господа перенесено по распоряжению владельца сада и гроба в другой гроб, то, конечно, полагала, что это сделано при помощи садовника, и потому она просит указать ей место, чтобы оттуда взять Его и перенести в место более безопасное. (Ибо «быть может, она боялась, чтобы иудеи не надругались и над мёртвым телом, и потому желала, чтобы оно было переложено в другое место, им неизвестное» Феофил.). – Его: не называет Господа по имени, предполагая, что, во всяком случае, садовнику известно, о Ком и о чём речь. – Я возьму Его: в чрезвычайной скорби, по безмерной любви к Господу, она как бы забывает о своих силах, лице, – обо всём; она надеется взять и унести Господа одна, сама; а может быть, желала только узнать – где Он, и потом сделать, что нужно, при помощи и содействии учеников и всех близких к Господу.

16. Ин. 20:16.

Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель!

Мк. 10:51.

17. Ин. 20:17.

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

Ин. 6:62, 16:28; Мф. 28:10, 24:40; Евр. 2 д.; 1Кор. 11:3.

Мария! Как еммаусским путникам Господь благоволил открыть Себя в преломлении хлеба (Лк. 24:31, 35), так Магдалине открылся Он в названии её по имени. Может быть, имя её произнесено было с давно и хорошо знакомой ей интонацией голоса, и в ней она тотчас узнала голос своего Учителя и Господа. – Обратившись: это показывает, что она после речи своей к мнимому садовнику снова обратила взоры свои к гробу. – Раввуни́ (ср. Мк. 10:51): то же, что равви́, по особой форме речи – от равван, значит «учитель» (ср. прим. к Мф. 23:6–7). – Не прикасайся ко Мне: со словом – раввуни Магдалина, вероятно, со стремительностью восторженной бросилась к Господу, но услышала – не прикасайся ко Мне; видно, что она хотела прикоснуться к Нему, иначе излишне было бы запрещение. Несколько спустя Господь не воспретил ей вместе с другой Марией ухватиться за ноги Его (ср. прим. к ст. 18 и Мф. 28:9), вечером того же дня предлагал ученикам осязать Себя, показав руки Свои и ноги (Лк. 24:39), спустя восемь дней предложил Фоме осязать Себя (ст. 27). Из этого, а равно из указанной Господом причины, почему Он не позволяет теперь Магдалине прикасаться к Нему, надобно заключить, что это запрещение имело основание в теперешних мыслях и намерениях Марии, с каковыми она устремилась к нему. «Ещё земная мудрствует жена: тем же и отсылается не прикасатися Христу» (Утрен. стихира 8-го гласа). Как видно из всего рассказа, она не ожидала воскресения Господа, подобно прочим ученикам, хотя, конечно, и знала о предречениях Его о Своём воскресении, также подобно прочим ученикам, и – вот вдруг неожиданно видит пред собою Господа, узнав Его по голосу. Какое смятение и возбуждение чувств и мыслей должно было произойти в ней, и – притом какое быстрое, мгновенное так сказать! Это Он – несомненно; но что же Он? В теле ли действительном, воскресшем или восставшем из гроба, или это только дух Его (ср. Лк. 24 и прим.), вошедший по смерти телесной к Богу и теперь снисшедший от Бога и явившийся ей в телесном виде? Мгновенно всё это и подобное предносится в её мысли возбуждённой и – она устремляется к Нему, чтобы осязанием увериться в том, что видит глаз, чтобы удержать Его, так сказать, насильственно, если это только дух в образе телесном (при высоком возбуждении душевном не рассуждается о невозможном), чтобы «может быть, обнять Его как Возлюбленного и обращаться с Ним, как и прежде» (Феофил.). Господь, читавший, что происходило в душе её, любвеобильно устраняет искреннее, но неуместное теперь, в её мыслях, «возводит мысль её, чтобы она помыслила нечто высшее» (Феофил., ср. Злат.); а законному желанию её удостовериться – Он ли это – удовлетворяет удостоверением слова, а не осязания. – Не прикасайся ко Мне, говорит Господь; для удостоверения тебя, что это Я, пусть будет достаточно для тебя Моего слова, а не осязания, для рассеяния же твоих недоумений – не дух ли Я в телесном образе – говорю тебе, что Я не восшёл ещё к Отцу Моему; следовательно, не дух в телесном образе, а в том же самом теле; наконец, «обстоятельства теперь уже не в прежнем положении, и Я не буду уже обращаться с вами по-прежнему» (Феофил., ср. Злат.). Итак, не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему. Вместо сего иди, увидев Меня и уверившись Моим словам, что это Я Сам ещё не восшедший к Отцу, иди к братиям Моим и скажи им о сей величайшей и радостной для них истине, что Я восхожу к Отцу Моему, из чего они должны увериться и в истине Моего воскресения. – Братиям Моим: см. прим. к Мф. 28:10. – Восхожу к Отцу Моему: когда пред смертью Своею, в прощальной беседе с учениками, Господь говорил не раз о Своём отшествии к Отцу (14:2–4. 28; 16 и парал.), то говорил об отшествии к Нему чрез смерть Свою, воскресение и вознесение. Теперь совершились смерть Его и воскресение; остаётся вознесение, и о нём теперь повелевает Господь возвестить ученикам, почему и употребляет слово не – иду, а – восхожу. О Своём отшествии к Отцу Он говорил им в прощальной беседе, как о величайшем благе для них (14:2–3; 16 и парал.) и как о таком событии, которое должно исполнить радостью сердца их (14:28); посему о нём и повелевает Он возвестить теперь ученикам Своим. В сем они должны видеть и непререкаемое доказательство Его воскресения действительного, так как отойти к Отцу чрез вознесение Он может только после воскресения, на что Он и указывал им (14:19; 16 и прим.). – Ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему: это изречение указывает на величайшее благо для учеников отшествия Господа, о коем Он говорит; оно должно утвердить упование учеников о сопрославлении с Ним, о котором столько говорил Он им в прощальной беседе, так как, по силе их внутреннего духовного общения с Христом, Его Отец есть и их Отец, Его Бог – и их Бог. Но Господь не говорит: к Отцу нашему и Богу нашему, потому что «Бог и нам Отец, но по благодати, а Господу Он Отец по естеству; наоборот, Он нам Бог по естеству, а Господу Бог по Его человечеству, ибо Он стал Богом Его, когда Он принял на Себя человеческое естество» (Феофил., ср. Злат.).

18. Ин. 20:18.

Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей.

Мк. 16:10.

Идёт и возвещает ученикам: по сличению со сказанием ев. Матфея (Мф. 28:1, 9) надобно предположить, что на пути она встретилась с другой Марией и им снова явился Господь (второе явление), как описывает ев. Матфей. Ученики, по ясному свидетельству ев. Марка, не поверили сему свидетельству (Мк. 16:11; ср. прим.), что́ подтверждается и упрёком, сделанным ученикам самим Воскресшим, когда Он явился им собранным вместе в тот же день вечером (Мк. 16:14), и сказанием ев. Луки (Лк. 24:33–34, 36–39).

19. Ин. 20:19.

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

Ин. 7:13; Лк. 24:36; Мк. 16:14.

20. Ин. 20:20.

Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

Ин. 20:27, 19:34; Лк. 24:40; 1Ин. 1:1.

В тот же первый день недели и пр.: это то же явление Господа ученикам, о котором повествуют ев. Марк (16 и далее) и Лука (24 и далее), только Иоанн, опустив некоторые частности тех повествований или кратко указав на них, сообщает некоторые другие. – Когда двери были заперты: черта, указанная только Иоанном и имеющая важное значение как указание на особенное свойство прославленного тела Господа, по которому вещественные предметы не составляли для Него препятствия к прохождению сквозь них. Таким образом, это пришествие Господа к ученикам при затворённых дверях было совершенно чудесное, необъяснимое. – Заперты из опасения от Иудеев, т. е. враждебной Господу партии, особенно членов иудейского Синедриона. Стражи, бывшие при гробе, после воскресения Господа дали знать членам Синедриона о случившемся, и были подкуплены разгласить, что ученики ночью украли тело Господа, когда стража будто спала (Мф. 28:11–15). До учеников Господа могла, конечно, скоро дойти эта молва, и они могли опасаться, что против них будут приняты какие-либо насильственные меры; из опасения подобных мер от иудеев они и были с запертыми дверями. – Пришёл Иисус и пр.: см. подробнее о сем Лк. 24:36–43 и прим.

21. Ин. 20:21.

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Ин. 14:27, 17:18, 13:20.

22. Ин. 20:22.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

Быт. 2:7; Ис. 61:1; Ин. 20:17, 7:39.

23. Ин. 20:23.

Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Мф. 16:19, 18:18.

Вторично: вероятно, уже после того, как удостоверил их в Своём воскресении чрез осязание Себя и вкушение пред ними пищи. После этого вторичного – мир вам Господь предварительно, прежде дня Пятидесятницы, посвящает апостолов на дело будущего служения их дарованием им благодати Святого Духа и обозначением общего важнейшего предмета их будущего служения. – Как послал Меня Отец и пр.: см. прим. к 17:18. Бог послал в мир Господа Иисуса для совершения дела искупления мира, Господь посылает апостолов в мир для содействия миру в усвоении совершенного Им дела искупления. – Дунул: символическое обозначение сообщения апостолам даров Святого Духа. Это было действительное дарование им Святого Духа под символом дуновения, потому что вслед за сим Господь говорит: приимите Духа Святаго, т. е. действительные дары Духа Святого, а не символ только этих даров. Полное, сколько то было нужно, излияние даров Святого Духа на апостолов совершилось, по обетованию Господню, после Его вознесения (16 и парал.) в день Пятидесятницы (Деян. 2 и далее). Теперь же это дарование Духа только предварительное, насколько то можно и нужно было до времени вознесения. Господь даровал им «некоторую власть и духовную благодать» (Феофил. и Злат.) и это действие имеет целью удостоверить апостолов, что они лично от Него поставлены и посвящены на служение Ему и делу Его в мире. – Конечно, в сем действии Господа невозможно без предвзятой мысли видеть, как видят римские католики, доказательства, что Дух Святой от вечности исходит и от Сына. – Кому простите грехи и пр.: после Петрова исповедания Господа Мессией Господь обетовал дать ему ключи Царствия Божия и власть вязать и решить грехи (Мф. 16:19), ему, как представителю всего апостольского лика, от которого и выражено было Петром сие исповедание. Теперь, по совершении Своего дела Мессии, Господь исполняет Своё обетование и действительно дарует сию власть всем апостолам (не исключая, конечно, и отсутствовавшего Фомы, как принадлежавшего к лику апостолов), утверждая её дарованием им благодати Святого Духа. Господь именно сию власть дарует апостолам, так как в ней содержится сущность всего апостольского служения, как служения, содействующего усвоению дела Христова в мире, где могут быть и верующие, достойные отпущения грехов по вере, и – неверующие, которым не могут быть отпущены грехи по неверию их (см. прим. к Мф. 16:19; ср. Мф. 18:18).

24. Ин. 20:24.

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

Ин. 11:16, 14:5, 21:2; Мф. 10:3.

25. Ин. 20:25.

Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю.

Ин. 20:20; Пс. 21:17.

Фома – Близнец: см. прим. к 11:16. – Не был тут с ними: случайно или намеренно, прямо не говорится. Сколько можно судить по некоторым обнаружениям характера Фомы (11:16; 14:5), смерть Учителя произвела на него особенно сильное впечатление; в нём последовал более сильный, чем у других, упадок духа и тяжёлое уныние (ср. Лк. 24:21), и это отчуждение, в котором он держался от прочих учеников в день воскресения, вероятно, стояло в связи с этим впечатлением и настроением его духа. Это подтверждается тем резким противоречием, с каким он отнёсся к свидетельству учеников о ви́дении ими Господа. Со смертью Господа он считал всё дело поконченным, упование оставило душу его и – вот, когда ему сказали, что Господь жив, он считает невероятным; некоторая обдуманность и напряжённость, даже изысканность речи, в которой он выразил своё неверие, показывают, что это неверие было продуманное неверие, и притом соответственно его характеру, глубокое, которое могло уступить только при таких решительных средствах, каких требовал он. Но зато глубине этого неверия соответствовала потом и глубина веры! – Не вложу руки в рёбра: из этого несомненно, что рана, нанесённая Господу воином, была очень велика и могла прекратить жизнь Его, если бы Он в сие время ещё не умер.

26. Ин. 20:26.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

Ин. 20:19.

27. Ин. 20:27.

Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28. Ин. 20:28.

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Ин. 1:1; Рим. 9:5.

29. Ин. 20:29.

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Ин. 4:48; Мф. 15:32, 16:16; 1Пет. 1:8; Евр. 11:1.

После восьми дней и пр.: об этом явлении Господа повествует один только Иоанн. Являлся ли кому-либо Господь в эту неделю, не видно, но что не являлся ученикам, собранным вместе, на это прямо указывает Иоанн (21:14). – Были в доме: вероятно, в том же, где и восемь дней назад. – Фома с ними: не чуждался уже учеников и, может быть, под влиянием обращения с ними тяжкое неверие и безнадёжность мало-помалу оставляли его душу, и она мало-помалу делалась способной вновь к вере. И нужен был только один последний луч, чтобы совершенно осветить объявший душу его мрак и чтобы снова загорелся в ней ярким пламенем светоч веры и упования. – Пришёл Иисус и пр.: см. прим. к ст. 19. – Подай перст твой и пр.: Господь буквально повторяет слова Фомы, которыми Он выражал условие своей веры (ст. 25), что само по себе должно уже было уверить Фому, что Учитель знает и его душевное состояние и как он отнёсся к свидетельству апостолов. – Не будь неверующим, но верующим: Господь даёт сим чувствовать Фоме, что он находится в положении решительном, стоит на месте, откуда две дороги – полной веры и решительного ожесточения духовного, и вот Он – Господь его воскресший – Сам простирает к нему руки и сердце Своё, желая, чтобы просветилась душа его верой и он снова всей душой принадлежал бы к лику Его учеников. – Господь мой и Бог мой: живое, полное и высокое исповедание веры в Господа как Мессию. Что особенно поразило Фому, это – не только самое явление Господа и чувственное удостоверение чрез осязание, что это действительно Он, но и – это явление Его всеведения, по которому Он повторил слова Фомы, сказанные в Его отсутствие. Это – то же, что было ранее с Нафанаилом (1:46– 49 и прим.). Как там, так и здесь сильный луч света истины с силой и быстротой проник в самую глубину души Фомы и изгнал оттоле всякую тьму. И – как иногда бывает в развитии внутренней духовной жизни – вера с низшей степени вдруг восходит на неизмеримую высоту, и Фома с такой силой, ясностью и определительностью выражает свою веру в Господа как Мессию и Бога, как выражал её тогда разве один Пётр. Но эта вера Фомы основывалась на чувственном удостоверении; Господь открывает ему ещё высший путь к вере и ублажает достигших и достигающих силы веры не тем путём, каким достиг её Фома: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. Так как вера и прочих учеников в воскресение Господа утвердилась видением Его и осязанием (Лк. 24 и парал.), то слово, обращённое теперь к Фоме, относится, хотя не в такой степени (так как неверие Фомы было сильнее), и к ним, и Он Сам упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк. 16:14). Противоположность веры от видения и веры от невидения, о которой говорит здесь Господь, есть противоположность между верой, которая для возникновения и поддержания требует чувственного видения чудесного предмета или факта. Т. е. вообще требует чуда, и – верой, которая основывается на простом свидетельстве о предмете веры, на слове, на учении. Таковое противопоставление Господь часто делал (14 и парал.), и отдавал преимущество вере, основывающейся не на чуде, а на слове. С точки зрения чуда вера в целом мире была бы невозможна без постоянно продолжающегося чуда явления Христова каждому частному человеку, если бы каждый для своей веры требовал того, чего требовал Фома. Такой ход и развитие божественного дела на земле невозможны, и Господь ублажает тех, кто другим путём достигает веры, путём доверия свидетельству, слову, учению. Не лишается ублажения и блаженства и путь веры Фомин, но указывается лучший путь веры. «Сказал это не с тем, чтобы Фому лишить блаженства, но чтобы утешить невидевших. Ибо многие говорят: блаженны очи, видевшие Господа. Он утешает таковых, говоря, что более блаженства в том, чтобы не видеть и веровать» (Феофил., ср. Злат.). В лице Фомы исторгнут последний росток неверия в обществе ближайших учеников Господа, и великим изречением Фоме указан новый путь достижения веры, который и будет единственно возможным вскоре, по телесном вознесении Господа от земли на небо к Отцу. Это изречение есть как бы указание окончания евангельской истории и начала апостольской истории, и ев. Иоанн вслед за сим делает заключение своей евангельской книге, так что последняя глава Евангелия его есть особое прибавление, может быть, сделанное им после, с присовокуплением нового заключения целой книги.

30. Ин. 20:30.

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

Ин. 21:25.

31. Ин. 20:31.

Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Ин. 5:24; 1Ин. 5:13.

Много: нечто из этого многого рассказано в Евангелии Иоанновом, нечто – в других Евангелиях, но много осталось совсем не записанным (21:24–25). – Других чудес: собственно – знамений, необыкновенных действий в слове и деле (ср. 12:37), в которых Господь явил Себя Мессией, Сыном Божиим (ст. 31). – Пред учениками Своими: следовательно, знамений, известных писателю Евангелия, принадлежащему к числу учеников Христовых, и – знамений достоверных, так как свидетелями их были непосредственные ученики Его. – О которых не написано в книге сей, т. е. во всём Евангелии Иоанновом, и которые, однако, могли бы быть записаны, как достоверно известные. – Сие же написано: т. е. то, что из этого многого в этом Евангелии написано, написано для утверждения веры читателей Евангелия и всех христиан в Иисуса как истинного Мессию, Сына Божия. Из многого немногое записано, но и этого немногого достаточно вполне для утверждения сей веры. – Уверовали: христиане – читатели Евангелия, конечно, веровали, как принадлежащие к Церкви; значит, слово надобно принимать в смысле утверждения веры. Могли быть колеблющиеся в некоторых предметах веры во Христа под влиянием лжеучителей (см. Предисловие § 2); для них особенно нужно было такое утверждение веры; наконец, и неверующие, кто хотел бы читать это Евангелие, могли уверовать, что Иисус есть Христос, Сын Божий. – И, веруя, имели жизнь: т. е. вечную, какую дарует только вера во Христа (ср. прим. к 3:15–16 и прим.). – Во имя Его: во имя Мессии, как предмет веры (14:13–14 и прим. и парал.).


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1

Комментарии для сайта Cackle