Поучение воспитанникам семинарии пред началом нового учебного года. (28 августа 1885 г.)

Непрестанно воспоминаю о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славнаго наследия Его для святых (Еф. 1:16–18).

Юным детям и возрастающим юношам пред началом их учения весьма прилично повторить эти благожелательные слова апостола Павла, которыми он приветствовал Ефесских христиан. Потому-то, конечно, вы и слышите эти слова всякий раз при начале своего учебного года в апостольском чтении, положенном церквию на молебном пении «при начатии учения отроков». Выбрав и узаконив такое чтение на все подобные случаи, Христова церковь, наша всеобщая воспитательница и учительница, очевидно хочет выразить ту мысль, что самою высшею и последнею целью всякого обучения должно быть познание Господа Бога, приближение к нему и устремление духа человеческого в ту неземную область, где ждет его истинно разумная и блаженная жизнь в общении с источником всякого ведения Господом Богом, Все иные цели суть низшие и служебные. А ту науку и то обучение, которое забывало бы эту высшую цель свою и даже отвращало бы учащихся от богопознания (есть всякие обучения!), церковь и не благословляет, и отнюдь не берет под свое покровительство. Таким образом мое самое горячее желание вам, духовные воспитанники, будущие избранные служители Христовой церкви и пастыри духовные, дабы вы успевали в новом своем учебном годе главным образом в боговедении и в богоприближении, и дабы все ваши труды учебные, все ваши помыслы и вся ваша жизнь в нашей школе сводилась и направлялась провидением Божиим к этой именно высшей цели всякой науки, которую разумеет апостол, хотя бы эта цель не всегда ясно и не всегда близко имелась у вас в виду по вашей еще юности и духовной незрелости.

Если вы вникнете в благожелательные слова апостольского приветствия, которыми св. церковь приветствует и вас пред началом ваших учебных трудов; то усмотрите, что успехи в достижении высших целей обучения возможны лишь при благодатном пособии и воздействии от Господа Бога на органы душевной восприемлемости к обучению, на ум и сердце человеческое. Так что если Бог Господа нашего Иисуса Христа Отец славы не даст человеку Духа премудрости и откровения к познанию его; то человек этот так и останется в неведении Бога, при самых счастливых умственных своих способностях и при богатстве научных сведений, которыми наполнена может быть его голова. Что много всегда было, чрезвычайно много и теперь есть таких слепотствующих умников и безбожных ученых голов, что выходят они часто из высших и считающихся лучшими и образцовыми учебными заведениями, – это вы конечно слыхали и сами знаете. Точно также, если благодать Божия не просветит очей сердечных в человеке, которыми человек только и может видеть и постигать очень многое, что совсем даже недоступно горделивому и пытливому уму его; то человек так и останется сухим, бессердечным и тупым существом к постижению всего, что касается сокровенных и возвышенных тайн его духа и его высшего человеческого назначения. Эти окованные сердцем в мудрости люди, по изречению псалмопевца, так и остаются с своим материальным, низменным и животным направлением во всю свою жизнь, хотя бы около них раздавались самые громогласные поведания небес о славе Божией, и хотя бы о творениях рук Божиих возвещала непрерывно твердь небесная пред самыми их многоучеными очами. Закованное, как в броню железную, в эгоизм и чувственность, сердце их совершенно теряет восприемлемость к глаголам Божиим. Безвкусие ко всему духовному и возвышенному у них полное; равнодушие и даже отвращение к требованиям религии у них страшное. Какой прок, спрошу я вас, для таких несчастных людей в их обучении и умственном развитии, хотя бы оно было самое широкое и самое многообразное? Стали даже вообще говорить, что с развитием наук и умножением учености в людях слабеет их вера, умножается скептицизм и отрицание христианских догматов, а жизненная развращенность приобретает лишь бесстрашное спокойствие, ибо изобретает для себя разные научные оправдания. К сожалению, это справедливо, и именно для тех людей, которые учатся и развиваются вне благодатного осенения свыше и которым отказал Господь в духе премудрости и откровения к познанию Его. Как это ни грустно, а нужно признаться, что таких людей нынче расплодилась масса. Их соблазнительные речи повсюду раздаются, их заражающими примерами окружены мы со всех сторон, их книжные ученые труды печатаются в тысячах экземпляров и жадно подхватываются легковерною молодостью для прочтения. И все эти люди вышли большею частию из разных школ, и в тот самый период жизни, который вы теперь переживаете, сидели подобно вам на учебных скамейках. Вот что страшно и что внушает разные опасения за вас и что побуждает нас пред началом вашего учения молить Господа молитвенными словами апостола Павла об его ефесских учениках, дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа Отец славы дал вам духа премудрости, и откровения к познанью Его, и просветил бы очи сердца вашего! Кроме указанных примеров ненормального научного и умственного развития есть у нас, откровенно говоря, перед вами и свои домашние поводы для опасений и неуверенно-тревожных забот о вашем обучении и воспитании. Разве не знаете вы сами, что в вашей массе попадаются такие личности, что что им ни говори, как ни усовещевай их, как ни стыди и ни грози, – а они все свое? Все у них какое-то не хорошее на уме, все их тянет с позволения сказать, к каким-то мерзостям и пошлостям, и заботы о своей порядочности, по-видимому, нет у них никакой. Мы им внушаем: «учитесь как можно прилежнее», – а они шалости и ничегонеделанье с обманом наставников чуть-ли не считают какою-то заслугою и молодечеством и похваляются им пред своими более скромными и усердными товарищами. Мы их учим: «будьте вежливы и деликатны», – а они как будто нарочно невежничают и даже рисуются своею грубостию и не опустят случая устроить втихомолку и из-за угла какую-нибудь неприятность и огорчение своим воспитателям. Мы настаиваем: «будьте целомудренны в жизни, чисты в помыслах и скромны в словах», – а они дозволяют всякие сальности и любострастные выходки на квартирах и в школе, походя похабничают в слове и находят умным острить разными неприличными, то площадными, то оскорбительными надписями на стенах, на партах и где приведется. Мы хлопочем внушить страх и отвращение к хмельным удовольствиям, как к делу и вообще непотребному, а для духовных юношей совершенно непристалому, – а они устраивают винные пирушки по секрету и в недоступное время для приставленного к ним надзора, и учащая эти секретные пирушки и непристойные хмельные дурачества, и в самом деле некоторые привыкают к вину и выходят из заведения с готовыми несчастными задатками недостойного священнослужительства по селам и деревням православного русского народа, вместо ожидаемого от них просветительного пастырства. Мы привлекаем их к точному и искреннему исполнению обязанностей религиозных и хотим освоить и сроднить их с церковными обрядами и уставами, – а они обо всем этом не радят, а некоторые наслышавшись и начитавшись всякой книжной тли кощунствуют втайне, самохвально надевая на себя жалкую тогу якобы крепкоголовых отрицателей и неверов, не замечая в ребяческой самомнительности, что тога эта совершенно им не по плечу, т. е. не по голове и не по уму и вообще не по сану. Что вы скажете про все это сами? Не правда ли, что про таких воспитанников нельзя сказать, что Господь даровал им Духа премудрости и откровения к познанию его? А напротив, надо сказать про них, что они стоят на ложной дороге, которая к добру и к Богу их не приведет! Много-ли мало-ли таких личностей в вашем обществе, а если они есть, – то вот и скорбь нам большая, а вашему обществу стыд и срам великий. Таким образом, любезные воспитанники, вашею первою заботою в наступившем учебном году должно быть то, чтобы снискать от Господа Бога ту благодать и того Духа Божия, который отверзает умственные очи человеку и, касаясь невидимо его сердца, содействует его правильному и всестороннему развитию и делает истинно благородным и истинно образованным человеком, и без которого все усилия и ваши и наши об вашем образовании могут пропасть задаром и не иметь никакого успеха. Как снискать сего? Усердною молитвою, тихим и кротким своим поведением. Просите неослабно Господа своими юными устами и старайтесь заслужить его милость своими делами, дабы он «милостивно призрел на вас и ниспослал в сердца, во ум и во уста ваши Духа премудрости, разума же и благочестия и страха своего, во еже скоро прияти и спешно навыкнути божественного закона Его, даровати вам здравие и долголетны вас сотворити к созиданию и славе церкви своей!» Господь услышит вас, когда вы будете от души и сердца взывать к нему и своим поведением будете доказывать, что вы усиленно ищете не той премудрости, которую апостол называет земной, душевной и бесовской, и которая сопровождается завистию и сварливостью, а премудрости сходящей свыше, которая во-первых чиста, потом мирна, кротка, послушлива, исполнена милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна (Иак. 3:15, 16).

Что касается далее – ваших учебных обязанностей и трудов в наступающем новом лете вашем; то кроме общих и обычных внушений о прилежании и усидчивом терпении в книжных занятиях, я должен указать для нашего назидания на два обстоятельства, попреимуществу новые, с которыми вы встретитесь в нынешнем учебном году. Да будут для вас эти обстоятельства вразумлением свыше, и как бы указанием от самого провидения – того, на что вы должны устремить преимущественно свои учебные труды. В самом деле, кроме внутреннего и таинственного воздействия на сердце человеческое своею благодатию, Господь руководит человека еще и видимыми указаниями, слагающимися из обстоятельств его жизни. Разумный человек и верующий христианин не должен пропускать без внимания этих указаний напротив должен изучать их, уразумевать их смысл, и руководствоваться ими в своей жизни. Так следует поступить и вам. А вас вот что новое ожидает, – это новый семинарский устав. Самая крупная для вас новость этого устава состоит в том, что науки богословского характера и содержания получают в нем преобладающее и господствующее значение. Как число учебных часов, так и количество преподавателей по этим предметам в нашей семинарии значительно увеличиваются. Некоторые богословские предметы вводятся в тех классах, где прежде были только предметы общего образования. Наконец вводятся некоторые совершенно новые богословские предметы. Все это направляется очевидно к тому, чтобы по выходе из семинарии вы чувствовали себя с довольным запасом тех именно знаний, которые от вас потребуются прежде всего, и без которых нельзя быть дельным и знающим пастырем церкви. И в самом деле, если успех каждого дела зависит много от нарочитой предварительной подготовки деятелей; то и ваше будущее пастырство много облегчится для вас и пойдет успешнее, если вы более к нему будете приготовлены в школе. Надобно правду сказать, что до последнего времени духовные воспитанники по характеру своего образования были лицами какого-то смешанного вида. За светскими школами по своим учебным программам они не могли угоняться, хотя многие из них стремились в эти школы по своим наклонностям или житейским соображениям. Но и в своих специальных предметах они далеко не все то знали, что могли бы гораздо основательнее изучить и узнать в средней духовной школе для своей ближайшей цели, т. е. для пастырства и священства. А между тем большинство духовных воспитанников с этою, так сказать, недоученостию все же поступало в духовное звание, и течением сословной жизни все же направляемо было на обычный путь священно-служения. Для образовательных целей духовного звания здесь была только одна потеря; ибо пробелы богословских знаний, столь нужных для просветительной и учительной деятельности каждого священника, весьма трудно уже могут быть пополняемы в жизни и во время самой службы священнослужительской. С обязанностями этой службы настоит, как известно, для каждого священника множество и других неотложных обязанностей, например семейных, хозяйственных и проч. И потому образовательные пробелы для большинства наших питомцев так и оставались пробелами и на их последующей духовной службе. Да и для самих духовных школ прежний порядок вещей сопряжен был с потерею и немаловажным вредом. Ибо ученики наши держались в каком-то колебательном положении, и до известных классов многие из них, и даже лучшие не знали, что им делать и куда направлять себя, – для светской, или для богословской науки. Теперь должна быть положена одна определенная печать на ваше образование. Как по своему призванию, так и по образованию вы призываетесь быть только духовными воспитанниками. Возьмите же это за руководящую для себя идею и воодушевитесь этой благородной и святой идеей. Должно быть так угодно Господу Богу! Должно быть сам Господь зовет вас к этому течением современных обстоятельств и совершившимся преобразованием наших духовных школ! Многим хорошим следует, конечно, помянуть прежний семинарский устав; но много и нежеланного наросло и созрело в период его действования в нашей духовно-учебной области. Да будет сему нежеланному конец с нынешнего учебного года; и да дарует нам Господь утешение видеть в среде вашей под влиянием нового устава новое нараждающееся поколение истинно духовных воспитанников – скромных, благородных и трудящихся, и притом знатоков своего ближайшего дела! Вторая важная новизна учебная, ждущая вас в нынешнем году, состоит в том, что вы призываетесь к усиленной и правильно организованной педагогической деятельности. При семинарии открывается образцовая народная школа с отдельным учителем и законоучителем, с нарочито выработанными для нее программами и с своим отдельным расписанием ежедневных учебных часов. По утрам в свободное время, которое нарочито будет выделяться вам расписанием ваших собственных учебных часов, вы будете присутствовать в этой школе, присматриваться к ходу и приемам обучения и учиться, как учить детей первоначальным и основным предметам обучения, а по вечерам сами будете упражняться в обучении с ними и руководить их в приготовлении уроков. Цель всего этого та, чтобы по окончании курса своего обучения вы выходили из семинарии с довольным запасом не только богословских знаний для просветительного влияния на народ и для борьбы с врагами и затемнителями православной народной веры, но и с довольным запасом практической опытности в деле школьного обучения крестьянских детей. Ибо пастырю церкви надлежит быть не совершителем только богослужения и разных церковных треб для своих прихожан, – для этого вам вовсе и не стоило бы так долго учиться в семинарии, а можно было бы ограничиться вам простой грамотностью или начетничеством, – а следует пастырю быть преимущественно учителем и просветителем народа; ибо совершителем таинств может быть самый простой и некнижный человек. По потребностям нынешнего времени учительство и педагогическая опытность от пастыря церкви требуется прежде всего и больше всего; ибо народное обучение признано всего естественнее и всего безопаснее вверить православной церкви и ее служителям, т. е. духовным отцам сельских людей, – а вы к этому-то служению и приготовляетесь всем учебным строем вашей семинарской школы. Воодушевитесь же этой благородной и могущей принести обильнейшие благие плоды мыслию, что вам следует быть между прочим и воспитателями и учителями народными, и что для этого следует вам сознательно, добровольно и усердно запасаться и сведениями и опытностию, необходимыми для будущей вашей учительской деятельности среди народа. И прежде ценилась пригодность и способность учеников семинарии к школьной учебной деятельности в народных школах, даже многим из них отдавалось преимущество в этом отношении пред воспитанниками, готовившимися к учебной деятельности в нарочитых учительских семинариях. Но многие из вас все-таки теряли много прав и не могли преимуществовать в школьном деле над народными учителями при всем своем преимуществе над ними в образовательном и умственном отношении. Теперь в стенах семинарии дается вам возможность специальной подготовки к учебной деятельности в народных школах, – и вы не опускайте этой дорогой возможности. Православный русский народ не забудет вашей просветительной услуги для его детей; а Господь зачтет ее в великую заслугу и пред собой. Сколько было посягательств на народное образование со стороны непризванных просветителей народа! Сколько делалось ими скрытых и лукавых подходов, чтобы сеять на народной почве плевельные семена малоценного и безрелигиозного обучения! Но народ чуял душой и сердцем своим простым и верующим, какого духа его непризванные просветители, – и большею частию отвертывался от них. Вы, духовные воспитанники, выступаете теперь как новые ратники и труженики в деле народного образования, на которых может вполне положиться правительство и которых должен полюбить и оценить народ; ибо вы будете сеять одни только чистые и здоровые семена просвещения народного в духе религии и православной русской национальности. Темный и простой, но крепкий верою и верный преданиям православной отечественной старины, народ сельский ждет вас, как желанных миссионеров своего религиозного просвещения. И вы можете исполнить это высокое служение и совершить этот великий подвиг, – где и как – вы думаете? А вот в народной школе посредством азбуки! Господь да будет вашим помощником! Аминь.

Комментарии для сайта Cackle